Методические рекомендации образовательного процесса по развитию речи у старших дошкольников посредством экспериментирования.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Методические рекомендации образовательного процесса по развитию речи у старших дошкольников посредством экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_popova_v.n.docx | 171.44 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ..................................................................................3
Планирование образовательной деятельности по развитию речи у старших дошкольников посредством экспериментирования..................6
Литература .......................................................................................................19
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Речь дошкольника формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику ребенка, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому также важно заботиться о современном развитии речи детей, которое в последнее время заметно снижается. Все больше и больше дошкольников испытывают значительные затруднения в инициативности, самостоятельности и активности речевых высказываний, что негативно влияет на их общение со сверстниками и взрослыми. Ограниченность словарного запаса, трудности в грамматически правильном построении связного высказывания могут привести к дальнейшим проблемам в школе.
Большой интерес для нас представляет развитие речи посредством экспериментирования, которое разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности и самостоятельность мышления. Почему именно экспериментирование?
Во-первых, экспериментирование, как и игра – ведущая детская деятельность. Во-вторых, развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Связь эта носит двусторонний характер. С одной стороны, во время проведения какого-либо эксперимента дети выражают свои мысли словесно (задают вопрос, ставят познавательную задачу), обсуждают ход действий, общаясь фразами (рассуждают, доказывают, спорят, используя в своей речи сложноподчиненные предложения), делают свои умозаключения или выводы при завершении опыта и получении результатов эксперимента. Таким образом, на каждом этапе своей работы воспитанник активно развивает свою речь. С другой стороны, пополнение знаний и представлений об окружающем мире способствует развитию речи. Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.
Анализ психолого-педагогической литературы показал наличие значительных разработок в плане развития у детей познавательно-исследовательской деятельности, речевого развития, но педагоги все еще нуждаются в наличии практико-ориентированного материала для работы со старшими дошкольниками, позволяющего осуществить системный и комплексно-тематический подход в развитии речи посредством метода организации совместной деятельности детей – экспериментирования.
В данных методических рекомендациях представлено планирование образовательной деятельности со старшими дошкольниками по развитию речи посредством экспериментирования. Проблемные ситуации, исследования в сочетании с речевыми играми, помогающими активизировать словарь, развивать грамматически правильную речь, связную речь, подобраны в соответствии с темой недели. Собственно исследования рекомендуется проводить по следующему алгоритму:
1. Ход исследования.
2. Вывод.
3. Связь с повседневной жизнью.
Подробное описание данных исследований представлено в книгах Н.А.Рыжовой [1,3].
Образовательный процесс, выстроенный относительно данного планирования позволит добиться следующих целевых ориентиров, выделенных в Стандарте дошкольного образования, а именно:
ОО «Речевое развитие»
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
ОО «Познавательное развитие»:
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать.
Важным обоснованием актуальности представленного планирования считаем наличие модификации речевых игр для возможности их использования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Представленные методические рекомендации по организации образовательного процесса, направленного на развитие речи старших дошкольников посредством экспериментирования предназначены для педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей.
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Тема недели | «Золотая осень» | ||
Тема исследования и эксперименты | Звуковая культура речи | Грамматический строй речи | Связная речь |
