Перспективное плананирование по художественной литературе в средней группе 2013г
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему
Перспективное плананирование по художественной литературе в средней группе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема недели | Дата | Программное содержание | Методы и приемы | Литература |
СЕНТЯБРЬ | ||||
« До свидания лето, здравствуй детский сад!» | 1 неделя | «Мы гуляли на участке» (составление рассказа из личного опыта) Цель: учить детей составлять короткий рассказ на заданную тему, передавая свои личные впечатления. Развивать умение отбирать для рассказа интересный материал, включать в повествование описание природы, окружающей действительности. Воспитывать интерес к миру.
| Словарная работа: активизировать словарь – игрушки, формочки, савочки. Беседа. Дидактические игры: «Кто сумеет похвалить» «Назови ласково» «Задумай слово» «От каждого по словечку» Развивающие игры: «А если бы…» | (В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр. 65) |
«Семья – это мы! Семья – это я! Мой город – это тоже моя семья!» | 2 неделя | Чтение стихотворения Н. Саконская «Разговор о маме» » Цель: учить детей запоминать стихотворение. Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства. | Словарная работа: обогащать словарь –всплакнуть, с повинной. Беседа. Дидактические игры: «Кто сумеет похвалить» «Назови ласково» «Задумай слово» «От каждого по словечку» Развивающие игры: «А если бы…» | Стихи к любимым праздникам. Н. Саконская «Разговор о маме» стр.58 |
3 неделя | «Как Вася ловил рыбу» Н.Калинина (пересказ произведения) Цель: продолжать учить детей пересказывать небольшой рассказ, выразительно передавать прямую речь персонажей, образовывать новые глаголы при помощи приставок, подбирать слова сходные по звучанию. Развивать умение слушать. Воспитывать интерес к книге. | Словарная работа: обогащать словарь – барахтается, рыболов. Дидактические игры: «Бывает – не бывает» «Речевые ситуации» | (В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.80) | |
«Есть много профессий хороших и нужных!» | 4 неделя | «Почта» С.Маршак (чтение произведения) Цель: расширять знания детей о профессиях взрослых (почтальон), пополнять и активизировать словарь детей на основе расширения представлений о предметах, событиях, выходящих за пределы привычного окружения. Развивать мышление, память, учить активно участвовать в беседе. Воспитывать интерес к труду. | Словарная работа: обогащать словарь- почтальон, почта, заказное письмо. Дидактические игры: «Какой, какая, какое» «Закончи предложение» Придумывание истории про почтальона. Рисование истории. | (В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.101) |
ОКТЯБРЬ | ||||
«Мир искусства» | 1 неделя | Систематизировать знания детей о литературном творчестве К.И.Чуковского. Продолжать учить внимательно, слушать сказки; развивать творческие способности. | Игра «Узнай героя» Игра « Узнай сказку по отрывку». Игра « Четвёртый лишний». Прослушивание сказок К.Чуковского в записи. | Журнал «Воспитатель ДОУ» №2-2012г стр.96 №3-2011г стр.31 |
«Осень»
| 2 неделя | Чтение стихотворения С.Михалков «Овощи» Цель: учить детей запоминать стихотворение. Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к поэзии, продолжать учить детей различать и называть овощи, отмечая их характерные признаки, группировать по одному признаку. | Словарная работа: пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний об овощах. Дидактические игры: «Какой, какая, какое» Хороводная игра «Кабачок»
| (Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.28) |
«Осень»
| 3 неделя | Чтение стихотворения Н. Бунин « Листопад» Цель: учить детей запоминать стихотворение. Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства. | Словарная работа: обогащать словарь - лиловый, багряный, лазурь, подсед. Д/и «Когда это бывает?» «Образы из листьев» рассматривание иллюстраций. | Хрестоматия 4-5 лет. Стр. 84 |
«Осень»
| 4 неделя | Чтение стихотворения А. Пушкин «Уж небо осенью дышало» Цель: учить детей запоминать стихотворение. Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства. | Словарная работа: обогащать словарь - блистало, обнажалась. Игра «Как назвать лес?» «Чей лист?» «Дорожка из листьев». | Хрестоматия 4-5 лет. Стр. 77 |
НОЯБРЬ | ||||
«Моя Родина» | 1 неделя | «Лучше нет родного края» П.Воронько (заучивание стихотворения) Цель: учить детей выразительно читать стихотворение, пользуясь естественной интонацией, понимать значение образных слов и выражений, эмоционально реагировать на содержание произведения, отвечать на вопросы. Развивать внимание, мышление. Воспитывать эстетический вкус.
