Проект по развитию речи "Речевой ручеек"
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Быкова Ирина Ивановна

использование мнемотехники в работе по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoy_rucheek.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ   «Речевой ручеек»

Участники проекта: дети старшей группы «Капелька», воспитатели, родители воспитанников.

Вид проекта: игровой.

Длительность проекта:  краткосрочный                                                                                 

Сроки реализации проекта:  17-28 марта 2014 г.

Актуальность проекта:

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи мы решили использовать дидактические игры. Дидактические игры   развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Цель: Формирование у детей коммуникативно-языковой компетентности.

Задачи проекта: 

• формировать у детей стремление говорить грамматически правильно.

• развивать и формировать необходимый уровень речевых умений и способностей.

• формировать навыки связной речи.

• развивать интерес к художественной литературе, как образцу речи.

Средства реализации:

• речевая среда

• речевая активность

• речевая практика участников проекта

• художественная литература, как основа обучения речи

• моделирование в обучении связной речи.

• Словесно – дидактические игры.

Прогнозируемый результат:

Формирование коммуникативной компетенции: развитие связной речи, умения  общаться с детьми, взрослыми. Развитие умения использовать в общении различные   коммуникативные средства.

1 этап – подготовительный.

1. Выбор темы, обозначение проблемы.

2. Определение цели и ведущих задач по развитию речи дошкольника.

3. Обсуждение проекта с родителями и детьми, анкетирование родителей,  выбор возможных источников информации.

4. Составление плана работы над проектом.

2 этап - практический    

Образователь-ная область

Тема,     содержание

Ответствен-

       ный

Коммуникация

Художественное творчество

Познание

Чтение художественной литературы

НОД: «Весна идет – весне дорогу! Составление рассказа с использованием схемы ».

Задачи: Расширять знания детей о весне, учить детей составлять описательные рассказы о весне, используя при этом план – схему, продолжать учить связности, развёрнутости,  непрерывности высказывания; развивать память, внимание, словесно-           логическое мышление.

НОД: «Весенняя сказка»

Задачи: Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь детей по теме.  Учить составлять сказку на предложенную тему, используя пиктограммы. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам.  Закреплять уже известные способы словообразования; умение интонационно выделять данные звуки в словах.  Развивать способность передавать интонацией различные чувства. Воспитывать в детях добрые чувства.

НОД: « Роспись гжельской посуды. Составление описательного рассказа о гжельской росписи»

Задачи: Познакомить с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме. Учить расписывать изделия, используя для этого цветовую гамму и элементы узора, характерные для росписи керамики. Развивать  умение составлять описательный рассказ о гжельской росписи.

 НОД:   «Птицы на кормушке. Составление описательного рассказа о птицах».

Задачи: Расширять представление детей о зимующих и перелетных  птицах, упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по схеме – модели.  Учить лепить птицу из целого куска, оттягивая части и придавая им нужную форму, сглаживать поверхность.  Развивать чувство пропорции, память, внимание, мелкую моторику рук.

НОД: «Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы».

Задачи: Учить детей составлять описательные рассказы о      диких животных, используя при этом план - схему; продолжать учить связности, развёрнутости,  непрерывности высказывания; активизировать словарь по теме; развивать память, внимание, словесно- логическое мышление. Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи; закреплять употребление существительных в родительном падеже; воспитывать доброжелательные отношения к разным животным.

НОД: «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

Задачи: Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать речь детей фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение.  Упражнение детей в умении пересказывать сказку  с использованием наглядных пособий (мнемотаблиц), в связной логической последовательности.

Воспитатели

 

Воспитатели

 

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Коммуникация

 Утренняя речевая разминка, звуковая гимнастика для веселого язычка;  работа детей на «телевидении» - дидактическая игра «Телерепортер: весенний репортаж с улиц города»; дидактические игры «Расшифруй пиктограмму», «Пословица недаром молвится», «Справочное бюро», «Цветик-семицветик», «Весенние слова», «Доскажи словечко».

Игры на развитие речевого дыхания: «Оживи бабочку», «Чаепитие», «Ёжик».

Рассказывание по сюжетным картинкам.

Воспитатели

   Чтение

художественной

литературы

Заучивание стихов о весне с использованием пиктограмм.

Обсуждение и разучивание пословиц и поговорок  о весне.

Чтение сказок,  рассматривание иллюстраций, драматизация их.

Детское словотворчество: новое название известным предметам.

Чтение народных примет о весне, скороговорок.

Встреча с библиотекарем – Сказки  В. Сутеева.

Воспитатели

   Музыка  

 

 Музыкально-речевая игра «Речевые и неречевые звуки».

Музыкально-театрализованная деятельность: «Ясна-красна, приди весна…»

«Весенний оркестр» - игры-имитации на музыкальных инструментах.

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Художественное

творчество

Изготовление  схем по сказкам,  рисование пиктограмм.

Практическая мастерская «Нарисуй письмо другу».

Моделирование «Пиктограммы»

Составление книжки-малышки о весне.

Рисование мнемотаблиц на слова.

Воспитатели

  Игровая

Сюжетно-ролевая игра «Детская студия», «Создаем репортаж».

Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Четвертый лишний», «Занимательная ручка», «Один и много», «Когда это бывает», «Путешествие по Саратову», «Составь рассказ», «Назови наоборот». Игры на развитие мелкой моторики рук.

Воспитатели

   Труд

Безопасность

Физическое развитие

Ручной труд: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Разучивание потешек по формированию КГН.

Беседы на темы:  «Какие опасности таятся на улице весной?», «Витаминка советует...».

Утренняя гимнастика – чтение речевок.

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели.

Работа с родителями:

  1. Консультации:  «Речевые игры с детьми», «Все о развитии детской речи», «Дидактические игры, как средство развития речи», памятка  «Как учить стихи с детьми».
  2. Анкетирование  «Речевое развитие ребенка».
  3. Индивидуальные беседы по речевым проблемам ребенка.
  4.  Составление с ребенком книжки сказок с иллюстрациями, сделанными ребенком и схемой сказок.
  5. Совместно с родителями созданы дидактические игры «Цветик - семицветик», игры на развитие речевого дыхания.
  6. Тематическая выставка дидактических игр  в помощь родителям.

3 этап  - заключительный

1. Обработка и оформление материалов проекта.

2. Оценка результатов работы всех участников проекта.

3. Итоговое мероприятие: НОД «Весенняя сказка».

4. Мультимедийная презентация проекта в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Проект на тему: Творческо - исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания « Моя малая родина» для детей подготовительной группы.

Творческо - исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания « Моя малая родина» для детей подготовительной группы. ...

Дополнительная программа по развитию речи "Ручеек"

Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим, с художественной литературой, на всех остальных занятиях и вне их - в игр...

Проект по развитию речи в средней группе детского сада "Речевой ручеек"

Материал предназначен для воспитателей детских садов. Реализация данного проекта осуществляется через цикл речевых занятий с детьми, создание условий для речевой деятельности детей. Занятия предполага...

Проект по развитию речи: «Рисуем с мамой». В рамках проекта по развитию речи «Сказка за сказкой»

Цели проекта: создание более теплой и дружественной атмосферы между ребенком, родителем и воспитателем, создание партнерской среды.Задачи:- образовательная: расширить и углубить представление ребенка ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «Речевой ручеек» (детей 4-5лет)

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...