Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию для второй группы раннего развития
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ:
- Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости.
- Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.
- Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками.
- Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).
- Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_hudozhestvenno-esteticheskomu_razvitiyu_2-3.doc | 358 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с Основной Общеобразовательной Программой Дошкольного Образования Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий. ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
ООП ДО разработана на основе:
- Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации;
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от17.10.2013г. № 1155;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26.
- и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
Цели и задачи реализации ООП ДО
Ведущие цели ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
- формирование основ базовой культуры личности;
- всесторонне развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе;
- обеспечение жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
- патриотизм;
- активная жизненная позиция;
- творческий подход в решении жизненных ситуаций;
- уважение к традиционным ценностям.
ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий направлены на решение следующих задач:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей ребенка);
- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка ка субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Принципы и подходы к формированию ООП ДО
Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий
В ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.
ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всесторонне развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных.
ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий опирается на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность:
- комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей;
- всестороннее воспитание;
- обогащение развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
Особая роль в ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.
ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий строится на принципе культуросообразности, реализации которого обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие как важнейший результат успешности воспитания и образования ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- строится с учетом принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ:
- Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости.
- Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.
- Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками.
- Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).
- Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ:
- Формировать интерес к лепке.
- Закреплять представления детей о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки.
- Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; учить создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.
- Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.
- Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.
ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ:
реализации рабочей программы по речевому развитию основываются на основных принципах общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
- принцип культуросообразности, который обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые качества в развитии дошкольников;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
- варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
- принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
Рабочая программа реализуется в организованной образовательной деятельности. Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 10 минут, 2 раза в месяц,
Возраст детей: с 2 до 3 лет.
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Режимные моменты
- использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики;
- привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.
Самостоятельная деятельность детей
- предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать ( преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и рочее), слушать музыку;
- встречи родителей и детей с музыкантами и композиторами, фестивали, музыкально-литературные вечера;
- маршруты выходного дня в концертные залы, театры, музеи.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:
материально- техническое обеспечение
В группе имеется аудиомагнитофон.
+методическое обеспечение
Методическая литература для педагога:
- К о м а р о в а Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст (2-3 года).
ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
ООП ДО ДГ ПРИ МБОУ «СШ № 24» АУЛА ШЕНДЖИЙ
Характеристика особенностей развития детей третьего года жизни
Вторая группа раннего развития (от 2 до 3 лет)
Кризис трех лет.
Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослыми и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.
Предметная деятельность.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
Речь
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжа-ют осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500 – 2500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.
Виды деятельности
В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.
Изобразительная деятельность
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» – окружности и отходящих от нее линий.
Восприятие
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2 – 3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Мышление
Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т.п.
Мотивы
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.
Поведение
В этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.
СПЕЦИФИКА НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ
Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами музыкального, декоративно-прикладного, литературного искусства народов, проживающих на территории Адыгеи, включает в себя:
- создание условий для проведения детьми своих способностей в национальной музыке, живописи, танцах и литературе;
- развитие продуктивной деятельности через приобщение детей к изобразительному, декоративно-прикладному искусству народов, проживающих в Республике Адыгея, родного аула;
- воспитание нравственно-патриотических чувств посредством знакомства детей с произведениями адыгского, русского и других народов.
Задачи психолого-педагогической работы по реализации национально-регионального компонента в тематическом блоке изобразительная деятельность
Вторая группа раннего развития (от 2 до 3 лет)
- содействовать проявлению интереса к произведениям адыгейского народного, декоративно-прикладного искусства, с которыми можно действовать (циновка, золотое шитье, адыгейский костюм).
Специфика климатических условий
Климат в Тахтамукайском районе достаточно умеренный и мягкий. Зима теплая. В среднем январская температура держится на уровне минус двух градусов. В июле – самом жарком месяце лета, по данным прогноза погоды, среднесуточная температура воздуха равна двадцати трем градусом. Все это позволяет организовать непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе практически круглогодично.
Специфика демографических условий
Тахтамукайский район – самый благополучный в Адыгее по уровню безработицы, в том числе среди молодежи, поэтому темпы роста потребности населения аула Шенджий в услугах дошкольного образования опережают темпы развития дошкольных образовательных учреждений аула.
