Совместная деятельность по развитию речи воспитателя с детьми по теме «Помощники человека – электроприборы»
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

Шнитко Светлана Викторовна

Дети должны знать: • Назначение основных электроприборов в доме (облегчающих труд человека и создающих комфорт) • То, что все электроприборы работают от электричества (знакомим детей с понятиями «электричество», «ток» в доступной форме) • Правила обращения с электроприборами (техника безопасности и бережное отношение к предметам)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektropribory.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность по развитию речи воспитателя с детьми по теме «Помощники человека – электроприборы» (старший возраст)

Дети должны знать:

  • Назначение основных электроприборов в доме (облегчающих труд человека и создающих комфорт)
  • То, что все электроприборы работают от электричества (знакомим детей с понятиями «электричество», «ток» в доступной форме)
  • Правила обращения с электроприборами (техника безопасности и бережное отношение к предметам)

Дать детям представления о прошлом электроприборов («Путешествие в прошлое пылесоса, стиральной машинки, магнитофона и т.д. по выбору воспитателя); показать детям, как человек изменяет вещи, делает их более удобными и полезными, как изменяются функции, детали, назначение предметов; вызвать восхищение людьми труда, творческой мыслью человека; вызвать желание самим преобразовывать предметы, изобретать.

Дети должны уметь:

  • Использовать полученные знания в решении проблемных ситуаций, заданий
  • Употреблять словарь по теме
  • Самостоятельно загадывать загадки о предметах с описанием их признаков (величина, цвет, материал, детали, их функции, назначение)
  • Соблюдать правила обращения с электроприборами

 

Словарь:

Существительные:

Холодильник, миксер, кофемолка, чайник электрический, микроволновая печь, кухонный комбайн, электроплита, тостер, соковыжималка, посудомоечная машина, электромясорубка, овощерезка, телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, кондиционер, вентилятор, люстра, музыкальный центр, обогреватель, телефон, электрочасы, пылесос, стиральная машина, утюг, компьютер; детали и части (корпус, дверцы, кнопки, колонки, шнур, розетка, вилка, провода,  ручки, экран, место для кассет и дисков, монитор, клавиатура, колёса, труба, насадка для собирания пыли  и т.д.); электричество, ток, электростанция, изобретатели

Прилагательные:

Обозначающие цвет, форму, величину, размер, материал, вес, температуру, функции (стиральная, моющий); удобные, нужные, помогающие людям

Глаголы:

Назначения предметов, действия с ними: убирать, чистить, пылесосить, стирать, выжимать, мыть, хранить, замораживать, молоть, взбивать, перемешивать, кипятить, готовить, подогревать, выжимать сок, перемалывать мясо, делать фарш, обогревать дом, играть музыку, смотреть передачи и фильмы, печатать, искать информацию, играть, гладить, освещать квартиру, поджаривать, нарезать, включать - выключать, обращаться, беречь и т.д.

Загадки

Есть у нас в квартире робот.

У него огромный хобот,

Любит робот чистоту

И гудит как лайнер «ТУ»

          (пылесос)

Я вдыхаю много пыли,

Чтобы все здоровы были!

           (пылесос)

Полюбуйся, посмотри-

Полюс Северный внутри!

Там сверкает снег и лёд.

Там сама зима живёт,

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина.

        (холодильник)

Летом папа наш привёз

В белом ящике мороз.

И теперь мороз седой

Дома летом и зимой

Бережёт продукты:

Мясо, рыбу, фрукты

         (холодильник)

Через поле и лесок

Подаётся голосок.

Он бежит по проводам-

Скажешь здесь,

А слышно там.

       (телефон)

Из горячего колодца

Через нос водица льётся.

        (чайник)

Дом – стеклянный пузырёк,

А живёт в нём огонёк.

Днём он спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжётся.

     (электрическая лампочка)

Дом на ножках,

Посреди окошко.

Засветится окно-

Появится кино.

  (телевизор)

В полотняной стране

По реке Простыне

Плывёт пароход

То взад, то вперёд

А за ним такая гладь-

Ни морщинки не видать.

          (утюг)

К дальним сёлам, городам,

Кто идёт по проводам?

Светлое величество!

Это… (электричество)

Музыкант, певец, рассказчик,

Этот с кнопочками ящик.

