Методические рекомендации образовательного процесса по развитию речи у старших дошкольников посредством экспериментирования.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Попова Валентина Николаевна

Методические рекомендации образовательного процесса по развитию речи у старших дошкольников посредством экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_popova_v.n.docx171.44 КБ

Предварительный просмотр:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0840/0006ab77-1559d0f0/img9.jpg

https://st3.depositphotos.com/1763191/13651/v/950/depositphotos_136511748-stock-illustration-kids-doing-science-experiment-and.jpg

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ..................................................................................3

Планирование образовательной деятельности по развитию речи у старших дошкольников посредством экспериментирования..................6

Литература .......................................................................................................19

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Речь дошкольника формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику ребенка, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому также важно заботиться о современном развитии речи детей, которое в последнее время заметно снижается. Все больше и больше дошкольников испытывают значительные затруднения в инициативности, самостоятельности и активности речевых высказываний, что негативно влияет на их общение со сверстниками и взрослыми. Ограниченность словарного запаса, трудности в грамматически правильном построении связного высказывания могут привести к дальнейшим проблемам в школе.

Большой интерес для нас представляет развитие речи посредством экспериментирования, которое разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности и самостоятельность мышления. Почему именно экспериментирование?

Во-первых, экспериментирование, как и игра – ведущая детская деятельность. Во-вторых, развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Связь эта носит двусторонний характер. С одной стороны, во время проведения какого-либо эксперимента дети выражают свои мысли словесно (задают вопрос, ставят познавательную задачу), обсуждают ход действий, общаясь фразами (рассуждают, доказывают, спорят, используя в своей речи сложноподчиненные предложения),  делают свои умозаключения или выводы при завершении опыта и получении результатов эксперимента. Таким образом, на каждом этапе своей работы воспитанник активно развивает свою речь. С другой стороны, пополнение знаний и представлений об окружающем мире способствует развитию речи. Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.

Анализ психолого-педагогической литературы показал наличие значительных разработок в плане развития у детей познавательно-исследовательской деятельности, речевого развития, но педагоги все еще нуждаются в наличии практико-ориентированного материала для работы со старшими дошкольниками, позволяющего осуществить системный и комплексно-тематический подход в развитии речи посредством метода организации совместной деятельности детей – экспериментирования.

В данных методических рекомендациях представлено планирование образовательной деятельности со старшими дошкольниками по развитию речи посредством экспериментирования. Проблемные ситуации, исследования в сочетании с речевыми играми, помогающими активизировать словарь, развивать грамматически правильную речь, связную речь, подобраны в соответствии с темой недели. Собственно исследования рекомендуется проводить по следующему алгоритму:

1. Ход исследования.

2. Вывод.

3. Связь с повседневной жизнью.

Подробное описание данных исследований представлено в книгах Н.А.Рыжовой [1,3].

Образовательный процесс, выстроенный относительно данного планирования позволит добиться следующих целевых ориентиров, выделенных в Стандарте дошкольного образования, а именно:

ОО «Речевое развитие»

  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

ОО «Познавательное развитие»:

  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать.

Важным обоснованием актуальности представленного планирования считаем наличие модификации речевых игр для возможности их использования в работе с детьми  с тяжелыми нарушениями речи.

Представленные методические рекомендации по организации образовательного процесса, направленного на развитие речи старших дошкольников посредством экспериментирования предназначены для педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей.

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Тема недели

«Золотая осень»

Тема исследования и эксперименты

Звуковая культура речи

Грамматический строй речи

Связная речь

«Из чего состоит почва?»

«Есть ли в почве вода?», «Есть ли в почве воздух?», «Куда исчезли листья?», «Корни или листья?»[3].

Игровое упражнение «Будь внимательным»

Цель: развитие слухового внимания.  Задание: Воспроизведи звук, который мы слышали, когда комочек земли падал в воду.

Игровое упражнение «Осторожно листопад»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание:

Предложить детям имитировать звук листопада.

