Семинар на тему: Образовательная область «Коммуникация»
статья по развитию речи по теме
Этот материал содержит информацию о главных задачах развития речи, изложенные по всем возрастным категориям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-kommun.docx | 41.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МУ «Управление дошкольного образования Альметьевского муниципального района»
СЕМИНАР
на тему: Образовательная область «Коммуникация»
Воспитатель
Юрченкова Т.Г.
Альметьевск 2012
Образовательная область «Коммуникация»
Содержание образовательной области «Коммуникация» согласно Федеральным государственным требованиям направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Для этого решаются следующие задачи:
− развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
− развитие всех компонентов устной речи детей;
− практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Теоретическим фундаментом программы являются представления о закономерностях речевого развития дошкольников, выдвинутые в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаровича. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно передать в следующих положениях:
• речь ребенка развивается в ходе генерализации (обобщения) языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
• язык и речь представляют собой своеобразный «узел», в который «сплетаются» различные линии психического развития — развитие мышления, воображения, памяти, эмоций;
• ведущим направлением в обучении родному языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;
• ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.
Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
Главные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи и меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который надо решать параллельно и своевременно.
Конкретные речевые задачи в свете вышеизложенных положений излагаются по всем возрастным группам.
МЛАДШАЯ ГРУППА
Разделы образовательной области | Задачи |
Воспитание звуковой культуры речи | Развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия, речевого слуха, а также различных средств интонационной выразительности. Обучение правильному звукопроизношению гласных и согласных звуков, их дифференциации, формированию четкой артикуляции звуков: произношению согласных звуков. Формирование дикции (отчетливого и ясного произношения слов, слогов и звуков). Развитие силы голоса, интонации вопроса и ответа. Развитие чувство ритма. Формирование умения регулировать темп речи в связном высказывании. |
Словарная работа | Накопление и обогащение словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни. Активизация разных частей речи, не только существительных, но и глаголов, прилагательных, наречий. Ознакомление с тем, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. |
Формирование грамматического строя речи | Развитие понимания и использования в речи грамматических средств, активный поиск ребенком правильной формы слова. Обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе. Активизация пространственных предлогов (в, на, за, под, около) с одновременным употреблением падежных форм (в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати). Обучение правильному употреблению формы повелительного наклонения глаголов единственного и множественного числа (беги, лови, потанцуйте, покружитесь), спряжению глаголов по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит, бежим), образованию видовых пар глаголов (один ребенок уже встал, а другой только встает; умылся – умывается, оделся – одевается). Обучение разным способам словообразования существительных (заяц – зайчонок – зайчата; сахарница – хлебница) и глаголов на материале подражаний (воробей чик-чирик – чирикает, утка кря-кря – крякает, лягушка ква-ква – квакает) и игры на музыкальных инструментах (на барабане – барабанят, на дудочке – дудят, на трубе – трубят, а на гитаре и гармошке играют). |
Развитие связной речи | Составление связных текстов на основе комплекса всех сторон речи. Пересказ литературных произведений, составление рассказов об игрушках и по картинкам, развитие умения воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, затем совместно с ним и, наконец, самостоятельно. Формирование у детей представления об элементарной структуре высказывания (описательного и повествовательного типа). Формирование умений строить рассказы повествовательного типа, видеть начало и конец действий, усвоение логической последовательности действий героев рассказа, обращение внимания на интонацию законченности предложения. |