«Из чего состоит почва?» «Есть ли в почве вода?», «Есть ли в почве воздух?», «Куда исчезли листья?», «Корни или листья?»[3]. | Игровое упражнение «Будь внимательным» Цель: развитие слухового внимания. Задание: Воспроизведи звук, который мы слышали, когда комочек земли падал в воду. Игровое упражнение «Осторожно листопад» Цель: развитие слухового внимания. Задание: Предложить детям имитировать звук листопада. | Дидактическая игра «Назови, какая почва…» Цель: расширение и обогащение словаря относительными и качественными прилагательными (мягкая, твердая, рыхлая, плотная, черная, влажная, сухая). Содержание игры: Педагог предложить детям обозначить каждое слово - признак треугольником и закрепить его на магнитной доске. Далее можно посчитать, сколько слов – признаков, характеризующих почву, назвали дети. Модификация для детей с ТНР: | Игровое упражнение «Продолжи предложение» Цель: расширение и активизация словаря по теме, развитие памяти. Задание: Педагог начинает предложение, а ребенок продолжает: 1. Почва состоит из…. 2. В почве живут…. 3. Питательные вещества поступают в почву…. 4. Почву рыхлят для того, чтобы…. Модификация для детей с ТНР: Данное упражнение можно проводить с использованием предметных картинок. |
Педагог предлагает назвать два - три слова-признака предмета. | |||
Тема недели | «Во саду ли, в огороде» | ||
Тема исследования и эксперименты | Звуковая культура речи | Грамматический строй речи | Связная речь |
«Как получить овощной или фруктовый сок?[3]. | Игровое упражнение «Подул сильный ветер» Цель: развитие слухового внимания. Задание: Воспроизвести звук падения одного (много) яблока (яблок). | Дидактическая игра «Назови, какой…» Цель: развивать навык словообразования, расширение и обогащение словаря относительными и качественными прилагательными. Содержание игры: Педагог предлагает назвать не менее пяти слов-признаков. Сок из яблок, какой … Сок из моркови, какой… Сок из свеклы, какой… Сок из апельсинов, какой… Модификация для детей с ТНР: Педагог предлагает подобрать и назвать три слова - признака. | Игровое упражнение «Продолжи предложение» Цель: расширение и активизация словаря по теме, развитие памяти. Задание: Педагог начинает предложение, а ребенок продолжает: 1 Яблоко упало с дерева потому что… 2 Апельсин содержит много… 3. Огурцы созревают когда…. 4. Апельсин – фрукт, а помидор…. 5. Морковь овощ, а яблоко… 6. С дерева сорвали три …. 7. Мама купила много вкусных, оранжевых… 8. Зайцы очень любят …. 9. Мама законсервировала … 10. Картофель растет в … а, яблоко в … Модификация для детей с ТНР: При выполнении упражнения рекомендовано использовать предметные картинки. |
«Какие овощи и фрукты на вкус?», «Какие овощи и фрукты на вкус?», « Как лимон окисляет чай?», «Апельсин тонет и не тонет в воде», «Крахмал в картофеле», «Виноград и минеральная вода»[3]. | Дидактическая игра «Отгадай –ка!» Цель: развитие фонематического слуха. Содержание игры: Педагог загадывает овощ, или фрукт и сообщает, что в его слове первый звук А (К, П, М …). Дети называют слово, выделяя названный звук. Модификация для детей с ТНР: Педагог называет овощ, или фрукт, утрированно выделяя в слове первый звук. Спрашивает, какой звук первый в данном слове. | Дидактическая игра «Угадай, кто я» Цель: активизация словаря по теме. Содержание игры: Дети по вкусу определяют тот или иной овощ, аргументируют свой выбор. | Игровое упражнение «Закончи предложение глаголом» Цель: расширение и активизация глагольного словаря по теме. Задание: Педагог называет овощ, или фрукт – ребенок называет глагол, характеризующий овощ, или фрукт. Лимон чай …(окисляет) Игровоеупражнение «Расскажи, или опиши словами что произошло» Цель: развитие умениялогически правильно и последовательно описывать ход проведенного исследования. Задание: После проведенного исследования педагог просит ребенка рассказать о действии, которое он увидел. Модификация для детей с ТНР: Педагог начинает предложение, а ребенок продолжает. Использование пиктограмм. |
Тема недели | «Животный мир» | ||
Тема исследования и эксперименты | Звуковая культура речи | Грамматический строй речи | Связная речь |
«Нефть в воде», «Птицы и нефть», «Как помочь птицам?», «Звери и нефть», «Мусор и птицы», «Как помочь реке»[3]. | Игровое упражнение «Узнай по голосу» Цель: развитие слухового внимания, расширение знаний о животном мире Задание: Педагог включает видеозапись с голосами животных, птиц. Предлагает детям узнать, кто как голос подает. | Дидактическая игра «Скажи наоборот» Цель: развивать умение правильно подбирать антонимы к определенным словам. Содержание игры: Игра с мячом. Педагог называет слово, а ребенок подирает к нему антоним. Грязный (водоем)-… Мрачный лес-… Кусочек меха (животных) легкий -… Много мусора (на берегах водоема) -… Мусорный пакет долго разлагается -… | Дидактическая игра «Экологический репортаж» Цель: развивать умение логически правильно и последовательно описывать ход проведенных исследований. Содержание игры: Педагог предлагает ребенку после каждого этапа исследования, фиксировать результат в виде пиктограмм для последующего составления репортажа (описания) об исследовании. Игровое упражнение «Что будет, если…» Цель: упражнять в умении высказывать суждение, развивать логическое мышление, связную речь. Задание: Педагог предлагает ответить на вопрос: - Что будет, если человек будет загрязнять водоемы? - Что будет, если нефть попадет в море? - Что будет, если нефть попадет в почву? -Что будет, если птицы попадут в нефтяное пятно? Модификация для детей с ТНР: Для инициации высказываний детьми, педагог в процессе экспериментальной деятельности показывает и делает вывод. Просит детей его повторить. |
