Конспект занятия с детьми подготовительной группы
план-конспект занятия (развитие речи, подготовительная группа) по теме

Муянова Нина Алексеевна

 

Тема занятия:   Рассказывание по сюжетной картине «Бурый медведь. Зима»

Программное    содержание:

Учить  составлять рассказы по картине с точки зрения настоящего, прошлого и будущего объектов; объяснять, что такое начало, середина и конец рассказа.   Упражнять в умении подбирать синонимы, употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени, образовывать притяжательные прилагательные и использовать данный словарь в рассказе.  Продолжать учить оценивать детские рассказы с точки зрения содержания и образности высказываний.  Закреплять знания о жизни диких животных.  Упражнять в умении вместе инсценировать действия героев картины. Развивать зрительное  внимание: умение видеть все объекты картины, различать следы птиц и зверей.  Закрепить  состав числа в пределах восьми и временные понятия: утро, день, вечер, будущее, настоящее, прошлое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с детьми подготовительной группы

Тема занятия:

Рассказывание по сюжетной картине «Бурый медведь. Зима»

Программное    содержание:

Учить  составлять рассказы по картине с точки зрения настоящего, прошлого и будущего объектов; объяснять, что такое начало, середина и конец рассказа.   Упражнять в умении подбирать синонимы, употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени, образовывать притяжательные прилагательные и использовать данный словарь в рассказе.  Продолжать учить оценивать детские рассказы с точки зрения содержания и образности высказываний.  Закреплять знания о жизни диких животных.  Упражнять в умении вместе инсценировать действия героев картины. Развивать зрительное  внимание: умение видеть все объекты картины, различать следы птиц и зверей.  Закрепить  состав числа в пределах восьми и временные понятия: утро, день, вечер, будущее, настоящее, прошлое.

Оборудование:

Картина «Бурый медведь зимой»; мел;  схема  повествования  о живых объектах; постройка  машины из стульев  и атрибутов; карточки с  примерами;   магнитофонная запись  шумов;   бумажные следы зайца, лисы, птицы.

Пропедевтическая   работа:

Рассматривание картины на занятии  по  методике Сидорчук Т.А.  с 1-4 шаги. Проведение речевых игр «Чей-чьи?», «Скажи по-другому», «Подбери действия».

Активизация   словаря :

Птичьи, заячьи, рыжехвостая, косой,  длинноухий, короткохвостый,  трещит,  белобока, плутовка, утром, вечером, будущее,  настоящее, прошлое, начало, середина, конец.

1 этап работы

Организационный  момент (3 мин)

Игровая мотивация

(звучит магнитофонная запись со звуком машины)

Педагог:

-Ребята, за нами приехала машина Времени. Она возьмёт в путешествие тех, кто помнит, что нарисовано на картине «Бурый медведь  зимой».

Дети:

Дети перечисляют объекты картины:

-На картине есть лиса.

-Там   есть сорока.

-На картине изображены  деревья. И т.д.

Задание  «Найди своё место»

(недалеко от места беседы, перед картиной  построена машина из стульев и атрибутов)

Педагог:

-Молодцы, все  помнят картину.  Отправляемся в неё.

Садитесь в машину. Чтобы  найти своё место, надо решить пример на  билете.

(Педагог раздаёт билеты  с  примерами и проверяет  посадку детей в машину)

-Почему ты сел на это место?

Дети:

Дети берут билет, получают ответ в ходе решения примера и садятся на соответствующее ответу место.  

-У меня 5 место,  потому что  2 да 3 будет 5. И т.д

Имитация  езды на машине

Педагог:

Заводим мотор.

-Приехали!

Дети:

- Дррррр.

2 этап работы

Основная часть (25 мин)

Остановка «Настоящее время»

Педагог:

Объявляется остановка: «Настоящее время»

-Посмотрите, что вы видите на поляне  сейчас?

Дети:

-Следы

Речевое упражнение «Чьи следы?» (3 мин)

(Проводится, сидя в машине. На полу вокруг машины  лежат перепутанные следы зайца, лисы, птицы)

Педагог:

Как вы думаете, кто оставил вот эти следы?  

Дети:

- Заяц.

Педагог:

-Как ещё по-другому его называют?

Дети:

-Трусишка, косой, зайчишка, зайчонок, длин-ноухий, короткохвостый.

Педагог:

ИДП (спросить Лену – трудности образования  прилагательных)

-Как называют следы зайца?

Дети:

- Заячьи следы

Педагог:

ИДП (спросить Федю – учёт особенности восприятия)

-Кто оставил эти следы?

