Совместная деятельность по развитию речи воспитателя с детьми по теме «Помощники человека – электроприборы»
статья по развитию речи (средняя группа) на тему
Дети должны знать: • Назначение основных электроприборов в доме (облегчающих труд человека и создающих комфорт) • То, что все электроприборы работают от электричества (знакомим детей с понятиями «электричество», «ток» в доступной форме) • Правила обращения с электроприборами (техника безопасности и бережное отношение к предметам)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektropribory.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность по развитию речи воспитателя с детьми по теме «Помощники человека – электроприборы» (старший возраст)
Дети должны знать:
- Назначение основных электроприборов в доме (облегчающих труд человека и создающих комфорт)
- То, что все электроприборы работают от электричества (знакомим детей с понятиями «электричество», «ток» в доступной форме)
- Правила обращения с электроприборами (техника безопасности и бережное отношение к предметам)
Дать детям представления о прошлом электроприборов («Путешествие в прошлое пылесоса, стиральной машинки, магнитофона и т.д. по выбору воспитателя); показать детям, как человек изменяет вещи, делает их более удобными и полезными, как изменяются функции, детали, назначение предметов; вызвать восхищение людьми труда, творческой мыслью человека; вызвать желание самим преобразовывать предметы, изобретать.
Дети должны уметь:
- Использовать полученные знания в решении проблемных ситуаций, заданий
- Употреблять словарь по теме
- Самостоятельно загадывать загадки о предметах с описанием их признаков (величина, цвет, материал, детали, их функции, назначение)
- Соблюдать правила обращения с электроприборами
Словарь:
Существительные:
Холодильник, миксер, кофемолка, чайник электрический, микроволновая печь, кухонный комбайн, электроплита, тостер, соковыжималка, посудомоечная машина, электромясорубка, овощерезка, телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, кондиционер, вентилятор, люстра, музыкальный центр, обогреватель, телефон, электрочасы, пылесос, стиральная машина, утюг, компьютер; детали и части (корпус, дверцы, кнопки, колонки, шнур, розетка, вилка, провода, ручки, экран, место для кассет и дисков, монитор, клавиатура, колёса, труба, насадка для собирания пыли и т.д.); электричество, ток, электростанция, изобретатели
Прилагательные:
Обозначающие цвет, форму, величину, размер, материал, вес, температуру, функции (стиральная, моющий); удобные, нужные, помогающие людям
Глаголы:
Назначения предметов, действия с ними: убирать, чистить, пылесосить, стирать, выжимать, мыть, хранить, замораживать, молоть, взбивать, перемешивать, кипятить, готовить, подогревать, выжимать сок, перемалывать мясо, делать фарш, обогревать дом, играть музыку, смотреть передачи и фильмы, печатать, искать информацию, играть, гладить, освещать квартиру, поджаривать, нарезать, включать - выключать, обращаться, беречь и т.д.
Загадки
Есть у нас в квартире робот.
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер «ТУ»
(пылесос)
Я вдыхаю много пыли,
Чтобы все здоровы были!
(пылесос)
Полюбуйся, посмотри-
Полюс Северный внутри!
Там сверкает снег и лёд.
Там сама зима живёт,
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина.
(холодильник)
Летом папа наш привёз
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой
Бережёт продукты:
Мясо, рыбу, фрукты
(холодильник)
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам-
Скажешь здесь,
А слышно там.
(телефон)
Из горячего колодца
Через нос водица льётся.
(чайник)
Дом – стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся.
(электрическая лампочка)
Дом на ножках,
Посреди окошко.
Засветится окно-
Появится кино.
(телевизор)
В полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То взад, то вперёд
А за ним такая гладь-
Ни морщинки не видать.
(утюг)
К дальним сёлам, городам,
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!
Это… (электричество)
Музыкант, певец, рассказчик,
Этот с кнопочками ящик.
(магнитофон)
Художественная литература по теме
- «Кто я такой?», «Откуда я прихожу?» По М.Ильину, Е. Сегал (из книги И.И. Кобитиной «Дошкольникам о технике»)
- Л. Гальперштейн «Моя первая книга о технике»
(книги в кабинете развития речи)
Дидактические игры и упражнения
- «Выбери картинки и расскажи» (найди предметы, облегчающие труд человека в быту)
- «Мастерская по ремонту» (найди недостающую часть или деталь предмета, без которой его нельзя использовать)
- «Угадай, какой предмет загадан?» учим детей загадывать описательные загадки, даём образец об одном из предметов на картинке, даём план описания
- «От прошлого до наших дней» (выбрать нужные картинки, разложить их в правильной последовательности и рассказать об истории появления электроприборов)
- «Объяснялки» (учим детей объяснять слова) Что такое пылесос? Это электрический прибор, который помогает человеку очищать дом от пыли и т.д.
