Самообразование тема "Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа)
Материал содержит перспективный план работы, цели и задачи самообразования, а также анализ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.docx | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Теремок» г. Щигры Курской области»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
на 2023 – 2024 учебный год
воспитателя
Бут Натальи Николаевны
ОБРАЗОВАНИЕ: среднее профессиональное
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ПО ДИПЛОМУ: дошкольное образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ: 21 год
СТАЖ В ДАННОЙ ДОЛЖНОСТИ: 21 год
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ: первая категория
Тема самообразования: «Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Срок реализации: сентябрь 2023- май 2024 год
Актуальность.
Младший дошкольный возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей этого возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога в ДОУ.
Малые фольклорные формы (загадки, пестушки, потешки, заклички, прибаутки, колыбельные, др.) – важнейший источник развития выразительности детской речи. Народный фольклор развивает умение ребенка чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Фольклорные произведения отвечают требованиям художественности, доступности, соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей, удобны для первоначального знакомства с литературными понятиями, позволяют развивать творческие способности ребенка. С их помощью быстро увеличивается запас слов малыша. Ритмичность, напевность, занимательность потешек, закличек, прибауток привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует развитию речи.
Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора. Сказки, песни, пословицы, потешки, считалки всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. Поэтому, считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше. В своей работе с детьми я учитываю следующие моменты:
- Ребенок познает мир путем подражания взрослому;
- Планируя совместную деятельность с ребенком необходимо совмещать элементы игры и обучения;
- Материал для обучения должен соответствовать детскому опыту;
- Обязательно контролировать уровень сложности предлагаемого материала и длительность занятия.
Применение народного фольклора не только на занятиях, но и в повседневных учебных ситуациях, режимных моментах , влияние на речевое развитие детей меня заинтересовали, поэтому я выбрала для своего самообразования тему «Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Цели:
- повышение собственного уровня знаний по теме «Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»;
- развитие профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- создание условий для развития речи детей средствами народного фольклора.
Задачи:
- Повысить свой педагогический уровень, профессиональное мастерство и компетентность через изучение методической литературы;
- Оформить альбом песенок- потешек для разучивания с детьми;
- Подобрать беседы по теме; художественную литературу (стихи, пословицы, загадки, считалки, сказки);
- Составить конспекты НОД;
- Подготовить консультации для родителей и педагогов
Задачи по работе с детьми:
- формировать у детей устойчивый интерес к разучиванию песенок-потешек, считалок, закличек;
- развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность, мышление;
- совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализацию русских народных потешек;
- обогащать и активизировать словарь;
- активизировать разговорную речь детей;
- развивать социально-коммуникативные навыки.
Планируемый результат:
- Создана предметно-развивающая среда;
- Составлена картотека методической литературы;
- Составлены конспекты занятий, бесед,
- Подготовлены консультации;
- Пополнение словарного запаса детей;
- Театрализация потешек поможет развить речевую активность, интересы и способности ребенка, научит преодолевать робость, застенчивость и неуверенность в себе.
Источники самообразования:
Вебинары, семинары, курсы повышения квалификации,
мастер-классы, Интернет - ресурсы, ГМО, методическая литература, педагогические журналы.
Представление материала: открытые занятия, выступления из опыта работы на педагогических советах, публикации.
Форма отчетности: исследовательская статья «Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста», отчет по теме самообразования на итоговом педсовете ДОУ
Планируемый результат:
- у воспитанников сформируется устойчивый интерес к русскому народному творчеству, традициям и культуре русского народа;
- повысится уровень связной речи;
- словарь детей обогатиться новыми словами, оборотами, выражениями
Изучение учебно-методической литературы:
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. М.: Академия, 2000 г.
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. М.; Учпедгиз, 1957г.
Гербова В.В. Русские народные песенки, потешки, небылицы, скороговорки. Книга для чтения в детском саду 2-4 года. Москва Оникс 2006г.
Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей //Дошкольное воспитание. – 2009. № 11
Загрутдинова. М. Использование малых фольклорных форм// Дошкольное воспитание – 2006. № 9
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учебно-метод.пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб, 2008г.
Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам. М.:Просвещение, 2007г.
Неганова Н. Русский фольклор в жизни малышей. Дошкольное воспитание. 1995г. № 10
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО)
Перспективный план работы по самообразованию
на 2023-2024 уч. год.
1 ЭТАП – организационно-ознакомительный
Период | Вид деятельности | Практический выход |
Сентябрь | Выбор темы для самостоятельного изучения. Анкетирование родителей по теме «Использование народного фольклора в обучении детей» Постановка цели и задач. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы Изучение и анализ литературы, которую можно использовать по изучению выбранной темы. | Составлен перспективный плана работы Разработаны консультации для родителей по итогам анкетирования. Составлена картотека методической литературы и собран необходимый материала. Составлены картотеки художественной литературы (оформление выставки для родителей) |
2 ЭТАП – основной
Период | Вид деятельности | Практический выход |
октябрь | Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы Совместное и самостоятельное рассматривание иллюстраций и картинок в книжках с русскими народными сказками, песенками, потешками. Рассказывание и чтение детям потешек. Консультация для родителей «Малые фольклорные формы как средство развития речи младших дошкольников» | Оформлен книжный уголок «Народный фольклор – детям» Собрана картотека потешек для работы с детьми Составлена консультация для родителей |
Ноябрь | Беседа «Знакомство детей с русской народной игрушкой (матрешкой, неваляшкой») Игра «Имитация» (звукоподражания голосам животных в песенках-потешках) НОД по речевому развитию «Разучивание песенки «Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом» с элементами театрализации. | Оформлена полочка «Народные игрушки» Сделана дид.игра «Имитация» Разработан конспект занятия |
Декабрь | Разучивание народных подвижных игр «Шла коза рогатая», «Ходит Ваня», «Кто у нас хороший», «Зайка серенький сидит» | Изготовлены атрибуты к подвижным играм. Составлена картотека народных подвижных игр. |
Январь | Разучивание пальчиковых игр с детьми на основе ресских народных потешек «Сорока-сорока», «Мальчик с пальчик», «Ехал дедушка Егор». Открытое занятие по развитию речи «В гостях у курочки Рябы» | Оформлен альбом «Пальчиковые игры с дошкольниками» Разработан конспект занятия |
Февраль | НОД по развитию речи «Разучивание потешки «Тень-тень, потетень» Консультация для родителей «Произведения курских авторов в домашней библиотеке» | Разработан конспект занятия Составлена консультация для родителей |
Март | Знакомство детей с загадками. Показ пальчикового театра по сказке «Репка» Дид.игра «Доскажи словечко» | Составлена картотека загадок для малышей Изготовлен пальчиковый театр «Репка» Сделана дид.игры «Доскажи словечко» |
Апрель | Разучивание с детьми закличек и потешек о солнышке. Итоговое открытое занятие «Путешествие с солнышком» | Разработан конспект занятия |
3 ЭТАП – заключительный: выводы, отчет на педагогическом совете по теме самообразования, оформление исследовательской статьи. | ||
Май | Отчет по самообразованию на итоговом педсовете ДОУ. Анализ самообразования. Исследовательская статья «Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» | Обобщен опыт работы по теме «Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» (используется в работе педагогами ДОУ) Напечатана статья и размещена в электронном сетевом журнале. |
Анализ самообразования по теме
«Малые фольклорные жанры как средство
развития речи младших дошкольников»
Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. В группе 13 детей. Из них больше половины разговаривают очень плохо, а некоторые еще совсем не говорят. На занятиях по развитию речи я заметила, что большой эмоциональный отклик у детей вызывает материал по изучению русских народных песенок-потешек. Дети пытаются их проговаривать вместе со мной, стараются выполнять движения по тексту песенки. Поэтому для своего самообразования я выбрала тему «Малые фольклорные жанры как средство развития речи младших дошкольников». Определила цели и задачи, составила перспективный план работы.
