Игры на развитие устной речи детей в детском образовательном учреждении (детском саду)
статья по развитию речи (младшая группа)
Игра – основная деятельность дошкольника. С ее помощью без специального обучения можно решить множество задач, в том числе, и развитие связной речи. Перед поступлением в школу родители хотят убедиться в том, что речь их ребенка-первоклассника соответствует требованиям, предъявляемым к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры на развитие устной речи детей в детском образовательном учреждении (детском саду) | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие устной речи детей в детском образовательном учреждении (детском саду)
Игра – основная деятельность дошкольника. С ее помощью без специального обучения можно решить множество задач, в том числе, и развитие связной речи. Перед поступлением в школу родители хотят убедиться в том, что речь их ребенка-первоклассника соответствует требованиям, предъявляемым к ней. В этой статье вы узнаете:
Задачи:
- Связная речь, какие ее виды доступны дошкольникам, какими методами и приемами можно разнообразить речевое развитие ребенка.
Содержание:
- Что такое связная речь.
- Признаки связной речи.
- Как их развить Мнемотехника Сюжетно-ролевая игра Пальчиковый театр Последовательность Логичность Эмоциональная окрашенность.
- Наличие слов всех частей речи, включая служебные Наборы карточек.
- Использование сложных распространенных предложений.
- Как проверяют связную речь у детей перед 1 классом школы?
- Основные выводы. Что такое связная речь?
Связная речь – это умение излагать свои мысли логично, последовательно, образно.
Существует два вида связной речи:
Диалог – простая речь, для реализации которой нужен собеседник. Она обязательно содержит паузы, логические ударения, разнообразные интонации, может сопровождаться жестами. Ее наполняют слова и обороты из повседневного словаря.
Монолог – более сложный вид речи, который реализует один человек. Здесь мысли излагаются достаточно долго, связно, последовательно. Это может быть описание предмета или игрушки, повествование, рассуждение, творческий рассказ.
Очень хорошо, если вокруг ребенка звучит грамотная правильная речь взрослых. Этот образец позволяет равняться на качественную связную речь, служит примером.
Признаки связной речи:
Как их развить Связную речь удобно оценивать по ее признакам:
- Логичность. Мысли должны излагаться последовательно.
- Содержательность. Нужно хорошо знать предмет или явление.
- Ясность. Окружающие должны понимать говорящего.
- Точность высказывания. При монологе слова подбираются особенно тщательно.
Поскольку систематическое обучение недоступно маленьким детям, оно проводится в игровой форме. Развитие связной речи через игру достигается многими методами. Это различные виды театров, приемы мнемотехники, экскурсии, участие в детских утренниках, различные конкурсы, сюжетно-ролевая игра.
Мнемотехника - эта методика применяется и у взрослых, и у детей в случаях, когда необходимо запомнить большой объем информации. Ее суть заключается в переводе информации в изображения, так сказать, краткий конспект в картинках. Мнемотехника помогает воспринимать и воспроизводить информацию в дальнейшем. Поскольку дошкольники и обладают зрительно-образной памятью, им легче запоминать информацию, опираясь на нарисованный сюжет или на схему из картинок и знаков. Возможности мнемотехники Она помогает: запомнить последовательность событий; создать ассоциации с буквами и словами при обучении чтению; развить внимание при рассматривании схем и таблиц; развить образное мышление, при установлении связи между словом и образом. Для этих целей используются: картинки, мнемоквадрат (понятная картинка, изображающая слово, словосочетание или предложение), мнемодорожка (четыре последовательных изображения), таблицы, которые можно рисовать вместе с детьми. Мнемотаблицы – наиболее сложные виды наглядности. В них изображен сюжет сказки, стихотворения наиболее понятными образными картинками.
Сюжетно-ролевая игра - это игры, во время которых дети разговаривают друг с другом и с игрушками, подражают голосам животных, гудению машины, самолета. Они общаются, создавая диалоги. Сюжеты таких игр могут быть взяты из жизни или из художественных произведений: «Магазин», «Семья», «Детский сад», «Школа», «Автобус», «Космический театр», «Зоопарк», «Кошкин дом», «Почта».
Пальчиковый театр - этот метод, кроме развития связной речи, стимулирует развитие памяти, внимания, моторику рук, координацию движений. Взаимодействуя со сверстниками, дети быстро запоминают текст роли, учатся перевоплощаться, усваивают средства выразительности.
