НЕПЕСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.(ПРИДУМЫВАНИЕ ЗАГАДОК)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (рассказывание по воображению, придумывание загадок).
«КОТ-ЛЕОПОЛЬД В ГОСТЯХ У «СКАЗКИ»».
ЦЕЛЬ:расширение активного и пассивного словаря в процессе придумывания загадок, +формирование воображения.
ЗАДАЧИ:обогащать круг представлений у детей. Учить детей самостоятельно придумы+вать загадки. Способствовать развитию наглядно-образного,причинного,исследовательского мышления; памяти.
ОБОРОДУВАНИЕ:игрушка кот-ЛЕОПОЛЬД,модель для придумывания загадок,картинки:самовар,мед,очки,ромашка.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
ВОСПИТАТЕЛЬ:у нас сегодня на занятии будет присутствовать необычный гость, но прежде чем он появится вы попробуйте отгадать кто это в игре “ДА-НЕТ-ка.”А подсказка будет такая:этот гость не является человеком.
ДЕТИ:это птица?
В-ль:нет,это не птица.
Дети:может это насекомое?
В-ль:нет,это не насекомое.
Дети:может это какой-то зверек?
В-ль:да, зверек ,но зверек необычный.
Дети:он волшебный?
В-ль:да,он умеет говорить. Послушайте загадку, а разгадкой является наш гость.
Этот кот добрейший в мире,
Он мышам в своей квартире
Говорит всегда,что нужно
Кошкам с мышками жить дружно
Дети:(КОТ-ЛЕОПОЛЬД)
В-ль:верно,а вот и наш гость. Поздоровайтесь с ним. А как вы думаете,как он оказался в нашем саду?
Дети:он мог появиться с помощью волшебной палочки.
В-ль:а каким еще образом Леопольд мог здесь оказаться?
Дети:мог прилететь,прибежать,прийти,появиться с помощью шапки-навидимки......и т. д.
В-ль:а если прилететь,то на чем?
Дети:на самолете,вертолете,ракете,на воздушном шаре,на летающем корабле.......
В-ль:а если приехать ,то на чем?
Дети:на машине,самокате,велосипеде,на роликах,на трамвае,атобусе,электричке..........
в-ль:кот Леопольд говорит,что он пришел попросить на о помощи.Дело в том,что мыши согласятся жить дружно,если кот-Леопольд победит в конкурсе загадок.Условия конкурса таковы:выиграет тот,кто придумает больше всего загадок.Кот-Леопольд слышал,что дети в детском саду умеют хорошо придумывать загадки.Поможем ему?
Дети:да!!!
В-ль:Лунтик принес с собой картинки с изображенными на них предметами о которых он хотел бы придумать загадку(самовар,мед,цветок,ромашка,очки)
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям состтавить загадку о самоваре.Значение признака в левой части таблицы обозначается словом с четковыделенной первой буквой,а в правой части зарисовка объекта.Это позволяет тренировать детскую память:ребенок,не умея читать,запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
МОДЕЛЬ:
КАКОЙ? ЧТО БЫВАЕТ ТАКИМ ЖЕ?
Для составления загадки выбран объект (самовар).Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
-Какой самовар по цвету?-желтый
Воспитатель записывает слово желтый или штрихует желтым цветом первую строчку левой части таблицы.
-Какой самовар по действиям?-Шипящий(заполняется вторая строчка левой части таблицы)
Какой он по форме?-Круглый(третья строчка левой части таблицы)
Воспитатель просит дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить в таблице правые строчки:
КАКОЙ? ЧТОТ БЫВАЕТ ТАКИМ ЖЕ?
Желтый солнце
Шипящий вулкан
Круглый арбуз
Далее детей просят дать образные характеристики объектам ,выбранным для сравнения(правая часть таблицы)
ПРИМЕР:желтое-солнце,но не простое,а яркое солнце.
КАКОЙ? ЧТО БЫВАЕТ ТАКИМ ЖЕ?»
ЖЕЛТЫЙ ЯРКОЕ СОЛНЦЕ
ШИПЯЩИЙ ПРОСНУВШИЙСЯ ВУЛКАН
КРУГЛЫЙ СПЕЛЫЙ АРБУЗ
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку ,втавляя между строчками правого и левого столбиков слова-связки «КАК»,»НО»,»НЕ»
Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
ИТОГОВАЯ ЗАГАДКА ПРО САМОВАР:
Желтый ,как яркое солнце,шипящий,как проснувшийся вулкан,круглый,но не спелый арбуз(воспитатель записывает результат для кота-Леопольда)
в-ль:а теперь давайте поиграем в игру «РАЗБЕЖАЛИСЬ»
Подвижная игра «РАЗБЕЖАЛИСЬ»
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Дети в произвольном порядке стоят на ковре. Воспитатель стоит перед ними и называет какой-то признак и показывает руками ,в какие стороны должны разбегаться дети .Например:мальчики направо, девочки налево;у кого есть красный цвет к окну, у кого нет к двери и др.
Называются признаки ,которые дают детям четко разделиться на две группы.(одежда с карманами и без, с длинными рукавами и с короткими, платья или не в платьях)
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ называть сравнения высокий-низкий и т. д. Игрушка кот-леопольд тоже принимает участие в игре на выбывание.(в достаточно быстром темпе)
После игры дети таким же образом составляют загадки на слова мед,ромашка,очки. Дети самостоятельно подбирают признаки предметов и сравнивают с другими предметами.
Все придуманные загадки записываются и в конце передаются коту-Леопольду для участия в конкурсе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ во 2 младшей группе. Составление загадок.
Загадки помогают развивать логическое мышление и сообразительность, а также помогают развивать словарный запас детей.Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие реч...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ: "ПРИДУМЫВАНИЕ ЗАГАДОК НА ОСНОВЕ ПРОВЕДЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ"
Методическая разработка по ознакомлению с окружающим и развитию речи со статьей. В помощь воспитателям....
Конспект НОД по развитию речи "Придумывание небылиц"
Творческое рассказывание развивает воображение и связную речь детей....
Непесредственно образовательная деятельность по ФЭМП
НОД по ФЭМП «Иван-царевич и Василиса Прекрасная» в подготовительной подгруппе. Реализуемая приоритетная образовательная область: познавательная. Цель: Обоб...
развитие речи "придумывание загадок описаний об игрушках"
развитие речи "придумывание загадок описаний об игрушках"...