Специфика организационных условий
ДГ при МБОУ «СШ № 24» работает в условиях 10,5-часового пребывания в режиме 5-дневной рабочей недели. Объём обязательной части ООП ДО составляет 60% от её общего объёма. Вариативная часть (40%) формируется участниками образовательных отношений в соответствии с возрастом воспитанников:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
Формирование представления о значении органов чувств человека для художественной деятельности, формировать умение соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины рассматривают, стихи читают и слушают и т.д.).
Формирование интереса к классическому и народному искусству (музыке, изобразительному искусству, литературе, архитектуре).
Формирование основ художественной культуры. Развитие интереса к искусству. Закрепление знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (декоративно-прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк).
Расширение знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства.
Продолжение знакомства детей с произведениями живописи: И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И.Левитан («Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода»), А.Саврасов («Грачи прилетели»), А.Пластов («Полдень», «Летом», «Сенокос»), В.Васнецов («Аленушка», «Богатыри», Иван-Церавич на Сером волке») и др.
Обогащение представления о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности (форму, пропорции, цвет, характерные детали, позы, движения и др.).
Расширение представления о художниках – иллюстраторах детской книги (И.Билибин, Ю.Васнецов, В.Конашевис, В.Лебедев, Т.Маврина, Е Чарушин и др.).
Продолжение знакомства с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками.
Продолжение знакомства с архитектурой, закрепление и обогащение знания детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы и др.).
Развитие умения выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинаково назначения. Формирование умения выделять одинаковые части конструкции и особенности деталей. Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и т.д. Знакомство с архитектурой с опорой на региональные особенности местности, в которой живут дети. Рассказывание детям о том, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники золотого кольца и другие – в каждом городе свои.
Развитие умения передавать в художественной деятельности образцы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек (наличники, резной подзор по контуру крыши).
Расширение представления детей о творческой деятельности, ее особенностях; формировать умение называть виды художественной деятельности, профессии деятелей искусства (художник, композитор, артист, танцор, певец, пианист, скрипач, режиссер, директор театра, архитектор и т.п.).
Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Знакомство с историей и видами искусства; Формирование умения различать народное и профессиональное искусство. Организовывать посещения выставки, театра, музея, цирка (совместно с родителями).
Расширение представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира.). Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
Поощрение активного участия детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.
Приобщение к искусству
Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства.
Воспитание умения понимать содержание произведений искусства.
Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.
Изобразительная деятельность
Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.
Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.
Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Конструктивно-модельная деятельность
Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.
Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Музыкально-художественная деятельность
Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами.
Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. Формирование песенного, музыкального вкуса. Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Удовлетворение потребности в самовыражении.
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Тематический блок
ПРИОБЩЕНИЕ К ИСКУССТВУ
Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности.
Формировать интерес к классическому и народному искусству (музыке, изобразительному искусству, литературе, архитектуре).
Формировать основы художественной культуры. Развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (декоративно-прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк).
Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства.
Продолжать знакомить детей с произведениями живописи: И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И. Левитан («Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода»), А. Саврасов («Грачи прилетели»), А. Пластов («Полдень», «Летом», «Сенокос»), В. Васнецов («Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке») и др.
Обогащать представления о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности (форму, пропорции, цвет, характерные детали, позы, движения и др.).
Расширять представления о художниках – иллюстраторах детской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврина, Е. Чарушин и др.).
Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками.
Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного на-значения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы и др.). Развивать умение выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения. Формировать умение выделять одинаковые части конструкции и особенности деталей.
Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и т.д. Знакомить с архитектурой с опорой на региональные особенности местности, в которой живут дети. Рассказать детям о том, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники Золотого кольца и другие – в каждом городе свои.
Развивать умения передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек (наличники, резной подзор по контуру крыши).
Расширять представления детей о творческой деятельности, ее особенностях; формировать умение называть виды художественной деятельности, профессии деятелей искусства (художник, композитор, артист, танцор, певец, пианист, скрипач, режиссер, директор театра, архитектор и т. п.).
