«ИГРАЕМ В ТЕАТР»
план-конспект занятия по развитию речи на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraem_v_teatr.doc | 378.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов
Утверждено
на педагогическом совете педагогов
«___» _____________ 2014г.
Проект
«ИГРАЕМ В ТЕАТР»
(развитие выразительности речи
через театрально-игровую деятельность)
Мухаджарова
Эльмира Рустамовна,
воспитатель
г. Сургут, 2014 г.
Актуальность
«Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…»
(Б. М. Теплов)
Актуальность темы обусловлена необходимостью разрешения вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста и профилактику речевых нарушений у детей. В основу проекта положена идея организации активной театральной деятельности, обучение и развитие. Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых компьютер. Как же разбудить их души? В творческой и театральной игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, памяти, хорошо развитой речи, мимики). Процесс развития речи - основа в театрально-игровой деятельности дошкольника, предполагает освоение как содержательной, так и образной, эмоциональной стороны языка. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – непременное условие всестороннего развития ребёнка. В этом большую помощь и оказывают театрализованные игры. Содержание театрализованных игр тесно связано со всеми разделами программ, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а вопросы к ним заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль заставляет малыша изъясняться четко, ясно, понятно. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Театрализованные игры заставляют ребенка сочувствовать персонажам, сопереживать им, ставить себя на место персонажей и находить способы помощи. Театрализованная деятельность также формирует нравственные качества, так как любое произведение или сказка имеет нравственную направленность. Ребенок выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованные игры так же помогают преодолеть застенчивость, неуверенность в себе, робость, стеснительность. То есть игры развивают ребенка всесторонне.
Воздействие театрализованной деятельности на психическое и речевыми развитие ребенка очень эффективно. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в дошкольном возрасте. Актуальность проекта состоит в том, что она сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, в частности, выразительности речи.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Именно эти проблемы волновали меня давно. Очень хочется видеть своих детей, с красивой, правильной выразительной речью, умеющих ориентироваться в окружающем мире.
Большое влияние на развитие детей оказывает театрально- игровая деятельность. Она обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует их нравственно-эстетическому воспитанию.
Театрализованные игры дошкольников можно разделить в зависимости от художественного оформления на следующие группы:
• Игры- драматизации
• Театр на фланелеграфе
• Теневой театр
• Театр би –ба- бо
• Пальчиковый и варежковый театры
• Театр марионеток
Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи детей: (Приложение № 8)
- словаря;
- грамматического строя;
- диалогической и монологической речи;
- совершенствованию звуковой стороны речи.
Интенсивному речевому развитию способствуют и самостоятельная театральная деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно- речевую деятельность:
- выбор темы;
- передача знакомого содержания;
- сочинение;
- исполнение от лица персонажей.
Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. (Приложение № 10)
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем, ни только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Кроме того, при обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).
Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность.
Виды театров (Приложение № 14)
Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста. Педагоги Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова рассматривают:
- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);
- стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);
- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);
- верховые куклы (на гапите, на ложках, би-ба-бо, тростевые);
- напольные куклы (марионетки, конусный театр);
- театр живой куклы (театр с " живой куклой", ростовые, люди-куклы, театр масок, ).
Классификация видов театра для дошкольников:
- картонажный;
- магнитный;
- настольный;
- пяти пальцев;
- масок;
- ручных теней;
- "живых теней";
- пальчиковый теневой;
- книжка-театр;
- театр кукол для одного исполнителя.
Настольный театр: плоскостные фигурки, объемные фигурки.
Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Прежде чем проводить игры- драматизации, дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал. Кроме этого, содержание должно быть не только понятно ребенку, но и эмоционально им воспринято.
Фланелеграф - картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, вместо фланели можно приклеить на картинки кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.
Теневой театр - для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тень на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
Пальчиковый и варежковый театр - атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь по комнате.
Театр би-ба-бо – на пальцы надевают куклы. Они обычно действуют на ширме. Куклы можно изготовить, используя старые игрушки.
Настольный театр игрушек - используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. При этом необходимо помнить, что игрушки - персонажи спектакля должны храниться отдельно и использоваться только по назначению (для театрализованной деятельности). Нельзя давать их детям для самостоятельных игр, т.к. в этом случае они не будут восприниматься детьми как герои той или иной постановки.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Для того чтобы добиться определенных успехов в обучении детей приемам театрализованной деятельности, были выделены направления в работе:
1. Ознакомление детей с сюжетными игрушками.
