«Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами»
проект (младшая группа)
Нравственно-патриотическое воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становления его отношения к родителям, окружающим людям, к коллективу, к Родине. Призывая воспитывать граждпн Отечества, мы, педагоги, должны знакомить детей в доступной форме с важнейшими событиями современности, возбуждать интерес к людям другой национальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 46.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами»
Обоснование актуальности проблемы
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств и духовности. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
И как не вспомнить слова В.А. Сухомлинского «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Нравственно-патриотическое воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становления его отношения к родителям, окружающим людям, к коллективу, к Родине. Призывая воспитывать граждпн Отечества, мы, педагоги, должны знакомить детей в доступной форме с важнейшими событиями современности, возбуждать интерес к людям другой национальности.
В словаре русского языка записано: «Фольклор – устное народное творчество». Ставя перед собой задачу, познакомить детей с русским фольклором, мы стремимся дать детям представление о русских народных песнях, плясках, хороводах, запевках, закличках.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры к русским корням. Во время чтения детям сказок, заучивания потешек и прибауток заметила, как начинают блестеть от радости глаза детей, в душе загорается интерес к русскому народному творчеству. Тогда-то и появилось желание познакомить детей с русской народной культурой в комплексе всех ее видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство).
Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни, от первых шагов до старости. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.
Значение приобщения детей младшего возраста к истокам народной культуры:
- формирование положительного отношения к окружающему миру;
- формирование положительных эмоций;
- развитие речи, внимания и мышления;
- обогащение словаря;
- формирование эстетических представлений;
- развитие первоначальных представлений о добре и зле, о том, что хорошо, а что плохо.
Исследования ученых, педагогов, психологов (Е.А. Аркин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.С. Буре, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и другие) показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного развития детей. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), затрагивает наиважнейшие стороны дошкольной психолого-педагогической деятельности в системе современных программ. ФГОС определяет, что среди основных принципов дошкольного образования являются и те, которые касаются нравственного и духовного развития личности ребенка: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; учет этнокультурной ситуации развития детей.
Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействует на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. Поэтому широк диапазон исследований по проблемам воспитания и образования, посвященных устному народному творчеству.
Многие педагоги, психологи (В.Г. Белинский, М.К. Боголюбская, Е.Н. Водовозова, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.С.Карпинская, О.И. Соловьева, В.Н. Сорока-Росинский, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Е.А.Флерина и другие), фольклористы (В.Ф.Аникин, А.Ф. Афанасьева, М.А.Булатов, М.Забылин, О.И.Капица, Ю.Г.Круглов, Э.В.Померанцева, В.Я.Пропы, И.В.Сахаров, И.М.Снегирев, П.В.Шейн и другие) определили важное значение словесного творчества народа в жизни человека.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».
В теории дошкольного воспитания вопросы восприятия фольклора в разных аспектах рассматривались исследователями и практиками (К.Д.Ушинский, О.И.Капица, Г.С.Виноградов, А.П.Усова, Е.А.Флерина, Г.Гучене, М.Ю.Новицкая, Р.П.Боша, А.Е.Шибицкая, Н.Ф.Самсонюк и другие).
Эти исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества.
Определено влияние произведений словесного творчества на образность и выразительность речи детей дошкольного возраста (Р.П.Боша, Н.Н.Насруллаева).
Под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственно-эстетическое развитие детей, формируются разнообразные нравственные качества, понятие о нормах поведения в семье, обществе (С.А.Газиева, Н.С.Карпинская, О.И.Соловьёва, Х.И.Салимханова), осуществляется закладка основ для развития у дошкольников патриотических чувств (Н.Ф.Самсонюк, Р.Ш.Халикова).
Произведения народного творчества оказывают громадное влияние на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста (Г.Гучене). Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе усвоения художественных речевых образов произведений фольклора (О.Н.Сомкова).
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с младшего возраста понять, что они часть великого русского народа.
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым будем приобщать их к общечеловеческим нравственным ценностям. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития.
Все вышеизложенное стало основой для разработки проекта «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами»
Тип проекта – информационно-творческий.
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги.
Длительность проекта – долгосрочный.
Цель проекта: Создать условия для приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами.
Для реализации этой цели, были поставлены следующие задачи:
- Вводить в мир художественного слова через знакомство с устным народным творчеством: сказки, потешки, песенки, заклички.
- Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, народным играм.
- Побуждать эмоциональную отзывчивость к красоте окружающего мира, развивать умение видеть красоту в природе, предметах декоративно-прикладного искусства, музыке.
- Активизировать родителей, вовлекая в досуги, праздники, проекты, для объединения усилий всех участников образовательного процесса с целью приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами.
- Разработать и реализовать консультационный материал для родителей по данной теме проекта.
- Обогатить развивающую среду по теме проекта.
Предполагаемые результаты:
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуре будет проводиться через все виды деятельности, с использованием различных форм, что будет, способствует лучшему усвоению материала. Для решения педагогических задач огромное значение будет придаваться индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка.
У детей проявится устойчивый интерес к культуре русского народа творчеству, играм. Будут эмоционально откликаться к красоте окружающего мира; проявлять умение видеть красоту в природе, предметах декоративно-прикладного искусства, музыке.
Решая задачу воспитания интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам организуются праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и развлечения.
Участие родителей послужит стимулом к приобщению детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами.
Будет предоставлен консультационный материал для родителей по данной теме проекта.
Развивающая среда, обогатится художественной литературой, материалами, играми по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен. Будет создан уголок, воспроизводящего атмосферу русского национального быта
Этапы проекта
I этап – Подготовительный этап
Мониторинг сформированности нравственно-патриотических качеств детей младшего дошкольного возраста.
- Изучение методической базы.
- Анкетирование родителей.
- Составление перспективного плана работы с детьми и родителями.
- Создание развивающей среды в группе.
II этап – Основной этап
Реализация проекта.
- Взаимодействие с родителями.
- Презентация проекта.
III этап – Заключительный этап Диагностика и анализ эффективности включения детей в реализацию проекта.
- Выводы.
Формы работы с детьми младшего дошкольного возраста по приобщению к истокам народной культуры
через ознакомление с малыми фольклорными жанрами.
Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками издавна пользуются для воспитания детей, особенно это актуально сейчас в младшем дошкольном возрасте, где проходит у детей адаптационный период. Для того чтобы привлечь их внимание, успакоить, развеселить, поговорить.
Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевания, умывания, требует сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимио. Роль этих малых фольклорных форм в воспитании детей трудно переоценить.
Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Воспитатель, работая с детьми младшей группы, должен держать в памяти большой запас песенок, потешек и с учетом доступности для детского восприятия включать их в повседневный разговор с ребенком.
У детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время тяжелого расставания с родителями хорошо помогает переключение внимания на яркую игрушку (кошечку, собачку, петушка и т.п.), сопровождая движения игрушки чтением потешки.
Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – воспитателю. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. С помощью народных песенок, потешек у детейвоспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т.п. Эти процессы, сопровождаются припевками, приговорками, становится для ребенка более интересными.
Потешки можно обыгрывать разными способами: сопровождать чтение действиями игрушек, использовать пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки.
Загадки – форма словесного народного творчества, образной народной речи – получили свое признание в работе с детьми. Детям предлагаются такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Дело не просто в том, чтобы ребенок быстро разгадал загадку, а в том, чтобы его ум активно сопоставлял, сравнивал, искал ответ.
Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности сказка, особенно народная, вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению.
Сказка неотделимая от красоты, она способствует развитию этических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Сказка – благотатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка – творение народа. Она воздействует на душу ребенка.
Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети с младшего дошкольного возраста могут уже называть элементы костюмов.
Знакомство с праздниками и традициями русского народа.
Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, мы даем возможность детям познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.
Невозможно представить русские народные праздники без хороводов. Хоровод – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. В сюжетах хороводных песен отражены народный быт, красота родной природы.
Знакомство детей с традициями и обрядами начинается с младшей группы. Для этого очень хорошо подходит кукольный настольный театр.
Ни один праздник на Руси не проходил без музыки. Поэтому рекомендуется, начиная с младшей группы, вводить детей в мир народной музыки, приучая к красоте звучания народных инструменов и песен.
Обогащению знания детьми русских народных праздников помогает знакомство с такими праздниками, как Рождество, Масленница, Пасха и др. начиная с младшей группы, дети принимают участие в этих праздниках, узнают о традициях и обрядах.
Знакомство с русскими народными играми.
Подвижная игра является постоянным спутником в жизни ребенка. Знакомя детей с жизнью и бытом русского народа, большое значение необходимо уделить народным подвижным играм. В русских народных играх много юмора, задора. Игры всегда образны и сопровождаются потешками, считалками, забавными запевалками. В младшем возрасте любимыми играми у детей могут стать « У медведя во бору», «Баба сеяла горох», «Гуси-гуси». В этих играх используются разнообразные атрибуты: маски, иллюстрации, русские народные инструменты.
