Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию "Бабушка Федора в гостях у детей"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Кроливец Елена Ивановна

 

Образовательная область: речевое развитие.

Вид деятельности: непосредственно-образовательная.

Возрастная группа: старшая.

Тема: Бабушка Федора в гостях у детей.

Цель: развивать связную речь.

Программное содержание: обогащать активный словарь детей, развивать навыки словообразования, расширять и уточнять знания детей о различных видах посуды, ее назначении; развивать связную речь: умение понятно для окружающих выражать свои мысли; развивать память, мышление, восприятие. Воспитывать бережное отношение к посуде, желание содержать ее в чистоте.

Словарная работа: сервиз, сервировать, фарфоровый, блюдце, хрупкий, хрустальный.

Предварительная работа: рассматривание посуды во время приема пищи, дежурства; чтение сказок К.Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», русской народной сказки «Лиса и кувшин»;отгадывание и разучивание загадок о посуде; игры: «Что в чем?» (словообразование), «Наоборот» (подбор слов-антонимов), «Четвертый лишний» и др.

Материал и оборудование: конверт с заданиями, плакат с силуэтными изображениями предметов посуды: чайная, столовая, кухонная; две картины для игры «Что разбилось?»; полочка, два свободных стола; салфетки из ткани для сервировки стола; корзина с угощением; мяч.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию

«Бабушка Федора в гостях у детей»

Образовательная область: речевое развитие.

Вид деятельности: непосредственно-образовательная.

Возрастная группа: старшая.

Тема: Бабушка Федора в гостях у детей.

Цель: развивать связную речь.

Программное содержание: обогащать активный словарь детей, развивать навыки словообразования, расширять и уточнять знания детей о различных видах посуды, ее назначении; развивать связную речь: умение понятно для окружающих выражать свои мысли; развивать память, мышление, восприятие. Воспитывать бережное отношение к посуде, желание содержать ее в чистоте.

Словарная работа: сервиз, сервировать, фарфоровый, блюдце, хрупкий, хрустальный.

Предварительная работа: рассматривание посуды во время приема пищи, дежурства; чтение сказок К.Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», русской народной сказки «Лиса и кувшин»;отгадывание и разучивание загадок о посуде; игры: «Что в чем?» (словообразование), «Наоборот» (подбор слов-антонимов), «Четвертый лишний» и др.

Материал и оборудование: конверт с заданиями, плакат с силуэтными изображениями предметов посуды: чайная, столовая, кухонная; две картины для игры «Что разбилось?»; полочка, два свободных стола; салфетки из ткани для сервировки стола; корзина с угощением; мяч.

Ход деятельности:

Дети вместе с воспитателем заходят в группу, в это время вбегает плачущая Федора с криками:

Федора: Ой, какое горе, какое горе!

Воспитатель: Что случилось? (обращаясь к Федоре)

- Почему вы врываетесь к нам, кричите, мешаете проводить занятие?

Федора: Разве вы меня не узнали? Я же Федора,

Воспитатель: Ребята, вы знаете, кто такая Федора? Из какой сказки?

Дети: Это бабушка Федора из сказки Чуковского «Федорино горе».

В: Почему же она плачет, может она заболела?

Д: От нее убежала посуда, потому что она ее не мыла.

Федора: (плачет): Ой, не мыла я посуду, не любила я ее, а она взяла да убежала в лес. Убежала, и возвращаться не хочет. Бегала я по лесу, искала посуду, да видно старая стала, не могу быстро бегать - устала.

Воспитатель: Что же делать? Как же бабушке помочь?

(В это время раздается стук в дверь, воспитатель выходит и возвращается с большим конвертом). <Рисунок 1>

Посмотрите, ребята, письмо пришло. Интересно, для кого оно? (разглядывает) Бабушка Федора! (удивленно), да ведь это письмо для тебя (Отдает письмо Федоре).

Федора: (Открывает конверт и читает).

Здесь какая - то загадка. (Читает):

Ты не сядешь за обед,

 Если в доме меня нет.

(делает задумчивый вид) - Ничего не понимаю! Что это?

Воспитатель: Ребята, а вы догадались? Давайте поможем бабушке загадку отгадать.

Д: Посуда.

Воспитатель: А как вы догадались?

Д: Если не будет посуды, то обедать будет не из чего.

Воспитатель: Федора, да ведь письмо-то от твоей сбежавшей посуды. Что она пишет? Читай.

Федора: «Вернусь я к тебе, если выполнишь мои задания, а найдешь ты их в конверте», (после этих слов Федора начинает плакать):

- Как же я выполню задания? В детский сад не ходила, в школе не училась, не смогу задания выполнять, что же делать, как мне быть, как мне без посуды жить?

Воспитатель: Ребята, поможем Федоре?

Д: Да, поможем.

Воспитатель: (К Федоре) Постараемся мы выполнить все задания, чтобы посуда к тебе вернулась, но ты обещай, что будешь содержать ее в чистоте.

Федора: Я не умею!

 Воспитатель: Ребята, давайте подскажем Федоре, как нужно заботится о посуде. (Обращается индивидуально)

-Никита, как ты думаешь, как нужно заботиться о посуде?(Мыть посуду сразу после еды, чистить щеткой)

Воспитатель: Правильно  Никита, молодец!

-Леша, а ты как думаешь?(Посуду мыть губкой, стараться, чтобы блестела, вытирать чистым полотенцем).

Воспитатель: Молодец, Леша – хороший ответ!

-Валя , как ты считаешь, что нужно для чистоты посуды? (Средство для мытья посуды, им пользуется моя мама)

Воспитатель: Ребята, как нужно обращаться с посудой?