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.
Формировать представление о значении органов чувств чело-века для художественной деятельности, формировать умение соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины рассматривают, стихи читают и слушают и т. д.).
Знакомить с историей и видами искусства; формировать умение различать народное и профессиональное искусство. Организовать посещение выставки, театра, музея, цирка (совместно с родителями).
Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.
тематический блок
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету.
Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументированно и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.
Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художествен-но-творческой деятельности.
Воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства.
Продолжать учить рисовать с натуры; развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета; совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию.
Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.
Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их; вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.
Предметное рисование.
Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры; развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).
Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.). Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа.
Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разным способам создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью – до создания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как в начале, так и по завершении основного изображения.
Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном на- правлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами – при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.
Учить видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.
Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки.
Постепенно подводить детей к обозначению цветов, напри-мер, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т. п.). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие – красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный). Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.
Учить детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке, развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.).
Сюжетное рисование.
Продолжать учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа – передний план или дальше от него – задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т.п.). Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе те-мы, композиционного и цветового решения. Декоративное рисование. Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.). Учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида.
Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.
Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
Лепка.
Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; про-должать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой. Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику – коллективная композиция). Учить детей создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей. Декоративная лепка. Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. Учить при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.
Аппликация.
Продолжать учить создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов). Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по замыслу детей и по мотивам народного искусства.
Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой.
При создании образов поощрять применение разных приемов вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений (намазывая их клеем полностью или частично, создавая иллюзию передачи объема); учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки. Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции. Поощрять проявления творчества.
Художественный труд: работа с бумагой и картоном. Закреплять умение складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы (мишка-физкультурник, клюющий петушок и др.).
Формировать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Формировать умение использовать образец. Совершенствовать умение детей создавать объемные игрушки в технике оригами.
Художественный труд: работа с тканью.
Формировать умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку». Закреплять умение делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т. д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.
Художественный труд: работа с природным материалом.
Закреплять умение создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции («Лесная поляна», «Сказочные герои»). Развивать фантазию, воображение. Закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы.
Тематический блок
КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры и др.). Поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности. Учить видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение. Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений. Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
Конструирование из строительного материала. Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки. Продолжать учить сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома).
Конструирование из деталей конструкторов. Познакомить с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учить создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т. д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.
Познакомить детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами. Учить создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя.
Учить создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.).
Учить разбирать конструкции при помощи скобы и киянки (в пластмассовых конструкторах).
Тематический блок
МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух. Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку. Обучать игре на детских музыкальных инструментах. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.
Слушание.
Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты – терции; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов. Познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской Федерации. Пение. Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.
Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от до первой октавы до ре второй октавы; учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию).
Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.
Песенное творчество. Учить самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.
Музыкально-ритмические движения.
Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание. Знакомить с национальными плясками (русские, белорусские, украинские и т. д.). Развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценированные песен, театральных постановок.
Музыкально-игровое и танцевальное творчество.
Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.). Учить детей импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак; лукавый котик и сердитый козлик и т.п.). Учить придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами. Учить самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов. Формировать музыкальные способности; содействовать проявлению активности и самостоятельности. Игра на детских музыкальных инструментах. Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке.
