Создание логосреды в Артстудии "Капельки счастья"
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Павлюк Елена Викторовна

Арстудия, как эффективное средство развития и коррекции речи детей с ОНР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arstudiya_kak_logosreda.docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Арстудия, как эффективное средство развития и коррекции речи

детей с ОНР.
   
 Одной из перспективных форм, в рамках которой, на наш взгляд, возможно эффективное решение проблемы развитие речи детей с ОНР,  может стать арт-студия.

Что такое «арт»? Это творчество. Умение смотреть на мир нестандартно, видеть то, что не видят другие. Это креативное, то есть не связанное законами и условностями мышление.

В современном мире достижение успеха в любой деятельности в большей степени зависит не от знаний и скорости работы с ними, а от способности находить новое: видение новых путей решения задачи, изобретательство. А, как известно, творчество должно быть свободным и самоценным. Создание арт - студии даст возможность свободного выбора средств самовыражения  и реализации творческих идей, а также  способов их воплощения.

Наш проект Артстудия направлен на решение задач, поставленных в программе нашего детского сада: воспитание личности

-Умеющей радоваться жизни и возможностям, которые она предоставляет.

-Способной быть свободной на основе уважения прав и интересов.

-Стремящейся создавать гармонию как  в своем внутреннем, так и в окружающем мире.

Цель: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей. Гармонично развивающаяся личность.

Задачи раздела:

  • развитие творческой активности детей;
  • приобщение детей к искусству разных видов (изобразительное искусство, музыка, литература, театр и др.);
  • формирование умения видеть и понимать прекрасное в жизни и в искусстве (народном и классическом);
  • развитие эстетического восприятия, эстетических представлений, воображения;
  • формирование эстетического чувства (чувство формы, цвета, ритма, композиции), художественного вкуса;
  • формирование умения создавать прекрасное в разных видах художественной деятельности.

Для реализации цели и задач программы определяющими являются:

  • гуманистическая ориентированность при ознакомлении с памятниками культуры (произведения народных мастеров, произведения живописи, графики, скульптуры, музыки и литературы), в процессе которого дети как бы участвуют в диалоге прошлого и настоящего;
  • нравственная основа  культуры и искусства;
  • детскость в  искусстве - то его свойство, благодаря которому искусство обладает неповторимой непосредственностью и жизнерадостностью, огромным душевным богатством, душевной щедростью;
  • общность художественно-образного содержания всех форм  творчества (устных, песенных, музыкально-хореографических, игровых, драматических, прикладных, изобразительных);
  • направленность на развитие личности ребенка в контексте концепции гумманитаризации образования.

Программа:

  • Мы играем и развиваемся.
  • Мы танцуем, поем играем и слушаем музыку. 
  • Мы создаем художественные вещи. 
  • В мире родной природы. 
  • Детские праздники а народный календарь. 
  • В мире народной сказки. Театрализованные действа. 
  • Русские народные игры.
  • Искусство в мире.

Тематика: согласно народно-календарным праздникам и значимым событиям в жизни детей, а также согласно проектно-тематическому планированию образовательного процесса в группе.

Планируемые результаты:

  • Дети должны иметь первоначальное представление:

-о красоте  природы,  произведений искусства;

-о народных и календарных праздниках.

  •  Дети должны уметь:

-исполнять элементарные  мелодии на  инструментах;

-принимать участие в хороводах с импровизацией движений песням,  игровым закличкам;

-создавать изображения на разные темы по заданию педагога и по собственному замыслу (рисунок, лепка, аппликация);

-создавать пластический и театральный образ;

-проявлять эмоционально-эстетическое отношение к произведениям народного и классического искусства, к окружающей природе.

Режим работы: 1-2 раза в месяц, 25-30 минут, 17.30

      Как вы уже услышали, логосреда – это специально созданная предметно-развивающая среда предназначенная для развития и коррекции речи.

      Мы пытаемся изменить вариант предметно-средовой модели, чтобы образовательное содержание, которое непосредственно проецируется на предметную среду, помогало ребенку с общим недоразвитием речи не только восполнить образовательный вакуум, но и “оживило” бы процесс “вычерпывания” ребенком развивающего содержания. Таким элементом логосреды и является Артстудия. ..... Здесь связь артстудии с концепцией ФГОС и интеграции.