| Словарная работа: активизировать словарь – облетел, обходил, натрудил. Игры «Назови, какой, какая?» «Закончи фразу» Рассматривание картин по тематике, географической карты России. | (В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.100) |
2 неделя | «О Родине» (чтение произведений) Цель: знакомить детей с понятием Родина через художественные произведения. Учить поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы и задавать их. Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать любовь к Родине. | Словарная работа: активизировать словарь –– Родина, фашисты, защитники, пограничники. Д/и «Подбери эмблему войну» «Отгадай загадку» «Скажи много» Рассматривание картин по тематике, географической карты России. | (Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.126) | |
«Я вырасту здоровым» | 3 неделя | Чтение стихотворения С. Михалков «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» (из Ю. Тувима) : Цель: Учить детей выразительно читать стихотворение, пользуясь естественной интонацией, понимать значение образных слов и выражений, эмоционально реагировать на содержание произведения, отвечать на вопросы. Развивать внимание, мышление. Воспитывать эстетический вкус. | Словарная работа: активизировать словарь – ключевая, письмецо. Дидактические игры: «Бывает – не бывает» «Речевые ситуации» | С. Михалков «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» (из Ю. Тувима) |
4 неделя | Чтение стихотворения А. Барто «Зарядка» | Словарная работа: обогащать словарь – не тусклые, мускулы. ".Рассматривания плакатов, иллюстрации, фотографии по теме культурно-гигиенические навыки. Игры в мини физкультурном уголке. Дидактические игры (тема:культурно-гигиенические навыки) | А. Барто «Зарядка» | |
ДЕКАБРЬ | ||||
«Зимушка - зима»
| 1 неделя | «Зима» И. Суриков (заучивание стихотворения) Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства. | Словарная работа: обогащать словарь - пелена, забелело, непробудно. Игра «Потерялись маленькие слова» «Угадай по описанию» | (Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.55) |
«Зимушка - зима»
| 2 неделя | Чтение стихотворения С. Есенин « Поет зима - аукает» Цель: учить детей запоминать стихотворение. Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства. | Словарная работа: обогащать словарь – аукает, стозвон, озябли, сиротливые. «Отгадай загадку» (на зимнюю тематику). Д/и «Когда это бывает?» рассматривание иллюстраций. П/и на внимание «Сугроб, сосулька, снежинка».
| С. Есенин « Поет зима - аукает» |
«Новый год у ворот! » | 3 неделя | Чтение стихотворения З. Орлова «Новый год» Цель: учить детей запоминать стихотворение. Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства. | Словарная работа: активизировать словарь – хлопушки, Дед Мороз, наряжаем. Упражнения на развитие зрительного внимания (повтори за мной, слушай внимательно). Игра: «Делай как я»(развитие координации, двигательного восприятия) . Отгадай загадки. Физ. минутка. Рассказывание новогодних стихов. | З. Орлова «Новый год» |
4 неделя | М.Бородицкая «Новый год» Цель: учить детей запоминать стихотворение. Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства. | Словарная работа: активизировать словарь – на заре, мишура, зачерствел. Рассматривание иллюстраций, беседа о зиме, о празднике. Слушание звуков ветра, вьюги .Игровые упражнения: «Хлопки в ладоши», «Что, где находится». Разучивание физкультминутки. | М.Бородицкая «Новый год» | |
ЯНВАРЬ | ||||
«Зимушка хрустальная» | 2 неделя | Чтение стихотворения. С.Дрожжин «Улицей гуляет Дедушка мороз» Цель: познакомить детей с новым стихотворением, заучить его. Учить отвечать на вопросы словами текста. Произносить слова четко, достаточно громко. Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к поэзии, эстетические чувства.