Учить играть на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках; исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата прове-дения | Тема | Кол-во часов | |
Сентябрь | |||
«Знакомство с карандашом и бумагой». | 15 мин. | ||
«Знакомство с глиной, пластилином». | 15 мин. | ||
Рисование «Идет дождь». | 15 мин. | ||
Аппликация «Большие и маленькие мячи». | 15 мин. | ||
Рисование «Привяжем к шарикам цветные ниточки». | 15 мин. | ||
Лепка «Палочки». | 15 мин. | ||
Рисование «Красивые лесенки». | 15 мин. | ||
Аппликация «Овощи (фрукты) лежат на круглом подносе». | 15 мин. | ||
Октябрь | |||
Лепка «Колобок». | 15 мин. | ||
Рисование «Цветные клубочки». | 15 мин. | ||
Аппликация «Большие и маленькие яблоки на тарелке». | 15 мин. | ||
Рисование «Колечки». | 15 мин. | ||
Лепка «Подарок любимому щенку (котенку)». | 15 мин. | ||
Рисование «Раздувайся, пузырь…». | 15 мин. | ||
Аппликация «Ягоды и яблоки лежат на блюдечке». | 15 мин. | ||
Ноябрь | |||
Рисование по замыслу. | 15 мин. | ||
Лепка «Крендельки». | 15 мин. | ||
Рисование «Красивые воздушные шары (мячи)». | 15 мин. | ||
Аппликация «Разноцветные огоньки в домиках». | 15 мин. | ||
Рисование «Разноцветные колеса». | 15 мин. | ||
Лепка «Пряники». | 15 мин. | ||
Рисование «Нарисуй что-то круглое». | 15 мин. | ||
Аппликация на полосе «Шарики и кубики». | 15 мин. | ||
Рисование «Нарисуй, что хочешь красивое». | 15 мин. | ||
Декабрь | |||
Лепка «Погремушка». | 15 мин. | ||
Рисование «Снежные комочки, большие и маленькие». | 15 мин. | ||
Аппликация «Пирамидка». | 15 мин. | ||
Рисование «Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров». | 15 мин. | ||
Лепка «Лепешки, большие и маленькие». | 15 мин. | ||
Рисование Деревья на нашем участке». | 15 мин. | ||
Аппликация «Наклей какую хочешь игрушку». | 15 мин. | ||
Рисование «Елочка» | 15 мин. | ||
Лепка «Башенка». | 15 мин. | ||
Январь | |||
Рисование «Новогодняя елка с огоньками и шариками». | 15 мин. | ||
Аппликация «Красивая салфеточка». | 15 мин. | ||
Рисование «Украсим дымковскую уточку». | 15 мин. | ||
Лепка «Слепи свою любимую игрушку». | 15 мин. | ||
Рисование по замыслу. | 15 мин. | ||
Аппликация «Снеговик». | 15 мин. | ||
Февраль | |||
Рисование «Мы слепили на прогулке снеговиков». | 15 мин. | ||
Лепка «Воробушки и кот». | 15 мин. | ||
Рисование «Деревья в снегу». | 15 мин. | ||
Аппликация «Узор на круге». | 15 мин. | ||
Рисование «Самолеты летят». | 15 мин. | ||
Лепка «Большие и маленькие птицы на кормушке». | 15 мин. | ||
Рисование «Светит солнышко». | 15 мин. | ||
Аппликация «Цветы в подарок маме, бабушке». | 15 мин. | ||
Март | |||
Лепка «Неваляшка» | 15 мин. | ||
Рисование «Красивые флажки на ниточке». | 15 мин. | ||
Аппликация «Флажки». | 15 мин. | ||
Рисование «Нарисуйте, кто что хочет красивое». | 15 мин. | ||
Лепка «Угощение для кукол, мишек, зайчиков». | 15 мин. | ||
Рисование «Книжки-малышки». | 15 мин. | ||
Аппликация «Салфетка». | 15 мин. | ||
Рисование «Нарисуй что-то прямоугольной формы». | 15 мин. | ||
Апрель | |||
Рисование «Красивый коврик». | 15 мин. | ||
Лепка «Зайчик (кролик)». | 15 мин. | ||
Рисование «Скворечник». | 15 мин. | ||
Аппликация Скворечник». | 15 мин. | ||
Рисование «Красивая тележка». | 15 мин. | ||
Лепка «Цыплята гуляют». | 15 мин. | ||
Рисование по замыслу. | 15 мин. | ||
Аппликация ««Скоро праздник придет». | 15 мин. | ||
Май | |||
Рисование «Картинка о празднике» | 15 мин. | ||
Лепка «Угощение для кукол». | 15 мин. | ||
Аппликация «Цыплята на лугу». | 15 мин. | ||
Рисование «Одуванчики в траве». | 15 мин. | ||
Лепка «Утенок». | 15 мин. | ||
Рисование «Платочек». | 15 мин. | ||
Аппликация «Домик». | 15 мин. | ||
Рисование красками по замыслу». | 15 мин. | ||
Лепка «Вылепи, какое хочешь, животное». | 15 мин. | ||
Итого: 72 ч. |
ИНТЕГРАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Образовательная деятельность по реализации национально-регионального компонента
Национально-региональный компонент – педагогически отобранный материал из различных образовательных областей, раскрывающий культурное, национальное, природно-экологическое своеобразие республики; менталитет и духовную культуру Республики Адыгея.
