Игровое занятие по ознакомлению с малыми фольклорными жанрами в средней группе.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Как можно,играя, знакомить детей с малыми жанрами фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_zakhodyat_v_zal.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети заходят в зал.
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Здравствуйте, гости желанные! Желанному гостю всегда рады! А ещё чему мы, просыпаясь, радуемся?
Дети: Солнышку!
Воспитатель: Давайте его поприветствуем. А помогут нам в этом наши пальчики.
- Здравствуй, солнце золотое!
(Дети загибают большой палец)
- Здравствуй, небо голубое!
(загибают указательный палец)
- Здравствуй, вольный ветерок!
(загибают средний палец)
- Здравствуй, маленький дубок!
(загибают безымянный палец)
- Мы живём в родном краю!
(Сгибают и разгибают мизинец)
- Всех я вас приветствую!
(Разводят руки в стороны)
Воспитатель: Солнышко так ярко засветило после вашего приветствия, что сразу вспомнилось лето, поездки на природу.
- А не отправиться ли нам в деревню в гости?
Давайте с вами запряжём лошадку и поедем в гости. (Дети держат в руках воображаемые вожжи. Цокают языком, имитируя цоканье копыт лошади.)
- Поехали:
Едем-едем на тележке
Распевать в лесу потешки,
Ручеёк журчит: Буль-Буль-Буль,
Едем-едем на тележке
Распевать в лесу потешки:
Белочка на веточке орешки грызёт:
Цок-цок-цок,
Рыжая лисичка зайчишку стережёт: ух!
Долго-долго ехали, наконец, приехали!
В ямку-ух! А там-петух!
(Дети увидели петушка спрятавшегося в «ямке»)
Воспитатель: Ребята, смотрите, какой петушок! Какой он нарядный и важный! А какой ещё у нас петушок? (Красный гребешок, разноцветные крылья, шёлкова бородушка, разноцветный хвост, голосисто поёт. Микрорассказ про петушка.)
- Молодцы, ребята! А потешку про петушка знаете? Давайте, её расскажем. (Дети ходят за воспитателем, высоко поднимая колени, руки на поясе)
Трух-трух, трух-трух,
Ходит по двору петух,
Хвост с узорами!
На шесте сидит
На весь двор кричит:
- Ку-ка-ре-ку!
Выходит хозяюшка.
Хозяюшка: - Кто это кричит? Я думала петушки, а это ребятки.
Здравствуйте, гости дорогие,
И маленькие и большие!
В гости вас я ждала,
Славно зал я убрала!
Проходите, присаживайтесь.
Добрый день, народ честной,
Весёлый, добрый, заводной!
Всех на праздник приглашаю,
Сегодня кашей угощаю!
У нас на Руси народ сложил очень много пословиц про кашу. Вспомните, какие вы знаете?
Дети: Щи да каша – пища наша.
Русская каша – матушка наша.
Кашу маслом не испортишь.
Что за обед, коли каши нет.
Хозяюшка: Молодцы! Пословицы вы знаете. Оказывается, каша известна с глубокой древности, а само название «каша» первоначально имело значение «пиршество». В толковом словаре С.И. Ожегова сказано, что «каша» - это кушанье, сваренное на воде или молоке.
А из какой крупы варят кашу?
Сейчас давайте узнаем, кто из вас сможет определить крупу с завязанными глазами.
Игра «Узнай крупу на ощупь»
Хозяюшка: Молодцы, ребята! Быстро вы узнали крупы и правильно их назвали. А как вы думаете, какая каша самая полезная?
(Ответы детей.)
Воспитатель: А наши дети стихи знают про кашу!
Дети читают стихи (каша «Геркулес», рисовая, гречка, манная)
1 – й ребёнок
Кушай кашу «Геркулес»-
Это чудо из чудес!
Кушай – станешь силачом,
Любая гиря нипочём!
2 –й ребёнок
Каша из гречки
Где варилась? В печке.
Кашу хвалили,
На всех разделили!
3 –й ребёнок
Каша белая из риса
Полезней всякого ириса.
Зёрна белые тверды,
Но налей в чугун воды
Да поставь на огонёк,
Да подсыпь-ка сахарок,
Подсоли немножко –
И берись за ложку.
4 – й ребёнок
Кашу манную любят малыши!
Белую пушистую едят от души.
Любят её с маслом,
Любят с молоком.
Станут все красивыми
И сильными потом!
Хозяюшка. Ребята, давайте покажем нашим гостям, как правильно сварить кашу.
Игра «Варим кашу»
Дети встают в круг – это «горшок». Договариваются, кто будет «молоком», кто – «солью», «сахаром», «крупой». Как только ребёнок услышит название своего продукта, он тут же выходит внутрь круга.
Хозяюшка: Раз, два, три, Кашу нашу, горшок вари!
Дети идут по кругу.
Мы внимательны будем,
Ничего не позабудем!
Наливаем молоко…
«Молоко» входит в круг, остальные продолжают движение.
Мы внимательны будем,
Ничего не позабудем:
Сыплем соль…
«Соль» входит в круг.
Мы внимательны будем,
Ничего не позабудем:
Сыплем сахар…
«Сахар» входит в круг.
