Непосредственно образовательная деятельность с детьми в группе с тяжелым нарушением речи. «В гостях у Корнея Ивановича Чуковского»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Меха Оксана Вадимовна

Активизация знаний детей о творчестве К.И.Чуковского

Разитие речи детей по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_chukovskiy.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность с детьми в группе с тяжелым нарушением речи.

«В гостях у Корнея Ивановича Чуковского»

Кузнецова Екатерина Николаевна_воспитатель

Меха Оксана Вадимовна_воспитатель

Цель: Активизировать знания детей о творчестве К. И. Чуковского. Развитие речи детей в рамках данной темы.

Задачи:

Образовательные

-        Закрепить знания детей о творчестве писателя

-        Закрепить знание детей о видах посуды, их назначении

-        Закрепить знания детей о частях тела, о здоровом образе жизни

-        Активизировать словарь детей по лексическим темам: Посуда, Части тела, Обувь

-        Развивать связную (монологическую, диалогическую) речь детей.

-        Совершенствование грамматического строя речи

-        Закрепить навыки словообразования

-        Совершенствовать интонационную выразительность речи

-        Закрепить умение читать план помещения

Развивающие

-        Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память

-        Развивать двигательные умения и навыки, чувство ритма

-        Развивать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности

-        Развивать универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции

Воспитательные

-        Воспитывать устойчивый интерес к занятиям, инициативу, стремление к активной деятельности

-        Воспитывать чувство товарищества, коллективизма

-        Воспитывать у детей чувство удовлетворения от совместной деятельности

-        Воспитывать любовь к русскому языку и внимание к собственной речи

-        Воспитание люби и бережного отношения к книге

Предварительная работа:

Чтение произведений К. И. Чуковского. Просмотр мультфильмов. Прослушивание аудиозаписей в исполнении автора. Выставка книг автора. Разучивание стихотворений (в том числе логоритмика на стихи). Инсценировки отрывков сказок К. И. Чуковского. Беседы по лексическим темам.

Оборудование:

Экран, проектор, компьютер, портативная аудиосистема, иллюстрации к лексическим темам посуда и обувь, чайный сервиз, план-схема группы, коробки с сюрпризами, фланелеграф с изображением чудо-дерева.

Вводная часть

Дети сидят на стульчиках полукругом, перед экраном.

Показ фрагмента видео (м/ф «Телефон»)

В: Ребята, вы узнали, кто это?

Д: Ответы.

В: Правильно, это К. И. Чуковский. Настоящее его имя Николай Иванович Корнейчуков. Он родился в Петербурге, в бедной семье. В те времена дети из бедных семей не имели права учится в гимназиях. Но мальчик не сдавался, а занимался самостоятельно. Прежде чем заняться литературой, ему пришлось овладеть разными профессиями.

Первая сказка, которую Чуковский написал для детей, называлась «Крокодил». К.И. придумал её в поезде, когда вез домой своего маленького сына, у которого в дороге поднялась температура, и он плакал. И что бы отвлечь сына он стал ему придумывать сказку.

Чуковский был прекрасным психологом, он умел чувствовать и понимать детей и все свои наблюдения и познания он подробно и весело описал в особенной книге «От двух до пяти».

Основная часть

Включаются фрагменты м/ф «Телефон» и «Федорино горе»

В: Вы узнали из какой сказки нам позвонили?

Д: Ответы.

В: Давайте вспомним, что убежало от Федоры (блюдца, сито, ножи, кастрюля, чайник, кофейник, стаканы, сковорода…).

Д: Ответы.

В: Как можно назвать одним словом назвать эти предметы? (посуда)

Какая посуда нужна на кухне? (кухонная)

Дидактическая игра (речевая) на закрепление лексической темы «посуда».

Что это за посуда, и что можно в ней готовить? Выберите картинку, на которой изображена кухонная посуда и скажите, как ее можно использовать (или, что в ней можно приготовить):

- в кастрюле варим суп

- в сковороде жарим овощи

- в чайнике кипятим воду

- через сито просеиваем муку

- в дуршлаге промываем макароны

-на противне пекут пироги

Если кухонная посуда из металла, то она какая?... (металлическая)

А если из алюминия?... (алюминиевая)

А если из чугуна?... (чугунная)

Дидактическая игра (речевая) с мячом на закрепление лексической темы «посуда».

Давайте сейчас поиграем (дети встают в круг и ловят мяч, отвечая на вопросы)

Я буду задавать вам вопрос, а вы будете отвечать на них

Назовите одним словом посуду, в которую мы можем положить еду, когда её уже приготовили? (тарелка, ножи, ложки, вилки, масленка)

Кидая мяч ребенку, задаем вопрос:

- куда переливают суп из кастрюли? (…в супницу)

- куда кладут салат? (…в салатницу)

- во что насыпают соль? (…в солонку)

- во что насыпают перец? (...в перечницу)

- во что мы положим в хлеб? (...в хлебницу)

- чем мы будем есть? (…столовыми приборами)

 Ребята, давайте вспомним, в какой сказке К.И. Чуковского гости должны были прийти на чай?

Д: Ответы.