Детям показываем и называем разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т.д.). Речь воспитателя во время показа театральных ситуаций должна быть всегда интонационно выразительна. Одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения. На этом этапе очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь и закрепляются игровые действия.
2. Работа с потешками.
Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Под рассказ воспитателя дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.
3. Ознакомление детей с театром.
Детей знакомим с разнообразными группами театра. Учим целенаправленно и творчески использовать и обыгрывать театральные атрибуты.
Цель и задачи проекта
Цель: Развитие выразительности речи, движений, эмоциональной активности, чистоты интонации, посредством организации и проведении театрализованной деятельности.
Задачи:
- Развивать актерские способности детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики.
- Развивать эстетические способности, учить дошкольников пользоваться этим средством успешно и уместно.
- Создать предметно-развивающую среду для театрализованной деятельности.
- Воспитывать чувства соучастия, сопереживания и любовь к театру.
Понятия «выразительность речи»
Речь человека богатая различными интонационными характеристиками считается выразительной.
Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
Интенсивность произнесения – степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа и артикулирования при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.
Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.
Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.
Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.
Тембр голоса – окраска, качество звука.
Логическое ударение – интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.
В театрализованной деятельности развитие личности и речи дошкольников осуществляется по следующим направлениям:
- Активность: от потребности в эмоциональной разрядке - через самовыражение в активном действии - к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.
- Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов - через обновление собственной точки зрения в речи- доказательстве- к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.
- Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове - через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции.
- Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки - через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии.
- Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений - через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков - к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре- драматизации.
- Связная речь: от продолжения фраз взрослого- через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов- к творческим импровизациям по сюжету.
Приемы развития выразительности речи
Приемы − это элементы метода. Прежде всего, их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые.
Наиболее распространены следующие словесные приемы:
Речевой образец − правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец другими приемами − пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он может использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто, четко, громко, неторопливо.
Повторение − преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей), а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе четко, но не громко.
Объяснение − раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяется этот прием в словарной работе, но он находит место и при решении других задач.
Указания − разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Различаются указания обучающего характера, а также организационные, дисциплинирующие.
Словесное упражнение − многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.
Оценка детской речи − развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем, чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» − попытаться исправить свой ответ. В других случаях воспитатель может высказать свое мнение об ответе более кратко − похвалой, замечанием, порицанием.
Вопрос − словесное обращение, требующее ответа, задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. Имеется определенная классификация вопросов. По содержанию выделяются вопросы, требующие констатации, репродуктивные (Что? Какой? Где? Куда? Как? Когда? Сколько? и т. п.); более сложная категория − поисковые, т. е. вопросы, требующие умозаключения (Зачем? Почему? Чем похожи? и др.). По формулировке вопросы можно разделить на прямые, наводящие, подсказывающие. Каждый вид вопроса по-своему ценен. При постановке вопроса важно правильно определить место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.
Наглядные приемы − показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворении).
Ресурсное обеспечение для театрально-игровой деятельности
дошкольников
Помещения для занятий:
1. Музыкальный зал.
2. Физкультурный зал.
3. Студия изо-деятельности.
Технические средства:
1. Музыкальный центр.
2. DVD плеер .
3. Магнитофон.
4. ИКТ.
Оборудование:
1. Ширмы (напольная и настольная).
2. Диски с музыкой (разных направлений и жанров).
Наглядный материал:
1. Иллюстрации.
2. Маски-шапочки.
3. Костюмы.
4. Театр кукол би-ба-бо.
5. Настольный театр (различные его виды).
6. Пиктограммы с изображением эмоций.
Этапы работы по реализации проекта по возрастам
I этап – средний дошкольный возраст
«Развитие речи и познавательных способностей»
• Знакомство с настольным, пальчиковым, кукольным театром.
• Обучение искусству ведения диалога в вопросно – ответной форме.
• Развитие речи, обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и чёткого произношения слов.
• Активизация мышления, тренировка памяти и художественно – образного восприятия.
• Развитие интереса к словесным импровизациям.
«Танцевальное и песенное творчество»
• Прослушивание музыкальных постановок по знакомым детям произведениям (сказкам).
• Упражнения на развитие танцевальных движений, исполнение песенок знакомых персонажей.
«Актёрское мастерство»
• Обучение приёмам работы с верховыми куклами (ширмой).
• Формирование умения передавать мимикой, позой, жестами, движениями – основные эмоции (работа у зеркала).
• Развитие инициативы и самостоятельности в играх с театральными куклами, играх – драматизациях.
II этап – старший дошкольный возраст
«Развитие речи и познавательных способностей»
• Последовательное усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр – драматизаций.
• Привлечение детей к подготовке атрибутов, костюмов, декораций к спектаклям.
• Формирование опыта нравственного поведения, через тематику театрализованных игр, умения поступать в соответствии с нравственными нормами.
• Развитие умения слышать красоту поэтического слова, оценивать игру своих товарищей.
«Песенное и танцевальное творчество»
• Воспитание нравственно – эстетических чувств в процессе работы с музыкальными произведениями.
• Самостоятельное придумывание песенок, танцевальных движений для персонажей того или иного спектакля.
• Использование музыкальных импровизаций.
«Актёрское мастерство»
• Знакомство с театром бибабо.
• Совершенствование художественно – образных исполнительских умений.
• Развитие творческой самостоятельности в передаче образа.
• Организация активного сотрудничества детей друг с другом и взрослыми на всех этапах подготовки театрализованного представления.
• Развитие воображения, фантазии, самостоятельного творческого поиска изобразительных средств.
Методические рекомендации по развитию выразительности речи дошкольников.
Работа по формированию интонационных характеристик речи у дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на всех занятиях: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад
Направления работы:
1.Работа над речевым дыханием.
Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.
Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучного голоса.
Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.
В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.
Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия (А! Ах! Ох! и т. д.), звукоподражания, отдельные слова (имена людей, клички животных), позже – короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д.
2. Куклы-бибабо.
Активная речь ребенка во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Упорядоченности и согласованности речевой моторики заикающегося способствуют многообразные мелкие движения пальцев руки.
Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать.
Куклы позволяют незаметно исправлять запинки в речи, так как замечание делается не ребенку, а его кукле. Например, «Буратино, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Вася, научи его говорить спокойно и понятно». И ребенок невольно замедляет темп. Такое опосредованное обращение побуждает детей говорить правильно.
3. Инсценировки.
Известно, что ребенок, входя в определенный образ, может говорить свободно, без стеснений. Эта способность к перевоплощению, присущая всем людям, а детям в особенности.
Возможность для перевоплощения предоставляется в различных играх-драматизациях. В этих играх отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Затем инсценировки включаются в программу праздничного или заключительного концерта, где дети получают возможность выступать в более сложных условиях.
Работая с детьми над инсценировками, педагог не преследует цель обучать их актерскому мастерству. Важно создать на занятиях ненапряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной выразительной речи. Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.
Любые инсценировки должны разворачиваться в присутствии зрителей. Это вызывает у детей определенную ответственность, желание лучше сыграть свою роль, четко говорить.
Инсценировки можно осуществить по следующему плану: подготовка к спектаклю, подбор атрибутов, распределение ролей, ход игры-драматизации.
Подготовительная работа необходима для того, чтобы ознакомить детей с содержанием выбранного для спектакля текста. Педагог передает текст (если он не велик) в лицах. Если же он большой, то только какую-то определенную часть. Дети вслед за педагогом повторяют только слова действующих лиц. Затем в вопросно-ответной беседе выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи, мимика, жесты, походка. Такая подготовка настраивает детей на творческий лад.
Для инсценировок необходимо подобрать и изготовить определенные атрибуты. Это могут быть маски персонажей, костюмы, которые дети делают вместе с взрослыми, или некоторые детали к костюму. Все это не просто ручной труд, но и повод для разговора. Во время работы педагог просит каждого ребенка рассказать о том, как он изготовляет ту или иную поделку.
Распределяя роли в игре-драматизации, педагог должен учитывать, какая речевая нагрузка возможна для детей в определенный период работы. Важно дать ребенку возможность выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы он мог, перевоплощаясь, обрести веру в себя. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок – робкого зайца или находчивую Машу. Важно, что он создает образ с несвойственными ему самому чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с волнением.
4. Сюжетно-ролевые игры.
Играя, дети уточняют свои представления о действительности, заново переживают события, о которых слышали или в которых участвовали или были их свидетелями, перевоплощаются. Так, например, куклы становятся их детьми, которых надо воспитывать, лечить, водить в школу. С детской наблюдательностью и непосредственностью, изображая мир взрослых, ребенок копирует их слова, интонацию, жесты.
5.Логопедическая ритмика.
Музыкально-двигательные упражнения помогают корригированию общей моторики, а двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка направляются на координацию движений определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса). Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка. Музыкальное сопровождение всегда положительно влияет на его эмоциональное состояние и имеет серьезное значение для тренировки и корригирования его общей и речевой моторики.
Формы музыкально-ритмических упражнений могут быть разнообразны: отстукивание определенного такта, изменение темпа, характера или просто направления движения в зависимости от темпа или характера музыки, пение, мелодекламация, рассказывание стихотворения в сопровождении соответствующих движений, танцы и пляски, речевые игры и т.д. На этих занятиях используются в основном игровые приемы, которые вызывают большой интерес у детей и активизируют их.
6.Произнесение скороговорок с разной интонацией.
7.Произнесение приветствий, обращений, имен с разными эмоциями (радость, грусть, безразличие) и интонациями ( ласково, требовательно, весело и т. п.).
Итак, предложено несколько направлений работы с дошкольниками по формированию у них выразительности речи. Важно, что все они осуществляются в игровой форме, а игра, как известно, является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.
Работа с педагогами и родителями.
Работу по развитию речи детей в театрализованной деятельности проводим в тесном контакте со вторым воспитателем, младшим воспитателем, логопедом, музыкальным работником, педагогом по ИЗО-деятельности, заместителем заведующеего по учебно-воспитательной работе и другими педагогами ДОУ, для которых были разработаны консультации по речевому развитию и театрализованной деятельности дошкольников. (Приложение № 7 КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ) В подготовке больших театрализованных представлений участвует весь коллектив детского сада (Приложение № 12): совместно с воспитателем и педагогом по ИЗО-деятельности готовим декорации, афиши, разрабатываем эскизы костюмов. На занятиях с логопедом дети отрабатывают четкую дикцию, работают над выразительностью речи, правильным речевым дыханием. Вместе с музыкальным руководителем подбираем музыкальные произведения, разучиваем их, работаем над постановкой танцев. Заместитель заведующего по учебно-методической работе дает ценные советы, необходимые указания и рекомендации по данной теме.
Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями воспитанников.
Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками в организации их художественно речевой деятельности. Родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей, даже участвуют в театрализованных представлениях в качестве актеров. Родители привлекаются и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров. В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям. Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций. Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.
Формы работы с родителями Приложение № 6)
1. Беседа – это метод получения и корректировки информации на основе общения. Беседа, проходящая в атмосфере доброжелательности, позволяет нам прикоснуться к внутреннему миру родителя (ребенка), увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании. Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта, степени подготовленности беседы, умения ее вести.
2. Консультации – одна из форм работы с семьей. Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам. Основная разница состоит в том, что проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей (поставленные вначале консультации), мы стремимся дать им квалифицированный совет по данной теме.
3. Стенды (уголок родителей) – это наглядная форма предъявления информации. На стендах мы размещаем информацию для родителей и фотоматериалы театрализованной деятельности детей.
4. Родительское собрание – форма работы воспитателя с коллективом родителей, организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста.
В течение родительского собрания стараемся соблюдать законы диалога, не нарушая права родителей на обратную связь с ведущим собрание педагогом. Актуальным фрагментом родительского собрания является заранее подготовленный показ театрализованных представлений.
Только единые педагогические воздействия педагогов и родителей на детей дошкольного возраста способствуют успешному развитию речевых способностей в театрализованной деятельности.
Ожидаемые результаты
- Повышение выразительности развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность;
- Целостное воздействие на речевую систему;
- Речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности;
- Позитивное взаимодействие детей в коллективе;
- Правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;
- Раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности.
Модель выпускника
- Дети должны владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
- Уметь передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
- Проявлять интерес, желание к театральному искусству.
- Самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей.
Этапы проекта
1 этап ПОИСКОВЫЙ
Цель: выявление проблемы в речевом развитии дошкольников, определение основных направлений .
2 этап КОНСТАТИРУЮЩИЙ
Цель: выявление осознания родителями необходимости осуществления задач связанных с развитием речи, и готовность к сотрудничеству.
3 этап ФОРМИРУЮЩИЙ
Цель: изучение педагогической литературы; разработка планов и направлений, проверка действенности и эффективности проекта с практической деятельностью.
4 этап АНАЛИТИЧЕСКИЙ
Цель: подведение итогов работы, диагностика.
Новизна проекта
- Акцент на своеобразие начального периода подготовки с учетом особенностей детей среднего и старшего дошкольного возраста, но и начального этапа освоения дополнительного образования в плане литературной грамоты и театральной культуры;
- Стимулирование открытия ценности трудолюбия, самостоятельности, требовательности к себе, ответственности перед зрителями, повышение общего культурного уровня, обще речевого уровня;
- Для активизации речевого развития, особенно на начальном этапе, используются различные виды деятельности: развитие мимики, обучение жестам, развитие пантомимики, игры на развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; задания для совершенствования грамматического строя речи, диалогической и монологической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности;
- Побуждение детей к творческой деятельности;
- Использование новых технологий: планирование материала по лексическому принципу, речевые семейные праздники, ритмопластика, сказкотерапия, арт-терапия, кукольный театр;
- Педагог, распределяя роли, учитывает речевые возможности каждого ребенка в определенный период развития. Поскольку очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь;
- Итеративность, в соответствии с которой целенаправленная работа по развитию речи включается в целостный педагогический процесс;
- Театрализация в речевом развитии привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.
Созданный проект выделяется четко обозначенной проблемой, задачами театрально – игровой деятельности в развитии выразительности речи ребенка, принципами реализации, основными направлениями, рекомендуемыми методами и приемами, видами деятельности, и организацией учебно – воспитательного процесса.
Обучение детей новым направлениям
для развития выразительности речи дошкольника
Культура и техника речи
Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.
Ритмопластика
Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
Основы театральной культуры
Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем
Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).
Но главная суть заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости трех компонентов:
1. Центральное место занимает речь воспитателя.
Своей речью педагог учит ребенка родному языку, общаясь на протяжении всего дня. Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей в детском саду, и он должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям (звукопроизношение, артикуляция, формирование лексических и грамматических навыков и т.д).
2. Беседы, игры, и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка, которые проводятся со всеми детьми, частью детей и в индивидуальной форме. Они могут быть кратковременными и более длительными (10-15 минут); могут быть спланированы заранее, а могут возникнуть стихийно - у педагога должно быть чутье на «момент».
3. Создание педагогами определенных условий – специального места, обособленного от игровых зон, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи – литературный «Почитай-ка», театральный уголок «Маски-шоу», творческая мастерская «Умелые ручки».
Разработанный проект, это:
- Ориентировка на широкое использование театральной деятельности, развивающей предметно – игровой среды, созданной в учреждении на углубленное развитие речевой системы, в частности выразительности речи, в течение всего учебного года.
- Организация разнообразной и регулярной деятельности детей в театральной зоне: культура и техника речи, ритмопластика, основы театральной культуры, речевые игры и упражнения.
- Широкое использование специальной учебной и детской литературы;
- Совместная творческая деятельность специалистов, родителей и детей;
- Регулярное включение игровой деятельности, обучающих ситуаций в систему обучения и воспитания (Приложение № 13)
- Оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий в повседневной жизни: досуги, праздники, утренники, открытые занятия.
- Отражение в занятиях, праздниках театрально – игровой направленности на воспитание у ребенка речевой культуры, внутреннего развития.
- Опираясь на данные задачи был создан перспективный план занятий начиная со средней группы, при составлении которого учитывались знания психолого – педагогического характера, возрастные особенности дошкольников, новые технологии. В планировании мы использовали принцип концентрического усвоения лексического материала. Основа занятий тоже очень разнообразная: сказочный сюжет, воображаемое путешествие, сюжетные и дидактические игры. Предложенная тематика и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к речевой деятельности, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Была подобрана диагностическая методика для определения результативности усвояемого материала.
- Огромное значение для положительных результатов имеет развивающая среда в детском саду – это чрезвычайно важные условия для успешной работы по речевому развитию дошкольников. В группе организован театральный уголок, оформление которого заняло много сил и времени. Вместе с детьми рисовали, клеили элементы для настольного, теневого театров, различные природные зоны. У ребят это любимое место. Старшие дошкольники реставрируют атрибутику, рисуют, придумывают элементы к сказкам. Все это позволяет проводить содержательную работу по формированию речевой культуры детей .
- Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одному и тому же элементу несколько раз способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса.
