Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Реки города большие и малые»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект занятия
с детьми подготовительной группы
«Реки города большие и малые»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель : 1 . Расширять представления детей о природных ресурсах Н . Новгорода ( река , рыба ,
деревья ) .
2 . Сформировать понятия Волга-труженница , Волга-кормилица , Волга-красавица .
3. Закрепить знания детей о роли человека в преобразовании состояния реки Волги .
4. Воспитывать чувство ответственности за свою « малую родину» .
Словарь : приток , полноводная , плотина , гидроэлектростанция , река Волга , река Ока ,
лесные богатства , экологическое бедствие .
Материал : глобус , карта Н . Новгорода и области ,нарисованная карта протяжённости реки
Волги , с табличками названий городов , карточки с изображением рыб ,
иллюстрации « лесные богатства» , иллюстрации к проблемным задачам .
Ход занятия :
Восп-ль : Ребята , я приготовила для вас загадку , попробуйте её отгадать :
« Бежит , бежит – не выбежит .
Течёт , течёт – не вытечет .»
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ : река .
Восп-ль : Правильно ,загадка о реке .
Сегодня мы с вами поговорим о реках , которые протекают по нашему Нижнему Новгороду .
ПОКАЗ ГЛОБУСА
Восп-ль : Посмотрите на глобус , какого цвета на нём больше ?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ : синего , голубого .
Восп-ль : Правильно , когда посмотришь на глобус внимательно , видно , что воды на нашей планете
больше , чем суши .
- А как вы думаете , из чего же складывается это огромное водное пространство планеты
Земля ?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ : океаны , реки , моря , озёра . ( по желанию дети показывают их на карте или
глобусе ) .
Восп-ль : Молодцы . Много назвали морей , океанов , рек .
- А вот интересно , есть моря и реки у нас в Н . Новгороде ?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ : Горьковское море , река Волга , река Ока .
Восп-ль : Хотите , я вам сегодня расскажу о реке Волге ?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ : хотим .
Восп-ль : Я приглашаю вас в небольшое путешествие по этой реке .
- А на чём вы хотите путешествовать по реке ?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ : на лодке , на плоту .
Восп-ль : На плоту нам будет просторнее .Садитесь поудобнее .
- Итак , плывём по великой русской реке Волге . Реку эту часто называют
Волгой-кормилицей , Волгой-красавицей , Волгой-труженницей .
Пока мы плывём , я расскажу вам , как из маленького ручейка родилась великая река Волга .
Слушайте внимательно , потом расскажете этом дома , т. к. не все это знают
-Когда-то давным-давно ,когда на Земле ещё жили древние люди , из маленького ручейка на
Валдайской возвышенности ( показать на карте ) зародилась огромная река Волга .Сейчас над
этим ручейком сделана крыша , повешена памятная табличка .
- Волга , означает « светлая» . И протянулась она от Валдайской возвышенности – до
Каспийского моря . (показать её длину указкой по карте ) . Река широкая и полноводная
потому , что у Волги много помощников – притоков ,больших и маленьких речек , которые
несут в неё свои воды .
- Знаете сколько их ? – 200 . И среди них знакомая нам река Ока .
- Ока - это крупнейший правый приток Волги . Название реке дали племена , которые
обитали на берегах Оки . Оно происходит от слова ЙОКИ , что значит « река» .
По Оке идёт водный путь от Н . Новгорода на Рязань, Коломну ,и далее по Москве-реке
до Москвы .
- Ока мало уступает Волге по красоте . Её широкие пляжи и живописные берега с лесами
и рощами привлекают множество туристов и отдыхающих . На Оке в свою очередь много
отмелей , мешающих судоходству , поэтому по ней ходят более мелкие суда , чем по
Волге .
Там , где воды двух рек
Подружились навек ,
Где сливается Волга с Окою
Славный город стоит
Как утёс , как гранит
Над великою русской рекою .
- Ребята , о каком городе говорится в стихотворении ?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ : о Нижнем Новгороде .
Восп-ль : Почему вы так думаете ?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ : на этих двух реках стоит наш город .
Восп-ль : Какие ещё города стоят на реке Волге ?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ : Новгород , Тверь , Ярославль , Самара …
Восп-ль : Интересно , почему людям так нравилось селиться на берегах Волги ?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ : Удобно добывать пищу , строительный материал для постройки домов …
Восп-ль : Давайте и мы понарошку забросим сети и попробуем поймать рыбу . ( дети выполняют игровые движения –забрасывают сеть )
- Какую рыбу вы поймали ? Назовите её .
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ : Сельдь , осётр , белуга , стерлядь , угорь .
Восп-ль : Вот такое имеется богатство в водах реки Волги .
-Берега же Волги покрыты лесами . А какие леса вы знаете , какие деревья ?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ : хвойные , лиственные , смешанные .
Восп-ль : Наше путешествие на плоту закончилось . Выходим на берег Волги .Пройдём по её берегам пешком и посмотрим , какие звери живут в здешних лесах .
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ : медведи , волки ,лисы , лоси , зайцы ,белки , бобры , рыси .
Восп-ль : А какие ещё лесные богатства , кроме деревьев и животных вы знаете ? ( показывает наводящую картинку ) .
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ : грибы , ягоды , орехи , лечебные травы ) .
Восп-ль : ( предлагает детям присесть на полянке ) .
- Волга с её берегами дарит людям не только огромные богатства , но и очаровывает своей
красотой . Поэтому прозвали её Волгой-красавицей , а ещё Волгой-труженницей .
-Ребята , а ведь мы с вами знаем , что нижегородцы ,как и весь русский народ-народ
гостеприимный , хлебосольный . Как вы понимаете эти слова ?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ : любят встречать гостей .