         (магнитофон)

Художественная литература по теме

  1. «Кто я такой?», «Откуда я прихожу?» По  М.Ильину, Е. Сегал (из книги И.И. Кобитиной «Дошкольникам о технике»)

  1. Л. Гальперштейн «Моя первая книга о технике»

                                                                                          (книги в кабинете развития речи)

Дидактические игры и упражнения

  1. «Выбери картинки и расскажи» (найди предметы, облегчающие труд человека в быту)
  2. «Мастерская по ремонту» (найди недостающую часть или деталь предмета, без которой его нельзя использовать)
  3. «Угадай, какой предмет загадан?» учим детей загадывать описательные загадки, даём образец об одном из предметов на картинке, даём план описания
  4. «От прошлого до наших дней» (выбрать нужные картинки, разложить их в правильной последовательности и рассказать об истории появления электроприборов)
  5. «Объяснялки» (учим детей объяснять слова) Что такое пылесос? Это электрический прибор, который помогает человеку очищать дом от пыли и т.д.
  6. «Хорошо-плохо» (рассмотреть чем плох и хорош электрический ток и подвести детей к правилам обращения с эл. приборами ) Хорошо – помогает работать разным приборам, без него ни телевизор не посмотришь, ни бельё не погладишь ни…       А плохо – может ударить человека и даже убить, если провод оголён, порван, если прибор сломан, если вы засунули пальцы в розетку.  
  7. « Что будет, если…» (правила обращения с эл. приборами; построение сложных предложений)
  • Если не выключить утюг, то…
  • Если засунуть палец или металлический предмет в розетку, то…
  • Если включить неисправный прибор, то…
  1. «Магазин электроприборов» смотри пред. Темы
  2. «Один много», «Посчитай (1, 2, 5)
  3. «Какое слово лишнее?» (закрепление представлений о родственных словах)
  • Холодильник, зима, холодный, холодно, холодище
  • Утюжок, заутюжить, утиный, утюг
  • Пылесос, грязь, пыль, пыльный, пропылесосил
  1. «Почему так называются?» (знакомство с этимологией слов) Пылесос, кофемолка, соковыжималка, электромясорубка, обогреватель
  2.  «Придумаем новые слова» (развиваем воображение, интерес к слову, словотворчество) придумаем названия слов по функции предметов: утюг – гладилка, телевизор – показывалка мультиков, пылесос – чистилка, плита – готовилка, лампа – светилка, освещалка и т.д.
  3. «Да – нет» продолжаете играть в эту игру, включая загадывание электроприборов  (см. пред. тему)
  4. «Что было до…» (ориентировать детей в эволюции современных предметов). Учить выкладывать картинки в нужной последовательности и рассказывать (пример: костёр – лучина – свеча – лампа; метла – веник –щётка  - пылесос)

Совместная деятельность по развитию речи воспитателя с детьми по теме «Помощники человека – электроприборы» (средний возраст)

Познакомьте детей с:

  • Назначением основных электроприборов в доме (облегчающих труд человека и создающих комфорт)
  • Правилами обращения с электроприборами (техника безопасности и бережное отношение к предметам)

Дать детям представления о прошлом электроприборов («Путешествие в прошлое пылесоса, стиральной машинки, магнитофона и т.д. по выбору воспитателя); показать детям, как человек изменяет вещи, делает их более удобными и полезными

Дети должны уметь:

  • Использовать полученные знания в решении проблемных ситуаций, в играх
  • Употреблять словарь по теме
  • Отгадывать загадки о предметах
  • Соблюдать правила обращения с электроприборами

 

Словарь:

Существительные:

Холодильник, миксер,  чайник электрический, фен, плита, телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, обогреватель, телефон, пылесос, стиральная машина, утюг, компьютер; детали и части (корпус, дверцы, кнопки, колонки, шнур, розетка, вилка, провода,  ручки, экран, место для кассет и дисков, монитор, клавиатура, колёса, труба, насадка для собирания пыли  и т.д.);

Прилагательные:

Обозначающие цвет, форму, величину, размер, материал, вес, температуру

Глаголы:

Функции и назначения предметов, действия с ними: убирать, чистить, пылесосить, стирать, выжимать, мыть, хранить, замораживать, взбивать, перемешивать, кипятить, готовить, подогревать, обогревать дом, слушать музыку, смотреть передачи и фильмы, печатать, искать информацию, играть, гладить, поджаривать, , включать - выключать, обращаться, беречь и т.д.

Загадки

Есть у нас в квартире робот.

У него огромный хобот,

Любит робот чистоту

И гудит как лайнер «ТУ»

          (пылесос)

Я вдыхаю много пыли,

Чтобы все здоровы были!

           (пылесос)

Полюбуйся, посмотри-

Полюс Северный внутри!

Там сверкает снег и лёд.

Там сама зима живёт,

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина.

        (холодильник)

Летом папа наш привёз

В белом ящике мороз.

И теперь мороз седой

Дома летом и зимой

Бережёт продукты:

Мясо, рыбу, фрукты

         (холодильник)

Через поле и лесок

Подаётся голосок.