Изучая литературу, применяя разнообразные приемы и интересные формы проведения театрализованных игр, была обозначена система работы:
1) Согласно возрастным особенностям детей разработано ежегодное перспективное планирование, которое включало в себя разучивание стихов, работу над этюдами, игры-драматизации, инсценировки, изготовление кукол-самоделок вместе с родителями, ознакомление с различными видами кукольного театра, основанные на импровизации. (Приложения № 1 - 3)
2) Создание систематически-меняющейся предметно-развивающей среды в театрализованном уголке.
3) Систематическое включение театрализованных игр во все виды деятельности педагогического процесса. (Приложение № 13)
4) Привлечение родителей к участию в наших праздниках, досугах. (Приложение № 4)
5) Совместное изготовление родителями и детьми атрибутов, различных видов театров.
6) Проведение выставок и конкурсов среди родителей поделок из нетрадиционных материалов: коробок, веревок, ниток, пробок, пластиковых бутылок, рукавичек, носков.
7) Использование музыки, танцев, песен в театрализованных играх
8) Ежегодное обследование знаний, умений, навыков театрально-игровой деятельности.
9) В начале и конце года проведение педагогической оценки по развитию выразительности речи, которое отражалось в таблице показателей уровня и качества знаний.
Мониторинг
Ззадачи:
1). Изучить литературу по данной проблеме;
2). Провести диагностику детей по разделу «развитие речи» в начале года и в конце года;
3). Проведение итоговых спектаклей, творческих вечеров, утренников, развлечений. (Приложение № 6)
Критерии оценки ожидаемого результата:
1. Уровень сфорсированности развития выразительности речи;
2. Степень активности детей на спектаклях, тематических вечеров.
Результаты диагностики показали, что высокий уровень освоения выразительности речи, у дошкольников повысился в 2009-2010 учебном году и составил 66%, что на 12% выше, чем в предыдущем. В 2010-2011 году тот же показатель повысился на 20% и составил 86%.
Уровень развития выразительности речи в %:
Учебный год | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
2011-2012 г.г. | 16 | 30 | 54 |
2012-2013 г.г. | 13 | 21 | 66 |
2013-2014 г.г. | 9 | 5 | 86 |
Степень активности детей на спектаклях, тематических вечеров в %:
Учебный год | % участия детей |
2011-2012 г.г. | 38 |
2012-2013 г.г. | 62 |
2013-2014 г.г. | 93 |
Заключение
Развитие театрализованной деятельности – это долгая и кропотливая работа, которая требует моего участия, участия детей, родителей и второго педагога. Требует использования разнообразных приемов, различных интересных форм проведения развлечений, праздников, досуга, где все являются равноправными участниками, создания определенных условий, использования различных видов театров, художественной литературы, загадок, стихов, телепередач, видеофильмов, картин, аудиокассет. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, делает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно – ролевые.
Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на выразительность речи, обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей.
С целью определения художественно-речевых умений через театрализованную деятельность использованы различные формы диагностики:
Во-первых: использовала таблицу знаний, умений и навыков, что позволило определить способности детей к импровизации к действиям с куклой, умение драматизировать и инсценировать сказки и стихи.
Во-вторых: проводила наблюдения за самостоятельной деятельностью детей, за умением понимать и пользоваться речью.
В третьих: в течении года каждой возрастной группы проводим итоговые мероприятия.
С каждым годом у детей улучшается эмоциональное состояние, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, рискованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь – это и песни, и танцы, и стихи. В течении нескольких лет проводила диагностику и в каждой возрастной группе, замечала неподдельный интерес к театрализованным играм. В средней группе речь детей заметно улучшилась, они знают много стихов, сказок, умеют придумывать загадки, эмоционально и выразительно могут импровизировать с отдельно взятыми или предложенными им предметами. Таким образом можно сказать, что основная часть детей умеет общаться друг с другом по поводу подготовки к театрализованной игре или игре - драматизации, адекватно себя ведут и эмоционально реагируют на игры, речь их становится более выразительной. Но есть в группе ещё дети, которые из-за своих психологических особенностей боятся принимать участие в групповой деятельности. В таком случае использую кукольный театр, театр игрушек, настольный театр и тогда ребенку легче преодолеть неуверенность.
Несмотря на технический прогресс, дети все-таки тянутся к таинственному миру театра. Ведь театр не только будит воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей СКАЗКИ ИЛИ ТЕАТР. Дети растут и им всё интереснее принимать участие в театрализованных играх. Работу в этом направлении буду продолжать, опираясь на возрастные особенности детей. Хочется обогатить театральный и речевой опыт детей. Родители наших детей очень активно откликаются на все предложения воспитателей и доброжелательно относятся к нашим задумкам. В группе уже проведены различные выставки поделок мягких игрушек, кукол для театрализованных игр из нетрадиционных материалов. Дети восторженно отзываются о поделках мам, придумывают им имена, действия с ними.
Перспективы деятельности
В сфере речевого развития:
- содействие развитию монологической и диалогической речи;
- обогащение словаря, образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов;
- овладение выразительными средствами общения.
В сфере познавательного развития:
- развитие разносторонних представлений о действительности;
- наблюдение за явлениями природы, поведением животных;
- обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы;
- развитие памяти, предвосхищающего воображения, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
В сфере социального развития:
- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
- воспитание культуры познания взрослых и детей;
- воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;
- развитие эмоций.
В сфере эстетического развития:
- приобщение к высокохудожественной литературе;
- развитие таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа;
- приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
- создание выразительного художественного образа;
- развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата;
- организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;
- обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.
В сфере развития движений:
- согласование действий и сопровождающей их речи;
- развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа;
- поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах, выразительного исполнения основных видов движений.
Практическая значимость проекта «Играем в театр», в том, что его могут использовать воспитатели ДОУ в работе с детьми среднего-старшего дошкольного возраста.
Используемая литература
- Алексеева М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте. Развитие речи и речевого общения дошкольников. М., 1995.
- Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателя детского сада. М., 1999.
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М., 2006.
- Баранова Е.В, Савельева А.М. От навыков к творчеству Мозаика - Синтез, 2009.
- Вакуленко Ю.А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. - Волгоград, 2007.
- Генов Г.В. Театр для малышей. М., 1968.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
- Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008.
- Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности Мозаика – Синтез, 2008.
- Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду, Мозаика – Синтез, 2008.
- Доронова Т.Н. Играем в театр.-М., 2005.
- Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.
- Ерофеева Т.И. Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М., 1994.
- Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. - М., 2002.
- Игры – драматизации в детском саду: Методические рекомендации / Сост. Е.Л. Трусова. Киев, 1991.
- Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам.
- М., 1982.
- Кузнецова Л. Изготовление детьми игрушек для кукольных театров // До-школьное воспитание. 2007. №4.
- Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. _ М., 1974.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991.
- Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.
- Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. 2007. №1.
- Николаичева А.П. Инсценирование литературных произведений // Дошкольное воспитание. 2008. №10.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001.
- Шурочкина И.С. Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя. 2008. №3.
- Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008.
Интернет-ресурсы: http://pedlib.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие кружка « Играем в театр» с детьми 6-7 лет. « В гости к Фее Театра»
Сценарий хода занятий по театрализованной деятельности с детьми 6-7 лет...
Неделя игры и игрушки. Мы играем в театр.
"Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознат...
Конспект занятия кружка "Театр и дети" в старшей группе: "Играем в театр"
Конспект занятия кружка "Театр и дети" в старшей группе: "Играем в театр...
Практикум для воспитателей «ИГРАЕМ В ТЕАТР» «НАСТОЛЬНЫЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР – СВОИМИ РУКАМИ»
ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ«ИГРАЕМ В ТЕАТР»«НАСТОЛЬНЫЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР – СВОИМИ РУКАМИ»...
Примерные речевые обороты в сюжетно-ролевых играх «Цирк», «Театр», «Магазин», «Театр мод» в старшей группе.
В данной методической разработке представлены примерные игровые ситуации и речевые обороты для сюжетно ролевых игр"Мы идем в цирк", "Мы идем в театр", " Театр мод", "...
Консультация для родителей: «Играем в театр дома. Виды театра.»
Консультация для родителей: «Играем в театр дома. Виды театра.». Какие есть виды театра, какие из них наиболее удобно и дешевле/бюджетно использовать дома. Из чего можно сделать ширму. В к...
Теневой театр для детей: как правильно играть, чтобы театр не стал игрушкой на один раз?
Полезная рекомендациядля родителей - чем полезен теневой театр, как радует детей эта забава, как удержать интерес детей теневого театра не на один раз...Как можно сделать своими руками теневой театр и...