Дидактическая   игра

«Назови, какая почва…»

Цель:  расширение и обогащение словаря относительными и качественными прилагательными

(мягкая, твердая, рыхлая, плотная, черная, влажная, сухая).

Содержание игры:

Педагог предложить детям обозначить каждое слово - признак треугольником и закрепить его на магнитной доске. Далее можно  посчитать, сколько слов – признаков, характеризующих почву, назвали дети.

Модификация для детей с ТНР:

Игровое упражнение «Продолжи предложение»

Цель: расширение и активизация словаря по теме, развитие памяти.

Задание:

Педагог начинает предложение, а ребенок продолжает:

1. Почва состоит из….

2. В почве живут….

3. Питательные вещества поступают в почву….

4. Почву рыхлят для того, чтобы….

Модификация для детей с ТНР:

Данное упражнение можно проводить с использованием предметных картинок.

Педагог предлагает назвать два - три слова-признака предмета.

Тема недели

«Во саду ли, в огороде»

Тема исследования и эксперименты

Звуковая культура речи

Грамматический строй речи

Связная речь

«Как получить овощной или фруктовый сок?[3].

Игровое упражнение

«Подул сильный ветер»

Цель: развитие  слухового внимания.

Задание:

Воспроизвести звук падения одного (много) яблока (яблок).

Дидактическая игра «Назови, какой…»

Цель: развивать навык словообразования, расширение и обогащение словаря относительными и качественными  прилагательными.

Содержание игры:

Педагог предлагает назвать не менее пяти слов-признаков.

Сок из яблок, какой …

Сок из моркови, какой…

Сок из свеклы, какой…

Сок из апельсинов, какой…

Модификация для детей с ТНР:

Педагог предлагает подобрать и  назвать  три слова - признака.

Игровое упражнение «Продолжи предложение»

Цель: расширение  и активизация словаря по теме, развитие памяти.

Задание:

Педагог начинает предложение, а ребенок продолжает:

1 Яблоко упало с дерева потому что…

2 Апельсин содержит много…

3. Огурцы созревают когда….

4. Апельсин – фрукт, а помидор….

5. Морковь овощ, а яблоко…

6. С дерева сорвали три ….

7. Мама купила много вкусных, оранжевых…

8. Зайцы очень любят ….

9. Мама законсервировала …

10. Картофель растет в … а, яблоко в …

Модификация для детей с ТНР:

При выполнении упражнения рекомендовано использовать предметные картинки.

«Какие овощи и фрукты  на вкус?», «Какие овощи и фрукты  на вкус?», « Как лимон окисляет чай?», «Апельсин тонет и не тонет в воде», «Крахмал в картофеле», «Виноград и минеральная вода»[3].

Дидактическая игра

«Отгадай –ка!»

Цель: развитие фонематического слуха.

Содержание игры:

Педагог загадывает овощ, или фрукт и сообщает, что в его слове первый звук А (К, П, М …). Дети называют слово, выделяя названный звук.

Модификация для детей с ТНР:

Педагог называет овощ, или фрукт, утрированно выделяя в слове первый звук. Спрашивает, какой звук первый в данном слове.

Дидактическая игра «Угадай, кто я»

Цель: активизация словаря по теме.

Содержание игры:

Дети по вкусу определяют тот или иной овощ, аргументируют свой выбор.

Игровое упражнение «Закончи предложение глаголом»

Цель: расширение и активизация  глагольного словаря по теме.

Задание:

Педагог называет овощ, или фрукт – ребенок называет глагол, характеризующий овощ, или фрукт.

Лимон чай …(окисляет)

Игровоеупражнение «Расскажи, или опиши словами  что произошло»

Цель: развитие умениялогически правильно и последовательно  описывать  ход проведенного исследования.

Задание:

После проведенного исследования педагог просит ребенка рассказать о действии, которое он увидел.

Модификация для детей с ТНР:

Педагог начинает предложение, а ребенок продолжает.

Использование пиктограмм.