Развитие коммуникативных умений | Развитие инициативной речи, умения поддерживать диалог с взрослыми и детьми, знакомство их с правилами элементарного культурного поведения. Развитие невербальных средств общения (жесты, мимику), использовать их адекватно, учитывая коммуникативную ситуацию, ориентируясь на партнера. Очень важно учитывать то, что у каждого ребенка свой речевой и коммуникативный уровень, заложенный в семье. Особое значение приобретает индивидуальная работа с каждым ребенком, а также игровые формы обучения как на занятиях, так и особенно вне занятий. Индивидуальная работа ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка. Руководство взрослого проводится в обстановке естественного общения партнеров по игре. В индивидуальном общении легче проводить обучение рассказыванию из личного опыта (о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходные дни, об интересных событиях в жизни ребенка и его близких). Индивидуальная работа проводится в утренние и вечерние часы и ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка, Если проводятся фонетические и грамматические упражнения, они могут легко и естественно перейти в составление совместного рассказа в контексте выбранной темы. Если ребенок научился хорошо описывать предметы и игрушки, надо научить его составлять повествовательный текст, придумывая интересный сюжет, активно вовлекая их в совместное рассказывание и игру-драматизацию. При этом важно развивать навыки диалогической речи: умение слушать взрослых, отвечать на вопросы, спрашивать самому. |
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Разделы образовательной области | Задачи |
Воспитание звуковой культуры речи | Формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. Закрепление правильного произношения всех звуков родного языка, в том числе свистящих и сонорных звуков, твердых и мягких (с, с’, з, з’, ц, ш, ж, ч, щ, л, л’, р, р’). Знакомство с терминами «звук», «слово», обучение умению находить слова, близкие и разные по звучанию, подбирать слова на заданный звук, устанавливать наличие или отсутствие звука в слове. Развитие речевого слуха, возможности различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Формирование интонационной выразительной речи. Формирование осознания особенностей своего произношения, умение оформлять высказывание. |
Словарная работа | Формирование правильного понимания слов, их употребления и дальнейшего расширения активного словаря. Активизации словаря детей названиями предметов, их качеств, свойств, действий (существительных, прилагательных, глаголов). Уточнение обобщенных понятий (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда) Понимание смысла загадок, сравнивание предметов по размеру, цвету, величине, подбор действий к предмету. Работа по правильному употреблению слов, обозначающих пространственные отношения; Развитие желания узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения Развитие понимания многозначного слова, сочетаемости разных слов (идет можно сказать про человека, автобус, поезд, часы, мультфильм). Подбор слов, близких и противоположных по смыслу (синонимы и антонимы), например: дети – ребята, мальчики – девочки; сладкий – горький, старый – новый. Знакомство с происхождением некоторых слов. |
Формирование грамматического строя речи | Расширение круга грамматических явлений, подлежащих усвоению (и без наглядного материала). Продолжение обучения образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных. Правильному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; развивается ориентировка на окончание слов при их согласовании в роде. Образование форм глаголов в повелительном наклонении. Обучение разным способам словообразования: соотношение названий животных и их детенышей, не все слова образуются одинаковым способом продолжать работу по образованию звукоподражательных глаголов (ворона кар-кар – каркает, петух кукареку – кукарекает, поросенок хрю-хрю – хрюкает). Обучать способам отыменного образования глаголов (мыло – мылит, звонок – звенит, краска – красит, а также учитель – учит, строитель – строит, но врач лечит, портной шьет). Формировать умение строить предложения разных типов, активизировать употребление сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций, что является важным условием развития связной речи. |
Развитие связной речи | Пересказ содержания небольших сказок и рассказов, как уже знакомых детям, так и впервые прочитанных на занятии. Составление небольших рассказов по картинам. Обучение разным типам высказывания – описанию и повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявление причинной связи – Мне нравится зима, потому что...). Формирование навыков повествовательной речи, развитие представлений о композиционном строении связного высказывания (начало, середина, конец). Закрепление представления о том, что рассказ можно начинать по-разному («Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом» и т.п.). |
Развитие коммуникативных умений | Необходимо научить детей устанавливать контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, доброжелательно отвечать на вопросы, уметь налаживать эмоциональный контакт, вступать в речевое общение с удовольствием. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку взрослого, в случае затруднения не стоит показывать ребенку, что он не справился, а просто следует дать правильный ответ. Важные умения – научить ребенка слушать и понимать речь, отвечать на вопросы, при этом проявлять доброжелательность в общении, участвовать в разговоре по инициативе других. Необходимо обращать внимание на характер общения ребенка с педагогом и другими детьми, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, умение слушать собеседника и понимать его, умение ясно выражать свои мысли, использовать разнообразные жесты, мимику, интонации и формулы речевого этикета. При этом надо обучать и невербальным средствам общения (жестам, мимике), использовать их с учетом коммуникативной ситуации, а также пользоваться словами речевого этикета. |