Мы внимательны будем,
Ничего не позабудем:
Насыпаем крупу…
В круг входят все остальные дети.
Мы внимательными были,
Ничего не позабыли –
Все продукты поместили.
Каша вариться: «Пых-пых!» -
Для друзей и для родных.
А себя мы позабавим:
Прыгнем и поприседаем.
Каша варится, пыхтит,
Вкусным запахом дразнит.
А теперь все друг за другом
Размешаем кашу кругом!
И попробуем-ка нашу
Вместе сваренную кашу!
Её вместе поедим,
Всех – всех кашей угостим.
Ведь варилась – то: «Пых-пых!» -
Для друзей и для родных.
Молодцы, детишки – девчонки, и мальчишки! Показали нам, как кашу варить.
А знаете, как сделать кашу вкуснее? (Добавить масла, изюма, орехов и т.д.)
Слышится звонок.
Воспитатель: А кто это там звонит? (заглядываем за сундук и достаём домовёнка)
Кто же это? (Ответы детей)
Ты к нам явился пошалить? (Воспитатель склоняется к домовёнку, далее говорит от его имени)
- Он хочет, чтобы мы его развеселили. Пускай это будет шутливая скороговорка. Мы знаем скороговорку про Славу, только давайте произнесем её с именем Кузя.
Дети: Съел Кузя сало, да сала было мало.
(Дети повторяют скороговорку громко – медленно, а затем тихо – быстро. Воспитатель склоняется к Кузе)
Воспитатель: Очень мы порадовали Кузю интересной скороговоркой, и у него для вас есть сюрприз. Кузя приготовил для вас загадки. Только, чур, хором не кричать. Руку поднимать и спокойно отвечать. И обращайте внимание на вещи, расположенные в горнице, может, и отгадку быстрее найдёте.
Воспитатель читает загадки:
Рогат, а не бык,
Хватает, да не сыт
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт.
(Ухват.)
Воспитатель: (Обращается к отгадавшему) А теперь подумай, что с этим предметом можно сделать?
Ребёнок: Я беру ухват и ставлю горшок в печь.
Воспитатель: Новая посуда,
А вся в дырках.
(Сито.)
(Расскажите и покажите, как им пользоваться.)
Ребёнок: Я ситом просеиваю муку.
Воспитатель: Стоит толстячёк,
Подбоченивши бочок.
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
(Самовар.)
Расскажите про это.
Ребёнок: Я пью чай из самовара. (Я наливаю кипяток из самовара)
Воспитатель: Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
(Печь.)
А теперь про печь расскажите.
Ребёнок: Я топлю печь. (Я разжигаю печь дровами.)
Воспитатель: Верчусь, кручусь,
Под руками тружусь
(Скалка.)
(Покажем и расскажем.)
Ребёнок: Я скалкой раскатываю тесто.
Хозяюшка: Какие замечательные помощники у нас с тобой Кузя подрастают (обращается к Кузе). Можно быть за хозяйство спокойными. За хорошую работу и не грех наградить.
А вот и угощение поспело, каша сварилась, упрела, и Кузины любимые ватрушки испеклись. Забирайте всё с собой и гостей угостить не забудьте. Доброго всем здоровья и терпения. Кушайте полезные каши!
Программное содержание. Закрепить знания детей по теме «Предметы обихода».
Проинформировать детей как и из чего варят каши, и как их едят. Совершенствовать фразовую речь, развивать мелкую моторику рук, развивать память и восприятие, творческое воображение, приобщать к русскому народному творчеству.
Словарная работа: заучивание потешек, скороговорок, загадывание загадок, беседы о предметах старины, о жизни людей в деревне.
Оборудование: Мальчик и девочка в русской народной одежде, печка, самовар, ухват, скалка, сундук, игрушка «Домовёнок», мешочки с крупой, горшок с кашей, скамейки половичёк, фонограмма с русской народной мелодией.
Игровое занятие по ознакомлению
с малыми фольклорными формами
в средней группе № 7
Тема: «В гости к бабушке»
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами»
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами...
Конспект совместной деятельности по художественной литературе (ознакомление с малыми фольклорными жанрами) во второй младшей группе.
Предлагаю конспект совместной деятельности по художественной итературе во 2 младшей группе "Матрешки-затейницы". Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми младшего дошкольн...
«Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами»
Нравственно-патриотическое воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становления его отношения к родителям, окружающим людям, к коллективу, к Родин...
Конспект занятия по ознакомлению с малыми фольклорными жанрами в младшей группе
Конспект организованной образовательной деятельности по художественной литературе во второй младшей группе. Тема "Матрёшки-затейницы"...
Формирование личности ребенка раннего возраста посредством ознакомления с малыми фольклорными жанрами
Знакомство с фольклором происходит у маленького ребёнка с самого раннего детства. С первых месяцев жизни младенец слышит ласковый голос матери, улавливает её интонацию, учится различать настроение. Са...
Конспект занятия по художественной литературе в младшей группе ЦТНР. Тема "Матрешки-затейницы" (ознакомление с малыми фольклорными жанрами)
Цели:Познакомить детей с малыми фольклорными формами: загадки, считалки, шутки-прибаутки, чистоговорки, пословицы.Обогатить словарь детей за счёт понятий: загадка, считалка, шутка-прибаутка, чистогово...