Тема недели | «Волшебница зима» | ||
Тема исследования и эксперименты | Звуковая культура речи | Грамматический строй речи | Связная речь |
«Чистый ли белый снег?», «Лед- это вода», «Лед – в горячей воде», «Снег в банке», «Лед легче воды», «Снег в теплой воде», «Лед и перчатка», «Лед прозрачный»[3]. | Дидактическая игра «Звуковые операторы» Цель: развитие слухового внимания. Содержание игры: Педагог создает игровую ситуацию – озвучивание фильма. Предлагает детям побывать в роли актеров и звукооператоров и с помощью голоса и звуков воспроизведи следующее: - снег хрусти под ногами при ходьбе; - кусочки льда падают в воду; - снег сжимаем в руке. | Дидактическая игра «Кто больше назовет» Цель: активизация словаря по теме, развивать навык в образовании относительных и качественных прилагательных. Содержание игры: Игра с мячом. - Лед, какой? (прочный, твердый, прозрачный, блестящий, холодный, скользкий, гладкий, тонкий, сверкающий, зимний, чистый, крепкий и т.д.) - Снег, какой? (белый, пушистый, холодный, мокрый, блестящий, зимний, хрустящий, искристый, липкий и т.д.) Модификация для детей с ТНР: Образование прилагательных в процессе экспериментальной деятельности на основе задействования различных анализаторов. | Игровое упражнение «Назови причину» Цель: развитие умения находить и логически правильно формулировать причинно-следственные связи. Задание: Педагог начинает предложение, а ребенок продолжает: - Снег растаял, потому что… - Мы слепили большого снеговика, потому что… - Вода превратилась в лед, потому что… - Снег в комнате растаял, потому что… - Лед к комнате растаял, потому что... Дидактическая игра «Исправь ошибку» Цель: развитие умения грамматически правильно строить предложение. Содержание игры: Дети собирают фанты за правильно исправленную ошибку в речи. - Дети слепили снег ком. - Возле елки стоят лед фигуры. - На улице началась снег буря. - Синоптики обещают снег зиму. -Реку сковало лед. Модификация для детей с ТНР: В данной игре педагог использует деформированные словосочетания с опорой на сюжетные картинки. |
Тема недели | «Святки- колядки» | ||
Тема исследования и эксперименты | Звуковая культура речи | Грамматический строй речи | Связная речь |
«Из чего состоит песок и глина?», «Влажный песок и влажная глина», «Из чего лучше лепить?», «Что пропускает воду быстрее?», «Как звучат свистульки?»[3]. | Игровое упражнение «Повтори за мной» Цель: развитие слухового внимания и темпо-ритмической организации. Задание: Педагог играет на свистульке тот или иной ритм. Предлагает детям повторить его. | Дидактическая игра «Опиши глиняную игрушку» Цель: активизация словарного запаса, развитие навыка образования относительных и качественных прилагательных. Содержание игры: Игра в мяч. - Игрушка из глины, какая? (глиняная, прочная, самодельная, коричневая, маленькая, большая, расписная и т.д.)и др. Модификация для детей с ТНР: При описании игрушки педагог использует схему. Дидактическая игра «Посчитай до 5» Цель: закрепление согласования прилагательных с существительными. Содержание игры: Игра в мяч. - Одна глиняная игрушка, две глиняные игрушки ит. д | Дидактическая игра «Как сделать народную промысловую игрушку?» Цель: развитие навыка составления описательного рассказа. Содержание игры: Педагог сообщает, что в группу к ребятам придут гости из зарубежных стран. Предлагает детям составить рассказ о том, как они недавно пробовали делать народную промысловую игрушку, чтобы при встрече с гостями познакомить их с русским народным творчеством. Свои рассказы ребята подтверждают рисунками. Модификация для детей с ТНР: Для составления описательного рассказа педагог использует схему. |
Тема недели | «Весна шагает по планете» | ||
Тема исследования и эксперименты | Звуковая культура речи | Грамматический строй речи | Связная речь |
Ледоход», «Кораблик с парусами», «Откуда берется ветер», «Что такое буря?», «Извержение вулкана», «Лава на склонах вулкана», «Как образуются сталактиты и сталагмиты»[3]. | Игровое упражнение «Какой «голос» у ледохода?» Цель: развитие фонематического слуха. Задание: Педагог предлагает ребенку имитировать «голос» ледохода. Просит повторить его на условный знак (поднимает, или опускает флажок): громко или тихо. | Дидактическое игра «Назови, какой» Цель: расширение и обогащение словаря относительными и качественными прилагательными. Содержание игры: Игра с мячом. - Вулкан, какой? (действующий, опасный, горячий) - Сталактиты, какие? (природные, белые, кристаллические, соленые) Модификация для детей с ТНР: Использование предметных картинок, отображающих свойства явлений природы. | Игровое упражнение «Отгадай и назови» Цель: активизация словаря по теме. Задание: Педагог предлагает ответить на вопрос: «Что это?» - Процесс движения льдин на водоемах – это …(ледоход). - Особые горы, из которых время от времени раскаленная каменная «каша», пепел, и газы выходят на поверхность – это…(вулкан). - Природный объект, похожий на ледяную сосульку – это (сталактит). И др. Модификация для детей с ТНР: Использование предметных картинок, отображающих явления природы. Игровое упражнение «Что делает?» Цель: уточнение и расширение глагольного словаря. Задание: Педагог предлагает ответить на вопрос: «Что делает?» - Вулкан лаву …(извергает). - Сталактиты в пещерах … (висят, растут, образуются). - При ледоходе, льдины …(двигаются). |