Восп-ль : А на чём они в гости друг к другу ездят ?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ : корабли , метеоры ,ракеты .
Восп-ль : А на чём грузы возят ?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ : сухогрузы . баржи …
Восп-ль : ( предлагает детям сесть на выбранный речной вид транспорта и отправиться дальше )
- По реке-Волге один за другим идут огромные корабли , теплоходы , баржи . Они идут строго по расписанию , чтобы не было столкновений и аварий . Волга – главный водный путь России . (показать по карте ) . По ней можно приплыть в Балтийское море , в Чёрное , Азовское .
- Посмотрите , на берегах Волги нижегородцы построили крупные заводы и фабрики : делают машины , строят корабли , шьют одежду , обувь . И везде используют воды Волги .
Трудится , трудится река день и ночь для людей , не зря её прозвали Волгой-труженицей .
Да вот беда ! Заболела Волга . Вода стала грязной , потому что с заводов и фабрик сливают в реку грязную использованную воду . Рыба – какая погибла , какая ушла в другие воды . Осталось её очень мало . И воды в реке стало меньше .
- Почему же это произошло ?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ : люди стали загрязнять реку , стали на ней всё строить .
Восп-ль : Да ! Потому , что человек взялся Волгу переделывать , чтобы жизнь людей улучшить , а не подумал , хорошо ли реке будет , не повредит ли это ей . Оказалось , что повредило . Поставили плотину ,перегородили реку – и пошла вода совсем в другую сторону , т . к . плотина вперёд её не пускает . Упирается вода в плотину , а пройти не может .
Или другой пример . На текстильной фабрике залили в огромные котлы чистую , волжскую воду , насыпали туда порошка-красителя , ткань покрасили . Получилась красивая , всем модницам понравится . А воду из котлов грязную в Волгу слили .
- Будет вода после этого чистой , прозрачной , вкусной ?
-Будет полезна рыбам и человеку ?
Вот так и наступило экологическое бедствие . Теперь все учёные думают , как помочь Волге .
Пока не придумали . Похоже , эту задачу вам придётся решать , когда вырастете . А пока , я предлагаю вам поиграть в игру : « Хорошо-плохо» .
Задача 1 . Плывёт по Волге теплоход , на нём – путешественники . Любуются красотой реки , слушают
про неё рассказы , фотографируют , лимонад , воду пьют , банки и бутылки в Волгу бросают .
А один турист пакет с кислым молоком дальше всех бросил . Как вы думаете , что хорошо , а
что плохо в этой картинке ?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ : хорошо то , что люди отдыхают , любуются красотой , а плохо то , что они бросают
мусор в реку .
Задача 2 . Вышла на лов рыбацкая лодка . Наловили рыбы много-много . В сети попала и крупная и
мелкая рыба . Рыбаки думают : зачем нам мелкая рыба , её и на рынке никто не купит , и
самим не нужна . Отобрали мелкую рыбёшку и выбросили в воду . И плавает она на
поверхности брюшком кверху . А мы с вами на рынке купили крупную . Что хорошо
в этой истории , а что плохо ?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ : хорошо то , что мы купили крупную рыбу , а плохо то , что от мёртвой рыбы
портится вода в реке .
Восп-ль : Да , дети , прежде чем что-то сделать , надо хорошо подумать : а не будет ли от этого
кому плохо ?
- Ну что ж , нам домой пора . Прощаемся с Волгой . Выходим на берег .
- ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ В ПУТЕШЕСТВИИ ПО РЕКЕ ВОЛГЕ ?
- ЧТО НОВОГО УЗНАЛИ О РЕКЕ ВОЛГЕ ?
- ЧТО ТЫ РАССКАЖЕШЬ СВОИМ ДРУЗЬЯМ О РЕКЕ ВОЛГЕ ?
Конспект занятия
с детьми подготовительной группы
«Реки города большие и малые»
Воспитатель: Чернева М.Ю.
Педсовет №2
МДОУ д/с №95
январь 2005 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Защитники Привольной».
данного занятия вы не встретите нигде, т.к. оно было разработано мной специально для расширения, углубления и закрепления знаний детей о родной станице Привольной, ее истории и героях. Авторы Ксенз В....
Конспект занятия с детьми подготовительной группы, составление рассказов разных видов по сюжетной картине «Кошка с котятами»
Программное содержание: Совершенствовать умение детей строить разные типы высказываний (описание, повествование), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предлож...
Поможем звездным человечкам: конспект занятия с детьми подготовительной группы
Нравственное воспитание, дружба, этикет. Образовательная область «Познание»....
Конспект занятия с детьми подготовительной группы "Путешествие по родному городу в будущем" Тема "Транспорт"
Формировать навык звукового анализа и чтения слов. Совершенствовать навык образования существительных множественного числа родительного падежа и сравнительной ...
Конспект занятия с детьми подготовительной группы с логопедическим заключением «ОНР 3 уровень речевого развития» Лексическая тема: «Животные Африки» (Презентация к занятию)
К конспекту занятия с детьми подготовительной группы с логопедическим заключением «ОНР 3 уровень речевого развития» Лексическая тема: «Животные Африки» добавлю некоторые слайды...
Конспект занятия с детьми подготовительной группы Квест-игра: «Путешествие в город профессий»
Конспект занятия с детьми подготовительной группыКвест-игра: «Путешествие в город профессий» Цель: формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок и уважитель...
Конспект занятия с детьми средней группы «Мой город Калининград»
Конспект занятия с детьми средней группы«Мой город Калининград»....