| Словарная работа: активизировать словарь – иней, закоптелые. Рассматривание картинок «Зимние забавы и развлечения».Беседа. Показ картины «Вот это снеговик!» П/и « Зимние забавы». | С.Дрожжин «Улицей гуляет Дедушка мороз» |
3 неделя | «На лыжах» А.Введенский (заучивание стихотворения) Цель: продолжать учить детей запоминать короткие стихи. Учить отвечать на вопросы по содержанию, учить употреблять формы повелительного наклонения некоторых глаголов – съезжай, поезжай. Развивать память, совершенствовать отчетливое произнесение слов, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к спортивным развлечениям зимой. | Словарная работа: активизировать словарь – съезжай, поезжай. Рассматривание картинок «Зимние забавы и развлечения». . П/и на внимание «Сугроб, сосулька, снежинка». | (Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.71) | |
«В гостях у сказки» | 4 неделя | «Приходи, сказка!» (викторина) Цель: закрепить в памяти детей знакомые сказки, научить узнавать их по фрагментам, воспроизводить отрывки. Продолжать формировать умение вступать в беседу, отвечать на вопросы, задавать их. Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи в драматизациях. Воспитывать любовь к сказкам.
| Словарная работа: упражнять в звукоподражании, активизировать словарь – короб, скалка. Рассматривание книг и иллюстраций на тему. Загадывание загадок на тему: « Герои сказок».Д/и «Шкатулка со сказками». | (Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.88) |
ФЕВРАЛЬ | ||||
«Транспорт»
| 1 неделя | «Моя улица» (ознакомление с предметами) Цель: знакомить детей с предметами ближнего окружения, учить активно участвовать в беседе, использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, предлоги, наречия. Развивать наблюдательность, память, умение определять место положения предметов. Воспитывать интерес к объектам ближайшего окружения. | Словарная работа: обогащать словарь – проезжая часть, сигнал светофора, пешеходный переход. «Опиши транспорт» (во время игры дети сидят на стульчиках около стола с игрушками; воспитатель предлагает детям – 2-3 чел. взять со стола транспорт и описать его) . П/и «Самолеты» Пальчиковая игра «Кораблик» Загадывание загадок на тему: «Транспорт» | (Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.123) |
2 неделя | «Обобщающие слова: воздушный транспорт» Цель: сформировать у детей представления о воздушном транспорте, почему так называется, для чего нужен, кто им управляет, виды самолетов. Закрепить название основных частей, учить сравнивать самолет с вертолетом, вспомнить название других видов транспорта. Развивать активный и пассивный словарь детей. Воспитывать любознательность. | Словарный запас: обогащать словарь – воздушный, военный, космос. «Опиши транспорт» (во время игры дети сидят на стульчиках около стола с игрушками; воспитатель предлагает детям – 2-3 чел. взять со стола транспорт и описать его) . П/и «Самолеты» Пальчиковая игра «Кораблик» Загадывание загадок на тему: «Транспорт» | (В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.105) | |
«День защитников отечества» | 3 неделя | Чтение стихотворения. Ю.Кушак «Игра в солдатики» «Военная техника» ( рассматривание предметов) Цель: продолжать знакомить детей с предметами, выходящими за пределы уже освоенного окружения. Учить отвечать на вопросы распространенными предложениями или коротким рассказом. Развивать мышление, память, познавательные интересы. Воспитывать интерес к военной технике, к военным. | Словарная работа: обогащать словарь – пограничники, военная техника. Рассматривание иллюстраций на тему «Российская Армия». Д/и «Подбери эмблему войну» «Отгадай загадку» | (Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.84) |
«Международный женский день» | 4 неделя | Чтение стихотворения. М. Садовский «Это мамин день» Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания. Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к маме и ко всей своей семье. | Словарная работа: активизировать словарь – родная, любимая, милая. Рассматривание иллюстраций по теме. Поупражнять в умении поздравлять женщин с праздником. | М. Садовский «Это мамин день» |
МАРТ | ||||
«Международный женский день» | 1 неделя | «Наши мамы» Е.Благининой (заучивание стихотворения) Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания. Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к маме и ко всей своей семье.
