"Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками"
консультация по развитию речи по теме
Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. Речь включает в себя несколько составляющих сторон: фонематическую (звуковая культура), лексическую, грамматический строй, связную речь. На протяжении дошкольного возраста связная речь развивается в направлении от диалогической к монологической.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-_razvitie_vzaimodeystviya_i_obshcheniya_doshkolnikov_so_sverstnikami.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками
В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям этого возраста уже недостаточно общаться только со взрослыми. Даже самые наилучшие отношения воспитателя с детьми остаются неравноправными: взрослый — воспитывает, учит, ребенок — подчиняется, учится. В ситуации общения с ровесниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетенция.
В дошкольном возрасте происходят существенные изменения во взаимодействии детей. В младшем дошкольном возрасте оно ситуативно либо инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. В старшем возрасте дети уже сами выступают инициаторами совместной деятельности, их взаимодействие в ней становится длительным, устойчивым, избирательным, разнообразным по формам.
Наиболее ярко развитие взаимодействия и общения детей проявляется в игре — ведущей деятельности дошкольников. Возможности сотрудничества детей можно пронаблюдать и на занятиях, если создать для этого необходимые условия — предложить детям специальные задания, при выполнении которых они будут вступать в отношения сотрудничества (согласования и соподчинения действий). Организация деятельности сотрудничества детей на занятиях позволяет взрослым оказывать влияние на общение детей в игре, что становится весьма актуальным в старшем дошкольном возрасте, когда возросшая самостоятельность детей снижает возможность взрослого контролировать и корректировать их игровое взаимодействие. Характер взаимодействия и общения ребенка, конечно же, зависит от личностных особенностей: кто-то охотно играет с большинством детей группы, кто-то только с 1 - 2, одни активны, агрессивны в контактах, а другие пассивны, подчиняются сверстникам и т.д. Однако, какими бы ни были личностные особенности ребенка, основные тенденции развития взаимодействия и общения остаются общими для всех.
Вторая младшая группа
Непосредственно в самой игре дети чрезвычайно редко обращаются друг к другу от своего имени и адресуясь к конкретному ребенку, т.е. у них отсутствуют ролевые высказывания.
При возникновении конфликтов в игре (в основном это ссоры из-за игрушек) дети не пытаются согласовать свои желания, а прибегают к различным видам давления на партнера — воздействуют на него физически (драка, толкание, отнимание игрушек и т.п.). словесно (высказывания типа «Отдай», "Уходи") либо обращаются с жалобой к воспитателю. Вообще для детей этого возраста при возникновении затруднений в игровой деятельности не характерно стремление поддержать ее (они часто разрушают игру).
Общаясь друг с другом вне игры, дети 4 лет уже могут вести последовательный разговор, т.е. понимать высказывания собеседника и ориентироваться на них. Правда, их беседы еще коротки, состоят из простых предложений и дети не всегда отвечают друг другу.
Нередко можно наблюдать и «коллективный монолог», когда ребенок говорит, почти не реагируя на реплики собеседников.
Таким образом, взаимодействие и общение детей на 4-м году жизни во многом еще имеют поверхностный характер.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
При непосредственном общении друг с другом у детей этого возраста наблюдается большая согласованность высказываний, которые становятся сложнее, а также увеличивается продолжительность их бесед. Дети могут учитывать возможности слушателя (например, с малышом ребенок может говорить более простыми и короткими фразами, нежели со своими ровесниками).
СТАРШАЯ ГРУППА
В своем взаимодействии и общении старшие дошкольники в большей мере, чем младшие, ориентированы на сверстников: они значительную часть свободного времени проводят в совместных играх и беседах, для них становятся существенными оценки и мнение товарищей, все больше требований они предъявляют друг другу и в своем поведении стараются учитывать их.
У детей этого возраста повышается избирательность и ус-
тойчивость их взаимоотношений: постоянные партнеры могут со-
храняться на протяжении всего года.
Существенные изменения начинает претерпевать и игровое взаимодействие детей: если раньше в нем преобладало ролевое взаимодействие (т.е. собственно игра), то в этом возрасте — общение по поводу игры, в котором существенное место занимает совместное обсуждение ее правил. Вместе с тем согласование своих действий, распределение обязанностей у детей этого возраста чаще всего возникает еще по ходу самой игры.
