ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.
статья на тему

Статья содержит подробное описание проблемы, мнения специалистов по данному вопросу, практические примеры решения проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно-методическая статья для педагогов

дошкольного образования.

ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ.

                                                                      Автор: Демина Марина Николаевна

                                                                                   ГБДОУ детский сад №31

                                                     

2014 г.

Санкт-Петербург

    Игра как средство личностного развития, коррекции проблем поведения имеет не только педагогические цели, но и оказывает терапевтическое влияние на ребенка. Психологи указывают, что одна из функций состоит в том, чтобы проблемы и конфликты, разрешение которых зависит от ребенка, превращать в ситуации, поддающиеся контро-лю. Именно в игре у ребенка есть возможность «отыграть» свой негативный опыт, т.е. «отреагировать» на ситуации, которые в реальной жизни слишком сложны, запутаны, неприятны. С этой точки зрения игра для дошкольников наиболее естественная оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

 и   Кроме того, в игре дети удовлетворяют свою потребность в состязательности и учатся взаимодействовать с другими людьми. Таким образом, именно игровая деятельность помогает детям раскрепоститься, научиться сопереживать окружающим и выработать определенные навыки социального поведения. Поэтому вопросы использования игры как средства преодоления поведенческих и личностных проблем ребенка широко изучались в отечественной и зарубежной психологии и психотерапии многими исследователями: М.Клейном, Г.Л.Лэндретом, А.И.Захаровым, А.С.Спиваковской, М.А.Чистяковой и др.

    Анализ психотерапевтической, психологической, психолого-педагогической литературы позволяет определить игры, специально направленные на преодоление проблем в поведении ребенка, как коррекционные. При этом можно выделить два основных направления практического использования коррекционных игр в работе с дошкольниками.

    Первое направление предполагает использование свободных и самостоятельных игр детей, и получило название «недирективной игровой терапии». Недирективная игровая терапия основывается на том, что поведение ребенка направляется стремлением к наиболее полной самореализации, следовательно, цели такой игровой коррекции состоит в помощи ребенку в самопознании и развитии самоуправления. Основная задача данного направления игровой терапии состоит в создании или восстановлении отношений между ребенком и взрослыми.

    В ходе проведения недирективной игровой терапии ребенок приглашается в хорошо оснащенную игровую комнату и получает возможность играть в ней так, как ему захочется Во время игровой деятельности взрослый демонстрирует ребенку его безусловное приятие – не требует никаких изменений, создает чувство безопасности и вседозволен-    ности, веру в возможности ребенка, позволяет ему всегда быть лидером и самому решать свои проблемы (избегать директив, указаний, оценок). Вместе с тем, игровой терапевт демонстрирует ребенку сочувствие, отражая его чувства в речи таким образом, что ребенок постепенно приходит к осознанию своих переживаний. Такая позиция взрослого приводит к возрастанию социальной компетентности ребенка и дает ему возможность самому справляться со своими проблемами.

    Второе направление в практике использования коррекционных игр предполагает создание взрослым (психологом, социальным педагогом) и проигрывание вместе с детьми специальных игр и упражнений, помогающих преодолеть различные трудности в поведении, развить эмоциональную сферу ребенка, обучить его адекватным способам реагирования на проблемную ситуацию.

     Под коррекционными играми, в которых смоделированы определенные особенности поведения ребенка, игры, специально направленные на развитие положительных черт и преодоление отрицательных стереотипов поведения.

      Одним из первых отечественных исследователей, предложивших использование игр  для коррекции поведения дошкольников, преодоления у них повышенной тревожности страхов, является А.И.Захаров. Его игры строятся по типу игр-драматизаций, отличаются от них более свободным построением сюжета, отсутствием большого количества декораций, специально разучиваемых слов. А.И.Захаров подчеркивает, что поскольку правила коррекционной игры накладывают определенные ограничения, даже дети с психоподобным поведением, нередко претендующие на ведущие роли, вынуждены как-то соизмерять свои действия, подстраиваться под общую тональность игры там, где они раньше действовали напрямик – «хочу и все».

      В исследования А.И.Захарова и А.С.Спиваковской были разработаны принципы проведения и организации коррекционных игр, которые имеют большое значение не только для психотерапевтической практики, но и для психолого-педагогической работы с поведенческими проблемами старших дошкольников. По мнению исследователей, коррекционные игры позволяют преодолеть многие проблемы взаимоотношений в детском коллективе; они также эффективны в коррекции страхов, неуверенности, застенчивости у отдельных детей, смягчение проявлений расторможено-агрессивной форм поведения.

    В работах М.А Чистяковой, Н.В.Самоукиной и др. разработаны системы коррекционных занятий для дошкольников, когда игра входит в систему коррекционных мероприятий как один из методов наряду с арт-терапией и другими методами. Так, М.А. Чистякова в процессе игровой коррекции особое внимание уделяет этюдам, направленным на развитие эмоциональной сферы дошкольников.  В них дошкольники учатся правильно передавать воспринимать различные эмоциональные состояния и черты характера героев (этюды «Чуня-задавака», «Смелый заяц», «Ябеда»).

