"В гости к солнышку"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Мушкарова Ирина Александровна

Знакомство с русским фольклором

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как мы называем самых маленьких и самых любимых людей? Конечно, солнышком! Но не подозреваем, что такие простые на первый взгляд и вместе с тем царственные величания, как «солнце мое красное», «светел мой месяц», «ясная звездочка» пришли к нам из далекого прошлого. Они прошли через толщу веков почти в неизменном виде и закрепились в современном русском языке как милое, доброе и иногда смешное именование родного человека. Солнечное зеркало Зимы в России суровые, осени дождливые, вёсны холодные, а лета недолгие, поэтому нет ничего удивительного в том, что наши предки почитали солнышко, как источник тепла и света. Каким было солнце в представлении наших прадедов? Его раньше называли ясным и красным, то есть красивым. Солнышко в сказках предстает как эталон человеческой красоты. Так, прекрасных царевен и королевен напрямую сравнивают со светилом: «Марья Прекрасная, что красно солнышко». Нередким было подобное именование и невест на русской свадьбе. В колядках хозяина дома величали не иначе как «светлым месяцем», жену его «красным солнышком», а детей «частыми звездочками». В песне из Тамбовской губернии девушка рассказывает о себе: Мне матушка — красна Солнушка, А батюшка — светел Месяц, Братцы у меня — часты Звездушки, А сестрицы — белы Зорюшки». Такое родство с небесными светилами должно было непременно означать красоту и богатство певицы. Солнце может фигурировать и в переносном значении при описании красоты, вспомним такое сказочное сравнение: «по локоть у ней руки в золоте, по колено ножки в серебре, во лбу красное солнышко, а в затылке светел месяц» (сказка «Брат и сестра»). Золото издревле считалось «солнечным» металлом, благодаря желтому «солнечному» цвету и яркому блеску. Поэтому крестьянин, желая описать свою отраду оттого, что солнечный свет ярко заливает избу, говорил: «Дом весь в золоте – огнем горит!» Недаром в русских песнях и загадках солнце изображается в девичьем образе: «Красная девица в зеркало глядится», «Красная девушка в окошко глядит». А вот в русских волшебных сказках солнце предстает как вполне разумное существо, имеющее человеческий, чаще всего мужской образ. Оно живет там, где земля сходится с небом, на так называемом краю света, имеет семью, мать и сестру, может взять себе в жены дочь среди людей. В сказке «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» старик выдает своих дочерей за представителей трех времен суток, причем вскоре отправляется на небо к зятьям, где Солнце удивляет тестя тем, что жарит на своей голове целую сковородку оладий. Солнце в сказках играет сугубо позитивную роль и осмысляется как благо и податель благ. Практически через все сказки проходит сквозная мысль о том, что солнце – это добро и богатство, которое больше земного благополучия. Наши предки частенько приговаривали: «Солнце пригреет – и все поспеет», «от солнышка ясного жди урожая красного». Поминали его и в исторических песнях: «Красну солнышку поклонимся: ты взойди, взойди, красно солнышко… обогрей ты нас людей бедных». Дети, чтобы перестал идти надоедливый дождик, выскакивали на улицу и кричали в небо: Солнышко, обогрей! Деток малых пожалей! Солнышко, загляни в оконышко! Выйдут детки погулять, Будут бегать и играть! Взойди, взойди, солнышко! Красное вёдрышко! Уж ты нас пожалей, Ребятишек обогрей! Да в лесу все лесиночки, В травах все травиночки! Маковки на теремах Во широких во дворах! Загадочное светило Почитанием солнца было обусловлено множество бытовых правил и запретов. Нельзя, например, было становиться к нему спиной даже во время работы в поле, не стоило справлять естественной надобности перед лицом солнца, ни в коем случае не плевать в его сторону, не показывать на него пальцем и тому подобное. После захода солнца из дома ничего не давали в долг, особенно огня, чтобы счастье и достаток не покинули семью, не выбрасывали мусор, не начинали новую ковригу хлеба. Всякое движение в обрядах, хороводах и играх совершается, как правило, посолонь (по солнцу), т. е. слева направо. В обрядах, устном народном творчестве и искусстве солнышко может скрываться за образом колеса, золота, золотой нити, костра, сокола (ясного!), коня или оленя и даже человеческого глаза! В народных представлениях солнце может быть лицом, оком бога, может быть и небесным окошечком, через которое Бог смотрит на землю. Может оно показаться и суровым наблюдателем: по поверьям староверов, солнце следит с неба за делами людей и вечером рассказывает о них Господу. Иногда оно предстает в образе диковинной птицы на мировом древе, например в загадке: «Стоит дуб-стародуб, на том дубе-стародубе сидит птица-веретеница, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красна девица». Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Все живое солнышко греет и веселит, а на Пасху и Масленицу – «играет». До сих пор можно наблюдать это астрономическое чудо, замеченное еще в незапамятные времена: на Пасху на самом восходе солнце переливается разными цветами, словно радуясь Христову Воскресению, а на Ивана-Купалу светило как бы присоединяется к праздничным гуляньям и купается вместе с парнями и девками в речках и озерах. На широкую Масленицу – праздник, когда солнышко поворачивает «на теплое летичко» и набирает силу, славяне прощались с холодной зимой, сжигая ее страшное чучело. Ели круглые румяные масленые блины – символ нарождающегося солнца, катали с гор горящие колеса от телег, призывая солнце красное светить в полную силу, пели жаркие масленичные песни. На Красную горку, на заре, когда раннее солнышко освещало своим теплым светом самое высокое в окрестности место, собирались на горушке молодые незамужние девушки и закликали Весну-красну. Так вся жизнь человека с ее праздниками и буднями протекала перед лицом солнца, подчинялась строгим и мудрым законам природы. Человек понимал свое место в мире. Ощущал реальную связь происходящего на земле с жизнью космоса. Потому и украшал свое жилище – будь то резной терем или курная изба, солярными, то есть солнечными знаками. Много солнышка в виде свастик, кругов, крестов в круге, колес, розеток встречается и на народной одежде, и на предметах ремесла и быта в качестве сильного оберега от сил тьмы и пожелания блага. Когда-то во Владимирской губернии при виде восходящего и заходящего солнца крестьяне снимали шапки и истово крестились. На него же и молились (на природе ввиду отсутствия храма или икон), находясь в поле, в лесах или лугах. К солнцу или к восточной стороне, как правило, обращались в заговорах: «Стану я на сырую землю, погляжу я на восточную сторонушку, как красное солнышко воссияло, припекает мхи-болоты, черные грязи. Так бы припекала, присыхала красна девица о мне...» Настолько сильно было уважение к светилу, что солнышком даже клялись, и не дай бог клятвы не исполнить! Можно и нам, современным людям, попробовать разогнать дождливую хмарь простыми мудрыми словами: «Солнышко, повернись! Красное, разожгись! Красное солнышко, в дорогу выезжай!» По опыту знаю, солнышко непременно выглянет.

