Основные задачи по развитию устной речи ребенка в детском саду
консультация по развитию речи по теме
В данной работе мы выделяем семь основных задач развития устной речи дошкольников, соответствующих основным компонентам языка и речи:
- Развитие словаря.
- Формирование грамматической стороны речи.
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Формирование разговорной (диалогической) речи.
- Обучение монологической речи (рассказыванию).
- Ознакомление с художественной литературой.
- Подготовка дошкольников к обучению грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_zadachi_po_razvitiyu_ustnoy_rechi_rebenka_v_detskom_sadu.docx | 26.23 КБ |
Предварительный просмотр:
На настоящий момент в основном объектом исследования выступала речь детей школьного возраста, так как речевое развитие ребенка, овладение языком, языковой культурой и индивидуальный стиль речи ярче всего проявляется и изучается специалистами именно в школе. В современной науке представлены новые факты, склоняющие к представлению о гораздо более раннем, чем это считалось раньше, развитии речевой и предречевой функции; разработаны интегральные модели развития речевой способности, в частности способность различать речь окружающих еще во внутриутробном периоде [1,7].
Отражение этой точки зрения мы находим, например, в очерке Д. Б. Эльконина «Развитие речи в дошкольном возрасте», в котором опровергается положение С. Л. Рубинштейна о том, что развитие связной речи относится в основном к школьному возрасту. Д. Б. Эльконин опирается на данные А. Н. Гвоздева, показывающие, что уже к 3-летнему возрасту в речи ребенка имеют место все основные формы связной речи. «Достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является очень высоким. В это время ребенок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твердое и безошибочное использование множества стоящих особняком единичных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребенок получает в нем совершенное орудие общения и мышления» [5,13]. Социальная ситуация развития дошкольника усложняется и дифференцируется. В этот период жизни ребенок начинает общаться с более широким кругом людей, в особенности со сверстниками, что требует полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Развитие речи дошкольника идет в нескольких направлениях: совершенствуется еe практическое употребление в общении с другими людьми, а также речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Формирование навыков построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей ребенка. Но овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня словарного запаса и сформированности грамматического строя речи. Надо отметить, что словарь ребенка-дошкольника увеличивается в три раза по сравнению с ранним детством. Параллельно с этим ребенок овладевает умением сочетать слова в предложении по законам грамматики, усваивает морфологическую систему родного языка, начинает применять в речи сложные предложения, соединительные союзы и большинство распространенных суффиксов. Дети дошкольного возраста начинают овладевать основами связной речи, однако в этот возрастной период на речемыслительной деятельности отчетливо сказывается неупорядоченность, разрозненность, несвязность имеющихся у детей знаний, представлений о мире. Доказано, что такой важный этап в процессе речепорождения, как внутренняя речь, у дошкольников еще не сформирован; дети старшего дошкольного возраста еще весьма вольно обращаются с речью. Как следствие, для их речи характерны нарушение связности, пропуск смысловых звеньев повествования, нарушение логической последовательности, длительные паузы на границе фраз, возвращение к ранее сказанному. В XXI веке ученые и педагоги отмечают снижение уровня развития речи детей. Объяснить этот факт можно, во-первых, тем, что очень часто используемые в работе дошкольных учреждений программы не охватывают все стороны развития речи детей; во-вторых, современной ситуацией «речевой бедности» взрослых носителей языка, так как речь ребенка формируется под влиянием окружающих его взрослых. По словам О.Б. Сиротининой, в начале XXI века большое распространение получает спонтанная речь, проникшая на телевидение и в печатные издания. В сознании носителей языка стремительно изменяется представление об эталоне хорошей речи, речь характеризует отсутствие «привычки к самоконтролю спонтанной речи и необходимых языковых компетенций», широко распространяется и даже становится модным употребление слов-паразитов при заполнении пауз [3, 410]. Все эти негативные явления проникают и в речь дошкольников. Надо отметить, что система современного российского общего образования переживает новый этап модернизации, связанный с внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который представляет иную систему требований, предъявляемых к личности учащегося. Помимо овладения набором необходимых знаний, умений и навыков, выпускник школы должен владеть основными видами универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных [2, 84]. Таким образом, ФГОС нового поколения направлен не только на освоение основных образовательных программ, но, прежде всего, на формирование коммуникативной личности выпускника, что предполагает формирование умения «определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения» [ФГОС основного общего образования]. Как известно, именно в дошкольный период закладывается фундамент речевого развития личности, поэтому, на наш взгляд, развитие речи детей дошкольного возраста является актуальным. В детском саду №93 мы выделяем семь основных задач развития устной речи дошкольников, соответствующих основным компонентам языка и речи. 1. Развитие словаря. В нашем детском саду существует определенная программа словарной работы, ориентирующая воспитателя на отбор словаря, который нужен для нормального общения ребенка с окружающими. Воспитатель специальными игровыми приемами добивается того, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову (Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее?). Воспитывая культуру устной речи, педагог поощряет использование литературных слов, следит, чтобы дети не использовали грубые выражения и просторечные слова. Словарная работа осуществляется в связи с ознакомлением детей с окружающим. Сообщение слова, обозначающего какой-нибудь предмет или явление, происходит во время общего учебно-воспитательного процесса ознакомления с этим объектом. 2. Формирование грамматической стороны речи. Ребенок слышит от окружающих грамматически оформленную речь, осмысливая которую, он усваивает грамматический строй, познает модели языка. Воспитатель организует разнообразную речевую практику детей, включая в систему обучения языку упражнения, которые привлекали бы внимание детей к наиболее сложным и необходимым для них конструкциям, закрепляли бы определенные правила морфологии и синтаксиса языка. Например, игра «Давай подумаем, что было бы…» – упражнение в употреблении сослагательного наклонения; игра «Закончи предложение» – упражнение в употреблении распространенных предложений. Воспитатель знакомит детей с новыми для них грамматическими формами, потом закрепляет правильное употребление наиболее трудных форм, в конечном итоге вырабатывает привычку говорить грамматически правильно.