Назовите одним словом посуду, которую Муха-цокотуха поставит на стол для гостей (чайная )

В: Давайте мы поможем Мухе Цокотухе накрыть стол для гостей (достать поднос с посудой)  

Дидактическая игра с предметами (чайный сервиз)

Я буду задавать вопрос, а вам надо назвать эту посуду и поставить её правильно на стол.

- в чем мы будем заваривать чай? (…в чайнике)

- на что мы поставим чашки? (...на блюдца)

- из чего мы будем пить чай? (...из чашек)

- во что мы положим сахар? (...в сахарницу)

- во что можно налить варенье? (...в вазочку или розетку)

- где будут лежать конфеты? (...в конфетнице)

- какую надо приготовить посуду, если гости любят пить кофе? (...кофейную)

 

Как в шутку можно назвать человека, который очень много ест? (Обжора)

И Чуковский написал про такого человека. Как его звали? (Робин Бобин Барабек)

Физкультминутка: «Робин Бобин»

Дети садятся.

Включаются фрагменты м/ф «Телефон» и «Мойдодыр».

В: Вы узнали, из какой сказки нам позвонили? (ответы).

В: Ребята, вы узнали эту сказку Корнея Ивановича Чуковского? (ответы)

Почему Мойдодыр разозлился на мальчика?

Вспомните, какие есть у нас части тела (ответы).

Дидактическая игра «Части тела человека»

Давайте мы с вами соберем человека из частей.

Дети собирают напольную мозаику.

А для чего нужны наши части тела?

- ноги (ходить, прыгать, бегать)

- руки (брать что-то, трогать, хватать, держать, бросать, щупать)

- глаза (смотреть)

- уши (слушать и слышать)

- Нос (нюхать)

- рот (помогает говорить, улыбается, захватывает пищу)

Что нужно для того чтобы наше тело было здоровым и наши органы хорошо работали? (ответы)

Дети садятся

Включаются фрагменты м/ф «Телефон» и «Краденое солнце»

В: Вы узнали, из какой сказки нам позвонили? (Ответы).

Нам надо помочь зверям избежать беды, а помогут вам в этом такие вот подсказки (план для поиска)

Упражнение на ориентировку в пространстве

Дети находят первую коробку по плану-схеме с «краденым» солнцем.

Дети находят вторую коробку по плану-схеме с портретом К. И. Чуковского.

Расскажите, что вы нашли, чей это портрет? (ответы детей)

 Дети садятся

Чуковский писал для детей не только сказки, но и загадки…

Сейчас сам К. И. Чуковский загадает вам свои загадки:

Аудио-загадки (яйцо и цыпленок, ёж, крапива, пугало, расческа, ботинки)

Мы же тоже с вами знаем стихи про ботинки, которые росли на «Чудо-дереве».

 «Чудо-дерево» читают дети.

Мы с вами сейчас сделаем своё Чудо-дерево.

Дидактическая игра «Украсим чудо-дерево» (задание по слуху на ориентирование на вертикальной плоскости – фланелеграф)

Предложить детям выбрать по одной картинке с изображением обуви.

- повесь синие сапоги слева от ствола.

- повесь ботинки над сапогами.

- повесь тапки справа от ствола.

- повесь сандалии между сапогами и тапками.

- повесь туфли под сандалиями.

- повесь голубые кроссовки около тапок.

Ребята, какую обувь вы еще знаете?

К. И. Чуковский очень любил детей и написал для них много веселых стихов, и одно из этих стихотворений превратилось в песенку.

Логоритмика «Скрюченная песенка».

Заключительная часть

Мы для вас приготовили подарок. Попробуйте его найти.

 

Упражнение на ориентировку в пространстве

 (по плану находят коробку-сюрприз с книгами К.И. Чуковского)

О каком авторе мы сегодня с вами говорили?

Какие сказки мы сегодня вспомнили?

Что вам больше всего сегодня запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми в группе с тяжелым нарушением речи. «В гостях у Корнея Ивановича Чуковского»

Активизация знаний детей о творчестве К.И.ЧуковскогоРазвитие речи детей в рамках данной темы...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, имеющих речевые нарушения «Клуб маленьких пожарных»

Занятие включает в себя игры на закрепление  у детей знаний о причинах возникновения пожара, о бытовых электроприборах; задания на развитие связной речи, образовывания прилагательных. А также - о...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы, имеющих речевые нарушения «Школа безопасности»

На занятии дети учатся правильно и адекватно вести себя при возникновении пожара и закрепляют знания о пожарной безопасности; отвечать на вопросы полным предложением, составлять предложения по м...

Конспект театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи "В гостях у сказки".

В этом мероприятии для организации познавательной деятельности используются разные интерактивные технологии. Они помогают активизировать интеллектуальную активность каждого ребёнка в процессе дидактич...

Конспект театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи "В гостях у сказки".

В этом мероприятии для организации познавательной деятельности используются разные интерактивные технологии. Они помогают активизировать интеллектуальную активность каждого ребёнка в процессе дидактич...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ (ТЯЖЕЛОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ) ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Цель: уточнение и закрепление знаний, умений и навыков о пройденных звуках и буквах, полученных детьми за первое полугодие во время работы по обучению грамотеЗадачи:Коррекционно - образовательныеУточн...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи. «Зимующие и перелётные птицы»

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи.«Зимующие и перелётные птицы»Цель: Формирование лексико-грамматического строя, просодической с...