Последовательность - я начну сказку, а ты продолжи. В руках у взрослого кукла, изображающего персонажа сказки. Он начинает рассказывать, говоря 1-2 предложения, затем передает игрушку ребенку. Ребенок продолжает сказку, говоря 1-2 предложения, передает игрушку обратно. Рассказчики передают куклу друг другу на протяжении всего рассказывания. Закончи рассказ Детям предлагается закончить рассказ, начатый взрослым. Например: «Однажды мы играли возле дома, и нам захотелось отправиться на прогулку в лес. Мы собирали грибы и ягоды, пели веселые песни и не заметили, как зашли слишком далеко. Мы очень испугались и … Что было дальше?» Таких рассказов можно придумать очень много, ввести в них сказочных героев или реальных лиц.
Используем упражнения на мнемотехнику. Вот несколько самых распространенных упражнений: Собери группу. Дать малышу картинки на 1-3 темы (одежда, виды спорта, фрукты) и предложить их сгруппировать, и объяснить, почему он так думает. Нарисуй впечатления. Предложить ребенку вечером нарисовать хорошие и плохие впечатления от прожитого дня, рассказать о них. Взрослый должен ежедневно добавлять несколько новых понятий и слов. Выучи стихи. Заучивать стихи, используя мнемотаблицу, где строки представлены картинками. Сетка памяти. Показать несколько картинок, расположив их в виде сетки, назвать, описать, перевернуть, предложить назвать. Проверить, перевернув картинку.
Фотопамять. Показать и убрать картинку, дать вместо нее похожую, но отличающуюся 1-2 деталями. Пусть он назовет эти отличия.
День – ночь. Разложить картинки, предложить малышу закрыть глаза, так как настала ночь. Убрать одну картинку, предложить открыть глаза и назвать спрятанный экземпляр.
Логичность. Игры на развитие логики: Картинки перепутались. Глядя на яркие красочные картинки, ребенок должен найти «ошибки» художника и назвать их.
Собери пословицу. Это игра для детей, умеющих читать. Нужно соединить на карточке начало пословицы и ее конец, выбрав его из нескольких вариантов.
Найди ошибку. Ребенку показывают сюжетную картинку, на которой имеются нарисованные несуразицы. Например, на картинке, изображающей зимний пейзаж и играющих в снежки детей, есть изображение совочка и ведра с песком.
Эмоциональная окрашенность. Веселые песенки Между речью и музыкой много общего. Это ритмичность, разнообразные интонации, деление на фразы, динамичность и разнообразный темп. Часто повторяя одни и те же слова, дети их запоминают, правильно употребляют в предложениях. Кроме этого, малыши поют текст целыми фразами, что обогащает связную речь. Это могут быть колыбельные песенки, песенки – «вставалочки», напеваемые по утрам, логоритмика, когда пение сопровождается движениями. Участие в утренниках Малыши, участвующие в публичных выступлениях, учатся не стесняться публики, координировать свои действия. Выступая, малыши стараются заслужить аплодисменты, поэтому они максимально точно передают текст стихов и сценок. Конкурс стихов, загадок Загадки – это миниатюрные описательные рассказы. Они образны и выразительны, воспитывают культуру общения, делают речь выразительной. Дети очень любят отгадывать загадки, но часто не могут придумать их самостоятельно. Для стимуляции связной речи можно провести конкурс загадок или соревнование чтецов стихотворений. Участвуя в таком конкурсе, дети максимально концентрируют свое внимание. Они легко запоминают стихи и загадки, используемые в конкурсе, поскольку все проходит в игровой форме.
Используем сюжетно-ролевые игры Сюжетно-ролевая игра создает благоприятный эмоциональный фон, приподнятое настроение. Поэтому все, что проходит через игру, усваивается легко и быстро. Дети берут на себя роли взрослых, воспроизводят отношения между людьми и их деятельность. Для этого нужно общаться между участниками, комментировать свои действия и действия сверстников. Чтобы все прошло удачно, ребенку приходится связно выражать свои мысли, использовать в речи правильные грамматические формы. В противном случае никто не поймет, что нужно «продавцу» (пожарному, учителю, строителю, воспитателю). Дети распределяют роли, выстраивают сюжет игры. Если с ними играет взрослый, они прислушиваются, как он строит свое высказывание, стараются подражать. Наличие слов всех частей речи, включая служебные: Узнай слово по описанию. Детям предлагают угадать слово по его признакам, названным взрослым. Например: «трусливый, серый …» (заяц), «белое, коровье, душистое …» (молоко). Как сказать по-другому? Взрослый называет слово и предлагает детям подобрать похожие по смыслу слова. Например: «прекрасный – изумительный, красивый». Для этой дидактической игры используются все части речи.
Наборы карточек. Взрослый показывает карточку, на которой изображена схема, например, с изображением предмета, сделанного из дерева, и самого дерева. Предлагает назвать, какой предмет. «Окно какое? Деревянное». Большой, маленький. На карточках изображен один и тот же предмет в разном масштабе. Ребенку предлагается показать, где большой, где маленький предмет. Короткие слова. Детям показывают игрушки и предлагают сначала назвать те, которые обозначены короткими словами (лев, мяч), а потом длинными (черепаха, бабочка, машина). Кто что умеет делать. Эта дидактическая игра может варьироваться, если взять карточки на разные темы. Например, можно показать ребенку карточки на тему «Насекомые» и спросить: «Что умеет делать стрекоза (жук, бабочка, гусеница, паук)?»