http://tmndetsady.ru/upload/news/orig_ce0d122c0ceb6d7fa32a8123e259fcbe.jpg



Предварительный просмотр:

Мини-проект

           

       «Солнышко»

в средней группе

        

                                                                           Воспитатель: Мушкарова И.А.

Цели и задачи проекта:

  • Продолжать знакомить детей с понятием «устное народное  творчество»
  • Обогащать словарь русскими потешками и закличками
  • Учить понимать переносное значение образных выражений
  • Формировать выразительность, точность речи, чувство ритма
  • Расширять кругозор детей, обогащать их чувства и речь, формировать отношение к окружающему миру
  • Воспитывать у детей любовь к народному творчеству

        

Предварительная работа:

  • знакомство с потешками и закличками о солнышке.



Предварительный просмотр:

Методическое сопровождение

  1. Рассматривание иллюстраций солнышка.
  2. Разучивание потешек о солнышке.
  3. Чтение сказки «У солнышка в гостях»  «Медведь и солнце»
  4. Составление рассказа «Мое солнышко»
  5. Словесная игра «Перекатыши»
  6. Подвижные игры «Солнышко и дождик» «Стадо»
  7. Хороводная игра «Веснянка»
  8. «Мое настроение» (использование схем-модулей)
  9. Лепка «Солнышко лучистое»
  10. Рисование «Смотрит солнышко в окошко»
  11. Конструирование из бумаги солнышка
  12. Творческие работы родителей и детей.
  13. НОД воспитателя и детей «У солнышка в гостях»


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно- образовательной деятельности педагога с детьми средней группы « В гостях у солнышка»

Цель:

 Воспитание самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение детей формам монолога.