Тема недели

«Животный мир»

Тема исследования и эксперименты

Звуковая культура речи

Грамматический строй речи

Связная речь

«Нефть в воде», «Птицы и нефть», «Как помочь птицам?», «Звери и нефть», «Мусор и птицы», «Как помочь реке»[3].

Игровое упражнение

«Узнай по голосу»

Цель: развитие слухового внимания, расширение знаний о животном мире

Задание:

Педагог включает видеозапись с голосами животных, птиц. Предлагает детям узнать, кто как голос подает.

Дидактическая игра

«Скажи наоборот»

Цель: развивать умение правильно подбирать антонимы к определенным словам.

Содержание игры:

Игра с мячом. Педагог называет слово, а ребенок подирает к нему антоним.

Грязный (водоем)-…

Мрачный лес-…

Кусочек меха (животных) легкий -…

Много мусора (на берегах водоема) -…

Мусорный пакет долго разлагается -…

Дидактическая игра «Экологический репортаж»

Цель: развивать умение логически правильно и последовательно описывать ход проведенных исследований.

Содержание игры:

Педагог предлагает ребенку после каждого этапа исследования, фиксировать результат в виде пиктограмм для последующего составления репортажа (описания) об исследовании.

Игровое упражнение

«Что будет, если…»

Цель: упражнять в умении высказывать суждение, развивать логическое мышление, связную речь.

Задание:

Педагог предлагает ответить на вопрос:

 - Что будет, если человек будет загрязнять водоемы?

- Что будет, если нефть попадет в море?

- Что будет, если нефть попадет в почву?

-Что будет, если птицы попадут в нефтяное пятно?

Модификация для детей с ТНР:

Для инициации высказываний детьми, педагог в процессе экспериментальной деятельности показывает и делает вывод. Просит детей его повторить.

Тема недели

«Волшебница зима»

Тема исследования и эксперименты

Звуковая культура речи

Грамматический строй речи

Связная речь

«Чистый ли белый снег?», «Лед- это вода», «Лед – в горячей воде», «Снег в банке», «Лед легче воды», «Снег в теплой воде», «Лед и перчатка», «Лед прозрачный»[3].

Дидактическая игра

«Звуковые операторы»

Цель: развитие слухового внимания.

Содержание игры:

Педагог создает игровую ситуацию – озвучивание фильма. Предлагает детям побывать в роли актеров и звукооператоров и с помощью голоса и звуков воспроизведи следующее:

- снег хрусти под ногами при ходьбе;

- кусочки льда падают в воду;

- снег сжимаем в руке.

Дидактическая игра

«Кто больше назовет»

Цель: активизация словаря по теме, развивать навык в образовании относительных и качественных прилагательных.

Содержание игры:

Игра с мячом.

 - Лед, какой? (прочный, твердый, прозрачный, блестящий, холодный, скользкий, гладкий, тонкий, сверкающий, зимний, чистый, крепкий и т.д.)

 - Снег, какой?

(белый, пушистый, холодный, мокрый, блестящий, зимний, хрустящий, искристый, липкий и т.д.)

Модификация для детей с ТНР:

Образование прилагательных в процессе экспериментальной деятельности на основе задействования различных анализаторов.

Игровое упражнение

«Назови причину»

Цель: развитие умения находить и логически правильно формулировать причинно-следственные связи.

Задание:

Педагог начинает предложение, а ребенок продолжает:

- Снег растаял, потому что…

- Мы слепили большого снеговика, потому что…

- Вода превратилась в лед, потому что…

- Снег в комнате растаял, потому что…

- Лед к комнате растаял, потому что...

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Цель: развитие умения грамматически правильно строить предложение.

Содержание игры:

Дети собирают фанты за правильно исправленную ошибку в речи.

- Дети слепили снег ком.

- Возле елки стоят лед фигуры.

- На улице началась снег буря.

- Синоптики обещают снег зиму.

-Реку сковало лед.

Модификация для детей с ТНР:

В данной игре педагог использует деформированные словосочетания с опорой на сюжетные картинки.