В ролевом взаимодействии старших дошкольников увеличиваются попытки контролировать действия друг друга — они часто критикуют, указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж.
При возникновении конфликтов в игре (а они в основном происходят, как и у младших детей, из-за ролей, а также из-за неправильности действий персонажей) дети стремятся объяснить, почему они так поступили, или обосновать неправомерность действий другого. При этом они чаще всего аргументируют свое поведение или критику другого различными правилами («Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т.д.). Однако детям не всегда еще удается согласовать свои точки зрения, и их игра может быть разрушена.
Общение вне игры у детей этого возраста становится менее ситуативным, дети охотно делятся своими ранее полученными впечатлениями (например, о просмотренном фильме, спектакле и т.п.). Они внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Во время беседы дети этого возраста уже не только внимательно слушают друг друга, но и пытаются более подробно расспросить собеседника, получить дополнительные разъяснения, а также стараются дать ему как можно более точную и полную информацию. Они чаще улавливают многозначность или несоответствия в сообщениях другого и просят их разъяснить.
Благодаря хорошему речевому развитию к 6 годам возможности детей к сотрудничеству со сверстниками расширяются. Для них характерна совместность не только в продуктивных видах деятельности, но и на занятиях учебного типа, во время дежурств и т.д.
Детям этого возраста интересна, к примеру, следующая интегрированная деятельность. Взрослый предлагает нарисовать коллективный рисунок, а затем сочинить по нему рассказ. Дети выбирают себе партнеров, продумывают тематику, например: путешествие на корабле или полет в космос, обсуждают план действий: композицию рисунка и роль каждого члена команды в ее создании. Отметим, что дети «держат» конечную цель общей работы — сочинить рассказ, поэтому, если кто-то из них слишком увлекается и затягивает процесс рисования, его могут попросить: «Заканчивай, а то мы не успеем придумать рассказ!», а также: •Давай, я немножко тебе помогу, так будет быстрее».
Затем взрослый предлагает детям подумать и обсудить то, о чем они будут рассказывать, кто начнет первым. Обычно у детей получаются очень интересные истории, основанные на знакомых сказках или мультфильмах, на реальных жизненных ситуациях. Дети «удерживают» общую нить рассказа, каждый последующий рассказчик опирается на высказывания предыдущих и находит логическое продолжение сказанному. Речь детей, как правило, образная и очень эмоциональная. Важно, что остальные дети при этом являются внимательными слушателями.
Затем устраивается выставка рисунков. Если взрослый запишет получившиеся сказки или истории, дети просят почитать их еще и еще раз, находят соответствующие рисунки.
Хорошо развитое детское сотрудничество помогает взрослому создать на любом занятии атмосферу творчества и взаимопонимания.
Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. Речь включает в себя несколько составляющих сторон: фонематическую (звуковая культура), лексическую, грамматический строй, связную речь. На протяжении дошкольного возраста связная речь развивается в направлении от диалогической к монологической.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игра как средство развития навыков общения дошкольников со сверстниками"
Уважаемые коллеги, разрешите поделиться с вами опытом работы, проведенной в подготовительной группе. Мною была выбрана тема пролекта: “Игра как средство развития навыков общения дошкольник...
Подборка игр на развитие общения дошкольников со сверстниками и игры направленные на доброжелательное отношение со сверстниками
Данные игры направлены на развитие общения дошкольников со сверстниками и на доброжелательное отношение со сверстниками....
"Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками"
Взаимодействие между сверстниками дошкольного возраста ...
Развитие форм общения дошкольника со сверстниками.
На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности мотивы и средства общения....
Роль игры и игровых этюдов в развитии навыков общения дошкольников со сверстниками
С первых дней посещения детского сада неоценимое значение для жизнерадостного настроения детей и их хорошего отношения друг к другу имеют совместные игры. Проводить такие игры можно и нужно с первых д...
Опыт использования метода педагогического наблюдения в рамках реализации программы «Развитие игрового взаимодействия и навыков общения дошкольников со сверстниками через сюжетно-ролевую игру» в МБДОУ № 17 «Земляничка».
Опыт использования метода педагогического наблюдения в рамках реализации программы «Развитие игрового взаимодействия и навыков общения дошкольников со сверстниками ...
Игры направленные на развитие общения дошкольников со сверстниками
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно...