Непрерывная образовательная деятельность «Любимая кукла» Составление рассказа по серии картинок
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Цель:

Учить передавать сюжет, заложенный в серии картинок, определять основную идею рассказа.

Формировать представление о композиции рассказа: зачин, средняя часть, концовка

 

Интеграция образовательных областей:

Познание. Коммуникация. Здоровье. Музыка. Труд. Социализация.

 

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:

1.     Развивать лексическую сторону речи.

2.     Формировать грамматический строй речи.

3.     Развивать и совершенствовать звуковую культуру речи.

 

Коррекционно-обучающие задачи:

1.     Развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием.

2.     Соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

 

Коррекционно-развивающие задачи:

1.     Обогащение словаря детей.

2.     Совершенствование монологической и диалогической речи детей, описания предметов, повествования.

3.     Закрепление навыка согласования речи и движения.

4.     Упражнение в образовании прилагательных и согласовании их с существительными в роде и числе.

5.     Упражнение в образовании множественного числа в именительном и родительном падеже.

6.     Развитие внимания, памяти, мышления.

7.     Развитие длительного выдоха.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_lyubimaya_kukla.docx74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 17 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга.

Составление рассказа по серии картинок

«Любимая кукла»

Организованная образовательная деятельность

«Коммуникация»

с детьми старшей группы

компенсирующей направленности

Составитель

воспитатель высшей квалификационной категории

Калинова Ирина Николаевна

H:\Картинки\85116389_11100837174010h500.jpg

Санкт-Петербург 2012 год

Цель:

Учить передавать сюжет, заложенный в серии картинок, определять основную идею рассказа.

Формировать представление о композиции рассказа: зачин, средняя часть, концовка

Интеграция образовательных областей:

Познание. Коммуникация. Здоровье. Музыка. Труд. Социализация.

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Развивать лексическую сторону речи.
  2. Формировать грамматический строй речи.
  3. Развивать и совершенствовать звуковую культуру речи.

Коррекционно-обучающие задачи:

  1. Развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием.
  2. Соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Обогащение словаря детей.
  2. Совершенствование монологической и диалогической речи детей, описания предметов, повествования.
  3. Закрепление навыка согласования речи и движения.
  4. Упражнение в образовании прилагательных и согласовании их с существительными в роде и числе.
  5. Упражнение в образовании множественного числа в именительном и родительном падеже.
  6. Развитие внимания, памяти, мышления.
  7. Развитие длительного выдоха.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Воспитание бережного отношения к игрушкам.
  2. Воспитание умения слушать взрослого и друг друга.

Предварительная работа:

  • Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
  • Закрепление знаний детей стихов об осени и игрушках.
  • Составление описательного рассказа о любимой игрушке.

Материалы и оборудование:

  • Аудиозапись: П.И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песня.»
  • Осенние листочки на ниточках.
  • Кукла.
  • Серия картинок «Любимая кукла»
  • Мяч.

Составление  рассказа по серии картинок

«Любимая кукла»

Воспитатель

Дети приглашаю вас в осенний парк.

Дети встают врассыпную.

Пальчиковая гимнастика

Разбросала осень листья,                            Делают волнообразные движения ладонями над

                                                                      головой.

Разукрасила их кистью.                              Делают плавные взмахи ладонями вверх – вниз.

Мы в осенний парк пойдём,                       Маршируют.

В букеты листья соберём.                          Скрещивают ладони с растопыриванием

                                                                      пальцев.

Лист кленовый, лист с осинки,                  Поочерёдно загибают пальцы, начиная

                                                                      с большого, на обеих руках одновременно

                                                                      на каждый лист.

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз.                       Звонко хлопают в ладони.

                            И. Михеева

Воспитатель

Мы с вами гуляем по осеннему парку.

Давайте представим, какое голубое небо, светит солнышко, дует лёгкий ветерок.

В золотистые стайки сбиваясь,

Листья падают, плавно кружась.

Разноцветным дождём рассыпаясь –

Это осень танцует для нас.

Заиграла лёгкая музыка.

(Аудиозапись: П.И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песня.»)

Дыхательная гимнастика

Воспитатель

Возьмите осенние листочки (на ниточках).

Представьте, что подул лёгкий ветерок, и ваши листочки тихонько зашевелились.

Подуйте тихонько на свои листочки.

А теперь ветер усиливается, и мы дуем сильнее.

Ещё сильнее задул ветер, и мы тоже дуем ещё сильнее.

Ветер затихает листочки улетают. Подуйте на свои листочки и отпустите их.

Дети дуют на листочки, отпуская ниточки, и они улетая, падают на пол, создавая ковёр из листьев.

Воспитатель

А теперь возвращаемся в детский сад. Посмотрим, кто нас ждёт.

Воспитатель берёт в руки заранее приготовленную куклу.

Воспитатель

Этой куклы кто не знает?

Лучше куклы не найдёшь.

Сразу глазки открывает,

Только на руки берёшь.

И хоть слёз у куклы нету,

Плачет девочка моя:

– Мама, мама! Где ты, где ты?

Ну, а мама – это я.

Воспитатель

Я принесла к вам свою любимую куклу. Она одета в платье моего любимого розового цвета. У неё красивые волосы и розовый бантик.

А у вас есть любимые куклы?

Дети

Да!

Воспитатель просит 2-3 девочек рассказать о любимой кукле.

После рассказов девочек воспитатель приглашает детей сесть полукругом перед доской, на которой висят 3 сюжетные картинки, рядом сажает куклу.

Воспитатель

Я не случайно принесла к нам на занятие свою любимую куклу. Она очень хочет посмотреть, как вы работаете, послушать, какие интересные рассказы вы составите.

Сегодня мы будем их составлять по сюжетным картинкам.

(смотрит на доску)

Как вы думаете, в правильной последовательности я расположила эти картинки?

Как бы вы это сделали?

Дети предлагают свои варианты.

Картинки располагаются в нужной последовательности.

Воспитатель

О ком и о чём мы сегодня будем рассказывать?

Дети

О девочке и её кукле.

Воспитатель

Как вы думаете, любит ли девочка свою куклу?

Дети

Да.

Воспитатель

Почему?

Дети

Девочка и кукла одеты в одинаковые голубые платья. У них завязаны голубые бантики и надеты голубые туфельки.

Воспитатель

Подумайте, как можно назвать наш будущий рассказ?

Дети предлагают свои варианты.

Воспитатель

Мне и моей куколке понравилось название «Любимая кукла».

Физминутка

Непослушные неваляшки

Кукла неваляшка встала, не лежит.

Сильно раскачалась, весело звенит.

Дили-дили-дили-дон –                                         Дети ритмично покачиваются из стороны

                                                                                 в сторону.

Раздаётся всюду звон.

Кач-кач-кач-кач, кач-кач-кач-кач,

Слышен Лены громкий плач.                              Ритмично покачивают «куклу» на руках.

Неваляшка всё не спит,

Не ложится, не сидит.                                          Делают ритмичные наклоны туловища

                                                                                вперёд

Бом-бом-бом-бом,

                              бом-бом-бом –

Закрутилась вдруг волчком.                                Ритмично хлопают в ладоши.

Лена плакать перестала

И сама качаться стала.

Воспитатель

Как назовём девочку в нашем рассказе?

Дети предлагают имена для девочки.

Воспитатель (начинает рассказ и просит детей продолжить)

Рано утром Лена собиралась в детский сад.

Она взяла свою любимую куклу, принесла её в………………………

Какая часть квартиры изображена на первой картинке?

Дети

Прихожая.

Воспитатель

Как догадались. Докажите.

Дети

………………………………………………………………………….

Воспитатель

Что произошло в прихожей?

Дети

Лена посадила куклу на стол. Одной рукой гладит куклу по головке, а другой держит её за руку. Что-то ласковое ей говорит.

Воспитатель

Интересно, что она говорит своей любимой куколке?

Почему у куклы такие грустные глаза?

Кажется, что она вот-вот заплачет.

Воспитатель предлагает двум детям рассказать по первой картинке.

Воспитатель

Что изображено на второй картинке?

Дети

Лена оделась и собирается уходить.

