Конспект занятия по развитию связной речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Ульянова Ирина Юрьевна

Данный конспект занятия по развитию связной речи содержит в себе интересные речевые игры по теме "Зима".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие

По развитию связной речи у детей

 подготовительной логопедической группы

Тема: Зима.

Занятие подготовила и провела:

Учитель-логопед МАДОУ ЦРР №122

Лебедева И.Ю.

2013 год.

Цель занятия:

Обучение  навыку связного высказывания ребёнка с помощью мнемотаблицы по лексической теме «Зима».

Задачи:

          Образовательные:

  1. Учить детей образовывать притяжательные прилагательные.
  2. Учить детей образовывать однокоренные слова.
  3. Закреплять навык связного рассказывания по сюжетной картине с помощью мнемотаблицы.
  4. Обогащать словарь ребёнка по теме «Зима»

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие образного мышления.
  2. Развитие мелкой моторики.
  3. Развитие памяти, слухового внимания, зрительного восприятия.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любознательность и интерес к природе и явлениям природы.
  2. Воспитывать навыки сотрудничества у детей, умение слушать собеседника, голос учителя.
  3. Приобщать детей к музыкальной культуре.

Конспект занятия.

1. Организационный момент: беседа.

    - Какое сейчас время года?

    - Какой месяц зимы?

    - Январь – это начало, середина или конец зимы?

    - Какие приметы зимы вы знаете?

(падает снег, всё покрыто снегом, люди одеваются потеплее, дети катаются на лыжах, санках, коньках, играют в снежки,  кормят зимующих птиц)

2. Пальчиковая игра и речь с движением «Покормите птиц зимой!»

(дети стоят в кругу)

1 блок «Следы».

Дети в кругу на стульчиках, возле мольберта

3. Отгадывание загадок: на доске-мольберте картинки-фотографии следов животных на снегу (лисы, зайца, вороны), к каждой картинке магнитом крепится «клякса» с загадкой. Мольберт накрыт платком.

Предварительный вопрос:

- Ребята, что остаётся на пушистом, мягком снегу, если по нему кто-то пробежит? (следы) открывается мольберт

- Посмотрите на эти фотографии!

Кто расхаживал по снегу?

Догадайся-ка по следу!

Каждый снежный этот след

Затаил в себе секрет.

Хотите узнать, кто это бегал по пушистому, белому снегу?

(логопед берёт «кляксу» и зачитываю загадку)

4. Литературное описание следов животных:

Лисий следок похож на след маленькой собаки. Разница только в том, что лиса держит лапу в комке: крепко сжимает пальцы. Бежит лиса осторожно, задние лапки ступают в след от передних лап. И получается такая цепочка на снегу.

Заяц оставляет при каждом прыжке четыре следа: два покрупнее и два поменьше.

А ворона важно расхаживает по снегу и оставляет след, похожий на крестик.

5. Чьи следы? (образование притяжательных прилагательных)

- Если это следы лисы, как мы можем сказать про её следы? Чьи это следы?

(лисьи) (заячьи, вороньи).

6. Прогулка по лесной заснеженной полянке. (закрепление навыка образования притяжательных прилагательных)

Музыкальное сопровождение: Рождественская мелодия

- Сейчас мы с вами отправимся на заснеженную лесную полянку, и посмотрим, может быть мы найдём чьи-то следы? (включить музыку)

(дети идут по следам, называют следы, следы приводят их к елочке)

2 блок «Снежинка».

7. Встреча с Новогодним Мишкой. (расширение словаря качественными прилагательными, словами-признаками, развитие слухового внимание, мелкой моторики)

Дети находят под ёлочкой Новогоднего Мишу!

Миша: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Миша? А что ты делаешь в лесу? Ведь все медведи зимой спят в берлоге?

Миша: Я – не простой медведь, а Новогодний. Я кое-что для вас приготовил в своем мешочке. Но отдам вам только в том случае, если вы отгадаете загадку. Вы ведь очень хорошо умеете отгадывать загадки!

Что за озорница, падает, искрится?

Весело кружится, на ладонь ложится?

Ну а на ладони становится водою?        (снежинка)

(дети достают снежинки из мешочка, разворачивают их и прикрепляют на одежду)

Миша: Ребята, вам нравятся снежинки? (да) послушайте, какое я сочинил стихотворение про снежинки, слушайте внимательно и запоминайте слова-признаки. Слова-признаки подскажут вам, снежинки какие?

Читает стихотворение:

Белые, мохнатые, лёгкие снежинки

Тихо с неба падают, будто бы пушинки.

Все они холодные и тепла боятся,

Тонкие и хрупкие, могут поломаться.

Словно балерины в воздухе порхают,

Что красивы очень, все снежинки знают.

Дети называют слова-признаки.

Миша: Как вы думаете, эти снежинки у вас на одежде настоящие? (нет)

А какие они? (бумажные)

Хотите увидеть настоящие снежинки?(да)

Фотографии снежинок вывешиваются на мольберт, рассматриваем (какие красивые снежинки, причудливой формы, похожи на узоры, похожи на роскошный цветок или десятиугольную звезду. Это было так красиво!

Это фотографии настоящих снежинок, только во много-много раз увеличенных. А на самом деле снежинки очень маленькие. Вот такие Давайте послушаем, как летают снежинки (музыка Чайковского Вальс снежинок) во время музыки подходим и бросаем конфетти на лесную полянку.

3 блок «Семейка для слова СНЕГ».

8. Подберём семейку слову СНЕГ. ( образование однокоренных слов)

Миша: Ребята! Как вы думаете, от какого слова произошло слово СНЕЖИНКА? (снег)

Давайте подберём семейку слову СНЕГ. (снеговик, снегурочка, снежок, снеговой, заснеженный, снежный, снегоход, снегопад – объяснить происхождение этих двух слов, состоящих из двух слов. Подснежник, дополнительно) подберём картинки для этих слов, повесим на доску и покажем гостям.

Дети: У меня снегоход. И т.д.

Физпауза СНЕГ-ЛЁД

9. Рассказывание по сюжетной картине «Белая сказка», используя в связной речи новые слова.

-Что вы видите на картине? Какое время года?

- Как мы назовём девочку, её котика (Снежок)?

- Какие стоят деревья и дома? (заснеженные)?

- снег идёт? (на улице снегопад)

- кого слепили дети? (дети слепили снеговика)?

- чьи следы мы видим? (вороньи)

Примерный рассказ

Девочка Катя вышла погулять во двор.

На улице падает снег, это снегопад.

Все деревья и дома занесены снегом, стоят заснеженные.

К Кате подошёл её котик Снежок.

Во дворе стоит большой красивый снеговик.

А на снегу видны вороньи следы, они похожи на крестики.

План-помогалочка для рассказа.

Итог:

Вам было интересно на занятии? Чем мы сегодня занимались?

Давайте подарим нашим гостям снежинки на память об этой встрече! И попрощаемся с Мишей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи и основ логического мышления с применением мультимедийного проектора и мнемотаблиц в средней группе ГДОУ.

Задачи:Развитие речи в постановке К.И Чуковского «Муха – Цокотуха» ( театрализованая  деятельность).Праздничная инсценировка, имитация движения животных (игра с названиями насекомых и звуков им п...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Рассказывание по теме"Осень"....

План-конспект занятия по развитию связной речи. Тема занятия: «Зима»

Цель: развитие лексико-грамматических средств речи в контексте изучаемой темы.Речевые задачи:1.​ Расширять и активизировать словарь существительных по данной теме.2.​ Развивать умение о...

Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Красивой речи"

Разработка конспекта заняия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с применение модели пересказывания....