"В гости к солнышку"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему
Знакомство с русским фольклором
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsiya_o_solnyshko.docx | 52.2 КБ |
mini-proekt_solnyshko.docx | 83.53 КБ |
metodicheskoe_soprovozhdenie.docx | 14.39 КБ |
konspekt_neposredstvenno.docx | 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Как мы называем самых маленьких и самых любимых людей? Конечно, солнышком! Но не подозреваем, что такие простые на первый взгляд и вместе с тем царственные величания, как «солнце мое красное», «светел мой месяц», «ясная звездочка» пришли к нам из далекого прошлого. Они прошли через толщу веков почти в неизменном виде и закрепились в современном русском языке как милое, доброе и иногда смешное именование родного человека. Солнечное зеркало Зимы в России суровые, осени дождливые, вёсны холодные, а лета недолгие, поэтому нет ничего удивительного в том, что наши предки почитали солнышко, как источник тепла и света. Каким было солнце в представлении наших прадедов? Его раньше называли ясным и красным, то есть красивым. Солнышко в сказках предстает как эталон человеческой красоты. Так, прекрасных царевен и королевен напрямую сравнивают со светилом: «Марья Прекрасная, что красно солнышко». Нередким было подобное именование и невест на русской свадьбе. В колядках хозяина дома величали не иначе как «светлым месяцем», жену его «красным солнышком», а детей «частыми звездочками». В песне из Тамбовской губернии девушка рассказывает о себе: Мне матушка — красна Солнушка, А батюшка — светел Месяц, Братцы у меня — часты Звездушки, А сестрицы — белы Зорюшки». Такое родство с небесными светилами должно было непременно означать красоту и богатство певицы. Солнце может фигурировать и в переносном значении при описании красоты, вспомним такое сказочное сравнение: «по локоть у ней руки в золоте, по колено ножки в серебре, во лбу красное солнышко, а в затылке светел месяц» (сказка «Брат и сестра»). Золото издревле считалось «солнечным» металлом, благодаря желтому «солнечному» цвету и яркому блеску. Поэтому крестьянин, желая описать свою отраду оттого, что солнечный свет ярко заливает избу, говорил: «Дом весь в золоте – огнем горит!» Недаром в русских песнях и загадках солнце изображается в девичьем образе: «Красная девица в зеркало глядится», «Красная девушка в окошко глядит». А вот в русских волшебных сказках солнце предстает как вполне разумное существо, имеющее человеческий, чаще всего мужской образ. Оно живет там, где земля сходится с небом, на так называемом краю света, имеет семью, мать и сестру, может взять себе в жены дочь среди людей. В сказке «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» старик выдает своих дочерей за представителей трех времен суток, причем вскоре отправляется на небо к зятьям, где Солнце удивляет тестя тем, что жарит на своей голове целую сковородку оладий. Солнце в сказках играет сугубо позитивную роль и осмысляется как благо и податель благ. Практически через все сказки проходит сквозная мысль о том, что солнце – это добро и богатство, которое больше земного благополучия. Наши предки частенько приговаривали: «Солнце пригреет – и все поспеет», «от солнышка ясного жди урожая красного». Поминали его и в исторических песнях: «Красну солнышку поклонимся: ты взойди, взойди, красно солнышко… обогрей ты нас людей бедных». Дети, чтобы перестал идти надоедливый дождик, выскакивали на улицу и кричали в небо: Солнышко, обогрей! Деток малых пожалей! Солнышко, загляни в оконышко! Выйдут детки погулять, Будут бегать и играть! Взойди, взойди, солнышко! Красное вёдрышко! Уж ты нас пожалей, Ребятишек обогрей! Да в лесу все лесиночки, В травах все травиночки! Маковки на теремах Во широких во дворах! Загадочное светило Почитанием солнца было обусловлено множество бытовых правил и запретов. Нельзя, например, было становиться к нему спиной даже во время работы в поле, не стоило справлять естественной надобности перед лицом солнца, ни в коем случае не плевать в его сторону, не показывать на него пальцем и тому подобное. После захода солнца из дома ничего не давали в долг, особенно огня, чтобы счастье и достаток не покинули семью, не выбрасывали мусор, не начинали новую