Дети:

- Лиса.

Педагог:

-Как ещё по-другому её называют?

Дети:

- Рыжая плутовка, лисица, рыжехвостая…

Педагог:

-Как называют  следы лисицы?  

Дети:

-  Лисьи следы.

Педагог:

-Кто оставил эти следы?

Дети:

- Птицы

Педагог:

-Как ещё по-другому их называют?  

Дети:

-Пташки.

Педагог:

- Как называют следы птиц?

Дети:

-Птичьи следы.

Динамическая пауза «Иди по следу»

(дети делятся  на 3 группы, идут по следам)

Педагог:

Задание.

-Разделитесь на  три группы.  Каждая группа идите по своему следу.

Дети:

Дети идут по предложенным следам, которые приводят к  картине.

Составление повествования о настоящем героев картины (4мин)

Педагог:

-Куда следы вас привели?

Дети:

- В картину

Педагог:

-Какая часть дня на картине?

Дети:

-День

Педагог:

ИДП (спросить Катю – образец для других детей)

-Что делает заяц сейчас, в настоящее время, днём?

Дети:

Называют и имитируют действия зайца

Спрятался под снегом, притих, затаился, не дышит, молчит, слушает, дорожит.

Педагог:

-Посмотрите на сороку, что она делает сейчас, днём?

Дети:

Называют и имитируют действия  сороки.

-Сидит на ветке, трещит, смотрит по сторонам, переживает за зайца, предупреждает об опасности. 

Педагог:

-Что делает лиса в настоящее время, днём?

Дети:

Называют и имитируют действия лисы.

Идёт по снегу, нюхает заячьи следы, охотится за зайцем, слушает, как трещит сорока…

Имитация  езды на машине  (посадка в машину)

Остановка «Прошлое время»

Педагог:

А сейчас машина Времени перенесёт нас в прошлое  героев. Заводим мотор.

-Остановка: «Прошлое время»

Дети:

  • Дрррр

Схематизация  повествования.

Схема повествования об объектах животного мира: (утро, день, вечер, ночь)

Составление  повествования о прошлом героев картины (4 мин)

Динамические упражнения по ходу повествования на снятие статического напряжения

Педагог:

(рисует влево стрелку от  картины).

-Расскажем, что было с объектами в прошлом.

В каком времени мы рассматриваем животных? (выставляется схема-подсказка)

Дети:

- Во времени суток.

Педагог:

-Что было перед   днём?

Дети:

  • Утро

Педагог:

-Что делал заяц до этого, утром?

ИДП (спросить Вову – учёт особенности воображения)

Дети:

-Называют и имитируют действия героев

-Утром заяц проснулся, побежал добывать себе пищу. Бегал по лесу. Увидел лису. Стал от неё убегать. И т.д.

Педагог:

-Что сорока  делала до этого, утром?

Дети:

-Скакала по веткам, спала, сидела на сосне, искала себе пищу, летала в город…)

Педагог:

-Что лиса делала до этого, утром?

Дети:

-Спала, проснулась голодная – пошла еду искать, охотилась за мышью, но не поймала, увидела зайца…)

Имитация  езды на машине (посадка в машину)

Остановка «Будущее время»

Педагог:

А сейчас машина Времени перенесёт нас в будущее  героев. Заводим мотор.

-Остановка: «Будущее»

Дети:

  • Дррр

Схематизация  повествования.

Схема повествования об объектах животного мира: (утро, день, вечер, ночь)

Составление  повествования о будущем героев картины (4 мин)

Динамические  упражнения  по ходу повествования на снятие статического напряжения

Педагог:

(рисует вправо стрелку от  картины).

-Расскажем, что будет с объектами в будущем.

(обращает внимание на схему)

-Что будет после дня?

Дети:

-Вечер и ночь.

Педагог:

-Что будет делать заяц вечером?

Дети:

-Вечером она устанет и захочет отдохнуть, полетит домой, к другим сорокам рассказывать свою историю…

Педагог:

-Что будет делать лиса  вечером?

Дети:

-Вечером она пойдёт в свою нору – греться, будет и дальше охотиться, пойдёт в деревню за курами…

Физкультурная пауза (1 мин)

Педагог:

-Зайка по лесу петляет,  

 Лиса хвостиком виляет.

 А сорока –белобока

 Всех  в лесу предупреждает:

 - Лиса идёт след в след!    

   Зайка, прячься  под  снег!