Цель включения национально-регионального компонента в содержание психолого-педагогической работы по реализации основных направлений развития (образовательных областей) – приобщение детей к национальным традициям, особенностям национальной культуры своего народа, многообразному миру музыкального, изобразительного и литературного искусства Адыгеи.
Реализация НРК в Дошкольных группах при МБОУ «СШ №24» а.Шенджий предусматривает следующие направления деятельности:
- приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Адыгея;
- формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;
- создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;
- ознакомление с природой Адыгеи, формирование экологической культуры;
- ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Адыгея, праздниками, событиями общественной жизни республики, её символикой, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.
Виды детской деятельности, в которых осуществляется ознакомление детей с национальной культурой
- игровая деятельность (игры с куклами в национальных костюмах, народные подвижные игры);
- экскурсии;
- организация выставок изделий национального декоративно-прикладного творчества;
- театрализованная деятельность, народные праздники.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами музыкального, декоративно-прикладного, литературного искусства народов, проживающих на территории Адыгеи, включает в себя:
- создание условий для проявления детьми своих способностей в национальной музыке, живописи, танцах и литературе;
- развитие продуктивной деятельности через приобщение детей к изобразительному, декоративно-прикладному искусству народов, проживающих в Республике Адыгея, родного аула;
- воспитание нравственно-патриотических чувств посредством знакомства детей с произведениями адыгского, русского и других народов.
МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются:
- основанием для формального сравнения с реальными достижениями детей;
- основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
- аттестацию педагогических кадров;
- оценку качества образования;
- оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в т. ч. в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
- распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников детского сада
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих задач:
- индивидуализации образования, в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории, профессиональной коррекции особенностей его развития;
- оптимизации работы с группой детей.
ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
1. Педагогическая диагностика строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях).
2. Педагогические оценки дают взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его поведение, т. е. педагоги (воспитатели и специалисты), работающие в группе.
3. Педагогическая оценка должна быть максимально структурирована.
4. Родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос.
Инструментарий для педагогической диагностики – нормативные карты наблюдений детского развития, разработанные Н. А. Коротковой и П. Г. Нежновым.
В основу нормативных карт положены два критерия оценки: интегральные показатели развития ребенка в дошкольном возрасте и активность, инициативность ребенка как субъекта деятельности в раз-личных жизненных сферах.
Первый критерий – это интегральные показатели развития ребенка в дошкольном возрасте, а именно – интеллектуальные и мотивационные характеристики его деятельности. Развитие ребенка фиксируется в двух крайних нормативных точках, соответствующих началу и концу дошкольного детства – в 3 года и в 6 – 7 лет, а также в точке качественного сдвига в психическом складе ребенка – между 4 – 5 годами.
В диапазоне дошкольного возраста выстраиваются три целостных «образа» ребенка, последовательная смена которых служит самым общим ориентиром для воспитателя в оценивании продвижения детей. Происходит переход от ситуативной связанности окружающим предметным полем и процессуальной мотивации к появлению замысла-цели (осознанного намерения делать что-то уже вне прямой зависимости от наличной предметной обстановки) с тенденцией к его воплощению, пока еще неустойчивой, и далее – переход к достаточно оформленным в соотносимых с ними результатах (т. е. к смене процессуальной мотивации мотивацией достижения результата).
Качественные сдвиги в развитии ребенка в диапазоне дошкольного возраста предстают в виде трех ступеней (уровней):
I уровень – ситуативная связанность наличным предметным полем, процессуальная мотивация;
II уровень – появление замысла, не зависящего от наличной предметной обстановки, с частичным сохранением процессуальной мотивации (неустойчивость замысла, нет стремления к достижению определенного результата);
III уровень – четко оформленный замысел (цель), воплощающийся в продукте (результате), мотивация достижения определенного результата.
