Современные технологии работы с родителями в дошкольном учреждении. «Дети – это счастье, созданное нашим трудом» В.А. Сухомлинский.
консультация (средняя группа)
Современные технологии работы с родителями в дошкольном учреждении.
«Дети – это счастье, созданное нашим трудом»
В.А. Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospit.docx | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии работы с родителями в дошкольном учреждении.
«Дети – это счастье, созданное нашим трудом»
В.А. Сухомлинский
Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17.10.13года) предусматривают тесное взаимодействие с семьями детей по реализации основой общеобразовательной программы дошкольного образования.
Так и в статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Детский сад – первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья. Но детский сад не может заменить семью, он дополняет ее, выполняя свои особые функции. Эффективно организованное сотрудничество между семьёй и ДОУ может дать импульс к построению взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, а осознание общих целей, доверительных отношение и стремление к взаимопониманию.
Анализируя проблемы, с которыми сталкивается педагог в работе с родителями, вывод таков, что все затруднения происходят от того – видимого отсутствия доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и семьями воспитанников, а также недостаточной педагогической компетентности родителей.
Главной педагогической идеей стало: «Сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками. Повысить интерес родителей к образовательно – воспитательному процессу»
На основе этого была поставлена цель: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, взаимопониманию, установление доверительных и партнёрских отношений с родителями.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности;
- повысить и содействовать общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
- оказать практическую и теоретическую помощь родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
- использовать с родителями различные формы сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
- оказать помощь в овладении родителями психолого-педагогической культурой, гуманистическим подходом к ребёнку.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность велась по четырем направлениям:
1.Информационно-аналитическое.
2.Познавательное.
3.Наглядно-информационное.
4.Досуговое.
Результат работы отслеживался с помощью анкетирования «Удовлетворённость родителей проводимыми мероприятиями»
1.Информационно-аналитическое направление включало в себя изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка начали работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировались особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику общения с каждым родителем. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
2. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Презентация группы» проведена в нетрадиционной форме.
Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.
Подбиралась музыка, готовились пригласительные билеты, постарались создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия родителей. Игра «Давайте познакомимся и, будем дружить», объединила взрослых (все встали в круг и рассказывали немного о себе).
Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе. Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.
С интересом родители относятся к презентации группы на мультимедийном проекторе.
К собраниям оформлялась выставка детских работ или фотостенд, где использовались фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражалась благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручались грамоты или благодарности.
3. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, активизировать родителей использовались, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики – курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». В которых помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.
Живой интерес и даже удивление родителей вызвала выставка – стенд «Семья глазами ребенка», где дети делились своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Каково же было восхищение родителей, когда они прочли желания своих детей: «Мечтаю о братике и сестричке», «Мечтаю, чтобы все жили вместе», «Мечтаю, чтобы родители не ссорились». Это заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям.
4. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Было немного страшно проводить первый семейный праздник. Мы назвали его « Посиделки в кругу семьи». Но, все оказалось довольно просто, хотя некоторые родители сначала отнеслись настороженно. Весь праздник был построен на играх, родители – дети, потому что целью встречи было: развить взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение.
Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые и дети.
Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть.
Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.
Принимали участие семьи в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала, это не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивались интригующее, яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогло лучше узнать воспитанников.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
Использование нетрадиционных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить пособия для занятий по обучению грамоте и математике, помогли оформить уголок дежурства, уголок природы. С помощью родителей оформлен сенсорный уголок, тактильный стенд, разработана и оформлен музей «Музыкальных инструментов». С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей.
Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.
В своей педагогической деятельности продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитать будущих созидателей жизни. Какой человек, такой и мир, который создаёт вокруг себя.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети – это счастье, созданное нашим трудом
«От того, как прошло детство,кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира -от этого в решающей степени зависит, какимчеловеком станет сегодняшн...
Сценарий семинара-практикума для педагогов дошкольного учреждения " Детям о памятных датах и культурных ценностях России"
Сценарий семинара-практикума для педагогов дошкольного учреждения. Материал данной публикации можно использовать в работе со старшими дошкольниками, педагогами, родителями....
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ Труды В.А.Сухомлинского и наше время.
Мне хочется остановиться на творческом наследии великого педагога Василия Александровича Сухомлинского, который еще в XX веке увидел и отметил значимость эстетического в...
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ Труды В.А.Сухомлинского и наше время.
Мне хочется остановиться на творческом наследии великого педагога Василия Александровича Сухомлинского, который еще в XX веке увидел и отметил значимость эстетического в...
Консультация для родителей "Дорога к счастью лежит через труд"
В консультации дается информация о том, как научить детей трудиться и развить у них способность получать от этого удовольствие....
Программа адаптации к дошкольному учреждению детей 2-4 лет
Поступление в школу - новый этап в жизни ребенка, чрезвычайно ответственный как для самого ребенка, так ...
«Оценка качества патриотического воспитания в дошкольном учреждении детей дошкольного возраста»
Ведение в действия Федерального закона «Об образование в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования повлекли за собой изменения...