Проект по развитию речи "Речевой ручеек"
проект по развитию речи (старшая группа) на тему
использование мнемотехники в работе по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoy_rucheek.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «Речевой ручеек»
Участники проекта: дети старшей группы «Капелька», воспитатели, родители воспитанников.
Вид проекта: игровой.
Длительность проекта: краткосрочный
Сроки реализации проекта: 17-28 марта 2014 г.
Актуальность проекта:
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи мы решили использовать дидактические игры. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Цель: Формирование у детей коммуникативно-языковой компетентности.
Задачи проекта:
• формировать у детей стремление говорить грамматически правильно.
• развивать и формировать необходимый уровень речевых умений и способностей.
• формировать навыки связной речи.
• развивать интерес к художественной литературе, как образцу речи.
Средства реализации:
• речевая среда
• речевая активность
• речевая практика участников проекта
• художественная литература, как основа обучения речи
• моделирование в обучении связной речи.
• Словесно – дидактические игры.
Прогнозируемый результат:
Формирование коммуникативной компетенции: развитие связной речи, умения общаться с детьми, взрослыми. Развитие умения использовать в общении различные коммуникативные средства.
1 этап – подготовительный.
1. Выбор темы, обозначение проблемы.
2. Определение цели и ведущих задач по развитию речи дошкольника.
3. Обсуждение проекта с родителями и детьми, анкетирование родителей, выбор возможных источников информации.
4. Составление плана работы над проектом.
2 этап - практический
Образователь-ная область | Тема, содержание | Ответствен- ный |
Коммуникация Художественное творчество Познание Чтение художественной литературы | НОД: «Весна идет – весне дорогу! Составление рассказа с использованием схемы ». Задачи: Расширять знания детей о весне, учить детей составлять описательные рассказы о весне, используя при этом план – схему, продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания; развивать память, внимание, словесно- логическое мышление. НОД: «Весенняя сказка» Задачи: Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь детей по теме. Учить составлять сказку на предложенную тему, используя пиктограммы. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам. Закреплять уже известные способы словообразования; умение интонационно выделять данные звуки в словах. Развивать способность передавать интонацией различные чувства. Воспитывать в детях добрые чувства. НОД: « Роспись гжельской посуды. Составление описательного рассказа о гжельской росписи» Задачи: Познакомить с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме. Учить расписывать изделия, используя для этого цветовую гамму и элементы узора, характерные для росписи керамики. Развивать умение составлять описательный рассказ о гжельской росписи. НОД: «Птицы на кормушке. Составление описательного рассказа о птицах». Задачи: Расширять представление детей о зимующих и перелетных птицах, упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по схеме – модели. Учить лепить птицу из целого куска, оттягивая части и придавая им нужную форму, сглаживать поверхность. Развивать чувство пропорции, память, внимание, мелкую моторику рук. Задачи: Учить детей составлять описательные рассказы о диких животных, используя при этом план - схему; продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания; активизировать словарь по теме; развивать память, внимание, словесно- логическое мышление. Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи; закреплять употребление существительных в родительном падеже; воспитывать доброжелательные отношения к разным животным. НОД: «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». Задачи: Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать речь детей фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение. Упражнение детей в умении пересказывать сказку с использованием наглядных пособий (мнемотаблиц), в связной логической последовательности. | Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
Коммуникация | Утренняя речевая разминка, звуковая гимнастика для веселого язычка; работа детей на «телевидении» - дидактическая игра «Телерепортер: весенний репортаж с улиц города»; дидактические игры «Расшифруй пиктограмму», «Пословица недаром молвится», «Справочное бюро», «Цветик-семицветик», «Весенние слова», «Доскажи словечко». Игры на развитие речевого дыхания: «Оживи бабочку», «Чаепитие», «Ёжик». Рассказывание по сюжетным картинкам. | Воспитатели |
Чтение художественной литературы | Заучивание стихов о весне с использованием пиктограмм. Обсуждение и разучивание пословиц и поговорок о весне. Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, драматизация их. Детское словотворчество: новое название известным предметам. Чтение народных примет о весне, скороговорок. Встреча с библиотекарем – Сказки В. Сутеева. | Воспитатели |
Музыка |
Музыкально-речевая игра «Речевые и неречевые звуки». Музыкально-театрализованная деятельность: «Ясна-красна, приди весна…» «Весенний оркестр» - игры-имитации на музыкальных инструментах. | Воспитатели Музыкальный руководитель |
Художественное творчество | Изготовление схем по сказкам, рисование пиктограмм. Практическая мастерская «Нарисуй письмо другу». Моделирование «Пиктограммы» Составление книжки-малышки о весне. Рисование мнемотаблиц на слова. | Воспитатели |
Игровая | Сюжетно-ролевая игра «Детская студия», «Создаем репортаж». Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Четвертый лишний», «Занимательная ручка», «Один и много», «Когда это бывает», «Путешествие по Саратову», «Составь рассказ», «Назови наоборот». Игры на развитие мелкой моторики рук. | Воспитатели |
Труд Безопасность Физическое развитие | Ручной труд: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Разучивание потешек по формированию КГН. Беседы на темы: «Какие опасности таятся на улице весной?», «Витаминка советует...». Утренняя гимнастика – чтение речевок. | Воспитатели Воспитатели Воспитатели. |
Работа с родителями:
- Консультации: «Речевые игры с детьми», «Все о развитии детской речи», «Дидактические игры, как средство развития речи», памятка «Как учить стихи с детьми».
- Анкетирование «Речевое развитие ребенка».
- Индивидуальные беседы по речевым проблемам ребенка.
- Составление с ребенком книжки сказок с иллюстрациями, сделанными ребенком и схемой сказок.
- Совместно с родителями созданы дидактические игры «Цветик - семицветик», игры на развитие речевого дыхания.
- Тематическая выставка дидактических игр в помощь родителям.
3 этап - заключительный
1. Обработка и оформление материалов проекта.
2. Оценка результатов работы всех участников проекта.
3. Итоговое мероприятие: НОД «Весенняя сказка».
4. Мультимедийная презентация проекта в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»
ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...
Проект на тему: Творческо - исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания « Моя малая родина» для детей подготовительной группы.
Творческо - исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания « Моя малая родина» для детей подготовительной группы. ...
Дополнительная программа по развитию речи "Ручеек"
Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим, с художественной литературой, на всех остальных занятиях и вне их - в игр...
Проект по развитию речи в средней группе детского сада "Речевой ручеек"
Материал предназначен для воспитателей детских садов. Реализация данного проекта осуществляется через цикл речевых занятий с детьми, создание условий для речевой деятельности детей. Занятия предполага...
Творческий отчёт по реализации проекта «Раннее развитие у дошкольников компетенции Сити фермер, в рамках проекта «Инженерная компетентность – сила развития Родины»
Творческий отчёт коллектива....
Проект по развитию речи: «Рисуем с мамой». В рамках проекта по развитию речи «Сказка за сказкой»
Цели проекта: создание более теплой и дружественной атмосферы между ребенком, родителем и воспитателем, создание партнерской среды.Задачи:- образовательная: расширить и углубить представление ребенка ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «Речевой ручеек» (детей 4-5лет)
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...