План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме: "Из прошлого ложки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Цель: познакомить с кухонной утварью — ложкой, ее возникновением и использованием; упражнять в видении диалога, активизировать речь новыми словами; способствовать развитию интереса к ремеслам наших предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_v_starshey_gruppe.odt | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ЦРР-детский сад» №19 «Сказка»
г. Троицка Челябинской области
Тема: « Из прошлого ложки»
старшая группа.
Воспитатель: Хрункова Г.М.
г. Троицк
2014 год.
Цель: познакомить с кухонной утварью — ложкой, ее возникновением и использованием; упражнять в видении диалога, активизировать речь новыми словами; способствовать развитию интереса к ремеслам наших предков.
Планируемые результаты: проявляет интерес к предметам (кухонной утвари), ремеслам предков; пользуется диалогической формой речи; использует новые слова в речи.
Материал: ложка-заготовка, расписная ложка, алюминиевая и металлическая ложки, заготовки плоскостных изображений ложки, краски, кисточки, вода, разные виды ложек (иллюстрации).
Словарная работа: ложка, заготовка, расписная, деревянная, металлическая, музыкальный инструмент, ложкари, сувенир.
Подготовительная работа: рассматривание альбома «Ремесла наших предков», игра на ложках, посещение мини-выставки «Ложка в прошлом и настоящем».
Ход деятельности:
В гости к детям приходит бабушка Арина со своим сундуком и загадочно говорит.
- Кто догадается, отгадав мою загадку из сундучка, о чем сегодня будет разговор?
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (Ложка).
- Каждый день садясь обедать или завтракать, вы берете в руку ложку, которая лежит у вас на столе возле тарелки и наверное не разу не задумывались, когда впервые появилась ложка и люди начали есть ей жидкую пищу.
А ведь какому-то гениальному древнему человеку пришла в голову мысль, что зачерпывать из горшка легче, чем пить ее через край, а остатки пищи доставать руками.
Ложка гораздо старше вилки.
- первую ложку древний человек вытесал из камня, она была тяжелая и неровная. Затем человек придумал сделать ложку из кости животного. Она была легкая и ровная. К тому же не обжигала губы во время еды, как это случалось с каменными ложками.
- А какие ложки знаете вы?
- Прошло много лет и человек решил что деревянные ложки будут удобнее. Он знал, что подходящее для этого дерева липа. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи.
Простые русские люди с незапамятных времен ели щи и кашу деревянными ложками.
- На Руси знатные и богатые люди — князья и бояре — садились за стол с серебреными ложками, так как серебряная ложка была дорогой и служила очень долго, а у деревянной ложки быстро стачивались края, которыми задевали о дно тарелки или какой-то посуды.
- А ели так: на стол ставили один на всех чугун или миску со щами, кашей. Тарелок не было, а если у кого и были глиняные, то ставили их по большим праздникам. Каждому давали кусок хлеба, ложку. Первым в чугун опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно есть. Если кто-то вперед него ложку опустит — тому ложкой по лбу, или из-за стола выгонят, тогда он голодным останется. Отсюда и поговорка: «Вперед батьки в пекло не лезь!» Кто сколько ложек успеет до рта донести, тем и сыт будет. А если щи с мясом, то мясо можно брать только по разрешению.
Рассматривание серебряной ложки и старой деревянной сточенной по краям. Сравнение этих ложек детьми.
- В старину русские люди носили ложку при себе в особых футлярах или за поясом. Без своей ложки не ходили в гости. Если же в дом пришел гость, то хозяин ложки не давал, а ждал когда тот достанет свою ложку из-за пояса. Даже царь Петр 1, если случалось ему обедать в гостях, приказывал слуге брать с собой царскую ложку.
Ложки на Руси делали с выдумкой. Расписные, вырезанные, в разных краях были свои ложки, не похожие на другие. У вятской ложки делали черпачок в виде яйца, удлиненный и плоский. Загнутая вниз ручка украшалась резьбой. На круглых хохломских ложках рисовали красными, черными, золотистыми красками диковинные цветы, веточки и ягоды. Глаз не отвести от таких ярких ложек.
Рассматривание ложек (иллюстрации).
- Позднее появились более практичные ложки — алюминиевые ( показываю ложку), но они тоже гнулись и ломались, а от горячего — темнели (показываю ложку).
- Современные люди придумали делать ложки из металла более прочного и блестящего — нержавейки ( показываю ложку).
- Но деревянные ложки до сих пор живут у нас дома — украшают его, и некоторые хозяйки даже пользуются ими. Это ложки для компота (с дыркой по середине), для ухи — черпак, для муки и т. д. (Рассматривают все ложки)
- А для чего еще можно использовать деревянную ложку?
- Правильно как музыкальный инструмент. В России например, музыканты-ложечники играют, постукивая ими друг о друга, и звучит мелодия — задорная, плясовая.
Дети пробуют играть на ложках.
Исполнение песни «Ложки деревянные»
Деревянной ложкой есть
Просто наслаждение,
Славим прадеда Семена
За изобретение.
Расписная, легкая -
Нет ее нужней,
В ней и щи отменные,
И кисель вкусней.
При царе да при Горохе
Озорные скоморохи
По дороге в балаган
Потеряли барабан.
Бубен потеряли.
В ложки ударяли!
Ой, жги-говори,
Заиграли ложкари.
Исполняется русская народная песня «Во кузнеце» (на ложках).
Поскорей возьмите ложку,
Соберите всю картошку!
Игра «Картошка».
Участвуют 5-6 детей. На пол из корзины высыпается картошка. Дети должны собрать ее с пола большой столовой ложкой. Побеждает тот, кто соберет больше клубней.
Наша ложка хоть куда,
Ею можно без труда
Кашу есть и в ложки бить.
Подарю вам, так и быть!
Бабушка Арина дарит детям ложки, чтобы они их расписали и украсили группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект комплексного занятия по развитию речи в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет.
Тема: « Мы потешки распеваем и немного поиграем». Программное содержание:Закрепить с детьми знание потешек. Учить проговаривать их не торопясь, выразительно. Продолжать учить детей составля...
План- конспект интегрированного занятия( аппликация, развитие речи) младшая группа "Ночь за окном".
Открытое интегрированное занятие (развитие речи и аппликация) для младшей группы ...
План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме:
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ сказки "Как лисичка бычка обидела"...
План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: : Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»
Задачи:- учить передавать художественный текст, связно, последовательно, выразительно, без помощи воспитателя, применяя схемы. -учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прила...
Конспект занятий по развитию речи старшей группы на тему:1.Составление рассказа по картине «Ёжик» 2.Формирование грамматического строя речи. Дидактическая игра «Кто у кого?»
Содержание:1.Воспитывать у детей интерес к составлению рассказа по картине...
Методические разработки «Конспекты» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспекты занятий являются практическим материалом для воспитателей. В конспектах представлен опыт работы по внедрению эффективных методов в работе с детьми. Материал представлены по развитию ре...
Конспект занятия по развитию речи старшая группа на тему: "Звуковая культура речи. Звук (р) в словах.
Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р (изолированно, в чистоговорках, в словах)Задачи:Образовательные:Продолжать упражнять детей в различении слов, начинающихся со звука Р, ориент...