| Словарная работа: активизировать словарь – родная, любимая, милая. Рассматривание иллюстраций по теме. Игра «Назови, чья?» «Назови женскую профессию» | (Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.89) |
«Народная культура и традиции» | 2 неделя | «Путешествие в город мастеров» (Чтение русских народных песенок, потешек). Цель: учить детей составлять небольшие рассказы о народных промыслах и их изделиях, отвечать на вопросы, побуждать к активному диалогу. Развивать диалог и монологическую речь детей. Воспитывать интерес к изучению родного языка. | Словарная работа: обогащать словарь – народные промыслы, дымковская игрушка, жостовские подносы. Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Знакомство с народными приметам Загадывание загадок на тему: «Весна». Рассматривание иллюстраций по теме. | (В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.96) |
3 неделя | Чтение русских народных песенок, потешек. Цель: . Развивать способность слушать и запоминать произведения малых форм поэтического произведения малых форм поэтического фольклора, эмоционально реагировать на их содержание, следить за развитием сюжета. | Словарная работа: потешки, предки, спектакль, с ворона коня. Предварительная работа: Создание в группе условий для совместной игровой деятельности воспитателя с детьми, показ детям кукольного театра «Репка», «Колобок», рассматривание иллюстраций по сказкам, песенкам и потешкам, обсуждение содержания сказок, просмотр и прослушивание русских народных сказок «Репка», «Колобок», «Теремок» на видео и аудиозаписях. | Хрестоматия 4-5 лет. | |
«Весна идет весне дорога!»
| 4 неделя | «Пришла весна, потекла вода» Л.Н.Толстой ( пересказ) Цель: учить детей пересказывать короткий литературный текст, отвечать на вопросы по тексту. Развивать наблюдательность, мышление, память, речевое дыхание. Воспитывать эстетические чувства. | Словарная работа: активизировать словарь – бережок, ручеек, звонкий. «Обведи по трафарету» Предварительная работа Наблюдения на прогулке за весенними признаками, чтение произведений и рассматривание картин о весне. | (Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.104) |
АПРЕЛЬ | ||||
«Весна идет весне дорога!»
| 1 неделя | «Здравствуй, весенняя первая травка!» С.Городецкий (заучивание стихотворения) Цель: учить детей выразительно наизусть читать литературное произведение; уметь находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний. Развивать образность речи, творческое воображение. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания стихотворения.
| Словарная работа: активизировать словарь - весенняя травка, молодой корешок Слушаем птичьи голоса в записи. «Обведи по трафарету» Предварительная работа Наблюдения на прогулке за весенними признаками, чтение произведений и рассматривание картин о весне. | (В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.110) |
«Дружим с книгой» | 2 неделя | «Лисичка-сестричка и серый волк» (рассказывание русской народной сказки) Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание, характеризовать героев. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями. Развивать внимание, память, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к книге, к ее художнику-иллюстратору. Словарная работа: активизировать словарь детей прилагательными – глупый, доверчивый, добрый. | Словарная работа: активизировать словарь детей прилагательными – глупый, доверчивый, добрый.Рассказывание сказки.Отгадывание загадок. Дидактические игры: «Что умеют делать звери» «Какой, какая, какое?» «Кто сумеет похвалить» «От каждого по словечку» Развивающая игра « А если бы…» Придумывание нового названия сказки. Придумывание нового конца сказки. | (Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.68) |
«Что из чего и для чего»
| 3 неделя | : «Федорино горе» К.И.Чуковский (чтение сказки) Цель: познакомить детей с новым произведением, учить понимать содержание, сопереживать героям. Учить детей участвовать в беседе по содержанию произведения, развивать диалоговую речь. Развивать внимание, мышление, чувство юмора. Воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения. | Словарная работа: активизировать и обогащать словарь – неряха, грязнуля, самоварище, чистоплотная. Игра «Что из чего и какое?» «Что как делали и какое?» | (Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.22) |