Тема недели | «Путешествие к звездам» | ||
Тема исследования и эксперименты | Звуковая культура речи | Грамматический строй речи | Связная речь |
Познавательные игры: «Летим на воздушном шаре», «Крылья для полета», «Летим на дирижабле», «Мы парашютисты». [1] | Игровое упражнение «Летим на воздушном шаре» Цель: развитие фонематического слуха. Задание: Педагог предлагает ребенку имитировать «голос» надувания шара, его подъёма в небо (высота голоса) и приземления (высота голоса). | Дидактическая игра «Расскажи, какой» Цель: расширение и обогащение словаря относительными и качественными прилагательными. Содержание игры: Игра с мячом. - Воздух, какой?(бесцветный, прозрачный, чистый, морозный, теплый, прохладный, живительный, студеный, безветренный). Модификация для детей с ТНР: Образование прилагательных в процессе экспериментальной деятельности на основе задействования различных анализаторов. | Игровое упражнение «Почему у инопланетян нет носа?» Цель: развитие умения логически правильно высказывать свои суждения, строить и выдвигать гипотезы, устанавливать причинно- следственные связи. Задание: Педагог предлагает ребенку ответить на вопрос: «Почему у инопланетян нет носа?» (Земля, это единственное место на земле где есть воздух. В космосе воздуха нет.) |
Тема недели | «Вода, вода, кругом вода. День Волги» | ||
Тема исследования и эксперименты | Звуковая культура речи | Грамматический строй речи | Связная речь |
«Есть ли у воды цвет?», «Есть ли у воды вкус?», «Есть ли у воды запах?», «Пар- это вода», «Путешествие капельки», «Круговорот воды в природе»[3]. | Игровое упражнение «Будь внимательным» Цель: развитие слухового восприятия. Задание: Послушать аудиозапись и воспроизведи шум моря, дождя, камень упал в реку. | Дидактическая игра «Расскажи, какая» Цель: расширение и обогащение словаря относительными и качественными прилагательными. Содержание игры: Игра с мячом. - Вода, какая?(бесцветная, соленная, безвкусная, бесформенная, прозрачная, пресная, и т.д.) Модификация для детей с ТНР: Образование прилагательных в процессе экспериментальной деятельности на основе задействования различных анализаторов. | Игровое упражнение «Что будет, если…» Цель: упражнять в умении логически правильно озвучивать свои суждения, грамматически правильно строить предложения. Задание: Педагог предлагает ребенку ответить на вопрос: - Что будет, если на земле исчезнет вода? - Что будет, если вода станет вся соленая? - Что будет, если долго будет идти дождь? -Что будет, если будет засуха? Модификация для детей с ТНР: С целью достижения поставленной цели, рекомендуется использование мнемотаблиц. Игровое упражнение «Отгадай и назови» Цель: активизация словаря по теме. Задание: Педагог предлагает ответить на вопрос: «Что это?» - Водоем с соленой водой – это (море, океан). - Водоем с пресной водой – это (река, пруд, озеро). - Процесс, в котором вода испаряется с поверхности Земли – это…(круговорот) - Пар – это (вода). - Лед – это (вода). Модификация для детей с ТНР: Использование предметных картинок, отображающих явления природы. |
ЛИТЕРАТУРА:
- Воздух вокруг нас. Учебно-методический комплект / Н. Рыжова, С. Мусиенко. - Москва: Обруч, 2011. - 207 с.
- Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей среднего дошкольного возраста. 2-е изд. – М.: Издательство «ЛИНКА ПРЕСС», 2012. – 208 с.
- Рыжова Н.А. Лаборатория в детском саду и дома. Москва: Линка-Пресс, 2009 – 176 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Миобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ
Методические рекомендации подготовлены на основах традиций методики физического воспитания и валеологического образования детей дошкольного возраста с эффектом глубокого погружения в практику физическ...
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Волшебница-зима»
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Волшебница-зима»...
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «В гостях у Лесовичка»
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «В гостях у Лесовичка»...
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Транспорт»
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Транспорт»...
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «ЗВУКИ [C] И [Ш]»
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «ЗВУКИ [C] И [Ш]»...
Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Чтобы у ребёнка нормально шло общее развитие речи , необходимо, прежде всего, уйти от стандартных причин, ведущих к отставанию, от раздувания конфликтов в семье, от алкоголизма, от дефицит...
Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
В данном материале даны рекомендации по развитию речи детей старшего дошкольного возраста....