Фронтальная ОД по произношению и обучению грамоте в подготовительной группе.
учебно-методический материал по развитию речи на тему
Тема: Звук [о ].
Цель: познакомить детей с гласным звуком [о ].
Задачи:
- закрепить умение детей выделять гласные звуки в слове;
- закрепить умение детей проводить звуко – слоговой анализ двусложных слов;
- продолжать развивать фонематический слух;
- Развивать внимание, мышление, память.
Оборудование: картинки – азбучки, карточки, фишки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publ_sots_set_office_word_2.docx | 17.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Фронтальная НОД по произношению и обучению грамоте
в подготовительной группе.
Составила учитель – логопед Сидорова М.И.
Тема: Звук [о ].
Цель: познакомить детей с гласным звуком [о ].
Задачи:
- закрепить умение детей выделять гласные звуки в слове;
- закрепить умение детей проводить звуко – слоговой анализ двусложных слов;
- продолжать развивать фонематический слух;
- Развивать внимание, мышление, память.
Оборудование: картинки – азбучки, карточки, фишки.
Ход НОД:
- Организационный момент.
- Объявление темы.
- Основная часть.
1) Определение первого звука в словах.
- Показываю картинку.
- Это что? Назовите одним словом. (Это обувь).
- В слове обувь назовите первый звук. Как вы полагаете, звук [о ] – гласный или согласный? Почему вы так считаете? (Звук [о] - гласный, потому что при его произнесении воздух во рту не встречает преграду. Он поётся и тянется, произносится с голосом)
- Как мы с вами обозначаем гласный звук? (Гласный звук обозначаем красным цветом.)
Так же разбираем слова: отдых, осы, отпуск.
Характеристика гласного звука.
- Кто сможет полностью рассказать про гласный звук [ о]? (Звук [о ] – гласный, потому что воздух во рту не встречает преграду. Он поётся и тянется, произносится с голосом. Гласный звук обозначаем красным цветом.)
На доске предметные картинки. Названия большинства картинок начинаются со звука [ о ], другие несколько картинок начинаются с другого звука.
- Назовите картинки, названия которых начинаются со звука [ о ]. (окунь, обруч, озеро, овцы, окна)
2)определение звука [о ] в конце слова.
- Я назову вам слово, а вы определите, какой последний звук в этом слове? Слова: серебро, хорошо, пальто.
3)Дидактическая игра «Много – один».
- Я назову вам несколько предметов, а вы назовите один такой же предмет:(Определить звук в конце слова)
Кольца – (кольцо)
Зёрна – зерно,
Стёкла – стекло
Сёдла – седло
Вёдра – ведро
Окна – окно
Крылья- крыло
Перья – перо
Колёса – колесо
4) Определение звука [ о] в середине слов . Соответствующие картинки расположены на доске.
5) Развитие фонематического слуха.
- Я назову два звука вместе, слитно, а вы произнесите отдельно первый и второй звуки:
АО – а, о.(УО, ОУ, АО, УА, ОА, АУ, УА)
6) Физкультминутка
Как живёшь? | Руки вперёд, большие пальцы вверх. |
А плывёшь? | Движениями обеих рук изображают плавание. |
Как бежишь? | Бег на месте. |
Вдаль глядишь? | Ладонь ко лбу. |
Ждёшь обед? | Руку под щёку. |
Машешь в след? | Помахать поднятой рукой. |
Утром спишь? | Две ладони под щёку. |
И шалишь? | Хлопок двумя ладонями. |
6)Игра «Доскажи словечко»
- Я вам сейчас загадаю загадку, а отгадайте её и добавьте нужное слово. (отгадки после детей повторяю сама громко, обращаю внимание детей на то, что при написании этих слов в начале пишется буква о, поэтому слова произносим . выделяя первый звук [ о]. Это служит профилактикой правописания безударной буквы о в начале слова)
Летом в огороде – свежие, зелёные, А зимою в бочке – жёлтые, солёные. Отгадайте, молодцы, Как зовут нас?...(огурцы) | Стройный, быстрый, Рога ветвисты, Пасётся весь день. Кто же это?...(олень) |
Золотой и молодой, За неделю стал седой. А денёчка через два Облысела голова. Спрячу – ка в карманчик Бывший …(одуванчик) | Хоть совсем не хрупкий Я спрятался в скорлупку. Заглянешь в серединку – Увидишь сердцевинку. Из плодов он крепче всех, Называется …(орех) |
На скале он строит дом. Разве жить не страшно в нём, Хоть кругом и красота? Нет, хозяин не боится Со скалы крутой скатиться – Два могучие крыла У хозяина…(орла) | Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском, Голова и восемь ног, Вот и весь я - …(осьминог) |
7) Звуко – слоговой анализ слова ПИЛОТ.
ПИЛОТ –это слово, обозначаем длинной чертой.
В слове ПИЛОТ два слога, обозначаем двумя короткими чертами.
В слове ПИЛОТ первый звук ПИ. В слове ПИЛОТ второй звук ЛОТ.
В первом слоге ПИ первый звук [ пь ] – согласный мягкий, потому что воздух во рту встречает преграду, произносится с шумом . Согласный мягкий обозначаем зелёным цветом.
В первом слоге ПИ второй звук [ и ]- гласный звук, потому что воздух во рту не встречает преграду, произносится с голосом. Гласный звук обозначаем красным цветом.
Во втором слоге ЛОТ первый звук [ л ] – согласный твёрдый, потому что воздух во рту не встречает преграду, он произносится с голосом и шумом. Согласный твёрдый звук обозначаем синим цветом.
Во втором звуке ЛОТ второй звук [ о ] – гласный звук, потому что воздух во рту не встречает преграду, он поётся и тянется, произносится с голосом. Гласный звук обозначаем красным цветом.
Во втором звуке ЛОТ третий звук [ т] – Согласный твёрдый, потому что воздух во рту встречает преграду. Он не поётся и не тянется, произносится с шумом. Согласный твёрдый обозначаем синим цветом.
8) Составление предложений с коротким словом (союзом) О с опорой на предметные картинки.
На листе А 4 схема предложения из трёх слов. Над чертой, обозначающей первое слово в предложении картинка книги. Над чертой, обозначающей второе слово - союз О. Над чертой, обозначающей третье слово – картинка кошки.
- Составьте предложение по данной схеме. (Книга о кошке.0
- Назовите первое (второе, третье) слово в предложении. (Кошка)
9) Итог .
- Что вам понравилось? Что не понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого фронтального занятия по звукопроизношению и обучению грамоте в подготовительной группе (ФФН) на тему: «Звуки п–пי –б –бי»
Занятие -закрепление пройденного материала для детей 6-7 лет...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ё»
1. Знакомство с буквой Ё.2. Воспроизведение слоговых рядов.3. Выделение начальной буквы Ё в словах.4. Ро...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной группе) «Путешествие за сокровищами».Знакомство со звуком и с буквой Л.
Занятие по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой Л"...
Конспект фронтального занятия по формированию произносительной стороны речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.
ТЕМА: Звук и буква «Ч». Цель: формирование правильного произношения звука [ч]...
Методическая разработка фронтального открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Путешествие в страну знаний»
Обучение звуковому анализу и синтезу слов; развитие графомоторных навыков и зрительного внимания....
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква М".
Знакомство с буквой М. Характеристика звука. Игры со звуками....
План-конспект фронтальной логопедической ОД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме "Звуки П , П* и буква П"
План-конспектфронтальной логопедической ОДпо обучению грамотев подготовительной группе компенсирующей направленностипо теме "Звуки П, П* и буква П"...