Дети – это счастье, созданное нашим трудом
статья на тему

Коптева Вероника Александровна

 

«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы, 
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира -
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_-_eto_schaste_sozdannoe_nashim_trudom.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

         В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Но и семья и детский сад связаны между собой, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога.

     Если обратиться к теории вопроса, то следует подчеркнуть, что взаимодействие детского сада с семьей и воспитание родителей не является законченной теоретической структурой. Хотя в настоящее время накоплен опыт и разработаны различные формы работы с родителями в условиях детского сада. Об этом много пишут Е.П. Арнаутова, Н.Ф. Виноградова, В.П. Дуброва, Л.В. Загик, О.Л. Зверева и другие. В целом же, для практики воспитания скорее характерна раздробленность и случайность. Такая работа, если она строится без опоры на какую-либо систему теоретически и экспериментально обоснованных принципов отбора ее содержания и методов, бывает, как правило, стихийной, недостаточно эффективной.

    Сотрудничество детского сада с семьей – актуальный аспект педагогической деятельности и в то же время один из самых сложных. И сложность эта, как показывают современные исследования Е.П. Арнаутовой, В.П. Дубровой, О.Л. Зверевой, А.А. Петрикевич и доказывает практика, объясняется рядом причин: неумение общаться, установить контакт, организовать общение. Причина в социально-педагогической культуре родителей и воспитателей, а точнее в ее низком уровне развития. Эта причина тянет подчас за собой другие: непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом; неумение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность; критически ее оценивать; находить причины педагогических промахов и ошибок; недейственность используемых методов воздействия; опекание родителями ребенка дошкольного возраста. С другой стороны причинами неэффективности сотрудничества детского сада и семьи является достаточно распространенное отношение педагогов дошкольных учреждений к родителям не как к субъектам воспитательной деятельности, а как к объектам; профессиональная установка о том, что родителям необходимо передавать «не житейские», а научные психолого-педагогические знания о ребенке и его воспитании.

     Признание приоритета семейного воспитания требует изменений в системе взаимоотношений. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать (В.Н. Мясищев).

Взаимодействие – это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода и служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другими, оно способно маскировать истинные отношения (В.Н. Мясищев).

     Главный момент в контексте «семья – детский сад» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.

«Дети – это счастье, созданное нашим трудом.

Занятия, встречи с детьми, конечно,

требуют душевных сил, времени, труда.

Но, ведь и мы счастливы тогда,

когда счастливы наши дети,

когда их глаза наполнены радостью».

 В.А.Сухомлинский

      В последние годы все чаще говорят о детском саде как открытой системе, при которой возникает личная готовность открыть самого себя в какой-либо деятельности, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах. И пример открытости должен демонстрировать сам педагог. Он может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им об увиденном, пережитом. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, если в чем-то сомневается, просит совета, подчеркивает уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Своим примером педагог вызывает родителей на доверительное общение. А вот открытость детского сада «внутрь», о которой также часто повторяют, предусматривает вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители и другие члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в детском саду, внести свой вклад в образовательную работу.

      Новые приоритеты нашей совместной работы мы связываем с идеей о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Вовлечению родителей в единое образовательное пространство «Детский сад-семья» в коллективе помогают такие формы работы, как круглый стол, индивидуальные консультации и беседы с воспитателями, выставки совместных работ, посещение родителями детского сада. И соответственно направления работы с семьями воспитанников, которым мы в детском саду уделяем особое внимание: это ознакомление родителей с современными системами семейного воспитания, повышение педагогической культуры родителей и изучение закономерностей развития ребенка.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена,

каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт,

но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия

для вхождения маленького человека в большой мир.

       Мировая статистика убеждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Поэтому во многих странах разрабатываются специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи, воспитание супругов как родителей. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи. Правда, психолого-педагогическое просвещение родителей сегодня осуществляется многими средствами: с помощью радио, телевидения, популярной литературы о воспитании детей.

    Поэтому психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением, должно иметь целевую направленность. Так, специфика работы воспитателя ясельной группы с семьей диктуется прежде всего психофизиологическими особенностями детей раннего возраста: быстрое развитие малыша требует своевременного изменения задач воспитания и обучения, перестройки методов и приемов педагогической работы. По вопросам адаптации ребенка к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода, рационального питания, закаливания, режима дня, массажа, гимнастики родителям рекомендации дает не только воспитатель, но и медицинские сотрудники детского сада. Причем советы и рекомендации должны быть не вообще о детях, а о конкретных Саше, Лизе. А в специфику работы воспитателя  подготовительной группы входит психолого-педагогическая поддержка семьи и ребенка в условиях подготовки его к школьному обучению, успешной адаптации его к школе и развитие мотивации к учебной деятельности. В содержание психолого-педагогического просвещения родителей необходимо включать вопросы охраны жизни, укрепления здоровья малыша, создания условий для правильного физического развития. Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Кто же должен быть инициатором установления сотрудничества? Конечно, педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей.