      Все современные системы образования стремятся к тому, чтобы знания добывались самими детьми, а воспитатель был дирижером, развивающим разум ребенка, думающим, помогающим найти способы решения возникающих проблем.

      Мы пробуем создать во время Артстудии  предметно– пространственную среду, обеспечивающую интенсивно развивающий характер педагогического процесса, организацию жизнедеятельности детей на коррекционно-развивающей основе – логосреду.

     Образовательная деятельность в Артстудии отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Этим определяется ее связь с коррекционным обучением. Общение в Артстудии является такой же логосредой, в которой можно успешно развивать коммуникативные навыки.

      Логосреда оформляется согласно тематическому планированию Артстудии и по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций учителя-логопеда и направлен на индивидуальное развитие каждого ребенка, максимальное раскрытие его индивидуальных возможностей. Мы глубоко убеждены, что большая часть лексико-грамматического материала, изучаемого детьми на логопедических занятиях, может успешно закрепляться и расширяться благодаря логосреде в блоке совместной деятельности Артстудии. Работа в этой развивающей зоне способствует совершенствованию речевого общения детей, помогает расширению запаса пассивной и активной лексики. Вследствие этого заинтересованное, комфортное состояние психической сферы ребенка, т.к. в результате игровых развивающих заданий трудности оказываются преодолимыми, а поставленная цель – достигнутой.

      Артстудия, как элемент логосреды, стала системой воспитательно-образовательной и коррекционной развивающей работой в нашем детском саду.

      Интеграция искусств, основа Арстудии, для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Искусство выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.
     
СОД в Артстудии требуют педагогически продуманного материального оснащения: специального оборудования, инструментов и изобразительных материалов. К оборудованию относятся все те предметы, которые создают условия для проведения Артстудии — доски, мольберты, подставки и т. д.; инструменты: карандаши, кисточки, ножницы и пр., необходимые в процессе изображения; изобразительные материалы для создания изображения: краски, гуашь, пластилин, глина, солевое тесто и другой нетрадиционный материал для развития детского творчества, а также дополнительный стимулирующий материал: образцы, схемы, иллюстрации, фотографии, картинки, предметно-наглядный материал, презентации.

     Структура логосреды группы определяется целями коррекционно-образовательной работы, подбором предметного содержания с учётом содержания основной общеобразовательной программы ДОУ, рабочей программой развития каждого ребенка в группе, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов, а также взаимодействием педагогов: учителя-логопеда, воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования.
     Оборудование и материалы используем все ресурсы группы и детского сада в центрах активности.

      Все эти материалы сами по себе уже несут в себе потенциал для речевого развития детей, но чтобы считаться логосредой необходимо грамотное руководство педагога средствами для коррекции речи.

              На артстудии, учитывая специфику работы в группах с ОНР у детей, мы используем как различные методы и приемы работы, способствующие развивать, обогащать и корректировать речь детей:

- эмоциональный настрой (использование музыкального сопровождения, соответствующего возрасту детей. Музыка настраивает детей на единый лад, усиливает эмоциональный фон, активизирует внимание детей, умеривает возбужденных, мобилизует заторможенных);

- художественное слово (сколько точек соприкосновения можно найти между словами и изобразительным искусством! Они дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа, помогают осмыслить свои чувства, прежде чем взять кисть и краски);

- педагогическая драматургия ( дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Используем также метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, голоса птиц, шум моря. Спокойным голосом описываю им картины природы, которые дети затем воплощают в рисунках);

- пластика (иногда кажется, что дети все свои мысли и переживания проявляют через движения, именно поэтому в изобразительной деятельности мы используем движения, танец «Вальс цветов», «Веселый зоопарк». В артстудии проводим пальчиковые упражнения, двигательно-речевые игры. Это позволяет активизировать мелкие мышцы пальцев, сосредоточить внимание детей, кроме этого у детей развивается координация, чувство ритмичности, ловкость и аккуратность);