- «Хорошо-плохо» (рассмотреть чем плох и хорош электрический ток и подвести детей к правилам обращения с эл. приборами ) Хорошо – помогает работать разным приборам, без него ни телевизор не посмотришь, ни бельё не погладишь ни… А плохо – может ударить человека и даже убить, если провод оголён, порван, если прибор сломан, если вы засунули пальцы в розетку.
- « Что будет, если…» (правила обращения с эл. приборами; построение сложных предложений)
- Если не выключить утюг, то…
- Если засунуть палец или металлический предмет в розетку, то…
- Если включить неисправный прибор, то…
- «Магазин электроприборов» смотри пред. Темы
- «Один много», «Посчитай (1, 2, 5)
- «Какое слово лишнее?» (закрепление представлений о родственных словах)
- Холодильник, зима, холодный, холодно, холодище
- Утюжок, заутюжить, утиный, утюг
- Пылесос, грязь, пыль, пыльный, пропылесосил
- «Почему так называются?» (знакомство с этимологией слов) Пылесос, кофемолка, соковыжималка, электромясорубка, обогреватель
- «Придумаем новые слова» (развиваем воображение, интерес к слову, словотворчество) придумаем названия слов по функции предметов: утюг – гладилка, телевизор – показывалка мультиков, пылесос – чистилка, плита – готовилка, лампа – светилка, освещалка и т.д.
- «Да – нет» продолжаете играть в эту игру, включая загадывание электроприборов (см. пред. тему)
- «Что было до…» (ориентировать детей в эволюции современных предметов). Учить выкладывать картинки в нужной последовательности и рассказывать (пример: костёр – лучина – свеча – лампа; метла – веник –щётка - пылесос)
Совместная деятельность по развитию речи воспитателя с детьми по теме «Помощники человека – электроприборы» (средний возраст)
Познакомьте детей с:
- Назначением основных электроприборов в доме (облегчающих труд человека и создающих комфорт)
- Правилами обращения с электроприборами (техника безопасности и бережное отношение к предметам)
Дать детям представления о прошлом электроприборов («Путешествие в прошлое пылесоса, стиральной машинки, магнитофона и т.д. по выбору воспитателя); показать детям, как человек изменяет вещи, делает их более удобными и полезными
Дети должны уметь:
- Использовать полученные знания в решении проблемных ситуаций, в играх
- Употреблять словарь по теме
- Отгадывать загадки о предметах
- Соблюдать правила обращения с электроприборами
Словарь:
Существительные:
Холодильник, миксер, чайник электрический, фен, плита, телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, обогреватель, телефон, пылесос, стиральная машина, утюг, компьютер; детали и части (корпус, дверцы, кнопки, колонки, шнур, розетка, вилка, провода, ручки, экран, место для кассет и дисков, монитор, клавиатура, колёса, труба, насадка для собирания пыли и т.д.);
Прилагательные:
Обозначающие цвет, форму, величину, размер, материал, вес, температуру
Глаголы:
Функции и назначения предметов, действия с ними: убирать, чистить, пылесосить, стирать, выжимать, мыть, хранить, замораживать, взбивать, перемешивать, кипятить, готовить, подогревать, обогревать дом, слушать музыку, смотреть передачи и фильмы, печатать, искать информацию, играть, гладить, поджаривать, , включать - выключать, обращаться, беречь и т.д.
Загадки
Есть у нас в квартире робот.
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер «ТУ»
(пылесос)
Я вдыхаю много пыли,
Чтобы все здоровы были!
(пылесос)
Полюбуйся, посмотри-
Полюс Северный внутри!
Там сверкает снег и лёд.
Там сама зима живёт,
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина.
(холодильник)
Летом папа наш привёз
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой
Бережёт продукты:
Мясо, рыбу, фрукты
(холодильник)
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам-
Скажешь здесь,
А слышно там.