Цели:
- повышение собственного уровня знаний по теме «Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»;
- развитие профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- создание условий для развития речи детей средствами народного фольклора.
Задачи:
- Повысить свой педагогический уровень, профессиональное мастерство и компетентность через изучение методической литературы;
- Оформить альбом песенок- потешек для разучивания с детьми;
- Подобрать беседы по теме; художественную литературу (стихи, пословицы, загадки, считалки, сказки);
- Составить конспекты НОД;
- Подготовить консультации для родителей и педагогов
Задачи по работе с детьми:
- формировать у детей устойчивый интерес к разучиванию песенок-потешек, считалок, закличек;
- развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность, мышление;
- совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализацию русских народных потешек;
- обогащать и активизировать словарь;
- активизировать разговорную речь детей;
- развивать социально-коммуникативные навыки.
Изучение темы самообразования начала с подбора следующих жанров фольклора: потешки, заклички, считалки, колыбельные, песни, загадки, сказки. Также изучила методическую литературу по выбранной теме.
Народные песенки и потешки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как на занятиях, так и в совместно-партнерской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Все мы знаем, что знакомство с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Чтобы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи. Нельзя говорить с детьми серым, бесцветным языком. Поэтому считаю фольклор незаменимым помощником в речевом общении с малышами.
Одним из эффективным приемов развития речи детей младшего дошкольного возраста считаю театрализацию песенок-потешек. Дети из слушателей превращаются в героев с разными характерами, речевыми интонациями, движениями. В процессе работы над театрализацией потешек незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Самое трудное в моей работе над театрализацие потешек было добиться единства слов и действий. Сохранить непосредственность и живость игры помогало уточнение конкретных действий персонажа.В театральной игре ребенок воспроизводит текст потешки, сопровождая его показом, действием и это тренирует его память, совершенствует речь.В своей группе с детьми инсценировала русскую народную песенку «Тили-бом, тили- бом, загорелся кошкин дом», «Тень-тено-потетенб…», а также русскую народную сказку «Репка» с применением пальчикового театра.
В своей работе применяла малые фольклорные формы не только на занятиях, но и в совместной деятельности с детьми во время игры, режимных моментов (во время еды, умывания, одевания, игровой деятельности, на прогулках). В ходе работы составила картотеки игр с использованием фольклорных форм. Проводила открытые занятия по речевому развитию для воспитателей ДОУ.
В работе по речевому развитию детей моими помощниками были родители. С целью вовлечения семьи в образовательный процесс пропагандирую педагогические знания среди родителей, используя разнообразные формы: анкетирование, консультации, опросы, родительские собрания, индивидуальные беседы. С помощью родителей оформлен в группе книжный уголок, полочка «Народные игрушки». В результате систематической работы у меня сложились с родителями доброжелательные и доверительные отношения.
В результате своей работы по теме «Малые фольклорные жанры как средство развития речи младших дошкольников» я пришла к выводу, что приобщение к устному народному творчеству - фольклору, способствует развитию связной речи детей, обогащает активный словарный запас, развивает грамматический строй речи, правильное звукопроизношение, развивает творческие способности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Малые фольклорные жанры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Статья «Малые фольклорные жанры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»...
Отчет по самообразованию на тему: «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Отчет по самообразованию...
Тема по самообразованию: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
АктуальностьИзвестный педагог – новатор В.А. Сухомлинский сказал, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Малышу необходимо все потрогать, так он научится различать тепло...
План по самообразованию «Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интел...
Самообразование воспитателя по теме " Малые фольклорные формы - как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста"
Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку плана по самообразованию воспитателя "Малые фольклорные формы - как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста" с готовыми пр...
Самообразование воспитателя по теме " Малые фольклорные формы - как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста"
Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку плана по самообразованию воспитателя "Малые фольклорные формы - как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста" с готовыми пр...
Самообразование "Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Самообразование на тему: "Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"...