Игровое занятие по ознакомлению с малыми фольклорными жанрами в средней группе.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Черничкина Любовь Григорьевна

 Как можно,играя, знакомить детей с малыми жанрами фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_zakhodyat_v_zal.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дети заходят в зал.

Воспитатель: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Здравствуйте, гости желанные! Желанному гостю всегда рады! А ещё чему мы, просыпаясь, радуемся?

Дети: Солнышку!

Воспитатель: Давайте его поприветствуем. А помогут нам в этом наши пальчики.

- Здравствуй, солнце золотое!

(Дети загибают большой палец)

- Здравствуй, небо голубое!

(загибают указательный палец)

- Здравствуй, вольный ветерок!

(загибают средний палец)

- Здравствуй, маленький дубок!

(загибают безымянный палец)

- Мы живём в родном краю!

(Сгибают и разгибают мизинец)

- Всех я вас приветствую!

(Разводят руки в стороны)

Воспитатель: Солнышко так ярко засветило после вашего приветствия, что сразу вспомнилось лето, поездки на природу.

- А не отправиться ли нам в деревню в гости?

Давайте с вами запряжём лошадку и поедем в гости. (Дети держат в руках воображаемые вожжи. Цокают языком, имитируя цоканье копыт лошади.)

- Поехали:

Едем-едем на тележке

Распевать в лесу потешки,

Ручеёк журчит: Буль-Буль-Буль,

Едем-едем на тележке

Распевать в лесу потешки:

Белочка на веточке орешки грызёт:

Цок-цок-цок,

Рыжая лисичка зайчишку стережёт: ух!

Долго-долго ехали, наконец, приехали!

В ямку-ух! А там-петух!

(Дети увидели петушка спрятавшегося в «ямке»)

Воспитатель: Ребята, смотрите, какой петушок! Какой он нарядный и важный! А какой ещё у нас петушок? (Красный гребешок, разноцветные крылья, шёлкова бородушка, разноцветный хвост, голосисто поёт. Микрорассказ про петушка.)

- Молодцы, ребята! А потешку про петушка знаете? Давайте, её расскажем. (Дети ходят за воспитателем, высоко поднимая колени, руки на поясе)

Трух-трух, трух-трух,

Ходит по двору петух,

Хвост с узорами!

На шесте сидит

На весь двор кричит:

 - Ку-ка-ре-ку!

Выходит хозяюшка.

Хозяюшка: - Кто это кричит? Я думала петушки, а это ребятки.

Здравствуйте, гости дорогие,

И маленькие и большие!

В гости вас я ждала,

Славно зал я убрала!

Проходите, присаживайтесь.

Добрый день, народ честной,

Весёлый, добрый, заводной!

Всех на праздник приглашаю,

 Сегодня кашей угощаю!

У нас на Руси народ сложил очень много пословиц про кашу. Вспомните, какие вы знаете?

Дети: Щи да каша – пища наша.

Русская каша – матушка наша.

Кашу маслом не испортишь.

Что за обед, коли каши нет.

Хозяюшка: Молодцы! Пословицы вы знаете. Оказывается, каша известна с глубокой древности, а само название «каша» первоначально имело значение «пиршество». В толковом словаре С.И. Ожегова сказано, что «каша» - это кушанье, сваренное на воде или молоке.

А из какой крупы варят кашу?

Сейчас давайте узнаем, кто из вас сможет определить крупу с завязанными глазами.

Игра «Узнай крупу на ощупь»

Хозяюшка: Молодцы, ребята! Быстро вы узнали крупы и правильно их назвали. А как вы думаете, какая  каша самая полезная?

(Ответы детей.)

Воспитатель: А наши дети стихи знают про кашу!

Дети читают стихи (каша «Геркулес», рисовая, гречка, манная)

1 – й ребёнок

Кушай кашу «Геркулес»-

Это чудо из чудес!

Кушай – станешь силачом,

Любая гиря нипочём!

2 –й ребёнок

Каша из гречки

Где варилась? В печке.

Кашу хвалили,

На всех разделили!

3 –й ребёнок

Каша белая из риса

Полезней всякого ириса.

Зёрна белые тверды,

Но налей в чугун воды

Да поставь на огонёк,

Да подсыпь-ка сахарок,

Подсоли немножко –

И берись за ложку.

4 – й ребёнок

Кашу манную любят малыши!

Белую пушистую едят от души.

Любят её с маслом,

Любят с молоком.

Станут все красивыми

И сильными потом!

Хозяюшка. Ребята, давайте покажем нашим гостям, как правильно сварить кашу.

Игра «Варим кашу»

Дети встают в круг – это «горшок». Договариваются, кто будет «молоком», кто – «солью», «сахаром», «крупой». Как только ребёнок услышит название своего продукта, он тут же выходит внутрь круга.

Хозяюшка: Раз, два, три, Кашу нашу, горшок вари!

Дети идут по кругу.

Мы внимательны будем,

Ничего не позабудем!

Наливаем молоко…

«Молоко» входит в круг, остальные продолжают движение.

Мы внимательны будем,

Ничего не позабудем:

Сыплем соль…

«Соль» входит в круг.

Мы внимательны будем,

Ничего не позабудем:

Сыплем сахар…

«Сахар» входит в круг.

Мы внимательны будем,

Ничего не позабудем:

Насыпаем крупу…

В круг входят все остальные дети.

Мы внимательными были,

Ничего не позабыли –

Все продукты поместили.

Каша вариться: «Пых-пых!» -

Для друзей и для родных.

А себя мы позабавим:

Прыгнем и поприседаем.

Каша варится, пыхтит,

Вкусным запахом дразнит.

А теперь все друг за другом

Размешаем кашу кругом!

И попробуем-ка нашу

Вместе сваренную кашу!

Её вместе поедим,

Всех – всех кашей угостим.

Ведь варилась – то: «Пых-пых!» -

Для друзей и для родных.

Молодцы, детишки – девчонки, и мальчишки! Показали нам, как кашу варить.

А знаете, как сделать кашу вкуснее? (Добавить масла, изюма, орехов и т.д.)

Слышится звонок.

Воспитатель: А кто это там звонит? (заглядываем за сундук и достаём домовёнка)

Кто же это? (Ответы детей)

Ты к нам явился пошалить? (Воспитатель склоняется к домовёнку, далее говорит от его имени)

 - Он хочет, чтобы мы его развеселили. Пускай это будет  шутливая скороговорка. Мы знаем скороговорку про Славу, только давайте произнесем её с именем Кузя.

Дети: Съел Кузя сало, да сала было мало.

(Дети повторяют скороговорку громко – медленно, а затем тихо – быстро. Воспитатель склоняется к Кузе)

Воспитатель: Очень мы порадовали Кузю интересной скороговоркой, и у него для вас есть сюрприз. Кузя приготовил для вас загадки. Только, чур, хором не кричать. Руку поднимать и спокойно отвечать. И обращайте внимание на вещи, расположенные в горнице, может, и отгадку быстрее найдёте.

Воспитатель читает загадки:

        Рогат, а не бык,

        Хватает, да не сыт

        Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт.

                        (Ухват.)

Воспитатель: (Обращается к отгадавшему) А теперь подумай, что с этим предметом можно сделать?

Ребёнок: Я беру ухват и ставлю горшок в печь.

Воспитатель: Новая посуда,

                А вся в дырках.

                        (Сито.)

(Расскажите и покажите, как  им пользоваться.)

Ребёнок: Я ситом просеиваю муку.

Воспитатель: Стоит толстячёк,

Подбоченивши бочок.

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

                (Самовар.)

Расскажите про это.

Ребёнок: Я пью чай из самовара. (Я наливаю кипяток из самовара)

Воспитатель: Стоит изба из кирпича,

                То холодна, то горяча.

                                (Печь.)

А теперь про печь расскажите.

Ребёнок: Я топлю печь. (Я разжигаю печь дровами.)

Воспитатель: Верчусь, кручусь,

                Под руками тружусь

                                (Скалка.)

(Покажем и расскажем.)

Ребёнок: Я скалкой раскатываю тесто.

Хозяюшка: Какие замечательные помощники у нас с тобой Кузя подрастают (обращается к Кузе). Можно быть за хозяйство спокойными. За хорошую работу  и не грех наградить.

А вот и угощение поспело, каша сварилась, упрела, и Кузины любимые ватрушки испеклись. Забирайте всё с собой и гостей угостить не забудьте. Доброго всем здоровья и терпения. Кушайте полезные каши!

Программное содержание. Закрепить знания детей по теме «Предметы обихода».

Проинформировать детей как и из чего варят каши, и как их едят. Совершенствовать фразовую речь, развивать мелкую моторику рук, развивать память и восприятие, творческое воображение, приобщать к русскому народному творчеству.

Словарная работа: заучивание потешек, скороговорок, загадывание загадок, беседы о предметах старины, о жизни людей в деревне.

Оборудование: Мальчик и девочка в русской народной одежде, печка, самовар, ухват, скалка, сундук, игрушка «Домовёнок», мешочки с крупой, горшок с кашей, скамейки половичёк, фонограмма с русской народной мелодией.

Игровое занятие по ознакомлению

 с малыми фольклорными формами

 в средней группе № 7

Тема: «В гости к бабушке»

 .

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами»

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами...

Конспект совместной деятельности по художественной литературе (ознакомление с малыми фольклорными жанрами) во второй младшей группе.

Предлагаю конспект совместной деятельности по художественной итературе во 2 младшей группе  "Матрешки-затейницы". Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми младшего дошкольн...

«Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами»

Нравственно-патриотическое воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становления его отношения к родителям, окружающим людям, к коллективу, к Родин...

Конспект занятия по ознакомлению с малыми фольклорными жанрами в младшей группе

Конспект организованной образовательной деятельности по художественной литературе во второй младшей группе. Тема "Матрёшки-затейницы"...

Формирование личности ребенка раннего возраста посредством ознакомления с малыми фольклорными жанрами

Знакомство с фольклором происходит у маленького ребёнка с самого раннего детства. С первых месяцев жизни младенец слышит ласковый голос матери, улавливает её интонацию, учится различать настроение. Са...

Конспект занятия по художественной литературе в младшей группе ЦТНР. Тема "Матрешки-затейницы" (ознакомление с малыми фольклорными жанрами)

Цели:Познакомить детей с малыми фольклорными формами: загадки, считалки, шутки-прибаутки, чистоговорки, пословицы.Обогатить словарь детей за счёт понятий: загадка, считалка, шутка-прибаутка, чистогово...