(телефон)
Из горячего колодца
Через нос водица льётся.
(чайник)
Дом на ножках,
Посреди окошко.
Засветится окно-
Появится кино.
(телевизор)
В полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То взад, то вперёд
А за ним такая гладь-
Ни морщинки не видать.
(утюг)
Музыкант, певец, рассказчик,
Этот с кнопочками ящик.
(магнитофон)
Художественная литература по теме
- «Кто я такой?», «Откуда я прихожу?» По М.Ильину, Е. Сегал (из книги И.И. Кобитиной «Дошкольникам о технике»)
- Л. Гальперштейн «Моя первая книга о технике»
(книги в кабинете развития речи)
Дидактические игры и упражнения
- «Поможем маме» (найди предметы, облегчающие труд человека в быту, назови их и расскажи, как они используются)
- «4 лишний» (холодильник, пылесос, подушка, утюг; телевизор, фен, кастрюля, телефон)
- «Угадай предмет» Ребёнок изображает либо сам предмет, либо действия с этим предметом. А дети должны угадать, что это за предмет.
- «Чего не хватает» (найди недостающую часть или деталь предмета, без которой его нельзя использовать) Например, у телефона нет трубки, у телевизора нет кнопок, у холодильника нет дверцы, у пылесоса нет щетки, у чайника нет носика и т.д. Объясни, почему этот предмет не будет работать или неудобен какому- нибудь игровому персонажу, у которого дело не ладится.
- «Угадай по описанию» Учим детей отгадывать предмет по описанию и сами описывать предметы с помощью взрослого, по образцу
- «Что сначала, что потом» (выбрать нужные картинки, разложить их в правильной последовательности : костёр – печка – плита газовая и электрическая; речка – корыто – стиральная машина; веник – щётка – пылесос)
- «Объяснялки» (учим детей объяснять слова) Что такое пылесос? Это предмет, который помогает человеку очищать дом от пыли и т.д.
- «Хорошо-плохо» (рассмотреть чем плох и хорош электрический ток и подвести детей к правилам обращения с эл. приборами ) Хорошо – помогает работать разным приборам, без него ни телевизор не посмотришь, ни бельё не погладишь ни… А плохо – может ударить человека и даже убить, если провод оголён, порван, если прибор сломан, если вы засунули пальцы в розетку.
- « Что будет, если…» (правила обращения с эл. приборами; построение сложных предложений)
- Если не выключить утюг, то…
- Если засунуть палец или металлический предмет в розетку, то…
- Если включить неисправный прибор, то…
- «Один много», «Посчитай (1, 2, 5)
- «Почему так называются?» (знакомство с этимологией слов) Пылесос, обогреватель, холодильник
- «Придумаем новые слова» (развиваем воображение, интерес к слову, словотворчество) придумаем названия слов по функции предметов: утюг – гладилка, телевизор – показывалка мультиков, пылесос – чистилка, плита – готовилка, лампа – светилка, освещалка и т.д.
- «Дорисуй недостающие части», «Сложи из разрезных картинок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность учителя - дефектолога и воспитателя с детьми по развитию речи и рисованию по теме "Игрушки"
Совметстная деятельность учителя - дефектолога и воспитателя с детьми средней группы по развитию речи и художественному творчеству по теме "Игрушки"....
Совместная деятельность по развитию речи с детьми подготовительной группы с нарушением зрения, тема "Транспорт"
Презентация содержит материал по систематизации полученных знаний по теме "Транспорт"...
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с детьми подготовительного возраста с общим недоразвитием речи с использованием ИКТ и элементов сказкотерапии . ТЕМА: "Встреча с Осенью"
Логопедические цели.Неречевые:1. Развитие слухового восприятия и динамического праксиса: воспроизведение ритмической структуры.2. Развитие слухового внимания и памяти, вербальн...
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по теме «Дикие животные»
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по теме «Дикие животные» предназначен для закрепления знания дет...
КОНСПЕКТ совместной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития на тему «Домашние животные».
Конспект совместной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развитияна тему «Домашние животные»....
КОНСПЕКТ совместной деятельности по развитию речи в средней группе на тему «В гости к сказке»
Цель: формировать умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования....
Методическая разработка совместной деятельности по развитию речи в средней группе на тему "Витамины"
Методическая разработка совместной деятельности по развитию речи в средней группе на тему "Витамины"...