СТАРШАЯ ГРУППА
Разделы образовательной области | Задачи |
Воспитание звуковой культуры речи | Дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи. Обучение дифференциации пары звуков с – з, с – ц, ш – ж, ч – щ, с – ш, з – ж, ц – ч, л – р. Обучение менять громкость голоса, темп речи, в зависимости от условий общения, от содержания высказывания. Побуждение пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией. |
Словарная работа | Развитие возможности подбирать разные слова со сходным значением и формировать умение использовать их в своей речи. Формирование умения подбирать слова, близкие по смыслу к словосочетаниям, к определенной ситуации, к изолированному слову. Обучение точности словоупотребления, в зависимости от контекста. Различение слов, отражающих характер движения: (бежать – мчаться; пришел – приплелся) или значению прилагательных оценочного характера (умный – рассудительный; старый – дряхлый, робкий – трусливый); Обучение сопоставлению предметов и явлений по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству), подбору слов, противоположных по смыслу к словосочетаниям (старый дом – новый, старый человек – молодой), к изолированным словам (легкий – тяжелый), заканчивать предложение, начатое педагогом: Один теряет, другой... (находит). Развитие понимания детьми значений многозначных слов разных частей речи (молния, кран, лист; лить, плыть; полный, острый, тяжелый), учить их сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом. |
Формирование грамматического строя речи | Обучение тем грамматическим формам, усвоение которым вызывает трудности: согласование прилагательных и существительных (особенно в среднем роде), образование форм глагола в повелительном и сослагательном наклонении. Полная ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитание языкового чутья, внимательного отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно. Развитие умения из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть – учит, книга, ручка, учитель; рассказ, интересный, рассказывать) или образовать слово по образцу: веселый – весело; быстро – быстрый, громко – громкий. Развитие умения находить родственные слова в контексте. В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает (желтеть). Листья на деревьях (желтеют). Развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысловых оттенков слова: береза - березка - березонька; книга – книжечка – книжонка. Различение смысловых оттенков глаголов (бежал – забежал – подбежал) и прилагательных (умный – умнейший, плохой – плохонький, полный – полноватый). Умение строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов, учить дополнять предложения, начатые педагогом (Дети пошли в лес, чтобы... Они оказались там, где... ). Составление коллективных писем в ситуации «письменной речи». |
Развитие связной речи | Пересказ литературных произведений. Развитие умения самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картинки, указывая место и времени действия, придумывать события, предшествующие изображенному и последующие за ним. Формирование умения развивать сюжетную линию, придумывать название рассказа в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. Обучение составлять рассказы об игрушках (или по набору игрушек), соблюдая композицию и выразительное изложение текста. Обучение рассказывать лично опыта в высказываниях разных типов — описательных, повествовательных,контаминированных(смешанных). Формирование элементарных знаний о структуре повествовательного текста и умения использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста. |
Развитие коммуникативных умений | Общение с учетом ситуации, ориентировка на собеседника; адекватное использование невербальных средств общения (жестов, мимики), регулировать темп речи и силу голоса, использовать разнообразные интонации. |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Разделы образовательной области | Задачи |
Воспитание звуковой культуры речи | Совершенствование звукопроизношения, уделяя особое внимание дифференциации свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких звуков. Развитие голосового аппарата. Развитие умения проводить звуковой анализ слова. Воспитывать интерес и внимание к языковым явлениям, развивать лингвистическое мышление. Развитие интонационной стороны речи, таких ее элементов, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи. |
Словарная работа | Продолжение работы над обогащением, закреплением и активизацией словаря, над уточнением понимания значения известных, близких или противоположных по значению (синонимы и антонимы) слов, а также многозначных слов с прямым и переносным смыслом. Формирование умения выбора наиболее точного слова при формулировании мысли и правильного его употребления в любом контексте (например, умение выбрать из синонимического ряда наиболее подходящее слово (жаркий день — горячий; жаркий спор — взволнованный), развивать понимание переносного значения слов в зависимости от противопоставлений и сочетаний (ручей мелкий, а река глубокая; ягоды смородины мелкие, а клубники крупные). Работа с уточнением понимания слов, противоположных по смыслу, с многозначными словами разных частей речи. |