Использование сложных распространенных предложений Экскурсии Значение этого метода состоит в том, что во время реальных или виртуальных экскурсий ребенок усваивает значение новых слов. Он учится употреблять их уместно в соответствии с ситуацией, в которой находится. Например, во время экскурсии в осенний лес взрослый обращает внимание на то, что ручей звонкий, чистый, прозрачный, журчащий, холодный. Осень золотая, ранняя, багряная, теплая, хмурая или солнечная. Именно взрослый представляет ребенку окружающий его внешний мир, обращает внимание его особенности. Исследователи детской речи считают, что тот предмет или явление, которое ребенок не может назвать, как бы не существует для него.
Пальчиковый театр. Для представлений пальчикового театра можно использовать как распространенные и известные всем русские народные потешки и сказки («Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Колобок», «Репка»), так и стихи Корнея Чуковского, А. С. Пушкина, Самуила Маршака, Агнии Барто и других детских авторов. Пальчиковые куклы поднимают настроение малышей, дарят радость. Для их использования не нужны специальные условия и оборудование. Для инсценировок используют самодельные или приобретенные в магазине миниатюрные куклы, надеваемые на пальцы.
Плоскостной театр. Театрализованные сказки понятны детям даже раннего возраста, их драматизация похожа на волшебство, которое можно сделать своими руками. Их речь становится более грамотной, в ней появляются образные выражения, поговорки из текста сказок. Куклы-рукавички С помощью таких кукол можно разыгрывать знакомые сказки с участием одного или нескольких детей. Если «актер» не один, роли распределяет взрослый. Театрализованные сказки можно изменять, придумывать для них другое развитие событий, концовку, вводить в старые сказки новых персонажей. Игра с куклой отвлекает детей от собственных речевых ошибок. Замечания по поводу речевых ошибок родители делают не ребенку, а кукле, что придает малышам уверенности в себе.
Самый сложный вид такой драматизации – придумывание и разыгрывание сказки, придуманной детьми самостоятельно. Как проверяют связную речь у детей перед 1 классом школы? Какие упражнения предлагают детям при проверке связной речи: Составить рассказ по серии из 4-5 разрозненных картинок, связанных одним сюжетом. При высоком уровне развития связной речи ребенок последовательно располагает картинки, грамматически верно рассказывает о сюжете, ничего не упустив. При среднем уровне связной речи он делает это при помощи взрослого.
Речь правильная, но отдельные слова употребляются неправильно, рассказ стереотипен. При низком уровне связной речи картинки разложены неверно, ребенок высказывается с грамматическими ошибками, речь скудная, средства выразительности не используются. Пересказ прослушанного текста из 6-10 простых предложений. Его можно прочитать не более 2 раз.
Высокий уровень связной речи – для грамотного и логичного пересказа ребенку достаточно одного прочтения рассказа.
Средний уровень – нужно прочитать рассказ 2 раза, задать наводящие вопросы. Ребенок заменяет часть слов, высказывается грамматически правильно.
Низкий уровень – требуется помощь взрослого, наводящие вопросы, в речи много грамматических ошибок, смысл искажен, имеются повторы или ненужные замены слов.
Основные выводы:
К концу дошкольного возраста дети должны овладеть навыками связной речи. Развитие всех сторон связной речи нужно стимулировать различными методами, используя сюжетно-ролевую игру, театрализованную деятельность, речевые наборы карточек, дидактические игры на развитие логики, последовательности и выразительности, мнемотехнику. При регулярном использовании этих приемов речь ребенка при обследовании перед поступлением в первый класс будет находиться на высоком уровне. Быстрее всего речь развивается в игре – ведущей деятельности детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»
Одним из условий развития связной речи является речевая среда в семье, её благополучие....
Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»
Одним из условий развития связной речи является речевая среда в семье, её благополучие....
Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.Большое внимание приобретает связная речь среди навыков,...
Протокол семинара-практикума "Развитие саязной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома"
Протокол данного семинара-практикума включает повестку собрания, которая состоит из трех частей и ход самого собрания, где кратко описан деятельность воспитателя, родителей и детей. Семинар-практикум ...
Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»
Семинар-практикум для родителей....
Семинар - практикум для родителей "Развитие связной речи детей 5-6 лет в детском саду и дома"
Семинар-практикум для родителей "Развитие связной речи детей 5-6 лет в детском саду и дома"...
Экологические игры по развитию устной речи детей
Экологические игры по развитию устной речи детей...