Обучению рассказыванию с использованием наглядности во второй младшей группе
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему
Обучению рассказыванию с использованием наглядности.
Основная цель таких занятий – ввести в речь детей названия предметов, их частей, некоторых признаков, свойств и качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_pedagogov.docx | 16.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Воспитатель проводит занятие во второй младшей группе по обучению рассказыванию с использованием наглядности (игрушки: лисенок, медвежонок)
В основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.
Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:
· дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);
· сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;
· наборы, составленные воспитателем или детьми, – мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.
Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для занятий нужно использовать новые или чем-то обновленные знакомые игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящий в машине). Это вызовет у ребенка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.
Основная цель таких занятий – ввести в речь детей названия предметов, их частей, некоторых признаков, свойств и качеств.
На занятиях используются методы рассматривания и обследования предметов. Ознакомление с предметом идет поэтапно:
· ознакомление с внешним видом предмета, с его назначением;
· восприятие частей, деталей предмета;
· знакомство со свойствами и качествами предметов, материалов, из которых они сделаны (стекло, бумага, дерево, металл; стекло прозрачное, хрупкое, бьется; бумага мнется, рвется, размокает). Определение соответствия материала, из которого сделан предмет, его назначению.
Основные методические требования к проведению занятий такого рода следующие:
· широкое использование игровых приемов – сюрпризность появления предметов, неожиданные исчезновения и поиски, игровые действия, игровые атрибуты и др.;
· сюжетный характер игр-занятий;
· рассматривание предмета, его деталей;
· многократное называние воспитателем предметов, действий в моменты сосредоточения внимания ребенка;
· активное подражание детей речевому образцу;
· использование вопросов, предполагающих ответ действием;
· формирование умения находить нужный предмет по слову воспитателя;
· чередование игровых действий с речевыми;
· активные действия детей по обследованию предмета (ощупывание, поглаживание, восприятие на слух, различение по вкусу, запаху), включение двигательного, слухового и других анализаторов;
· сравнение предметов по их внешнему виду;
· постепенное формирование целостного представления о предмете, его назначении, строении, материале, из которого он изготовлен.
В младших группах преобладают занятия с образными игрушками. Игры-занятия проходят как разговор воспитателя с детьми, сопровождаемый игровыми действиями. Они обогащают самостоятельную деятельность малышей.
Широко используются дидактические игры с игрушками: «Найди игрушку», «Угадай игрушку на ощупь», «Узнай, что изменилось», «Угадай, что спрятали» и др. Игры проводятся с разной целью. В зависимости от того, какие слова уточняются и закрепляются, воспитатель и подбирает игрушки. Обычно используют 2–3 игрушки, которые предварительно рассматриваются.
Например, в игре «Магазин игрушек» активизируется словарь детей. Дети называют игрушки и их характерные признаки (задача обучения), но обучение облекается в игровую форму. Воспитатель – продавец, дети – покупатели, игрушка продается, если правильно названы она сама и ее характерные признаки.
привлечением детей, которые дополняют рассказ недостающим словом или словосочетанием.
В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию. Детей подводят к составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2 – 3 предложений. Индивидуально и по подгруппам организуется беседа-разговор: какие игрушки есть у тебя дома? Какую игрушку ты больше любишь? Кто ее купил или подарил? Какая она (размер, цвет, материал)? Как ты с нею играешь? Какие игрушки тебе нравятся в детском саду?
На первых порах особенно важен выбор игрушек для занятий. Они должны привлекать к себе внимание детей ярко выраженными качествами (цвет, форма, размер), активизировать речь, создавать настроение. Игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (кукла большая в пальто и берете, кукла маленькая в одеяле и коляске; кошки белая и черная).
На занятии обучение описательным умениям можно организовать в игре «Найди и опиши». Подбираются разные игрушки: две куклы – одна с бантом, другая без банта, две кошки разного цвета. Игрушки поочередно рассматриваются, сравниваются; уточняются их характерные особенности и различие; активизируется словарь. Затем воспитатель «прячет» игрушки (так, чтобы дети их быстро нашли) и предлагает найти их: «Андрюша найдет белую кошечку, Миша – черную, а Соня – куклу с бантом». Дети находят и приносят игрушки, называют и с помощью вопросов воспитателя описывают («Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на голове? А это что?»). В итоге такой беседы разрозненные ответы детей обобщаются в виде связного высказывания: «Миша нашел черную кошечку. У нее на голове ушки, большие глаза, усы. Есть у кошечки и длинный хвост. Она лакает молочко и мяукает: мяу! мяу!»
Когда дети научатся хорошо и правильно отвечать на вопросы, им предлагают повторить описание воспитателя. Таким образом, здесь используются приемы, направленные на оказание ребенку помощи в описании предмета: рассматривание, вопросы, обобщение педагога (образец описания).
На следующем этапе можно рекомендовать совместное составление описания.
В гости к детям приходит котенок. Его рассматривают («Какой котенок? – Маленький, пушистый, шаловливый. – Как его можно назвать ласково? – Котеночек, котик. – Что любит котик? – Молоко. – Давайте вместе расскажем про него»). Дается логико-синтаксическая схема описания: воспитатель начинает предложение, а дети продолжают: «Это (котенок). Он (маленький, пушистый). Котенок любит (молоко). Кто хочет рассказать про котенка?»
Остальные виды занятий с игрушками проводятся как рассказ воспитателя для детей. Придумываются несложные сценки-рассказы с набором игрушек, рассказ сопровождается драматизацией, в которую включаются по ходу действия высказывания детей.
На занятиях по описанию игрушек используются стихи, потешки, загадки. Так, воспитатель может загадать загадку про собаку: «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком». После отгадывания загадки игрушка показывается, рассматривается и описывается. Занятие завершается чтением потешек, стихов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей правилам дорожного движения во второй младшей группе
Цель:- знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения;- учить отвечать на вопросы по тексту;-довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения;-развива...
Конспект занятия по обучению детей пересказу сказки «Рукавичка» с использованием мнемотаблиц во второй младшей группе.
Данное занятие позволяет сформировать у детей умение пересказывать знакомую сказку с опорой на мнемотаблицу, совместно с воспитателем. Побуждать детей выразительно передавать диалоги персонажей с...
Конспект Воспитание и обучение в сюжетно – ролевой игре детей второй младшей группы «Поездка в магазин»
Цель:Продолжать формировать умение детей действовать с предметами и игрушками в совместной игровой деятельности с воспитателем....
Методическая разработка «Использование логико - математических игр в обучении элементарным математическим представлениям» для детей второй младшей группы
Цель методической разработки - развить у детей второй младшей группы умение ориентироваться в пространстве, пользуясь схемой направления движения и соответствующей терминологией.Методическая раз...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ...
Конспект занятия по ФЭМП по обучению детей счету до 3 детей второй младшей группы.
Конспект занятия по ФЭМП по обучению детей счету до 3 детей второй младшей группы....