Формирование грамматического строя речи | Продолжение работы по обучению детей согласованию существительных и прилагательных в роде, числе, падеже. Правильное употребление словосочетания с несклоняемыми существительными. Образование степени прилагательных (умный – умнее; добрый – добрее; тихий – тише); с помощью суффиксов изменить значение слова, придать ему другой смысловой оттенок (злой – злющий, толстый – толстенный, полный – полноватый). Уточнение правильного употребления «трудных» глаголов-паронимов: одеть – надеть. Усложнение задания на образование глаголов с помощью приставок и суффиксов (бежал – перебежал на другую сторону, забежал в дом, убежал из дома; веселый – веселится; грустный – грустит). Подбор словообразовательных пар (чистый пол, чистить), показ, как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (школа – школьник, огород – огородник) или на предмет (чай – чайник, скворец – скворечник). Закрепление умения образовывать название детенышей животных в самых разных случаях (у лисы – лисенок, у лошади – жеребенок, а у жирафа? у носорога?) и наименование предметов посуды (сахарница, но солонка). Подбор однокоренных слов (весна – весенний – веснушки; снег – снежный – подснежник) и конструирование производных слов в условиях контекста: Какие птицы (зима) в нашем лесу, дрова надо ... (пила). Формирование умения строить разнообразные сложные предложения при составлении коллективного письма (построение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений), развивать самоконтроль, использовать синонимические синтаксические конструкции, что очень важно для дальнейшего овладения письменной речью. |
Развитие связной речи | Формировать умение строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение, контаминированные тексты), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания. Осмысленно анализировать структуру любого высказывания: есть ли в нем зачин (начало), как развивается в нем действие (событие, сюжет) или раскрываются микротемы, имеется ли завершение (конец). Формировать элементарные знания о теме высказывания, расположении его структурных частей, развивать умение использовать самые разнообразные средства связи в описательных и повествовательных текстах. Учить составлять рассказы по серии картинок коллективно («командами»), при этом сами картинки каждый раз менять. Учить замечать недостающие структурные части к предложенной картине. |
Развитие коммуникативных умений | В подготовительной группе общение с педагогом и детьми достигает довольно высокого уровня. Ребенок может не только отозваться на просьбу, подать реплику, пояснить, возразить, но и ясно, последовательно выразить свои мысли, он свободно и правильно умеет пользоваться словами речевого этикета. Старший дошкольник имеет представление о понятиях «вежливый» (отличающийся хорошим воспитанием, умеющий хорошо себя вести), «грубый» (недостаточно культурный, неучтивый, неделикатный в обращении с кем-нибудь), соотносит эти понятия со своим поведением. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ по ООД в подготовительной группе. Образовательная область: «Коммуникация» с интеграцией образовательных областей «Познание», «Социализация». Тема: Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы-модели «Транспорт».
Программные задачи:продолжать учить детей составлять описательный рассказ об игрушках, используя схему-модель;продолжать учить рассказывать связно, подробно и выразительно;закреплять знания дете...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация». Тема: "Потерянная сказка".
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе ...
Интегрированное занятие По образовательной области: коммуникация, познание: формирование целостной картины мира, художественное творчество, ручной труд на тему: «Зимушка-зима» в рамках РМО «Реализация принципов интеграции образовательной области»
Программное содержание:Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным развернутым ответом.Повтор и уточнение обобщённых понятий.Совершенствовать грамматический строй речи.Продолжа...
Образовательная область: «Коммуникация» Тема:Весна идёт – весне дорогу. Форма проведения: занятие- путешествие. Область интеграции:«Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Физическая культура».
Интегрированное занятие, 3 специалиста: логопед, музыкальный работник, инструктор по физической культуре....
Методическая разработка по лексическим темам. Образовательная область коммуникация вторая младшая группа.
Корекционная разработка по лексическим темам во второй младшей группе, даёт возможность педагогам планировать образовательную деятельность по развитию речи....
НОД образовательной области "Коммуникация" НОД образовательной области "Коммуникация" "Сказка про согласные звуки [к], [г], и [х]"
НОД образовательной области "Коммуникация" "Сказка про согласные звуки [к], [г], и [х]" знакомит детейс вышеуказаннами согласными звуками, дает понятие "согласный зву", дети учатся выделять пер...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста по теме: « Предметы вокруг нас: мебель». Образовательная область «Познание» Интеграция с образовательными областями «Коммуникация» и «Художественное тво
непосредственно - образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста...