ИГРА В ДОКТОРА ЗВУКОВА
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
ИГРА В ДОКТОРА ЗВУКОВА
— Я доктор Звуков,— объявляете вы ребенку, надев белую шапочку или взяв какой-нибудь врачебный атрибут,— если твои куклы еще не научились выговаривать какие-нибудь звуки, я их вылечу.
- Таня,— обращаетесь вы к кукле,— скажи: «На горрре Арррарррат рррастет крррупный виногрррад». (И картавите за Таню: «На голлле Алллалллат ллластет клллупный виноглллад») Ваша дочка не выговаривает Р. Я назначаю ей лекарство: десять слов на Р начинающиеся и пять слов на Р заканчивающиеся.
Вы сможете ей подсказать слова сами или прислать «медсестру». Ребенок (в роли медсестры) называет слова, растягивая нужный звук, вы отвечаете за Таню, постепенно «выздоравливая». Играть с картавой Таней следует в том случае, если ваш ребенок сам не картавит.
Удобны и полезны для игры в доктора Звукова скороговорки. Так, кукольный негритенок имеет право не выговаривать какие-то русские звуки. Он говорит, например, так: «У слона фффобот. Положи в чай сафффар». Какой звук он не умеет произносить? (Теперь ребенок уже сам играет роль доктора Звукова, а вы пришли к нему на прием с «сыном».)
А какую скороговорку ему прописать в качестве лекарства? — «От топота копыт пыль по полю летит»? Или: «Хохлатые хохотушки хохотом хохотали ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!»? А как произнесет скороговорку: «Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала»
Мальчик Леня, который путает Р и Л и сам себя называет Реней? При «болезни» каких звуков надо прописывать скороговорки: «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка белая губка была тупа» или «Променяла Прасковья карася на три пары чистокровных поросят. Пробежали поросята по росе, простудились поросята, да не все»?
Если юный логопед затрудняется в ответе, предложите ему произнести скороговорки несколько раз в нарастающем темпе: он сам обнаружит, на каких звуках он «спотыкается».
Логопедическими лекарствами могут быть и детские стихи с подчеркнутой звукозаписью. Так, мальчику Рене лучше всего про¬писать стихотворение М. Валека (перевод Р. Сефа) «Канитель»:
Канителили метели,
И в метельной канители
Белые дома летели
И вертелись,
Как хотели.
А заснеженные ели
Громко пели
И скрипели,
И виднелся еле-еле
Через пелену метели
Белый борт грузовика.
И в метельной карусели
Странные слова звенели.
Неужели
В самом деле
Ждет Снегурка
Две недели
Белого Снеговика?
А шепелявого мышонка исцелят стихи И. Токмаковой о его сородичах, особенно если доктор повторяет эти стихи трижды — все тише и тише:
Тише, тише, тише, тише,
Шелестят на крыше мыши,
Под мышиным серым флагом
Маршируют шаг за шагом,
Впереди идут старшины,
Распевают гимн мышиный:
«Тише, тише, тише, тише,
Шаг ровней держите, мыши!
Люди сыты, кошки сыты,
Для мышей столы накрыты».
Затихает шорох шинный,
Наступает час мышиный!
Такого рода игры, в которых ребенок на слух определяет звуковые характеристики слов, следует сочетать с играми, требующими от ребенка самостоятельного поиска слов по заданной звуковой характеристике. Вот пример такой игры.
Дети «нагружают машины». У каждого — карандаш и бумага. На одном листе появляются грузовики марки МММ, на другом марки ЛЛЛ. Каждый грузовик может везти самые разнообразные и неожиданные предметы, но все они должны начинаться на нужный звук. В грузовики «МММ» ребенок может погрузить (нарисовать в кузове) мыло, мармелад, мультфильмы, «Мурзилку» и отправиться в Москву к маме, в магазин. Грузовики «ЛЛЛ» загружаются люстрами, лентами, лентяями, лебедями и едут в лес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности сюжетно - ролевая игра "Добрый доктор Айболит".
Почтальон приносит письмо из Африки. Прислали его больные зверюшки. Они просят им помочь. Ребята строят большой корабль, закупают в магазине подарок для больных зверюшек и отправляются в жаркую Африку...
сюжетно - ролевая игра "Добрый доктор Айболит"
в процессе игры дети закрепляют названия медицинских профессий и учатся помогать друг другу...
Методическая разработка "Тест-игра "Литературные доктора"
В презентации имеются материалы для выявления знаний детей по освоению содержания образовательной области "ЧХЛ"...
Конспект организации сюжетно-ролевой игры "Добрый доктор Айболит"
Конспект разработан для детей младшего дошкольного возраста с целью обогащения содержания сюжетно-ролевой игры "Больница" и обучения реализации игрового замысла....
Сценарий праздника правильной речи "Доктор Звукова спешит на помощь"
Сценарий итогового занятия-развлечения для детей с ОНР подготовительной группы....
Конспект на тему: «Игра как средство нравственного развития детей» Сюжетно-ролевая игра: «Помощники доктора Айболита
Обучение детей сюжетно-ролевой игре....
Дидактическая игра для обучения звуковому анализу слов «Звуковая дорожка» ( с использованием Даров Фребеля)
Цель: формировать умение выполнять звуковой анализ слова.Задачи:- развитие фонематического слуха, обучение проведению звуковому анализу слова, различению гласных и согласных звуков в слове, твердых и ...