ковригу хлеба. Всякое движение в обрядах, хороводах и играх совершается, как правило, посолонь (по солнцу), т. е. слева направо. В обрядах, устном народном творчестве и искусстве солнышко может скрываться за образом колеса, золота, золотой нити, костра, сокола (ясного!), коня или оленя и даже человеческого глаза! В народных представлениях солнце может быть лицом, оком бога, может быть и небесным окошечком, через которое Бог смотрит на землю. Может оно показаться и суровым наблюдателем: по поверьям староверов, солнце следит с неба за делами людей и вечером рассказывает о них Господу. Иногда оно предстает в образе диковинной птицы на мировом древе, например в загадке: «Стоит дуб-стародуб, на том дубе-стародубе сидит птица-веретеница, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красна девица». Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Все живое солнышко греет и веселит, а на Пасху и Масленицу – «играет». До сих пор можно наблюдать это астрономическое чудо, замеченное еще в незапамятные времена: на Пасху на самом восходе солнце переливается разными цветами, словно радуясь Христову Воскресению, а на Ивана-Купалу светило как бы присоединяется к праздничным гуляньям и купается вместе с парнями и девками в речках и озерах. На широкую Масленицу – праздник, когда солнышко поворачивает «на теплое летичко» и набирает силу, славяне прощались с холодной зимой, сжигая ее страшное чучело. Ели круглые румяные масленые блины – символ нарождающегося солнца, катали с гор горящие колеса от телег, призывая солнце красное светить в полную силу, пели жаркие масленичные песни. На Красную горку, на заре, когда раннее солнышко освещало своим теплым светом самое высокое в окрестности место, собирались на горушке молодые незамужние девушки и закликали Весну-красну. Так вся жизнь человека с ее праздниками и буднями протекала перед лицом солнца, подчинялась строгим и мудрым законам природы. Человек понимал свое место в мире. Ощущал реальную связь происходящего на земле с жизнью космоса. Потому и украшал свое жилище – будь то резной терем или курная изба, солярными, то есть солнечными знаками. Много солнышка в виде свастик, кругов, крестов в круге, колес, розеток встречается и на народной одежде, и на предметах ремесла и быта в качестве сильного оберега от сил тьмы и пожелания блага. Когда-то во Владимирской губернии при виде восходящего и заходящего солнца крестьяне снимали шапки и истово крестились. На него же и молились (на природе ввиду отсутствия храма или икон), находясь в поле, в лесах или лугах. К солнцу или к восточной стороне, как правило, обращались в заговорах: «Стану я на сырую землю, погляжу я на восточную сторонушку, как красное солнышко воссияло, припекает мхи-болоты, черные грязи. Так бы припекала, присыхала красна девица о мне...» Настолько сильно было уважение к светилу, что солнышком даже клялись, и не дай бог клятвы не исполнить! Можно и нам, современным людям, попробовать разогнать дождливую хмарь простыми мудрыми словами: «Солнышко, повернись! Красное, разожгись! Красное солнышко, в дорогу выезжай!» По опыту знаю, солнышко непременно выглянет.
Предварительный просмотр:
Мини-проект
«Солнышко»
в средней группе
Воспитатель: Мушкарова И.А.
Цели и задачи проекта:
- Продолжать знакомить детей с понятием «устное народное творчество»
- Обогащать словарь русскими потешками и закличками
- Учить понимать переносное значение образных выражений
- Формировать выразительность, точность речи, чувство ритма
- Расширять кругозор детей, обогащать их чувства и речь, формировать отношение к окружающему миру
- Воспитывать у детей любовь к народному творчеству
Предварительная работа:
- знакомство с потешками и закличками о солнышке.
Предварительный просмотр:
Методическое сопровождение
- Рассматривание иллюстраций солнышка.
- Разучивание потешек о солнышке.
- Чтение сказки «У солнышка в гостях» «Медведь и солнце»
- Составление рассказа «Мое солнышко»
- Словесная игра «Перекатыши»
- Подвижные игры «Солнышко и дождик» «Стадо»
- Хороводная игра «Веснянка»
- «Мое настроение» (использование схем-модулей)
- Лепка «Солнышко лучистое»
- Рисование «Смотрит солнышко в окошко»
- Конструирование из бумаги солнышка
- Творческие работы родителей и детей.