Задачи:

  1. Учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта; развивать связную монологическую речь,

интонационную выразительность речи.

  1. Способствовать развитию мелкой моторики рук , коммуникативных отношений.
  2. Воспитывать умение узнавать и передавать эмоциональные состояния.

        Ход занятия.

Послушайте ребята загадку:

 Большой подсолнух в небе

Цветет он много лет

Цветет весной и летом

А семечек в нем нет.

Догадались про что эта загадка? Правильно про солнышко. Вот и сегодня мы с вами побеседуем про солнышко. А знаете в какой стране мы живем? Да в России, мы- россияне. Россия большая страна, ее населяет много народов и большинство говорит на русском языке. В древние времена, когда русские люди еще не знали букв, а а поэтому не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочинили самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала сказку своей внучке, внучка вырастала и рассказывала ее своей внучке. В древние времена губы назывались устами, поэтому народное творчество и называлось устным. К устному творчеству относятся: сказки, пословицы, поговорки, песни, потешки, заклички, прибаутки, загадки колыбельные, которые вам пела мама или бабушка. Потешки, заклички нужны были людям для того, чтобы забавлять маленьких детей, вызвать улыбку у загрустившего ребенка, успокоить плачущего. В русских народных потешках  используются нежные слова, красивые выражения. Послушайте потешки о солнышке.( Дети читают потешки и прикрепляют свой лучик к солнышку).

- Какие ласковые слова вы услышали? Чем вам понравились потешки? А сейчас я предлагаю сыграть в игру «Перекатыши». Передавая друг другу небольшое солнышко ( пластмассовый мячик), мы будем называть,.каким может быть солнышко. Например: румяное, теплое, доброе, веселое, красивое и т.д. Играем.

- Как вы думаете ребята, а чем солнышко занимается? Какие могут быть у него дела? (Землю освещает, всех согревает) А грустное солнышко бывает?

Предлагаю показать какое солнышко бывает грустным, злым, веселым, испуганным. А солнышко просит рассказать потешку весело, грустно; а дети должны угадать. Ребята посмотрите – солнышко улыбается и приглашает поиграть. Мы глазами миг- миг

Мы плечами чик- чик

Мы руками хлоп- хлоп

Мы ногами топ- топ

Раз туда, два- сюда

Повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Ручки к верху мы подняли……

Рано утром солнце встало

Всем лучи свои послало

Вдруг повеял ветерок

Небо тучей заволок

И деревья раскачал

Дождь по крышам застучал

Барабанит дождь по крышам

Солнце клонится все выше

Вот и спряталось за тучи

Ни один не виден лучик.

( Дети присаживаются на корточки, руками обхватывают туловище и закрывают глазки. Звучит музыка с птичьими голосами).

-Птички прилетели, деток разбудили. Нам с вами некогда скучать, нас птички приглашают солнышко нарисовать.

Дети рисуют солнышко пальчиками на крупе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "В гости к солнышку" для детей старшей группы. Экологическое развлечение, посвящённое празднованию Дня Земли..

Цели: Способствовать формированию личности ребёнка, воспитывать чувство ответственности за общее дело. Помочь детям понять, насколько серьёзна и важна проблема охраны окружающей среды, осознать, что с...

"В гости к Солнышку"

использование нетрадиционных методов рисования....

Конспект занятия по родной речи Тема: «В гостях у Солнышка»

Подгрупповое занятие для детей с нарушением интеллекта...

«В гости к солнышку»

Развлечение для детей подготовительноый группы....

Конспект интегрированного занятия "В гостях у солнышка"

Интегрированное занятие по художественному творчеству в первой младшей группе....

конспект занятия "В гости к солнышку"

В моем занятие  для первой младшей группы я использовала фольклор, и приемы рисования. Занятия  было показано к педсовету....

Конспект совместной образовательной деятельности "В гости к солнышку"

Игра для детей старшей и подготовительной групп с ограниченными возможностями здоровья.Коррекция интелектуальных способностей детей посредствам позновательных процесов,как восприятия, памяти,мышления,...