Второй критерий оценки, положенный в основу нормативной карты развития, – это активность, инициативность ребенка как субъекта деятельности в различных жизненных сферах.
Наблюдения за тем, что собственно делает ребенок, дают возможность выделить сферы его инициативы:
- сферы, обеспечивающие развитие наиболее важных психических процессов (психических новообразований возраста);
- сферы, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка, его самореализацию, полноту «проживания» им дошкольного периода детства, включенность в те виды культурной практики, которые традиционно отведены обществом для образования дошкольника.
Нормативная карта развития задана как индивидуально-групповая, так как образовательный процесс в детском саду ориентирован на группу детей. Это позволяет видеть групповую картину:
- доминирующий уровень развития детей в группе,
- детей, развитие которых отклоняется в сторону запаздывания или опережения.
Наличие такой картины достаточно для принятия эффективных мер по индивидуализации образовательного процесса.
Поскольку речь идет об инициативе ребенка, воспитатель заполняет карту на основе наблюдений за детьми в свободной самостоятельной деятельности, а не на занятиях или в совместной партнерской деятельности со взрослым, где инициатива задается педагогом.
Воспитателю не нужно организовывать какие-то специальные ситуации наблюдения. Для оценки он использует те сведения, которые уже есть в его сознании (тот «образ» ребенка, который у него сложился).
Карта заполняется воспитателем три раза в год:
первый раз – по прошествии первого месяца учебного года;
второй раз – в середине года (в январе);
третий раз – в конце года, показывая итоговый результат продвижения детей группы.
Заполняя карту, воспитатель против фамилии каждого ребенка делает отметки во всех трех столбцах, используя три вида маркировки:
«обычно» (данный уровень – качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего):
«изредка» (данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени);
«нет» (данный уровень - качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем). Прежде всего, из описаний трех уровней на бланке воспитатель выбирает тот, который характеризует типичное для ребенка качество инициативы в данной сфере, и в данном столбце проставляет маркировку «обычно». Маркировка «обычно» проставляется только в одном столбце, но она обязательно должна быть. В двух других столбцах воспитатель проставляет маркировки «изредка» и «нет». Каждую из них допустимо ставить против фамилии ребенка один или два раза. Главное, чтобы все столбцы были заполнены. Оценивается именно данная сфера инициативы (ее уровень-качество), а не частота появления по сравнению с другими сферами инициативы. Если при заполнении карты воспитатель хочет проставить маркировку «обычно» сразу в двух или трех столбцах или проставить маркировки «изредка» и «нет» во всех трех столбцах, не используя маркировку «обычно», это означает, что относительно данного ребенка у него еще не сложился определенный «образ» и с оцениванием следует повременить, поставив перед собой задачу в ближайшую неделю понаблюдать за ребенком в данной сфере активности. В итоге заполнения карты развития у воспитателя появляется целостная наглядная картина уровня развития каждого ребенка по всем сферам инициативы и картина всей группы по отношению к обще-принятые возрастным нормативам. Заполнив бланк, воспитатель прежде всего ориентируется на маркировки «обычно». В результате для каждой сферы инициативы проявляется как бы «профиль» группы, означающий наличный уровень развития детей.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Знать свойства пластических материалов (глины, пластилина, пластической массы), понимать, какие предметы можно из них вылепить.
- Уметь отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней; лепить различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.
