"Сюжетно- ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников"
статья
Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников.
Игра — путь детей к познанию мира, в котором, они живут и который призваны изменить. А. М. Горький
Детство — это не только самая счастливая и беззаботная пора, ещё это очень важный период наиболее интенсивного формирования личности. Качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, примеряет на себя разные роли, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.
В дошкольный период ребёнок приобретает наиболее развитую форму отношений (особый вид детской игры), который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра является ведущей в дошкольном возрасте и напрямую влияет на процесс социализации дошкольника, является выражением взаимоотношений, той самой связи ребенка с обществом, его деятельности в системе общественных отношений.
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и играют большую роль в их жизни.
Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация.
В начале второго года у детей складываются элементы сюжетно-ролевой игры, однако ее можно назвать лишь отобразительной.
Бытовые действия с сюжетными игрушками дети воспроизводят на протяжении всего периода дошкольного детства. Но при этом дети 3-5 лет и старше устраивают из каждого действия своего рода «звенья одной цепи» это ритуал. Перед едой кукле вымоют руки, завяжут салфетку, проверят, не горяча ли каша, кормить будут ложкой, а пить дадут из чашки. Всего этого на втором году нет. Ребенок просто подносит миску ко рту куклы. Аналогично, он поступает и в других ситуациях. Этими особенностями объясняется простота подбора сюжетных игрушек и атрибутов к ним.
На третьем году жизни ребенка игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия. Они совершенствуются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Постепенно появляются действия с предметами-заместителями, формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры, развивается умение играть рядом, а затем и вместе со сверстниками.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Согласно ФГОС, игра остаётся ведущим видом детской деятельности. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, результат интеграции общения, познаний и труда и, в тоже время, средство развития других видов деятельности. Игру от других видов деятельности отличает непродуктивный характер: направленность на игровой процесс и переживания играющего, наличие воображаемой ситуации, по логике которой действует ребенок. Значение игры для формирования личности трудно переоценить. В системе дошкольного воспитания присутствуют негативные тенденции: чрезмерная сосредоточенность на интеллектуальном развитии ребенка, компьютеризация современной жизни, которые ведут к недоразвитию эмоциональной и коммуникативной сфер, и как следствие этого — возникновение конфликтных ситуаций между дошкольниками. Проблема межличностных конфликтов и их позитивного разрешения приобретает сегодня особую значимость.
Отношения ребенка со сверстниками, с другими людьми являются основой его духовно-нравственного становления, которая определяет не только нравственную ценность личности, но и главное содержание душевной жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее смыслозначимые и сильные переживания, определяют главные человеческие поступки. Возможным выходом в данной ситуации, безусловно, является воспитание у дошкольников положительных качеств личности через сюжетно-ролевую игру.
Сюжетно-ролевая игра — это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.
Сюжетно-ролевая игра — идеальное поле для приобретения социальных навыков. Такие игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Но самое главное — дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно развивать память, координацию движений, работать со страхами, приобретать новые знания. Игра способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка в жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников.
Игра — путь детей к познанию мира, в котором, они живут и который призваны изменить. А. М. Горький
Детство — это не только самая счастливая и беззаботная пора, ещё это очень важный период наиболее интенсивного формирования личности. Качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, примеряет на себя разные роли, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.
В дошкольный период ребёнок приобретает наиболее развитую форму отношений (особый вид детской игры), который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра является ведущей в дошкольном возрасте и напрямую влияет на процесс социализации дошкольника, является выражением взаимоотношений, той самой связи ребенка с обществом, его деятельности в системе общественных отношений.
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и играют большую роль в их жизни.
Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация.
В начале второго года у детей складываются элементы сюжетно-ролевой игры, однако ее можно назвать лишь отобразительной.
Бытовые действия с сюжетными игрушками дети воспроизводят на протяжении всего периода дошкольного детства. Но при этом дети 3-5 лет и старше устраивают из каждого действия своего рода «звенья одной цепи» это ритуал. Перед едой кукле вымоют руки, завяжут салфетку, проверят, не горяча ли каша, кормить будут ложкой, а пить дадут из чашки. Всего этого на втором году нет. Ребенок просто подносит миску ко рту куклы. Аналогично, он поступает и в других ситуациях. Этими особенностями объясняется простота подбора сюжетных игрушек и атрибутов к ним.
На третьем году жизни ребенка игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия. Они совершенствуются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Постепенно появляются действия с предметами-заместителями, формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры, развивается умение играть рядом, а затем и вместе со сверстниками.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Согласно ФГОС, игра остаётся ведущим видом детской деятельности. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, результат интеграции общения, познаний и труда и, в тоже время, средство развития других видов деятельности. Игру от других видов деятельности отличает непродуктивный характер: направленность на игровой процесс и переживания играющего, наличие воображаемой ситуации, по логике которой действует ребенок. Значение игры для формирования личности трудно переоценить. В системе дошкольного воспитания присутствуют негативные тенденции: чрезмерная сосредоточенность на интеллектуальном развитии ребенка, компьютеризация современной жизни, которые ведут к недоразвитию эмоциональной и коммуникативной сфер, и как следствие этого — возникновение конфликтных ситуаций между дошкольниками. Проблема межличностных конфликтов и их позитивного разрешения приобретает сегодня особую значимость.
Отношения ребенка со сверстниками, с другими людьми являются основой его духовно-нравственного становления, которая определяет не только нравственную ценность личности, но и главное содержание душевной жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее смыслозначимые и сильные переживания, определяют главные человеческие поступки. Возможным выходом в данной ситуации, безусловно, является воспитание у дошкольников положительных качеств личности через сюжетно-ролевую игру.
Сюжетно-ролевая игра — это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.
Сюжетно-ролевая игра — идеальное поле для приобретения социальных навыков. Такие игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Но самое главное — дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно развивать память, координацию движений, работать со страхами, приобретать новые знания. Игра способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно - ролевые игры как средство социально - личностного развития детей среднего дошкольного возраста
Актуальность: использование сюжетно - ролевой игры имеет большое значение в социально - личностном развитии дошкольника. В процессе игры решаются задачи социального становления личности, игра сп...
Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюже...
Авторская программа" Сюжетно-ролевая игра как средство социально личностного развития детей"
Из опыта работы.В настоящее время происходит разрушение сюжетно-ролевой игры как особой культурной формы жизни ребенка-дошкольника. В современной культуре детства положение игры становится все более д...
Доклад на РМО на тему: «Сюжетно - ролевая игра как средство социально - коммуникативного развития дошкольников»
laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огон...
Мастер-класс для педагогов "Сюжетно-ролевая игра, как средство социально-личностного развития дошкольников"
Цель: повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по вопросу организации сюжетно-ролевой игры «Банк»....
Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольника
Игра для детей дошкольного возраста – самый лучший способ обучения, познания окружающего мира, моделирования жизненных ситуаций, недоступных для них в реальной жизни. Это помогает сделать знания...
Доклад на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников»
В процессе сюжетно-ролевой игры дети не только познают окружающий мир, но и сами являются его творцами, отражают в нем свои знания об известных им реальных явлениях и событиях, выражают свое отношение...