Дети:

Прыгают, виляют  «хвостом», летят, как птица, говорят и приседают

Мотивация в составлению рассказов:

(звучат голоса героев картины: стрекотанье, тявканье, шум ветра)

Схема рассказа (1 мин)

Педагог:

-Что за шум? В нашей картине перепуталось настоящее, прошлое и будущее. Герои успокоятся, если мы  расскажем о них по порядку.

Напоминание с показом на схему рассказа:

-Вспомните, как рассказать по порядку, что есть у рассказа?

Установка: - Чтобы рассказ был интереснее не забывайте, как ещё по-другому можно называть героев.

Дети:

-Есть начало– это то, что было в прошлом – утром.

-Есть середина – то, что нарисовано на картине.

-Есть конец – то, что будет в будущем, чем история закончится.

Составление детьми  рассказов

Инсценирование другими детьми действий героев по ходу повествования (6 мин)


Педагог:
(вызов детей)

По ходу повествования детьми педагог предлагает 2-3 детям изобразить действия героев картины.

ИДП (Сашу, Иру – сначала привлечь к показу, затем к составлению рассказа – учёт особенности связной речи)

-напоминает рассказчику о замене названий героев синонимами.

Дети:

Один ребёнок рассказывает о сороке, другой – о лисе, третий – о зайце с точки зрения прошлого, настоящего и будущего.

Другие дети по предложению педагога имитируют действия героев по ходу повествования.

Педагог:

-Чем вам понравился этот рассказ?

-Почему он получился интересным?

Дети:
-Саша называл зайца по-разному: короткохвостый,  косой, длинноухий.

-Дима придумал, как лиса хотела достать сороку.

-Лена рассказала, как сорока стрекотала:

-Лиса идёт!

-Они рассказали прошлое, настоящее и будущее  героев.

Заключительная часть (2 мин)

Рефлексия (2 мин)

Педагог:
-Что помогло успокоить героев?

Дети:

-Мы рассказали о них  по порядку: что было  с  ними утром, что днём , а что вечером.

Педагог:

- Что вам помогло сделать рассказ интересным?

Дети:

-Мы называли героев разными словами.

-Мы рассказывали прошлое, настоящее и будущее героя.

Имитация  езды на машине (посадка в машину)

Остановка «Группа»

Педагог:

А сейчас машина  Времени перенесёт нас домой, в группу. Заводим мотор.

-Остановка: «Группа»

Дети:

  • Дрррр

Рассказы детей:

Рассказ о зайце:  

Утром заяц проснулся, побежал добывать себе пищу.  Увидел лису  и прыгнул в кусты.   Длинноухий спрятался от неё под снегом, не дышит, дрожит, ждёт , когда рыжехвостая  уйдёт.   Весь день лисица бегала по следам, не нашла косого. Вечером плутовка  ушла, а  короткохвостый надрал  коры  и поскакал к своей маме.

Рассказ о сороке:  

Утром  сорока – белобока  скакала по веткам,   искала себе пищу,.

Увидела трещётка зайца и  стала громко стрекотать.: - Лиса идёт!  Прячься, зайка, в снег!  Весь день косой сидел под снегом. Вечером короткохвостый убежал, а сорока полетела   к другим сорокам рассказывать,  как она зайцу помогла.

Рассказ о лисе:  

Утром лиса спала у себя в норе. Когда рыжехвостая проснулась, пошла искать  еду, увидела заячьи следы и погналась по  следам искать косого. Услышала, что сорока  трещит, зайца предупреждает, хотела сороку достать, но трещётку не достать, высоко сидит. Наступил вечер,  лисица  зайца не нашла, пошла в деревню за курами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Защитники Привольной».

данного занятия вы не встретите нигде, т.к. оно было разработано мной специально для расширения, углубления и закрепления знаний детей о родной станице Привольной, ее истории и героях. Авторы Ксенз В....

Конспект занятия с детьми подготовительной группы, составление рассказов разных видов по сюжетной картине «Кошка с котятами»

Программное содержание: Совершенствовать умение детей строить разные типы высказываний (описание, повествование), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предлож...

Поможем звездным человечкам: конспект занятия с детьми подготовительной группы

Нравственное  воспитание, дружба, этикет. Образовательная область «Познание»....

Лес – великая страна: конспект занятия с детьми подготовительной группы

Экологическое воспитание детей. Уточнить и расширить представления детей о лесе – сообществе животных и растений, о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. Обр...

Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Реки города большие и малые»

Конспект занятияс детьми подготовительной группы«Реки города большие и малые»...

Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Ветер, ветер…»

учить детей экспериментированию и конструированию из бумаги...