Непосредственная деятельность с детьми в средней группе с элементами ТРИЗ «В гостях у Лесовичка»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Непосредственная образовательная деятельность с детьми в средней группе с элементами ТРИЗ-технологии.
«В гостях у Лесовичка»
Цель:
Продолжать учить детей сравнивать двух животных, находить и называть сходства и различия зайца и кролика (среда обитания, повадки, питание).
Задачи:
1. Учить детей образовывать однокоренные слова (заяц – зайчиха, кролик – крольчиха ), образовывать множественное число существительных, обозначающих детенышей животных.
2. Учить самостоятельно, соединять кольца Луллия. Закрепить символический подход.
3. Воспитывать любовь к животным, формировать основы экологических знаний.
Материал:
Кольца Луллия, аудиозапись со звуками животных, иллюстрации кролика и зайца.
Основная часть:
- Ребята, к нам пришло письмо от Лесовичка. Он приглашает нас к себе в гости. Давайте к нему поедем. Вот только на чем мы поедем?
Варианты ответов: на поезде, на машине, на самолете, на автобусе и т. д. Обсуждая каждый из вариантов, дети выбирают идеальный результат – автобус.
Подъезжая на автобусе к деревне, слышится «хруст» зайца (аудиозапись).
Аналогия по звуку «На что это похоже?».
Варианты ответов детей: звуки сломанного двигателя машины, насос, и т. д.
- Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, кому принадлежат эти звуки.
Это что за зверь лесной ?
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы! (Заяц)
(Дети успешно справляются с заданием.)
(Дети видят записку от Лесовичка на столе. В записке говорится о том, что сегодня понедельник и Лесовичок ушел в лес. Он предлагает детям отдохнуть с дороги, подождать его и догадаться, почему именно эту книгу, он оставил детям.)
(Дети листают книгу. В ней много иллюстраций зайца и кролика. Дети внимательно их рассматривают.)
- А теперь поиграем в игру «Узнай и назови». Например,
Это животное, которое живет рядом с человеком. У него есть хвостик маленький, длинные ушки. Питается травкой, овсом, одуванчиками, мышиным горошком. Аналогично дается описание зайца.
Системный оператор «Кролик».
Дети вместе с воспитателем заполняют системный оператор, закрепляя знания о кролике.
- Дети, как кролик может выжить в лесу? Варианты ответов: подружиться с зайцем; жить в лесу, а питаться приходить на картофельное поле и другие
Физминутка – игра «На горе стояли зайцы ».
(Игра в парах.)
- Мы немного отдохнули, а сейчас послушайте небольшой рассказ о зайце.
Системный оператор «Заяц».
(Рассказы детей)
- А давайте сравним кролика и зайца. Дети находят общее и различие этих животных.
- Ребята, а вы знаете что у зайчиков есть повадки. Существуют особые повадки зайца. У них есть облюбленные лежанки, на которые, сделав несколько успокоительных кругов, шустрик обязательно вернется.
Зайцы не остаются на отдых на открытом месте, скорее завалятся под кустик, деревце, в кучку сломленных грозой веток или ямку.
При неблагоприятной ветреной погоде зайчонок ляжет мордочкой к ветру, чтобы холод не пробрался сквозь шубку, а на склоне холма устроится головой вверх.
Такие шустрые и интересные, зайцы на самом деле проявляют чудеса изобретательности, чтобы убежать от намного более сильных и умелых соперников, даже знающих их повадки.
- Ребята, а что еще их объединяет? (они родственники).
А вы знаете чем они отличаются? Правильно! Кролик меньше зайца. Лапы и уши развиты у него слабее. Кролик роет глубокие норы в земле, а заяц ограничивается небольшим углублением. У зайца лапы длиннее чем у кролика и позволяют ему передвигаться с большей скоростью.
А кто рождается у зайчихи? А кто у крольчихи?
- Как вы думаете, почему Лесовичок оставил нам книжку именно про этих животных? (чтобы мы больше узнали об этих животных)
У меня есть стихи про зайчиков. Хотите их послушать? (Дети соглашаются.)
1. Г. Ладонщиков. «У пенька»
Зайчиха, сидя у пенька,
Учила шустрого сынка:
- Будь смел,
Не хвастай и не ври!
Чужой капусты не бери!
Не жми при встрече
Волчьих лап!
Не обижай того, кто слаб!
Не смейся над чужой бедой!
С голодным поделись едой!
Обидных кличек не давай!
Осла глупцом не называй!
Г.Ладонщиков
2. «Заяц»
Спят усталые ветра,
Спит лесник в своей избушке,
А у зайца до утра
Спят по очереди ушки.
В.Орлов
А как вы понимаете последнюю строчку стихотворения «Спят по очереди ушки»?
Итог:
- Ребята, вы все молодцы! А сейчас нам пора возвращаться обратно в детский сад.
Давайте оставим Лесовичку записку, что приедем к нему в выходные.
Дети с воспитателем возвращаются на автобусе в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми в средней группе «В гостях у сказки (По сказке «Колобок)»
Знакомство с новым видом театра (теневой), воспитывать чувство доброты и эмоционального отклика....
Конспект нод в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки».
В ходе НОД уточняются и обогащатся знания детей о русских народных и авторских сказках. Дети учатся узнавать сказочных героев, сочинять сказку, использовать выразительные средства и графическую ...
Конспект ООД с детьми подготовительной к школе группе с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки»
Цель: Продолжать учить детей творческому рассказываниюс использованием технологии ТРИЗ.Образовательные задачи:1. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.2. Учить ...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки»
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки»Цель: Продолжать учить детей творческому рассказываниюс использованием технологии Т...
Конспект занятия в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «В гости мы сейчас пойдем в сказку быстро попадем»
Среди инновационных технологий обучения детей ведущее место, занимает технология (ТРИЗ). Отличительной особенностью данной педагогической системы является то, что ребенок ус...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в средней группе по формированию целостной картины мира на тему: " Осенние гости".
Государственное бюджетное детское образовательное учреждение детский сад № 34 Петродворцовый район Санкт-Петербурга Конспек...