Статья на тему: ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА НА РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

В статье расскрывается вопрос о том,  как влияет нарушение фонематического слуха на развитие речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx13.02 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА   НА РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА

Речь детей с ФФН характеризуется неправильно произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Наиболее типичными являются замены звуков на более простые по месту и способу артикуляции (например, р заменяется л или в). При этом ребенок один и тот же звук может заменять разными звуками: лука -  рука, ковова — корова и т.д. В ряде случаев ребенок может правильно произносить изолированный (т.е. отдельный) звук, а в самостоятельной речи заменять, искажать его.

Количество нарушенных звуков у ребенка с ФФН может быть достаточно большим — до 10—20 звуков. Такие нарушения звукопроизношения у детей непосредственно обусловлены несформированностью у них фонематического слуха.

Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха:

- недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;

- недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетически групп при относительно сформированном их произношении:

-  глубокое фонематического недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

Наряду с нарушенным звукопроизношением у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются ошибки в слоговой

структуре слова и звуконаполняемости.

Слоговая структура слова — это количество и порядок слогов внутри слова.

Звуконаполняемость — количество и порядок звуков внутри каждого слога.

Нередко отдельные дети с ФФН затрудняются в произношении слов со сложной слоговой структурой и со стечением согласных, а также предложений, содержащих подобные слова (это относится в первую очередь к малознакомым к трудным словам). При проговаривании такого лексического материала они искажают звуко-слоговой рисунок слов: опускают слоги, переставляют их местами и заменяют, могут пропустить или, наоборот. добавить звук внутри слога к т.д. Например: коркодил — крокодил, батуретка — табуретка. гололед - логопед, киртити — кирпичи, тоита — строительство и т.п.

Итак, характер описанных нарушений указывает на недостаточность фонематического слуха и восприятия у детей с ФФН. Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные задачи по развитию устной речи ребенка в детском саду

В данной работе мы выделяем семь основных задач развития устной речи дошкольников, соответствующих основным компонентам языка и речи:Развитие словаря.Формирование грамматической стороны речи.Воспитани...

Статья на тему: "Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста." подготовительная группа

В любом возрасте в произведениях можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмо...

Статья на тему :"Влияние нарушения фонематического слуха на развитие устной речи ребёнка."

Речь детей с ФФН характеризуется произношением звуков: пропусками, искажениями, замеными....

Рекомендации по развитию устной речи ребенка

Значимость речи в жизни современного человека трудно переоценить. Недаром во все времена выдающиеся мыслители придавали большое значение умению четко и красиво выражать свои мысли. Речь связана ...

Консультация для родителей «Развивающие игры для развития устной речи ребенка 5-7 лет.»

Когда ребенок начинает учиться в школе, ему приходится много говорить: рассказывать урок, объяснять разные ситуации, общаться с учителями и сверстниками. Иногда ребенок готов для этого, обладая природ...

Статья на тему "Влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста"

В статье раскрываются компоненты музыкальных способностей и даются рекомендации по использованию музыкально-дидактических игр для старших дошкольников....

Статья на тему «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи дошкольников»

Дошкольное детство – это совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в возрасте от 3 до 7 лет возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жиз...