3. Воспитание звуковой культуры речи. В основе работы над звуковой стороной речи лежат данные русской фонетики и орфоэпии. Происходит овладение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора), речевым слухом. Например, использование игры «Подскажи словечко», в процессе которой ребенок учится внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; способствуют развитию фонематического слуха, произношению заданного звука в словах.
4. Формирование разговорной (диалогической) речи. У детей развивается умение слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Например, в образовательный процесс включаются речевые игры, беседы как метода формирования диалогической речи (вопрос-ответ), подвижные игры: «Интервью», «Эхо», «Измени слово». 5. Обучение монологической речи (рассказыванию). Слушая устные рассказы, а затем, подражая услышанному, ребенок учится логически выстраивать цепочку повествования (пересказывать), не отклоняясь от заданной темы. Надо отметить, что в нашем детском саду широко используется творческое рассказывание, которое полностью соответствует возрастным возможностям старших дошкольников, отвечает их интересам.
Рассказывание по сюжету усиливает интерес детей к рассказыванию в целом, подготавливает к литературно-словесному творчеству. 6. Ознакомление с художественной литературой. Знакомя детей с лучшими произведениями детской литературы, воспитатель формирует некоторые элементарные умения: слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения об их героях. Дети учатся запоминать и выразительно читать наизусть небольшие доступные по содержанию стихотворения. Воспитателю формирует у каждого ребенка интерес к чтению и рассматриванию иллюстраций, учит правильно обращаться с книгой, делиться своими знаниями с товарищами. 7. Подготовка дошкольников к обучению грамоте. Речь становится предметом анализа детей, что представляет для них большую трудность. Для успешного учения в школе наибольшее значение имеют следующие качества: умение слышать сказанное педагогом, умение ясно, точно, грамматически правильно выражать свои мысли в распространенных предложениях, небольших рассказах. Эти умения целенаправленно формируются у детей в старшей и подготовительной к школе группах. Итак, в работе детского сада № 93 мы опираемся на семь основных задач развития речи детей. Большинство задач решается во всех возрастных группах детского сада, вот только конкретное содержание их различно: оно зависит от возрастных характеристик детей. Каждая из указанных задач имеет образовательную и воспитательную сторону. В процессе развития речи происходит формирование умственных качеств, решаются важные задачи нравственного, эстетического воспитания личности ребенка.
Решение каждой из задач не может осуществляться изолированно. Например, обучая детей грамматически правильной речи в процессе игры «Кого не стало?» педагог обращает внимание на звуковую сторону речи, следит за правильным смысловым употреблением слов и т. д.
- Детская речь: психолингвистические исследования// Сб. статей/ Отв. ред. Т.Н.Ушакова и Н.В. Уфимцева. М., 2001.
- Нарушевич, А.Г. Ведущие идеи ФГОС основного общего образования в новом учебно-методическом комплексе по русскому языку как средство формирования картины мира современного школьника / А.Г. Нарушевич // Языковая личность. Речевые жанры. Текст. – 2012. – С. 83-92.
- Сиротинина, О.Б. Коммуникация и язык: их взаимодействие и взаимозависимость (взгляд из 2012 года) / О.Б. Сиротинина // Речь. Речевая деятельность. Текст. – Таганрог, 2012. – 504с.
- Цейтлин С. Н. Лингвистика детской речи. Некоторые размышления. Часть I. http://soul.dn.ua/mind/38
- Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по развитию устной речи ребенка
Значимость речи в жизни современного человека трудно переоценить. Недаром во все времена выдающиеся мыслители придавали большое значение умению четко и красиво выражать свои мысли. Речь связана ...
Консультация для родителей «Развивающие игры для развития устной речи ребенка 5-7 лет.»
Когда ребенок начинает учиться в школе, ему приходится много говорить: рассказывать урок, объяснять разные ситуации, общаться с учителями и сверстниками. Иногда ребенок готов для этого, обладая природ...
Статья на тему: ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА НА РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА.
В статье расскрывается вопрос о том, как влияет нарушение фонематического слуха на развитие речи ребенка....
Семинар для воспитателей «Создание условий для развития творческих способностей ребенка в детском саду»
Семинар для воспитателей«Создание условий для развития творческих способностей ребенка в детском саду.»...
Консультация для родителей и педагогов «Основные задачи по развитию активной речи у детей раннего возраста»
Консультация для родителей и педагогов «Основные задачи по развитию активной речи у детей раннего возраста»Многие из понимаемых слов ребёнок в этом возрасте не в состоянии произнести из-за...
Основные рекомендации родителям для успешной адаптации ребенка к детскому саду.
Навыки Подготовьте ребенка материальноПодготовьте ребенка моральноПодготовьте ребенка физически....
Игры на развитие устной речи детей в детском образовательном учреждении (детском саду)
Игра – основная деятельность дошкольника. С ее помощью без специального обучения можно решить множество задач, в том числе, и развитие связной речи. Перед поступлением в школу родители хотят убе...