Код | Сфера инициативы | ФИО | |||||||||||||||||
Т | Творческая инициатива | ||||||||||||||||||
1 уровень | |||||||||||||||||||
2 уровень | |||||||||||||||||||
2уровень | |||||||||||||||||||
Ц | Инициатива как целеполагание и волевое усилие | ||||||||||||||||||
1 уровень | |||||||||||||||||||
2 уровень | |||||||||||||||||||
2уровень | |||||||||||||||||||
К | Коммуникативная инициатива | ||||||||||||||||||
1 уровень | |||||||||||||||||||
2 уровень | |||||||||||||||||||
2уровень | |||||||||||||||||||
П | Познавательная инициатива | ||||||||||||||||||
1 уровень | |||||||||||||||||||
2 уровень | |||||||||||||||||||
2уровень | |||||||||||||||||||
Д | Двигательная инициатива | ||||||||||||||||||
1 уровень | |||||||||||||||||||
2 уровень | |||||||||||||||||||
2уровень | |||||||||||||||||||
обычно | |||||||||||||||||||
изредка | |||||||||||||||||||
нет |
КАРТА РАЗВИТИЯ
КАРТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФОНА РАЗВИТИЯ
Код | Составляющие психологического фона | Показатели благополучия | ФИО | ||||||||||||||||||
Б | Растущая независимость в бытовом плане | Уверенно справляется с бытовыми задачами | |||||||||||||||||||
стремиться к самообслуживанию | |||||||||||||||||||||
В | Контакты со взрослыми | Легко обращается за помощью | |||||||||||||||||||
Делится впечатлениями и эмоциями | |||||||||||||||||||||
С | Контакты со сверстниками | Легко вступает в контакты | |||||||||||||||||||
Имеет близких друзей | |||||||||||||||||||||
Я | Демонстрирует свои достижения | ||||||||||||||||||||
Защищает себя и свои права | |||||||||||||||||||||
обычно | |||||||||||||||||||||
изредка | |||||||||||||||||||||
нет |
Дата заполнения___________________________________________
ПАСПОРТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Назначение функционального модуля | ||||||||||||
Для педагогов | Для родителей | |||||||||||
- использование музыки в повседневной жизни детей, игре, досуговой деятельности, на прогулке изо-деятельности, гимнастике; - привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, красоте и чистоте помещения, игрушек и др. - предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать, музицировать; - маршруты выходного дня. | - выставки семейного худ.творчества; - совместная с детьми творческая деятельность, проекты, экскурсии и т.д. - совместное рассматривание зданий; - семейные посещения музеев; - семейные праздники, концерты, музицирование, театральный кружок… - знакомить с возможностями детского сада и близлежащих учреждений дополнительного образования | |||||||||||
Источник требований по организации модуля | ||||||||||||
Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды | ||||||||||||
Реализуемые образовательные области | ||||||||||||
Социально-коммуникативное | Познавательное | Речевое | Художественно-эстетическое | Физическое | ||||||||
х | х | х | ||||||||||
Реализуемые виды деятельности | ||||||||||||
игровая | коммуникативная | познавательно-исследовательская | изобразительная | музыкальная | двигательная активность | восприятие художественной литературы и фольклора | конструирование из различных материалов | трудовая | ||||
х | х | х | х | х | х | х | х | |||||
Целевой возраст детей | ||||||||||||
Возрастная группа | ||||||||||||
вторая группа раннего развития | младшая группа | средняя группа | старшая группа | Подготовительная группа | ||||||||
Возраст | ||||||||||||
2-3 | 3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 | ||||||||
х |
ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнер, сотрудников.
Ведущие цели:
- создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка);
- обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
ВЗАИМОПОЗНАНИЕ И ВЗАИМОИНФОРМИРОВАНИЕ
Возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают:
- специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений;
- посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду;
- разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.
Постоянное взаимоинформирование о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений происходит:
- при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях);
- опосредованно, при получении информации из различных источников:
стендов, газет, журналов (рукописных, электронных), семейных календарей, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управления образованием), переписки (в том числе электронной).
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
В современном быстро меняющемся мире родители и педагоги должны непрерывно повышать свое образование.
под образованием родителей понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и х воспитания, гармонизация семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе. При этом образование родителей строиться не на императивном принципе, диктующем, как надо воспитывать детей, а на принципе личностной центрированной.
Основные формы просвещения:
- родительские собрания;
- родительские и педагогические чтения.
Родителям предоставляется право выбора форм и содержания взаимодействия с партнерами, обеспечивающими их образование (педагогом-психологом, старшим воспитателем, группой родителей и пр.). Они привлекаются к участию в планировании и формировании содержания образовательных программ «родительской школы».