Воспитатель

Во что оделась девочка? Расскажите подробно.

Дети

Лена надела нарядную красную куртку с белой отделкой. У куртки есть капюшон.

На голове у неё белая вязаная шапочка. Шапочка с красивой вышивкой и помпоном.

На ногах брюки и ботинки, на руках перчатки.

(Если дети затрудняются, воспитатель задаёт наводящие вопросы.)

Воспитатель

Что увидела Лена, когда посмотрела на куклу?

Дети

Лена увидела, что её любимая кукла плачет.

Воспитатель

Посмотрите на третью картинку и скажите: «Как поступила Лена, обнаружив, что кукла плачет?»

Дети предлагают свои варианты конца рассказа.

Воспитатель предлагает двум детям рассказать по второй и третьей картинке.

Воспитатель

Вы предложили свои варианты, как мог закончиться этот рассказ.

Но так ли закончилась эта история на самом деле?

Давайте спросим у моей любимой куклы?

Воспитатель «спрашивает у куклы».

Воспитатель

Моя Катя сказала, что есть ещё одна картинка.

Давайте посмотрим на неё.

Воспитатель вешает четвёртую картинку.

Воспитатель

Что изображено на четвёртой картинке?

Где находятся дети, Лена и её кукла?

Дети

В детском саду.

Воспитатель

Как догадались?

Что дети делают в детском саду?

Дети

Завтракают.

Воспитатель

Как дети позаботились о кукле?

Дети

Посадили её на высокий табурет, повязали нагрудник, поставили перед ней кукольную посуду.

Воспитатель

Довольна ли девочка?

Довольны ли дети?

Довольна ли кукла?

Как можно закончить наш рассказ?

Дети

Детям очень весело. Они рады, что они все вместе.

Воспитатель предлагает детям по цепочке рассказать весь рассказ.

Воспитатель

Вам понравился наш рассказ?

Дети

………………………………………………………………………………………

Воспитатель (обращается к своей кукле)

Катюша, а тебе понравились рассказы детей.

(делает вид, что прислушивается)

Воспитатель

Катюше очень понравились ваши рассказы. Она рада, что я взяла её на наше занятие.

Физминутка

(упражнения на внимание)

Воспитатель

Если кукла и девочка – мама и дочка, их можно назвать семьёй?

Дети

………………………………………………………………………………………

Подбери признаки (с мячом)

Сын (какой?) – старший, младший, послушный, шустрый, весёлый

Дочь (какая?) – взрослая, старательная, трудолюбивая, добрая

Дети (какие?) – добрые, дружные, отзывчивые, шумные

Измени по образцу (с мячом)

Шарф (чей?) –  мама (мамин)

Шапка (чья?) – папа (папина)

Пальто (чьё?) – бабушка (бабушкино)

Перчатки (чьи?) – дедушка (дедушкины)

Один – много (с мячом)

Малыш – малыши – много малышей

Дочь – дочери – много дочерей

Сын – сыновья – много сыновей

Сестра – сёстры – много сестёр

Брат – братья – много братьев

Кто и этих людей родственники?

Сестра, подруга, брат

Мама, папа, сосед

Бабушка, воспитатель, дедушка

Что не так?

Мы родились раньше родителей.

Я – дедушкин сын.

Дядя – сестра моей мамы.

Исправь ошибку

Младшая брат

Старший сестра

Любимое бабушка

Строгое дедушка

Итог занятия

Воспитатель

Дети вам понравилось занятие?

Дети

………………………………………………………………………………………

Воспитатель

Что понравилось больше всего?

Дети

………………………………………………………………………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Составление рассказов по серии картинок"

Материалы по развитию речи для родителей....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по серии картинок "Находка"

Занятия по составлению рассказов по серии картинок не только повышают речевую активность детей, но и дают образцы построения высказываний....

Технологическая карта ООД по образовательной области "Речевое развитие" Составление рассказа по серии сюжетных картин "Тяп и Топ варили компот" в подготовительной к школе группе

Технологическая карта ООД  по  образовательной области "Речевое развитие" Составление рассказа по серии сюжетных картин "Тяп и Топ варили компот" в подготовительной к шко...