- НОД воспитателя и детей «У солнышка в гостях»
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно- образовательной деятельности педагога с детьми средней группы « В гостях у солнышка»
Цель:
Воспитание самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение детей формам монолога.
Задачи:
- Учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта; развивать связную монологическую речь,
интонационную выразительность речи.
- Способствовать развитию мелкой моторики рук , коммуникативных отношений.
- Воспитывать умение узнавать и передавать эмоциональные состояния.
Ход занятия.
Послушайте ребята загадку:
Большой подсолнух в небе
Цветет он много лет
Цветет весной и летом
А семечек в нем нет.
Догадались про что эта загадка? Правильно про солнышко. Вот и сегодня мы с вами побеседуем про солнышко. А знаете в какой стране мы живем? Да в России, мы- россияне. Россия большая страна, ее населяет много народов и большинство говорит на русском языке. В древние времена, когда русские люди еще не знали букв, а а поэтому не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочинили самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала сказку своей внучке, внучка вырастала и рассказывала ее своей внучке. В древние времена губы назывались устами, поэтому народное творчество и называлось устным. К устному творчеству относятся: сказки, пословицы, поговорки, песни, потешки, заклички, прибаутки, загадки колыбельные, которые вам пела мама или бабушка. Потешки, заклички нужны были людям для того, чтобы забавлять маленьких детей, вызвать улыбку у загрустившего ребенка, успокоить плачущего. В русских народных потешках используются нежные слова, красивые выражения. Послушайте потешки о солнышке.( Дети читают потешки и прикрепляют свой лучик к солнышку).
- Какие ласковые слова вы услышали? Чем вам понравились потешки? А сейчас я предлагаю сыграть в игру «Перекатыши». Передавая друг другу небольшое солнышко ( пластмассовый мячик), мы будем называть,.каким может быть солнышко. Например: румяное, теплое, доброе, веселое, красивое и т.д. Играем.
- Как вы думаете ребята, а чем солнышко занимается? Какие могут быть у него дела? (Землю освещает, всех согревает) А грустное солнышко бывает?
Предлагаю показать какое солнышко бывает грустным, злым, веселым, испуганным. А солнышко просит рассказать потешку весело, грустно; а дети должны угадать. Ребята посмотрите – солнышко улыбается и приглашает поиграть. Мы глазами миг- миг
Мы плечами чик- чик
Мы руками хлоп- хлоп
Мы ногами топ- топ
Раз туда, два- сюда
Повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Ручки к верху мы подняли……
Рано утром солнце встало
Всем лучи свои послало
Вдруг повеял ветерок
Небо тучей заволок
И деревья раскачал
Дождь по крышам застучал
Барабанит дождь по крышам
Солнце клонится все выше
Вот и спряталось за тучи
Ни один не виден лучик.
( Дети присаживаются на корточки, руками обхватывают туловище и закрывают глазки. Звучит музыка с птичьими голосами).
-Птички прилетели, деток разбудили. Нам с вами некогда скучать, нас птички приглашают солнышко нарисовать.
Дети рисуют солнышко пальчиками на крупе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение "В гости к солнышку" для детей старшей группы. Экологическое развлечение, посвящённое празднованию Дня Земли..
Цели: Способствовать формированию личности ребёнка, воспитывать чувство ответственности за общее дело. Помочь детям понять, насколько серьёзна и важна проблема охраны окружающей среды, осознать, что с...
"В гости к Солнышку"
использование нетрадиционных методов рисования....
Конспект занятия по родной речи Тема: «В гостях у Солнышка»
Подгрупповое занятие для детей с нарушением интеллекта...
«В гости к солнышку»
Развлечение для детей подготовительноый группы....
Конспект интегрированного занятия "В гостях у солнышка"
Интегрированное занятие по художественному творчеству в первой младшей группе....
конспект занятия "В гости к солнышку"
В моем занятие для первой младшей группы я использовала фольклор, и приемы рисования. Занятия было показано к педсовету....
Конспект совместной образовательной деятельности "В гости к солнышку"
Игра для детей старшей и подготовительной групп с ограниченными возможностями здоровья.Коррекция интелектуальных способностей детей посредствам позновательных процесов,как восприятия, памяти,мышления,...