Неизменным спутником народных игр всегда была песня. И, начиная с младшей группы, с детьми необходимо много петь. Под песню они учатся пританцовывать, прихлопывать, постепенно входя в хороводную игру. Ряд хороводных игр основан на соединении песни с движением. Это игры «Каравай», «Заинька», «По ровненькой дорожке».
Каждой русской игре обычно предшествует игровой зачин – считалка. Именно считалки вводят детей в игру, помогают организовать и распределить роли.
Примерное перспективное планирование реализации проекта
СЕНТЯБРЬ | |
Совместная работа педагога с детьми | Работа с родителями |
Мониторинг детей сформированности нравственно-патриотических качеств детей младшего дошкольного возраста. Создание развивающей среды в группе. | Анкетирование родителей «Что знает Ваш ребёнок о устном народном творчестве?» |
ОКТЯБРЬ | |
«Милости просим, гости дорогие» Цели: Познакомить детей с макетом с русской избой ее интерьером, предметами обихода: колыбелью, лавкой, самоваром, приобщать детей к истокам русской народной культуры посредством знакомства с хозяйкой «избы»; Знакомство с хозяйкой. Чтение потешки: «Дуйте в дудки, бейте в ложки!» Игра «Курочка – хохлатка» Разыгрывание ситуаций: «Бабушка устала», «Переведи дедушку через дорогу» «Петушок, петушок…» Цели: Познакомить детей с домашними птицами, их внешним видом, образом жизни. Способствовать развитию интереса к книгам, умению отвечать на вопросы по картинкам. Слушание записи «На птичьем дворе» (голос петушка) Петушок, петушок, Золотой гребешок… Чтение рассказа К. Ушинского «Петушок с семьей». Игра «Трух-трух» (Дети имитируют ходьбу петуха.) Игра «Кто спрятался?» (По иллюстрации с изображением части тела угадать птицу: по хвостику-петушка, курочку или цыпленка и пр.) Аппликация «Петушок с семьей» (из готовых деталей) «Каша масленая, ложка крашеная» Цели: Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, оценивать поступки героев сказки. Дать элементарные знания о декоративно-прикладном искусстве расписных ложках. Поддерживать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Загадывание загадки про лису: Рассматривание иллюстрации с изображением лисы. (Какая лиса? Что она делает? Крадется, петляет, заметает следы, ищет добычу.) Предложить посмотреть сказку про лису и маленького человечка Жихарку. Рассказывание сказки «Жихарка» (фланелеграф). Игра «Кто как кричит?» «Чудесный сундучок» Цели: Познакомить детей с одним из предметов обихода русской избы с сундучком. Дать детям представление о назначении этого предмета, учить детей отгадывать загадки об овощах. | Родительское собрание «Нравственное воспитание детей в семье» Читаем вместе с нами: сказка «Репка» Консультация « Роль родителей в возрождении русских традиций» Использование потешек «Уж я косу заплету, Уж я руссу заплёту…», «Чешу, чешу волосоньки…», |
НОЯБРЬ | |
«Домовенок Кузя». Цели: Познакомить детей с печкой, ее внешним видом, назначением. Воспитывать интерес к труду, желание быть трудолюбивым, помогать взрослым. Кузя (персонаж) встречает детей в «горнице», знакомится с ними. Предлагает вспомнить, в каких сказках есть печка (с использованием иллюстраций). Игра «Скажи, где?» (Лиса лежит-на печке, Жихарка спрятался-под печку, козленок спрятался-в печку и пр.) Лепка «Угощение для Кузи» (соленое тесто). «Что за чай без самовара?» Цели: Познакомить детей с самоваром, обычаем русского народа угощать гостей чаем, сластями. Загадывание загадок. Рассматривание самовара, называние его частей. Игра «Каравай» (с домовенком). Аппликация «Угощение для Кузи» Слушание русской народной песни «Ой, блины мои, блины» (в записи). «Как у нашего кота» Цели: Познакомить детей с обитателем «избы» - котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота» Игра «Похвали котика» «В гости к нам пришли матрешки» Цели: Познакомить детей с русской матрешкой; вызвать эмоциональное наслаждение, умение чувствовать красоту народной игрушки. Хозяйка загадывает загадки.. Игровая ситуация: матрешки просят украсить им сарафаны (по трафарету). Рисование «Украсим сарафанчики». Хозяйка предлагает нарядиться в русские костюмы, исполнить песню «Мы матрешки», поиграть на ложках, потанцевать. |
Читаем вместе с нами: сказка «Волк и семеро козлят» Участие родителей в формировании библиотечного фонда группы по мотивам русского народного творчества. Повторение потешки «Как у нашего кота» |
ДЕКАБРЬ | |
«Зимушка-зима» Цель: Побудить чувство красоты русской речи при слушании закличек, загадок, прибауток. Познакомить с зимними явлениями в природе. Загадывание загадок о зиме. Аппликация «Украсим Ване рукавички». Предложение детям помочь Ване одеться на прогулку (тулуп, рукавички, валенки). «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» Цели: Познакомить детей с русской печкой, чугунком, ухватом, кочергой; дать представление о назначении этих предметов. «Водичка, водичка, умой мое личико». Цели: Продолжать знакомить детей с предметами обихода русской избы; дать представление о назначении рукомойника; разучить с детьми потешку «Водичка, водичка, умой мое личико». «Сундучок Деда Мороза». Цели: Способствовать развитию умения детей отгадывать загадок о зиме, о зимней одежде. Рисование поздравительных открыток Деду Морозу. | Читаем вместе с нами: сказка «Снегурочка и Лиса» Тематическо родительско собрания «Художественная литература и нравственное воспитание». Использование потешек во время умывания слушание песни «Мы умеем чисто мыться» |
ЯНВАРЬ | |
«Коляда-коляда» Цели: Познакомить детей с празднованием Рождества, обычаем колядования, ряжения. Помочь детям понять, что эти праздники часть истории великого русского народа. Научить совместно со взрослым встречать гостей, играть со старшими детьми, угощать колядовщиков. Разучивание колядки «Пришла коляда» Игра «Коза и козлята». Игра с колядовщиками «Шла коза по лесу». Угощение колядовщиков. «Из бабушкиного сундука» Цели: Вызвать интерес к русскому костюму, его элементам. Побуждать отгадывать загадки, проявлять самостоятельность и активность. Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность к детям и взрослым. Загадывание загадок, рассматривание отгадок предметов одежды из старинного сундука Игра «Скажи, какая? (какие?)» Игра «Что шьют (вяжут, надевают, обувают…)?» Аппликация «Украсим новую рубашку Кузи (украшение орнаментом). | Повторение заученных колядок. Активное участие родителей в проведении календарно-обрядовых праздников: «Колядки» Читаем вместе с нами: сказка «Маша и медведь» |
ФЕВРАЛЬ | |
«Фока воду кипятит и как зеркало блестит». Цели: Познакомить детей с самоваром. Дать представление о традициях русского чаепития; знакомить с правилами гостеприимства. Игра «Напоим куклу чаем» «Дымковские расписные» Цели: Познакомить детей с народной игрушкой, учить чувствовать гармонию и красоту, выразительность образов. Воспитывать бережное отношение к глиняным игрушкам. Рассматривание игрушек (из чего изготовлены, как раскрашены, как называются и почему, как с ними можно играть). Игра «Какой игрушки не стало?» «Дымковская барышня» предлагает детям изготовить игрушки на выставку. Рисование «Украсим барышню» «Ярмарка игрушек» Цели: Познакомить детей с веселой ярмаркой, вызвать желание принимать активное участие в ее проведении. Рассказывание детям о ярмарке (с показом иллюстраций). Предложить подумать, что бы хотели купить на ярмарке себе и в подарок друзьям. Разучивание песенки: «Ай, тари, тари, тари…» Показ кукольного спектакля «В гостях у Петрушки». Игра «Маша и куклы». Игра «Курочка-рябушечка». Хороводная игра «Где был, Иванушка?» «Едет Масленица дорогая» Цели: Познакомить детей с праздником Масленицы. Вызвать желание участвовать в его проведении.Рассматривание соломенной куклы Масленицы. Изготовление тряпичной куколки вместе с детьми. Игра «Ходим кругом». На прогулке организовать просмотр праздника, игр, соревнований старших детей. | Консультация « Роль родителей в возрождении русских традиций» Читаем вместе с нами: сказка Л.Н. Толстого «Три медведя» Разучивание потешки «Наша – то хозяюшка сметлива была» Активное участие родителей в проведении календарно-обрядовых праздников: «Масленица» |
МАРТ | |
«Нет милее дружка, чем родимая матушка» Цели: Побеседовать с детьми на тему «Моя любимая мама» Упражнение «Вспомни ласковые слова. Создание фотоколажа к празднику 8 марта. «В гостях у сказки». Цели: Развивать способность детей испытывать удовольствие от встречи с литературными произведениями, радость эмоционального сотрудничества и сопереживания. Слушание аудиозаписи «В мире много сказок». Организация выставки знакомых книг «В гостях у сказки». Игра «Кто, где живет?» (В берлоге медведь, в норелиса, в логове волк, под кустомзаяц.) Игра «Один-много», «Кто как кричит?, П.игра «Зайцы и волк». «Жаворонки, прилетите» Цели: Познакомить детей с праздником прилета птиц Сороками. Побуждать активно, исполнять заклички, развивать умение испытывать радость от игр со звуками, словами. Слушание пения птиц (аудиозапись) Рассказывание детям о первых признаках весны, о празднике прилета птиц, о традиции детворы закликать их. Игровая ситуация: появление птиц (жаворонков, гусей, журавлей). Игра «Большой-маленький». Игра «Совушка». (Выбрать считалкой): Лепка «Жаворонки». | Оформление информационного стенда для родителей (оперативная информация) Читаем вместе с нами: сказка «Заюшкина избушка |
АПРЕЛЬ | |
«Приди, весна, с радостью!» Цели: Развивать умение эмоционально откликаться на настроение, ярко переданное в художественных произведениях. Развивать интерес к природе. Способствовать развитию у детей интереса к устному народному творчеству. Загадывание загадок о весне. Предложить детям рассмотреть почки на вербе, иллюстрации с изображением подснежников, с изображением весенних признаков в природе. Аппликация «Прилетели птицы» (весенний пейзаж). «Яичко не простое, яичко золотое» Цели: Познакомить детей с праздником Пасхи, обычаем красить яйца и обмениваться ими. Вызвать интерес к пасхальным играм. Загадывание загадок о курице. Рассказывание сказки «Курочка Ряба» с показом настольного театра. Рассматривание пасхальных яиц золотого, простого, крашеного, писаного. Беседа: чем отличаются, чем нравятся. Рассказывание детям о Пасхе, где яйцо главное угощение: их красят, ими обмениваются, играют. Слушание русской народной песни «Далалынь, далалынь, по яиченьку» (аудиозапись). Рисование «Украсим яйца». Пасхальные игры: «Катание яиц» (по желобку к призам); «Чье яйцо дольше прокрутится?»; «Обменяемся яйцами». Музыкальная игра «Курочка-рябушечка». «Кот, лиса и петух». Цели: Знакомство со сказкой «Кот, лиса и петух» Показ кукольного спектакля по сказке. | Читаем вместе с нами Сказка К.Д.Ушинского «Петушок с семьей» Активное участие родителей в проведении календарно-обрядовых праздников: Пасха» Мастер класс «Весёлая мастерская» |
МАЙ | |
«Здравствуй, солнышко-колоколнышко!» Цели: Разучивание потешки про солнышко. «Веселые музыканты» Цели: Познакомить детей с русскими народными инструментами гуслями, балалайкой, деревянными ложками. Развивать эмоциональную отзывчивость. Вызвать желание играть на них. «Сорока-белобока кашу варила» Цели: Знакомство с предметами обихода – глиняным горшком. «Кто в тереме живет?» Цели: Познакомить детей со сказкой «Теремок» Игра «Что кому нужно для работы в избе?» «Прощание с «избой» Цели: обобщить знания детей русских народных сказок, с которыми познакомились в течение учебного года; помочь с помощью отдельных предметов определить название сказки; воспитывать интерес к познанию устного народного творчества. Игра «Чудесный сундучок» Чаепитие. | Читаем вместе с нами: сказка «У солнышка в гостях» Участие в конкурсе рисунков «Мой любимый сказочный герой». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами»
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами...
Доклад. Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русской народной культуре.
Материал из опыта работы по приобщению детей младшего школьного возраста к русской народной культуре....
"Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через устное народное творчество (фольклор)"
Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Поэтому приобщение детей к народному творчеству необходимо начинать с раннего д...
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры
Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат с...
Конспект совместной деятельности подгрупповой деятельности. Вторая младшая группа общеразвивающей направленности. Тема: "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через театрализацию народных сказок."
Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок.Задачи: )) Речевое развитие. Образовательные: активизировать и обогащать сл...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре через декоративно-прикладное искусство
Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых ...
Инновационные подходы к приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры Нижегородского края
Как мы знаем, одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формир...