Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей дошкольного возраста
статья по развитию речи на тему

Алексеева Евгения Викторовна

Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mfjksrrddv.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Садовая Евгения Викторовна, воспитатель

ГБДОУ №42 приморского района г. Санкт-Петербург

Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми.

Формирование правильного произношения у детей – сложный процесс. Ребенок должен учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

С воспитанием чистой и правильной речи у детей дошкольного возраста хорошо справляются малые фольклорные жанры.

Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность народа. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, который помогает детям придать своей речи интонационно-выразительную окраску.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, с помощью  которой ребенок знакомится с наиболее яркими, характерными признаками предметов или явлений.

Придумывая и отгадывая загадки, дети обогащают свой словарь за счет многозначности слов, знакомятся со вторичными значениями слов, у них формируются представления о переносном значении слова.

Колыбельные песни – спутник детства.

 Колыбельные песни расширяют знания детей об окружающем мире и

способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Колыбельная также формирует фонематического восприятия за счет особой интонационной организации (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличию повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать, например, потешку про "заиньку", где однокоренными словами будут: зайка – заинька, серенький – серый.

С их помощью развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность.Они приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению,

учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Прибаутки – это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динамическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька - мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого…

Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах.

Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и остаются скороговорки – быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Молчанка – это стихотворный уговор молчать. Но часто содержание ее настолько комическое, что уговор выдержать дети долго не могут, и вскоре кто-то из них обязательно, к немалому торжеству остальных, засмеется.

Таким образом, если малые формы фольклора отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа с дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей дошкольного возраста.

   В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к пред...

Статья «Малые фольклорные жанры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Статья «Малые фольклорные жанры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»...

Малые фольклорные формы как средство развития речи детей раннего возраста

Использование малых средств фольклора, как средства развития речи детей, приведет к улучшению и развитию связной речи детей, формированию правильного звукопроизношения, пополнению активного словаря де...

«Использование малых фольклорных форм как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста»

Создание оптимальных  условий для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм....

Самообразование воспитателя по теме " Малые фольклорные формы - как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста"

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку плана по самообразованию воспитателя "Малые фольклорные формы - как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста" с готовыми пр...

Самообразование воспитателя по теме " Малые фольклорные формы - как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста"

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку плана по самообразованию воспитателя "Малые фольклорные формы - как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста" с готовыми пр...