- театр (элементы театра органично вписываются в логосреду, они способствуют развитию диалоговой речи, развитию чувств у ребенка. Мы не всегда используем заучивание ролей, позиций, жестов – все основано на эмоциональном и речевом опыте детей, на воплощении их переживаний);

- игра (в игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры – нравственные, эстетические, дидактические, ознакомительные, обучающие, развивающие речь. В артстудии, в совместной и индивидуальной деятельности мы используем  игры: Художественно-развивающие «Злой и добрый волшебник», «Палитра», «Заколдованные карточки», «Теплый – холодный» и др.; дидактические «Дорисуй сказку», «Собери натюрморт», «Времена года», «Найди лишнее» и др.; графические «Пантомимика», «Рисование по точкам», «Симметрия», «Заштрихуй окно» и др.

                        В студийной деятельности по ознакомлению с народно-прикладным искусством мы используем дидактические речевые игры и упражнения. В ходе этих специально созданных игр происходит развитие последовательного, целенаправленного, целостного художественного восприятия, умение высказывать доказательные суждения и оценки увиденного, развивают речь-доказательство, речь-описание, быстроту реакции.

                       Игровые упражнения со стихами «Белые ромашки на чашке», «Зеленеет лук в воде», «Рубашка в клетку», «Рыжие стихи», «Зеленые стихи», другие игры и упражнения «Угадай, дорисуй», «Рисуем животных», «Отлетающие линии», «Лабиринт», «Помоги мышатам встретиться», «Радуга» и др. решают кроме художественно-эстетических и следующие практические задачи, связанные с развитием речи:

- развитие речевой активности;

- активизация имеющихся знаний и представлений об окружающем;

- уточнение и развитие пространственного представления;

-  развитие сенсомоторных навыков;

- развитие мелкой моторики;

- формирование навыков самостоятельности.

                       Во время момента продуктивной деятельности в артстудии мы не только поощряем общение детей между собой, но и стимулирую их к беседе, спрашивая о том, как они будут создавать изображение, в какой последовательности, какие материалы будут использовать. Называние предметов, явлений, их словесное определение и описание, различные высказывания в процессе работы – все это способствует развитию речи ребенка и помогает более глубокому осмыслению процесса изображения, пониманию того, как достигнуть более высокого результата, удовлетворяющего ребенка. Речь и процесс изображения взаимосвязаны и взаимообогащают друг друга.

                     В артстудии, в предварительной работе к ней, мы проводим тематические беседы, рассказы, чтение художественной и энциклопедической литературы. В этой работе мы решаем задачи речевого развития: накопление и обогащение словарного запаса, развитие связной речи, правильное произношение, умение описывать увиденное, рассказывать из личного опыта и др.

                   В продуктивной части артстудии мы используем с детьми различные техники рисования, разными материалами изображения. По нашему глубокому убеждению, это не только формирует интерес ребенка к изобразительному искусству, но и очень продуктивно способствует развитию моторики руки. Дети пользуются техникой изображения:

- тычком (особенно интересно получаются пушистые животные);

- восковой мелок в сочетании с акварелью (удачно получаются пейзажи);

- рисование по сырой бумаге (цветы, пейзаж);

- монотипия (бабочки, деревья, все, что имеет симметрию);

- граттаж (небольшие по формату работы: аквариум, сказочный дворец);

- рисование пером, острой палочкой (звери зимой, снежинка);

- рисование пластилином или пластилиновая растяжка ( морские пейзажи); и др.

              Мы используем кисти различной толщины №1, №2, №3, №4, что позволяет упражнять различные группы мышц руки и пальцев.

              Различные материалы:

- акварельные

- гуашевые краски;

- восковые мелки;

- пастель;

- уголь;

- тушь.

Применение в работе различных по фактуре и способу использования материалов позволяет значимо развивать мелкую моторику руки, тактильную чувствительность пальцев, произвольную регуляцию силы нажима, зрительно-моторную координацию движения руки. По нашим наблюдениям, особенно удачно получаются работы в технике пастель. Дети с удовольствием растирают пастель для получения разных оттенков фона (неба), активно используют для этого несколько цветов. Здесь решаются художественные задачи: умение сочетать цвета, подбирать цвета, согласно задуманному образу, технически правильно выполнять тонировку; и сенсорные задачи: оптико-пространственное восприятие, развитие моторики, координации.