«Волшебная сила театра» | 4 неделя | Сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть» Цель: Учить пересказывать короткую сказку. Учить выразительно, передавать диалоги персонажей. Продолжать учить отвечать полным ответом. Развивать связную речь, умение пересказывать текст без наводящих вопросов воспитателя Воспитывать чувства сопереживания, сочувствия | Чтение сказки. Беседа. Изображение героев гео- метрическими фигурами. Рассказывание сказки по схеме. Дидактическая игра «Скажи наоборот» Придумывание истории. Придумывание нового названия сказки. Придумывание загадок. Придумывание другого конца сказки. Развивающие игры: «Хорошо-плохо» « А если бы…» Изменение сюжета сказки путем добавления нового героя. | |
МАЙ | ||||
«Цветущая весна» | 1 неделя | Чтение стихотворения З. Александрова « Дождик » Цель: познакомить детей с новым стихотворением. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания. Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к природе. | Словарная работа: активизировать словарь – лужицы, расплескал, пузыри. «Исправь ошибку» «Найди отличия» Рассматривание иллюстраций по теме. . | Хрестоматия 4-5 лет. |
2 неделя | Сказка про храброго зайца -длинные уши, косые глаза, короткий хвост. Цель: Формировать эстетическое восприятие художественных текстов; учить видеть характер героев, их поступки; развивать внимание, память. | Упражнение «Скажи по- другому» «На что похоже?» Рассматривание иллюстраций по теме. Придумывание нового названия сказки. Придумывание другого конца сказки. | Хрестоматия 4-5 лет. | |
«Насекомые» | 3 неделя | «Как кузнечик помогал слабым». Цель: Уточнить названия насекомых, внешние признаки. Продолжать учить пересказывать текст. Актуализация словаря по теме "Насекомые". Развитие связной речи. | Д/и «Отгадай загадку» «Где сидит насекомое?» «Исправь ошибку» «Найди отличия» Рассматривание иллюстраций по теме. Нарисуй насекомое. | Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова стр.90 Л.Г.Селихова стр.128 Нищева Н.В. Развивающие сказки. Конспект № 9 |
«Скоро лето» | 4 неделя | «Пых» (рассказывание белорусской сказки) Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить сопереживать ее героям. Учить отвечать на вопросы по содержанию, использовать в ответах новые слова и выражения. Развивать внимание, мышление, память, закрепить правильное произношение согласных звуков. Воспитывать интерес к сказкам других народов. | Словарная работа: обогащать словарь – урожай, белорусская, хата. Рассказывание сказки по схеме. Дидактическая игра «Скажи наоборот» Придумывание истории. Придумывание нового названия сказки. Придумывание загадок. Придумывание другого конца сказки. Развивающие игры: «Хорошо-плохо» « А если бы…» Изменение сюжета сказки путем добавления нового героя.
| (Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.14) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по художественной литературе в средней группе
Перспективное планированиепо художественной литературе в средней группе...
Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в средней группе.
В перспективном планировании содержится материал по ознокомлению схудожественной литературой в средней группе. В нем содержатся задачи на каждый месяц, а также темы занятий и совместная деятельность п...
Перспективное планирование по развитию речи в средней группе 2013г
Перспективное планирование по развитию речи в средней группе...
Перспективный план по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе
Сентябрь Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» Продолжать развивать умение слушать произведения разных жанров; «включать» детей в совместное о...
Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в средней группе на учебный год.
Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в средней группе на учебный год....
Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в средней группе на учебный год
Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в средней группе на учебный год....
Перспективное плананирование обогащения ППРС в средней группе на 2016-2017 учебный год
Одним из условий развития целостной личности ребёнка является грамотно подобранная предметная среда....