Дети: Бережно, аккуратно, чтобы не разбилась.

Воспитатель: Ну что ж, не будем терять времени, ведь на дворе уже зима, нужно поторопиться, а иначе всю посуду в лесу снегом занесет. Ты, бабушка, (Обращается к Федоре) посиди, отдохни, а мы немного разомнемся, да к делу приступим!

Физкультминутка.

Вот большой стеклянный чайник,

(Дети надувают живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.)

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

(Приседают, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(Кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

(Потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой) Вот пластмассовый поднос. Он посуду нам принес. (Делают большой круг руками перед собой)

Н. Нищева

Воспитатель: Первое задание «Угадай, какая посуда» спряталась»? (Воспитатель вывешивает на доске плакат и приглашает детей):

Ребята, внимательно рассмотрите рисунок и угадайте, какие предметы посуды  спрятались? <Рисунок 2>

(Дети называют предметы посуды, объясняют ее назначение) Например: это чашка - чайная посуда, из чашки пьют чай, чайник – кипятят воду)

Воспитатель: Молодцы! Какие вы внимательные! С первым заданием справились. Нашли и назвали все предметы посуды. А сейчас второе задание:

Игра «Что разбилось?»

Воспитатель: Посмотрите на картинку (показывает детям) её нужно хорошо рассмотреть и запомнить все предметы, которые на ней нарисованы. (Дети в течение 1 минуты рассматривают картинку). <Рисунок 3>

Воспитатель: Стала Федора переставлять посуду на другой стол и кое-что разбила. А что же она разбила? Догадайтесь (Вывешивает другую картинку, дети рассматривают ее и называют разбившийся предмет). <Рисунок 4>

Игра «Накрой на стол».

Воспитатель: Вся посуда у Федоры перепуталась, а вы должны ее расставить по своим местам. Для этого нужно разделиться на три команды.

  1. команда - накрывает стол к чаю, т.е. выбирает предметы чайной посуды.
  2. команда - накрывает стол к обеду (столовая посуда).
  3. команда - убирает и расставляет на полочке кухонную посуду. После этого проверяется правильность выполнения задания.

Дети по очереди перечисляют предметы посуды. При рассматривании столовой посуды обратить внимание на вилку, ложку, нож - как можно назвать эти предметы обобщающими словами? (Столовые приборы).

В последнюю очередь проверяется чайный сервиз.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как можно назвать эту посуду (показывает на чайный сервиз) по-другому?

Д: Сервиз, чайный сервиз.

Воспитатель: Кто знает, что это за слово «сервиз» и что оно обозначает?

Д: Набор посуды

Воспитатель: (Уточняет) А что вы делали, когда расставляли сервиз на столе?

Д: Накрывали.

Воспитатель: Да, можно сказать «накрывать», а можно сказать по-другому '—«сервировать», т.е. накрывать красиво, чтобы за столом было приятно сидеть. Давайте еще раз повторим для Федоры новое слово, чтобы она хорошо его запомнила.

Д: Сервировать - красиво накрывать стол (3-4 ответа).

Воспитатель: Всю посуду красиво расставили, а вот из чего она сделана так и не сказали. Для этого нужно выполнить следующее задание.

Игра «Что из чего»

Воспитатель: (Объясняет) Чтобы выполнить это задание нужно встать в круг, а еще нам понадобится мяч.

Федора: Вот вам и мяч (Подает воспитателю).

Воспитатель называет предмет кидает мяч ребенку, ребенок, возвращая мяч должен назвать прилагательные: хлебница из пластмассы -пластмассовая хлебница,

Стакан из стекла - ...      (стеклянный)

Ваза из хрусталя - ...      (хрустальная)

Ложка из дерева -  ...      (деревянная)

Нож из стали -      ...       (стальной)

Вилка из метала -  ...       (металлическая)

Кастрюля из алюминия - (алюминиевая)

Кувшин из глины -  ...    (глиняный)

Чашка из фарфора - ...    (фарфоровая)

Воспитатель: А сейчас внимательно посмотрите на столы, на полочку, какие еще предметы посуды вы можете назвать?

Д: Фарфоровая чашка, фарфоровый чайник, фарфоровое блюдце, фарфоровая сахарница.

Воспитатель: Ну, что, Федора! Давай следующее задание.

Федора: (Заглядывает в конверт).

-Да тут ни одного задания не осталось! Все выполнили! (Удивлено). Ну и молодцы! Выручили меня!

Воспитатель: Федора, а ты разве ничего не заметила? Посуда давно вернулась! Помоги мне, пожалуйста. (Вносят стол, накрытый сверху скатертью - стол сервирован, в центре чайник).

Воспитатель: Вот посмотри, Федора, чай уже готов.

Федора: А у меня к чаю, и угощение найдется (Достает корзинку).

Воспитатель: Если все готово можно и гостей к столу приглашать! (Дети приглашают гостей за стол).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ (ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»

«Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»Программное содержание.  Обучающие задачи:Знакомить детей с птицами, познакомить с особенностями птиц – с наступлением холодов – улетают в теплые стра...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: «Рассказывание по картине «Дети Севера».

Занятие учит детей составлять рассказ по картине, используя полученные раннее знания и представления; развивает умение самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным и последующие; за...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию Тема: «В гостях у сказки» подготовительная группа(6-7 лет)

Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстра...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию На тему: « Профессии» для детей средней группы.

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию На тему: « Профессии» для детей средней группы. Программное содержание: познакомить детей с различными видами профессий Це...