Тема недели

«Святки- колядки»

Тема исследования и эксперименты

Звуковая культура речи

Грамматический строй речи

Связная речь

«Из чего состоит песок и глина?», «Влажный песок и влажная глина», «Из чего лучше лепить?», «Что пропускает воду быстрее?», «Как звучат свистульки?»[3].

Игровое упражнение

«Повтори за мной»

Цель: развитие слухового внимания и темпо-ритмической организации.

Задание:

Педагог играет на свистульке тот или иной ритм. Предлагает детям повторить его.

Дидактическая игра

«Опиши глиняную игрушку»

Цель: активизация словарного запаса, развитие навыка образования относительных и качественных прилагательных.

Содержание игры:

Игра в мяч.

 - Игрушка из глины, какая?

(глиняная, прочная, самодельная, коричневая, маленькая, большая, расписная и т.д.)и др.

Модификация для детей с ТНР:

При описании игрушки педагог использует схему.

Дидактическая игра

«Посчитай до 5»

Цель: закрепление согласования прилагательных с существительными.

Содержание игры:

Игра в мяч.

 - Одна глиняная игрушка,

две глиняные игрушки ит. д

Дидактическая игра

«Как сделать народную промысловую игрушку?»

Цель: развитие навыка составления описательного рассказа.

Содержание игры:

Педагог сообщает, что в группу к ребятам придут гости из зарубежных стран. Предлагает детям составить рассказ о том, как они недавно пробовали делать народную промысловую игрушку, чтобы при встрече с гостями познакомить их с русским народным творчеством. Свои рассказы ребята подтверждают рисунками.

Модификация для детей с ТНР:

Для составления описательного рассказа педагог использует схему.

Тема недели

«Весна шагает по планете»

Тема исследования и эксперименты

Звуковая культура речи

Грамматический строй речи

Связная речь

Ледоход», «Кораблик с парусами», «Откуда берется ветер», «Что такое буря?», «Извержение вулкана», «Лава на склонах вулкана», «Как образуются сталактиты и сталагмиты»[3].

Игровое упражнение

«Какой «голос» у ледохода?»

Цель: развитие фонематического слуха.

Задание:

Педагог предлагает ребенку имитировать «голос» ледохода. Просит повторить его на условный знак (поднимает, или опускает флажок): громко или тихо.

Дидактическое игра «Назови, какой»

Цель: расширение и обогащение словаря относительными и качественными прилагательными.

Содержание игры:

Игра с мячом.

- Вулкан, какой? (действующий, опасный, горячий)

 - Сталактиты, какие?

(природные, белые, кристаллические, соленые)

Модификация для детей с ТНР:

Использование предметных картинок, отображающих свойства явлений природы.

Игровое упражнение

«Отгадай и назови»

Цель: активизация словаря по теме.

Задание:

Педагог предлагает ответить на вопрос: «Что это?»

 - Процесс движения льдин на водоемах – это …(ледоход).

 - Особые горы, из которых время от времени раскаленная каменная «каша», пепел, и газы выходят на поверхность – это…(вулкан).

 - Природный объект, похожий на ледяную сосульку – это (сталактит).

И др.

Модификация для детей с ТНР:

Использование предметных картинок, отображающих явления природы.

Игровое упражнение

«Что делает?»

Цель: уточнение и расширение глагольного словаря.

Задание:

Педагог предлагает ответить на вопрос: «Что делает?»

 - Вулкан лаву …(извергает).

 - Сталактиты в пещерах … (висят, растут, образуются).

 - При ледоходе, льдины …(двигаются).

Тема недели

«Путешествие к звездам»

Тема исследования и эксперименты

Звуковая культура речи

Грамматический строй речи

Связная речь

Познавательные игры: «Летим на воздушном шаре», «Крылья для полета», «Летим на дирижабле», «Мы парашютисты». [1]

Игровое упражнение

«Летим на воздушном шаре»

Цель: развитие фонематического слуха.

Задание:

Педагог предлагает ребенку имитировать «голос» надувания шара, его подъёма в небо (высота голоса) и приземления (высота голоса).