Он бежит по проводам-

Скажешь здесь,

А слышно там.

       (телефон)

Из горячего колодца

Через нос водица льётся.

        (чайник)

Дом на ножках,

Посреди окошко.

Засветится окно-

Появится кино.

  (телевизор)

В полотняной стране

По реке Простыне

Плывёт пароход

То взад, то вперёд

А за ним такая гладь-

Ни морщинки не видать.

          (утюг)

Музыкант, певец, рассказчик,

Этот с кнопочками ящик.

         (магнитофон)

Художественная литература по теме

  1. «Кто я такой?», «Откуда я прихожу?» По  М.Ильину, Е. Сегал (из книги И.И. Кобитиной «Дошкольникам о технике»)

  1. Л. Гальперштейн «Моя первая книга о технике»

                                                                                          (книги в кабинете развития речи)

Дидактические игры и упражнения

  1. «Поможем маме» (найди предметы, облегчающие труд человека в быту, назови их и расскажи, как они используются)
  2. «4 лишний» (холодильник, пылесос, подушка, утюг; телевизор, фен, кастрюля, телефон)
  3. «Угадай предмет» Ребёнок изображает либо сам предмет, либо действия с этим предметом. А дети должны угадать, что это за предмет.
  4. «Чего не хватает» (найди недостающую часть или деталь предмета, без которой его нельзя использовать) Например, у телефона нет трубки, у телевизора нет кнопок, у холодильника нет дверцы, у пылесоса нет щетки, у чайника нет носика и т.д. Объясни, почему этот предмет не будет работать или неудобен какому- нибудь игровому персонажу, у которого дело не ладится.
  5. «Угадай по описанию» Учим детей отгадывать  предмет по описанию и сами описывать предметы с помощью взрослого, по образцу
  6.  «Что сначала, что потом» (выбрать нужные картинки, разложить их в правильной последовательности : костёр – печка – плита газовая и электрическая; речка – корыто – стиральная машина; веник – щётка – пылесос)
  7. «Объяснялки» (учим детей объяснять слова) Что такое пылесос? Это предмет, который помогает человеку очищать дом от пыли и т.д.
  8. «Хорошо-плохо» (рассмотреть чем плох и хорош электрический ток и подвести детей к правилам обращения с эл. приборами ) Хорошо – помогает работать разным приборам, без него ни телевизор не посмотришь, ни бельё не погладишь ни…       А плохо – может ударить человека и даже убить, если провод оголён, порван, если прибор сломан, если вы засунули пальцы в розетку.  
  9. « Что будет, если…» (правила обращения с эл. приборами; построение сложных предложений)
  • Если не выключить утюг, то…
  • Если засунуть палец или металлический предмет в розетку, то…
  • Если включить неисправный прибор, то…
  1.  «Один много», «Посчитай (1, 2, 5)
  2.  «Почему так называются?» (знакомство с этимологией слов) Пылесос,  обогреватель, холодильник
  3.  «Придумаем новые слова» (развиваем воображение, интерес к слову, словотворчество) придумаем названия слов по функции предметов: утюг – гладилка, телевизор – показывалка мультиков, пылесос – чистилка, плита – готовилка, лампа – светилка, освещалка и т.д.
  4.  «Дорисуй недостающие части», «Сложи из разрезных картинок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность учителя - дефектолога и воспитателя с детьми по развитию речи и рисованию по теме "Игрушки"

Совметстная деятельность учителя - дефектолога и воспитателя с детьми средней группы по развитию речи и художественному творчеству по теме "Игрушки"....

Совместная деятельность по развитию речи с детьми подготовительной группы с нарушением зрения, тема "Транспорт"

Презентация содержит материал по систематизации полученных знаний по теме "Транспорт"...

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с детьми подготовительного возраста с общим недоразвитием речи с использованием ИКТ и элементов сказкотерапии . ТЕМА: "Встреча с Осенью"

Логопедические цели.Неречевые:1. Развитие слухового восприятия и  динамического праксиса: воспроизведение    ритмической структуры.2. Развитие слухового внимания и памяти, вербальн...

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по теме «Дикие животные»

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи по теме «Дикие животные» предназначен для закрепления знания дет...

КОНСПЕКТ совместной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития на тему «Домашние животные».

Конспект совместной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развитияна тему «Домашние животные»....

КОНСПЕКТ совместной деятельности по развитию речи в средней группе на тему «В гости к сказке»

  Цель: формировать умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования....

Методическая разработка совместной деятельности по развитию речи в средней группе на тему "Витамины"

Методическая разработка совместной деятельности по развитию речи в средней группе на тему "Витамины"...