НОД по речевому развитию "Посещение картинной галереи"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию, где дети знакомятся с жанрами изобразительного искусства, рассказывают по схеме,  что изображено на картинах , придумывают синонимы, антонимы, омонимы, рифмы. Итоговое занятие, которое показывает, чему научились дети за год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_rechevomu_razvitiyu.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

                   МБДОУ «Детский сад «Улыбка»

НОД по речевому развитию в подготовительной группе

    «Посещение картинной галереи»

                                                    Воспитатель: Пащенко О.Н.

                           г. Тулун, 2014 г.

Тема: «Посещение картинной галереи»

Цель: совершенствовать умение рассказывать по картинам, используя приёмы коллективного рассказывания, «додумывание» предыдущих и последующих событий, «вхождение в картину»; развивать воображение, творческое мышление, связную речь; через художественное слово и дидактические игры закрепить жанры изобразительного искусства, продолжать учить подбирать рифмы к словам, синонимы, антонимы, омонимы. Воспитывать любовь к произведениям живописи, умение видеть красоту во всём.

Материалы: центральная стена зала оформляется картинами в рамках К. Брюллова «Последний день Помпеи», И. И. Шишкина «Сосны, освещённые солнцем», «Деревья», «На Севере диком…», В. М. Васнецова «Три богатыря», «Алёнушка», «Иван царевич на сером волке», «Автопортрет художника Герасимова», Леонардо да Винчи «Мона Лиза», натюрморт. Музыка Бетховена, стихи о жанрах изобразительного искусства, репродукции картин разных жанров на открытках, стихи М. Ю. Лермонтова «На Севере диком», С. Есенина «Белая берёза», Я. Полонский « Иван царевич», отрывки из стихов А. С. Пушкина, предметы для натюрморта: кофейник, чашки, яблоко на блюдце, нож.

Ход занятия:  Дети под спокойную музыку входят в зал, здороваются.

- Вы находитесь в картинной галерее. Что такое картинная галерея? Какие жанры изобразительного искусства вы видите? Назовите и покажите их.                                                  Дети читают стихи о жанрах:  1.«Если видишь на картине нарисована река,

                                                     Живописные долины и дремучие леса,

                                                     Белокурые берёзки или старый, крепкий дуб,

                                                     Или вьюга, или ливень, или солнечный денёк.

                                                     Нарисованным быть может или север, или юг.

                                                     И любое время года мы в картине разглядим.

                                                     Не задумываясь, скажем: называется пейзажем!»            2. «Если видишь на картине чудо – вазу на столе,

В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды, и стеклянной и простой.

Может чашка или блюдце с золочёною каймой.

А ещё и так бывает, нарисована там дичь.

В завершение положим спелых персиков и слив,

А ещё в картине может нарисованным быть торт.

И поэтому картина назовётся – натюрморт!»

                                         3. «Если видим на картине чей – то профиль иль анфас,

                                         Или может быть, задорный и весёлый чей – то глаз,

                                          Может, грустный или смелый, может добрый или злой.

                                          В нарисованной картине это главное лицо.

                                          Может, папа или мама, может, дедушка и я

                                          Нарисованы в картине может вся моя семья:

                                          Догадаться тут несложно, неуверенности нет,

                                          Что красивая картина называется портрет!»                                   - А ещё какие жанры вы вспомнили? Дети отвечают: анималистический, исторический, сказочно – былинный, бытовой, батальный.

Дидактическая игра «Угадай жанр» (по открыткам)

- Животных рисуют художники - …   (анималисты)                                                                                             - Картины, рассказывающие о жизни людей во все века и времена называют… (историческими)                                                                                                                        - Картины, которые знакомят нас с персонажами сказок и былин называются… (сказочно – былинными)                                                                                                     - Картины, в которых отображается  жизнь человека: труд, праздники, семья, школа называются… (бытовыми)                                                                                                            - Картины, изображающие военные события и сражения называются… (батальными)                                                                                                                                                        - Художники, изображающие море, называются…  (маринистами)

Нередко бывает, что различные жанры сочетаются в одной картине. Например: портрет и пейзаж, пейзаж и натюрморт. Возможны и другие сочетания. Это зависит от замысла художника. (дети находят картины, в которых сочетаются два жанра)

-Ребята, мне сказали, что экскурсовод заболел и рассказывать по картине будем сами с помощью схемы. Вы должны внимательно слушать друг друга, т. к. один начнёт, другой продолжит и третий закончит. (коллективное рассказывание) Детям предлагаю рассказать о понравившейся картине.                                                 – Предлагаю другое задание: «вхождение в картину». Под музыку Бетховена дети «входят в картину» и рассказывают от своего лица – какие чувства и ощущения они испытали, чем занимались?