Программы родительского образования разрабатываются и реализуются исходя из следующих принципов:
- целенаправленности – ориентации на цели и приоритетные задачи образования родителей;
- адресности – учета образовательных потребностей родителей;
- доступности – учета возможностей родителей освоить предусмотренный программой материал;
- индивидуализации – преобразования содержания, методов обучения и темпов освоения программы в зависимости от реального уровня знаний и умений родителей;
- участия заинтересованных сторон (педагогов, родителей) в инициировании, обсуждении и принятии решений, касающихся содержания образовательных программ и его корректировки.
Основные формы обучения родителей:
- лекции;
- семинары;
- мастер-классы;
- тренинги;
- проекты;
- игры.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ
Определяющая цель разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги – родители - дети»: удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.
Формы совместной деятельности воспитывающих взрослых: акции, вечера вопросов и ответов, праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии, проектная деятельность.
Семейные праздники
Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны и Республики Адыгея. Семейный праздник в детском саду – это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события.
Проектная деятельность
Проекты помогают взрослым научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.
Идеями для проектирования становятся любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности.
Образовательная деятельность
по реализации национально-регионального компонента
Национально-региональный компонент – педагогически отобранный материал из различных образовательных областей, раскрывающий культурное, национальное, природно-экологическое своеобразие республики; менталитет и духовную культуру Республики Адыгея.
Цель включения национально-регионального компонента в содержание психолого-педагогической работы по реализации основных направлений развития (образовательных областей) – приобщение детей к национальным традициям, особенностям национальной культуры своего народа, многообразному миру музыкального, изобразительного и литературного искусства Адыгеи.
Реализация НРК в Дошкольных группах при МБОУ «СШ № 24» а. Шенджий предусматривает следующие направления деятельности:
- приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Адыгея;
- формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;
- создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;
- ознакомление с природой Адыгеи, формирование экологической культуры;
- ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Адыгея, праздниками, событиями общественной жизни республики, её символикой, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.
РАБОТА С СЕМЬЕЙ ПО ТЕМАТИЧЕСКОМУ БЛОКУ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
- выставки семейного художественного творчества;
- совместная с детьми творческая деятельность, творческие проекты, экскурсии и прогулками;
- совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях;
- семейные посещения музея, выставочного зала, детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов;
- семейные праздники концерты, домашнее музицирование, занятия в театральной и вокальной кружках и др.;
- совместная музыкально-художественная деятельность с детьми в детском саду;
- на примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей;
- знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественно-эстетическом воспитании детей;
- поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей;
- привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности. способствующим возникновению творческого вдохновения: занятиям, творческим проектам, экскурсиям и прогулкам;
- ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.;
- организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов.
- раскрывать возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка;
- организовывать в детском саду встречи родителей и детей с музыкантами и композиторами, фестивали, музыкально-литературные вечера;
- информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в организациях дополнительного образования и культуры;
- совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по речевому развитию для второй группы раннего развития
Цели Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия ...
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию Раздел «Музыка» вторая младшая группа 2019-2020 уч.год один год (срок реализации программы)
1. Целевой раздел1.1 Пояснительная запискаРабочая программа по художественно-эстетическому развитию (раздел Музыка) дошкольников разработана в соответствии с Основной общеобразовательной програм...
План-конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию детей в ясельной группе раннего развития. Сказка-потешка "Сорока-белобока"
План-конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию детей в ясельной группе раннего развития.Сказка-потешка "Сорока-белобока"...
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» во второй группе раннего развития «Чтение стихотворения об осени»
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» во второй группе раннего развития «Чтение стихотворения об осени»...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности "Маленький художник" Вторая группа раннего возраста
Рабочая программа «Маленький художник» разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО и реализуется нормативными документами:*Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1...
Рабочая программа для детей 2 - 3 года (вторая группа раннего возраста)
Программа составлена на основе инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» издание пятое, шестое под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. (Мо...
Итоговое занятие по речевому развитию во второй группе раннего развития
Итоговое занятие во второй группе раннего развитие " В гостях у курочки"...