                  Особой любовью у детей пользуются пластичные материалы (лепка). Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Такой элемент логосреды, как лепка комплексно воздействуют на развитие ребенка:

- повышают сенсомоторную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, пластики, веса;

- развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

- синхронизируют работу обеих рук;

- формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, достигать его.

                Дети используют  различные пластичные материалы:

- глина;

- пластилин;

- соленое тесто;

- смесь из туалетной бумаги и клея;

- снег и др.

Используя необычные материалы, у детей развивается тактильное ощущение, моторика пальцев, обогащается и активизируется словарный запас, развивается умение анализировать свойства нового материала.

              Мы продолжаем наш удачный опыт работы – рисование по стихам. Велико влияние поэзии на развитие творческого воображения и на речевое развитие в целом.  Во-первых, поэзия пробуждает у дошкольников эмоциональное творческое настроение и эстетические чувства. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах действительность помогает ребенку увидеть волнующую прелесть и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, побуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке. Выразительность наделяет художественное слово способностью вызывать эмоции, чувства у слушателя, подчеркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки. Она заостряет впечатления и воображение, усиливает мыслительную деятельность.

Особенно нравятся детям   артстудия с рисованием по японским хокку (хайку).  Об этом опыте работы мы рассказывали ранее. Знакомство детей со своеобразием страны Японии, их обычаями, культурой, особенностями их внешнего вида, их своеобразной одеждой – кимоно, их отличной от нашей природой (в рамках возрастного понимания) расширяет кругозор, обогащает словарный запас, появляется интерес и уважение к культуре другого народа.                    

       

      Одним из актуальных и современных направлений в работу воспитателя является использование мультимедийных презентаций.  Это активная форма создания логосреды, дающая возможность педагогу выстроить объяснение в Артстудии логично, научно, с использованием видеофрагментов, иллюстраций, аудиозаписей и т.д. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей интерес к деятельности с ним.
  • компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка.
  • это отличное средство поддержания задач обучения и развития. Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером (сказочными героями) являются стимулом познавательной активности детей.
  • компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни ( полёт ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты).

Таким образом, мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в Артстудию, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи воспитателя и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять задания более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от воспитателя, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. Гармоничное сочетание традиционных средств в логосреде с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

    Богатый и долголетний опыт работы Артстудии позволяет нам констатировать, что дети этой группы проявляют речевую активность, обладают широким словарным запасом, владеют коммуникативными навыками на высоком уровне.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети – это счастье, созданное нашим трудом

«От того, как прошло детство,кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира -от этого в решающей степени зависит, какимчеловеком станет сегодняшн...

Творческая мастерская "Маленькое Счастье для мамы (Изготовление русской народной куклы на счастье)"

В настоящее время очень много игрушек у наших дошкольников и очень важно научить их самостоятельно мастерить игрушки. Начнем с игрушки всех и девочек и мальчиков, и подарком для мамы КУКОЛКА СЧАСТЬЕ....

Методические рекомендации по созданию топиария "Дерево счастья"

Методические рекомендации по изготовлению творческой работы из природного материала топиария "Дерево счастья" с детьми подготовительной группы 6-7-лет составила Галлямова М.А....

Мастер-класс для педагогов «Создание дерева счастья – Топиарий»

Мастер-класс для педагогов «Создание дерева счастья – Топиарий»...

Современные технологии работы с родителями в дошкольном учреждении. «Дети – это счастье, созданное нашим трудом» В.А. Сухомлинский.

Современные технологии  работы с родителями в дошкольном учреждении. «Дети – это счастье, созданное нашим трудом»В.А. Сухомлинский....

ЛОГОсреда в группе детского сада

Консультация для воспитателей детского сада...

Мастер класс по созданию народной игрушки Птица счастья

Мастер класс предназначен для детей и увлечённых педагогов.Во все времена на Руси с наступлением весны из различных материалов изготавливали птичек. К Международному Дню птиц я предлагаю мастер класс ...