Доклад на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников»
консультация

Шубина Екатерина Александровна

В процессе сюжетно-ролевой игры дети не только познают окружающий мир, но и сами являются его творцами, отражают в нем свои знания об известных им реальных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним, которое может быть ошибочным и требует коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_gmo_shubina_e.a.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» города Котовска Тамбовской области

Доклад

на тему:

«Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников»

Составитель: воспитатель

 Шубина Екатерина

Александровна

Котовск 2022г.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».                        

В.А. Сухомлинский

Актуальность темы. 

В процессе сюжетно-ролевой игры дети не только познают окружающий мир, но и сами являются его творцами, отражают в нем свои знания об известных им реальных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним, которое может быть ошибочным и требует коррекции.

Сюжетно-ролевая игра, является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка, который охватывает промежутки времени от 0 до 7 лет. В это время стремительно расширяются границы взаимодействия ребенка: pамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Детство - это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности. Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое «Я» среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

 Потребность в общении друг другом у ребенка возникает уже на 3 году его жизни. Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. 

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности. Для того чтобы отобразить в игре, какие-либо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью старших. Что же добавляет к этому знакомству игра? Конечно, при организации игры и в ходе ее от взрослых и сверстников могут быть получены дополнительные сведения. Однако главное здесь не количество сведений, получаемых ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.

Ролевые игры детей среднего дошкольного возраста не просто копируют окружающую жизнь ребенка, они являются проявлением свободной деятельности детей, в которой, фантазируя и подражая, они раскрывают свой характер, свое понимание жизни. Все это детям запрещено во взрослой, логической действительности, где все разумно и нет места волшебству. Но ролевую игру нельзя считать только экспериментальной площадкой, где дети проверяют, подвергают анализу накопленную информацию о жизни; в этих играх формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир активно, переосмысливать его.

Установлены следующие разновидности ролей, которые принимают на себя дети среднего возраста в сюжетно-ролевых играх: роль конкретного взрослого, роль профессии обобщенного типа, роль детей, семейные роли, роли сказочного, карнавального характера.

Смена ролей в игре есть смена мотивов. Ребенок удовлетворяется игрой только в том случае, если ролевые действия привлекательны для него. Если по ходу игры развивается сюжет, где ребенок не может через свою роль отобразить то, что является для него привлекательным, он берет другую роль.

Наиболее характерным моментом роли является то, что она не может осуществляться вне практического игрового действия. Это действия со значением, они носят избирательный характер. Игровое действие является способом осуществления роли. Между ролью и игровыми действиями имеется тесная взаимосвязь и противоречивое единство.

Другой компонент игры - правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка - радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Исполняя ту или иную роль, дети внимательно следят, насколько их действия и действия их партнеров соответствуют общепринятым правилам. Факт выделения правила свидетельствует о том, что у ребенка появляются первые формы самоконтроля и, следовательно, его поведение поднялось на новый уровень произвольности не только в игре, но и в других, неигровых ситуациях. Игра с правилами дает ребенку две необходимые (для школы и для жизни в целом) способности: во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации; во-вторых, коллективная игра с правилами учит общаться.

Отличительным признаком сюжетно-ролевой игры является наличие сюжета. Сюжет - предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность, способ развертывания темы игры.

Сюжет ролевой игры узнаваем, но вместе с тем в нем присутствуют условия преодоления стереотипов поведения в повседневной жизни, к которым можно отнести неопределенность, самостоятельный выбор, риск, неожиданность, эмоциональную увлеченность. Поскольку деятельность людей и их отношения, которые являются содержанием сюжетно-ролевой игры детей, чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты детских игр разнообразны и изменчивы.

Содержание сюжетно-ролевой игры – это не иллюзия, и не копия реального мира, а активное, творческое воспроизведение его. Воспроизводимые в игре события, герои и их действия – все это, безусловно, продукт отражения в сознании ребенка его реального собственного опыта, непосредственного знакомства с окружающим миром, восприятия содержания прочитанных ему книг, просмотренных сказок детских кинофильмов, мультфильмов и телепередач. Однако в комбинировании имеющихся у него знаний ребенок достаточно свободен, чем старше становится, тем больше знаний и разнообразного опыта он приобретает.

Сюжетно-ролевая игра позволяет расширять социальный кругозор жизни дошкольника, создавать простор проявлению его индивидуальности как полноты самоосуществления, свободы поведения и деятельности в социальном пространстве. Благодаря этому эмоциональная привлекательность сюжетно-ролевой игры формирует мотивационную сферу личности. Действенная направленность, развивает индивидуальнотворческие способности, навыки социального поведения, сотрудничество, инициативность, исполнительность, ответственность и приобретение разнообразного опыта.

Таким образом, можно сделать вывод, что через сюжетно-ролевую игру ребенок овладевает  духовными  ценностями,   усваивает     предшествующий

социальный опыт. В ней ребенок получает навыки коллективного мышления,

в  условиях   которой   педагог,   применяя   различные   методы,    формирует

социальную   активность    ребенка,   ее    духовную  и  общественную

направленность, ответственность, инициативность и исполнительность.

Список использованной литературы:

1. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры детей среднего дошкольного возраста. М. Просвещение, 2007 г. - 298 с.

2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте., М., 2001. - 402 с.

3.Волков Б.С, Волкова НВ. Детская психология. М., 2004. - 294 с.

4. Аникеев Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 2008 г.- 150 с.

5. Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите играя. М. Просвещение, 2007 г.- 198 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно - ролевые игры как средство социально - личностного развития детей среднего дошкольного возраста

Актуальность: использование сюжетно - ролевой игры имеет большое значение в социально - личностном развитии дошкольника. В процессе игры решаются задачи  социального становления личности, игра сп...

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюже...

Авторская программа" Сюжетно-ролевая игра как средство социально личностного развития детей"

Из опыта работы.В настоящее время происходит разрушение сюжетно-ролевой игры как особой культурной формы жизни ребенка-дошкольника. В современной культуре детства положение игры становится все более д...

Доклад на РМО на тему: «Сюжетно - ролевая игра как средство социально - коммуникативного развития дошкольников»

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огон...

Мастер-класс для педагогов "Сюжетно-ролевая игра, как средство социально-личностного развития дошкольников"

Цель: повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по вопросу организации сюжетно-ролевой игры «Банк»....

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольника

Игра для детей дошкольного возраста – самый лучший способ обучения, познания окружающего мира, моделирования жизненных ситуаций, недоступных для них в реальной жизни. Это помогает сделать знания...

"Сюжетно- ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников"

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников.Игра — путь детей к познанию мира, в котором, они живут и который призваны изменить. А. М. Горький...