Физминутка: «Девочки и мальчики прыгают как мячики,

                           Ножками топают, ручками хлопают,

                            Низко наклоняются, быстро выпрямляются,

                             Глазками моргают, после отдыхают».

- Ребята, а какие поэтические строки всплывают у вас в памяти, глядя на зимние пейзажи? Дети читают стихи М. Ю. Лермонтова «На Севере диком…», С. Есенина «Белая берёза».

- Поэт Я. Полонский, увидев картину В. М. Васнецова «Иван царевич на сером волке» придумал такое стихотворение:

«И я вижу во сне, как на волке верхом  еду я по тропинке лесной

Воевать с чародеем – царём в ту страну, где царевна сидит под замком,

Изнывая за крепкой стеной.

Там стеклянный дворец окружают сады,

Там жар – птицы поют по ночам  и клюют золотые плоды,

Там журчит ключ живой и ключ мёртвой воды –

И не веришь и веришь очам».

Дидактическая игра «Многозначные слова» (омонимы)

- Что означает слово «ключ»? (замочный, гаечный, скрипичный, родник)

- Язык? (пленный, орган вкуса, колокольный, деликатес, у ботинка)

- Ручка? (дверная, шариковая, детская, от сумки)

Дидактическая игра «Подбери близкое по значению слово» (синоним)

- Небо пасмурное - … (хмурое, суровое, грозовое)                                                                                    - Алёнушка печальная - … (грустная, задумчивая)                                                                       - Снег мягкий - … (пушистый, лёгкий, воздушный)                                                                          - Полянка ясная - … (солнечная, светлая)                                                                                                        - Лес тёмный -… (дремучий, непроходимый)

Дидактическая игра «Подбери противоположное по значению слово»

Пасмурное – ясное; печальная – весёлая; мягкий – твёрдый; ясная – тенистая; тёмный – светлый.

Игровое упражнение «Подбери рифму»

Точка – бочка, почка, сорочка, кочка…                                                                                                                                              Картина – малина, Буратино, Алина…                                                                                                              Тропинка – картинка, запинка, корзинка…                                                                                          Кузовок – молоток, носок, волосок…

- Предлагаю вам стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами. Приготовтесь рисовать! Я прочту вам нежное стихотворение о зиме, а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чём я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу картину.

«Под голубыми небесами великолепными коврами,

Блестя на солнце,  снег лежит…  

                                         … Пришла, рассыпалась клоками,

                                              Повисла на суках дубов;

                                              Легла волнистыми коврами

                                              Среди полей, вокруг холмов.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То, заплачет, как дитя…»     Дети рассказывают какие картины они нарисовали мысленно.

Сюрпризный момент:  Дети по знаку воспитателя подходят к группе предметов (кофейник, чашки, яблоко на блюдце и нож)                                                                - Если бы мы нарисовали эти предметы, то какой жанр у нас  бы получился? (натюрморт).  Воспитатель разрезает яблоко и угощает всех детей.                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению детей с жанрами живописи "Экскурсия в картинную галерею"

Полный конспект занятия по ознакомлению детей с пейзажем, натюрмортом, портретом. Занятие было показано на областных курсах при ИППК и получило оценку "отлично"....

Музыкальное занятие «Экскурсия в картинную галерею» для детей старшего дошкольного возраста

Интегрирование музыки, живописи и художественного слова в музыкальной деятельности позволяют максимально развивать не только эстетику детей, но и умение понимать речь окружающих, развивать собст...

Конспект занятия по ознакомлению с искусством для детей 5-6 лет. Тема: "Экскурсия в картинную галерею".

Программное содержание:   продолжать знакомить детей с пейзажами, учить чувствовать их настроение,    понимать образный строй;   учить видеть художественные ср...

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Экскурсия в картинную галерею».

Задачи. Развивать у детей способность видеть красоту природы , умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи.  Развивать художественное восп...

Виртуальная экскурсия в картинную галерею "Подснежники в картинах художников"

Приобщить детей к прекрасному миру живописи. Научить внимательно рассматривать картины, рассказывать об их содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствоват...

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие в картинную галерею»

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие в картинную галерею»...