     Игровая коррекция продолжается в сюжетных этюдах, специально направленных на преодоление негативных черт поведения детей – ревности, жадности, упрямства (этюды «Мальчик-наоборот», «Сердитая Маша», «Так будет справедливо» и др.). После разыгрывания этих этюдов предполагается совместное обсуждение с детьми поведения героев, выбор оптимального способа поведения героев и проигрывания этюдов с позитивным поведением героев и благополучным финалом. Особое внимание М.А.Чистякова уделяет индивидуальным этюдам, подчеркивая, что многие из них должны создаваться исходя из конкретных негативных особенностей черт характера и поведения ребенка. В этих этюдах специально моделируются проблемы, характерные для отдельного ребенка, но в другой ситуации.

    Таким образом, анализ проблемы использования коррекционных игр показывает, что в отечественной психологической и психотерапевтической практике широко используются разные виды коррекционных игр и упражнений. Предлагаются системы коррекционных игр для преодоления трудностей поведения дошкольников (непоседливость, вспыльчивость, агрессивность, замкнутость), развития эмоциональной сферы ребенка (умение правильно передавать и понимать эмоции других, адекватно эмоционально реагировать в проблемных ситуациях) и социальных навыков поведения. В работах психологов и психотерапевтов последнего десятилетия отмечается не только возможность, но и необходимость использования коррекционных игр в традиционном образовательном процессе дошкольного учреждения. Это обусловлено большим количеством поведенчиских  ожелательностью, агрессивностью, или, наоборот, чрезмерной застенчивостью, неуверенностью детей; необходимостью профилактики поведенчиских и личностных проблем детей, начиная с дошкольного возраста.

    Анализ теории и практики использования коррекционных игр позволяет выделить ряд особенностей этих игр, способствующих преодолению поведенческих и личностных проблем дошкольников в условиях группы дошкольного учреждения. Во-первых, в коррекционных играх возможна поэтапная отработка и усвоение детьми с поведенчески-ми проблемами новых, адекватных способов поведения в проблемных ситуациях. Кроме того, коррекционные игры предполагают развитие как игровых, так и реальных партнерских отношений, поэтому детям с различными проблемами поведения легче принять в таких играх позицию субъекта деятельности. Подобные игры эмоционально насыщены, поэтому они обеспечивают эмоциональную разрядку, в которой так нуждаются современные дошкольники, и могут способствовать  развитию основ их эмоциональной культуры.

    Еще одной особенностью коррекционных игр является их разнообразие и многофункциональность. Поэтому в педагогическом процессе детского сада возможно использование как отдельных коррекционных игр (драматизации, коммуникативных игр, этюдов), включаемых в повседневную деятельность группы, так и проведение педагогом систем коррекционных занятий с подгруппами детей или всей группой.

    Таким образом, на основе анализа психологической и психолого-педагогической литературы коррекционные игры могут являться эффективным средством психолого-педагогической коррекции и профилактики таких поведенческих проблем старших дошкольников, как импульсивность, агрессивность, нерешительность, а также средством развития у них навыков и умений социального поведения. Это может быть достигнуто, если:

     - игровая коррекция будет осуществляться на основе диагностики негативных особенностей поведения дошкольников и причин их возникновения;

   - использование коррекционных игр будет носить поэтапный характер, предполагающий постепенное обеспечение субъектной позиции «проблемных» детей в общении и игре;

    - коррекционные игры будут входить в общую систему психолого- педагогической коррекции, предполагающую оптимизацию внешней и внутренней ситуации развития детей с поведенческими проблемами.

Литература.

1.Игра и дошкольники: Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сборник/Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой. - СПб. « Детство-Пресс»,2004.

2.Каабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997

3.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2002.

4.Мустакас К. Игровая терапия. – СПб., 2000.

5.Романов А.А. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. – М.,2000.

6.Самоукина Н.В. Игра в школе и дома .Психологические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.

                                                               

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития дошкольников»

ЗАДАЧИ   Развивать связную монологическую речь, интонационную выразительность речи, воображение, творческое восприятие, наблюдательность, сообразительность.  Развивать четкость пр...

Опыт работы по теме: Логоритмические игры, как средство коррекции речи детей - дошкольников с ЗПР

В данной статье рассматривается проблема преодоления речевых расстройств, учитывая особенности взаимосвязей между двигательными, психомоторными и речевыми возможностями детского организма. Особое вним...

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюже...

Мастер-класс для педагогов "Сюжетно-ролевая игра, как средство социально-личностного развития дошкольников"

Цель: повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по вопросу организации сюжетно-ролевой игры «Банк»....

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольника

Игра для детей дошкольного возраста – самый лучший способ обучения, познания окружающего мира, моделирования жизненных ситуаций, недоступных для них в реальной жизни. Это помогает сделать знания...

"Сюжетно- ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников"

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников.Игра — путь детей к познанию мира, в котором, они живут и который призваны изменить. А. М. Горький...

Доклад на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников»

В процессе сюжетно-ролевой игры дети не только познают окружающий мир, но и сами являются его творцами, отражают в нем свои знания об известных им реальных явлениях и событиях, выражают свое отношение...