Дидактическая игра

«Расскажи, какой»

Цель: расширение и обогащение словаря относительными и качественными прилагательными.

Содержание игры:

Игра с мячом.

 - Воздух, какой?(бесцветный, прозрачный, чистый, морозный, теплый, прохладный, живительный, студеный, безветренный).

Модификация для детей с ТНР:

Образование прилагательных в процессе экспериментальной деятельности на основе задействования различных анализаторов.

Игровое упражнение «Почему у инопланетян нет носа?»

Цель: развитие умения логически правильно высказывать свои суждения, строить и выдвигать гипотезы, устанавливать причинно- следственные связи.

Задание:

Педагог предлагает ребенку ответить на вопрос: «Почему у инопланетян нет носа?» (Земля, это единственное место на земле где есть воздух. В космосе воздуха нет.)

Тема недели

«Вода, вода, кругом вода. День Волги»

Тема исследования и эксперименты

Звуковая культура речи

Грамматический строй речи

Связная речь

«Есть ли у воды цвет?»,

«Есть ли у воды вкус?», «Есть ли у воды запах?», «Пар- это вода», «Путешествие капельки», «Круговорот воды в природе»[3].

Игровое упражнение

«Будь внимательным»

Цель: развитие слухового восприятия.

Задание:

Послушать аудиозапись и воспроизведи шум моря, дождя, камень упал в реку.

Дидактическая игра

«Расскажи, какая»

Цель: расширение и обогащение словаря относительными и качественными прилагательными.

Содержание игры:

Игра с мячом.

 - Вода, какая?(бесцветная, соленная, безвкусная, бесформенная, прозрачная, пресная, и т.д.)

Модификация для детей с ТНР:

Образование прилагательных в процессе экспериментальной деятельности на основе задействования различных анализаторов.

Игровое упражнение

«Что будет, если…»

Цель: упражнять в умении логически правильно озвучивать свои суждения, грамматически правильно строить предложения.

Задание:

Педагог предлагает ребенку ответить на вопрос:

- Что будет, если на земле исчезнет вода?

- Что будет, если вода станет вся соленая?

- Что будет, если долго будет идти дождь?

-Что будет, если будет засуха?

Модификация для детей с ТНР:

С целью достижения поставленной цели, рекомендуется использование мнемотаблиц.

Игровое упражнение

«Отгадай и назови»

Цель: активизация словаря по теме.

Задание:

Педагог предлагает ответить на вопрос: «Что это?»

- Водоем с соленой водой – это (море, океан).

- Водоем с пресной водой – это (река, пруд, озеро).

- Процесс, в котором вода испаряется с поверхности Земли – это…(круговорот)

- Пар – это (вода).

- Лед – это (вода).

Модификация для детей с ТНР:

Использование предметных картинок, отображающих явления природы.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Воздух вокруг нас. Учебно-методический комплект / Н. Рыжова, С. Мусиенко. - Москва: Обруч, 2011. - 207 с.
  2. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей среднего дошкольного возраста. 2-е изд. – М.: Издательство «ЛИНКА ПРЕСС», 2012. – 208 с.
  3. Рыжова Н.А. Лаборатория в детском саду и дома. Москва: Линка-Пресс, 2009 – 176 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Миобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2018.  – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ

Методические рекомендации подготовлены на основах традиций методики физического воспитания и валеологического образования детей дошкольного возраста с эффектом глубокого погружения в практику физическ...

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Волшебница-зима»

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Волшебница-зима»...

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «В гостях у Лесовичка»

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «В гостях у Лесовичка»...

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Транспорт»

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Транспорт»...

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «ЗВУКИ [C] И [Ш]»

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «ЗВУКИ [C] И [Ш]»...

Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Чтобы  у  ребёнка нормально шло общее развитие речи , необходимо, прежде всего, уйти от стандартных причин, ведущих к отставанию, от раздувания конфликтов в семье, от алкоголизма, от дефицит...

Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

В данном материале даны рекомендации по развитию речи детей старшего дошкольного возраста....