       Итак, решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.

Поэтому, 16 марта 2012 года состоялось общее родительское собрание на тему  "Психолого-педагогическая поддержка семьи и ребенка". Вниманию гостей была представлена выставка методического материала по теме, презентация опыта работы дошкольного учреждения со школой по теме "Преемственные связи  ДОУ-школа-институт".  На родительское собрание были приглашены специалисты Московского областного центра дошкольного образования Гришина Галина Николаевна, которая выступила с сообщением о целях и задачах Московского областного центра дошкольного образования, Вниманию родителей был представлен информационно-познавательный фильм  "Наша новая школа: Новые федеральные государственные образовательные стандарты 2011". Родители узнали обо  всех нововведениях  начальной школы: об использовании лабораторий, о применении текстовых редакторов, об игровом подходе к обучению. Всю интересующую информацию в плане модернизации образовательной системы родители могут ознакомиться на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации:  WWW.MON.GOV.RU. Иванцова Елена Семеновна раскрыла вопросы тестирования уровня психолого-педагогической подготовленности ребенка к школе. Куратор учителей начальных классов МОУ СОШ №18 с углубленным изучением отдельных предметов  Крысанова Жанна Аркадьевна обратила внимание родителей на критерии готовности детей к обучению в школе, привела примеры из жизни школы и младших школьников, тем самым ответила на многие вопросы и развеяла сомнения родителей детей, поступающих в школу в этом учебном году. Педагог-психолог МДОУ ЦРР - детский сад №1 Стрельцова Ирина Константиновна подготовила для родителей  папки-передвижки  и ширмы по теме «В школу – уверенным шагом!»

 В заключении родители получили памятки "РАЗНЫЕ «ПОЛЕЗНОСТИ»  ДЛЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАШКИ"

 «Полезность № 1». Полезно познакомиться с учителем еще до официального начала занятий.

 «Полезность № 2». Полезно посетить несколько раз будущую классную комнату, посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась незнакомой, прогуляться по школе и школьному двору.

 «Полезность № 3». Полезно ребенку заранее познакомиться с некоторыми из его одноклассников. Хорошо, если он будет ходить в школу не один, а вместе с каким-нибудь одноклассником, живущим по соседству.

 «Полезность № 4». Ребенку полезно ознакомиться с примерным расписанием уроков и временем, отведенным на уроки, перемены.

 «Полезность № 5». Полезно расспросить ребенка, что он чувствует, идя в школу, о положительных и негативных впечатлениях.

 «Полезность № 6». Полезно акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: интересных занятиях и возможности завести новых друзей.

 «Полезность № 7». Полезно объяснить ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней абсолютно нормально и что это испытывают все дети без исключения. Успокоить его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.

 

Берегите друг друга!

Добротой согревайте!

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Суету позабудьте

И в минуту досуга,

Рядом вместе побудьте!

                         (0. Высоцкая)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дорога к счастью лежит через труд"

В консультации дается информация о том, как научить детей трудиться и развить у них способность получать от этого удовольствие....

Открытый конкурс декоративно – прикладного искусства «Елочка на счастье». Успехи наших воспитанников!

Наши воспитанники приняли участие в фестивале «Эстафета искусств- 2016»,в открытом конкурсе декоративно – прикладного искусства «Елочка на счастье». ...

История создания нашего детского сада №28 "Колосок"

 Наш город Ессентуки известен всему миру как небольшой курортный городок, имеющий нарзанные источники, которые благоприятно влияют на оздоровление организма. У нас очень много здравниц, ко...

Современные технологии работы с родителями в дошкольном учреждении. «Дети – это счастье, созданное нашим трудом» В.А. Сухомлинский.

Современные технологии  работы с родителями в дошкольном учреждении. «Дети – это счастье, созданное нашим трудом»В.А. Сухомлинский....

Журнал для родителей "Трудовичок" Выпуск №2 Тема выпуска: "Я - помощник" Приобщение детей младшего дошкольного возраста к труду. (Труд в природе и хозяйственно - бытовой труд)

   Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, способ творческого освоения мира, обретение опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах тр...

Сценарий День защиты детей на улице (с играми, хороводами, загадками) «Сияйте, улыбки, солнцем согреты. Мира и счастья вам, наши дети!»

Сценарий День защиты детей на улице (с играми, хороводами, загадками) «Сияйте, улыбки, солнцем согреты. Мира и счастья вам, наши дети!» ...