Картотека подвижных игр для развития коммуникативных умений, основанных на доверительных отношениях.
картотека по развитию речи (средняя группа) по теме

Ветер Анастасия

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТ­НОСТИ НА ОСНОВЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТ­НОСТИ НА ОСНОВЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 «ВСТРЕЧА»

Дети разбиваются на пары и рассказывают друг другу о том, как они утром шли в детский сад.

ЦЕЛЬ: развивать коммуникативные способности.

 «ДОБРО И ЗЛО» (модификация игры С.И. Семенака)

В начале занятия игровой персонаж Доверяйка приносит детям два сердечка. Одно сер­дечко черного цвета с надписью «зло», а другое - красного, на нём написано «добро».

Педагог предлагает детям посмотреть на два сердца и рассказать о том, какие чувства и мысли у них возникают при взгляде на каждое из сердец (черное - неприятные, грустные и Т.П., красное - радостные, веселые). Доверяйка предлагает детям рассказать черному серд­цу некрасивые поступки, а красному - добрые, хорошие. В конце игры педагог предлагает де­тям вспомнить Доверяйкины советы.

ЦЕЛЬ: учить детей различать понятия «добро» и «зло», способствовать проявлению ис­тинных чувств у ребёнка.

«МОЯ СЕМЬЯ» (Теряева.)

Педагог предлагает детям изобразить различные тематические этюды, близкие их жизненному опыту:

ссора между родителями; наказание ребёнка в семье; получение плохой отметки; ссора с братом (сестрой); совместный поход на при роду;

Дети мимически изображают свои чувства; а затем обсуждают, что чувствуют в этой си­туации (сам ребёнок, мама, папа, брат, сестра и т.д.);

ЦЕЛЬ: формировать позитивное взаимоотношение к близким; содействовать развитию понимания близких людей и самих себя.

 «ОПИШИ СЕМЬЮ»

Ведущий задаёт вопросы:

Какую обувь носит мама? У неё туфли на высоких каблуках или на низких? Носит ли мама, бабушка, дедушка очки?

Есть ли У дедушки борода?

Какая мама по характеру?

Чем отличается лицо старого человека от молодого? Изменяется ли цвет волос с возрастом?

Одинаковая ли походка пожилого и молодого?

ЦЕЛЬ: способствовать позитивному взаимоотношению ребёнка в семье. Децентриро­вать его на внешние и внутренние привычки близких.

 «Я ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ»

Ведущий предлагает детям повторить вслед за ним несколько слов. Каждый раз веду­щий произносит слово с разной громкостью: шепотом, громко, очень громко. Таким образом, все дети прошептывают, затем проговаривают, затем кричат слово «Я», затем - слово «очень», потом - слово «хороший».

ЦЕЛЬ: способствовать повышению самооценки детей.

 «СКАЖИ ДОВЕРЯЙКЕ ДОБРЫЕ СЛОВА»Дети перебрасываются мячиком и вспоминают, какие хорошие качества бывают у людей. Затем ведущий «приглашает» на занятие игрушечного Доверяйку. Дети придумывают для него хорошие слова, заканчивая предложение «Ты - ... (добрый, старательный, весё­лыЙ)>>. Затем каждый по очереди «превращается в Доверяйку» (при этом берёт его в руки), а остальные дети говорят ребёнку в роли игрушки добрые слова.

ЦЕЛЬ: способствовать повышению самооценки у детей.

 «ЦВЕТНОЙ СНЕГ»

Если занятия проходят зимой, можно набрать в ванночку снега и предложить детям прямо в ней слепить город (крепость, домик и т.п.) И раскрасить его гуашью. А затем составить рассказ о том, что получилось. Всё это можно делать индивидуально, а можно - в подгруппах.

ЦЕЛЬ: способствовать самовыражению детей.

 «ОБЕЗЬЯНКИ»

Ведущий предлагает детям поиграть в обезьянок, которые любят кривляться и подра­жать друг другу. Все «превращаются» В обезьянок. Кто-то один (сначала это ведущий, а затем все дети по очереди) становится водящим - начинает кривляться, а все остальные повторяют его движения. Сначала водящий только гримасничает, потом добавляется кривляние телом, голосом, дыханием.

ЦЕЛЬ: способствовать развитию спонтанности детей.

 «ПОДНИМИ И ПОКАЧАЙ»

Ребёнок ложится на ковёр, расслабляется, закрывает глаза. Педагог поддерживает его под мышки. Дети осторожно поднимают его со всех сторон, затем легко качают. Педагог спрашивает: «Тебе приятно? Не страшно? Друзья крепко тебя держат, они не позволят тебе упасть».

ЦЕЛЬ: дать ребёнку понять, что сверстники поддерживают его, заботятся о нём.

 «РАДОСТНАЯ ВСТРЕЧА»

Дети разбиваются на пары и рассказывают друг другу о том, как они утром шли в детский сад.

ЦЕЛЬ: развивать коммуникативные способности.

 «ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ»

Дети становятся парами лицом друг к другу и под музыку двигаются боковым галопом.

По окончании звучания музыки смотрят сверстнику в глаза, подают руку и называют своё имя.

ЦЕЛЬ: содействовать улучшению общения со сверстниками.

 «ДОВЕРЯЮЩЕЕ ПАДЕНИЕ»

Две пары детей встают друг за другом между двумя линиями. Взрослый между парами детей (для страховки). Один ребёнок падает, другой его ловит. Падающий должен закрыть глаза, не подстраховывать себя, расслабиться.

ЦЕЛЬ: развивать уверенность в поддержке сверстников, доверие к ним.

 «КОГДА МОИ ДРУЗЬЯ СО МНОЙ» (авторская разработка)

В начале занятия дети разбиваются на пары. Педагог читает отрывок из стихотворения Г. Остера «Советы непослушным детям».

        - Если друг твой самый лучший         Пусть он видит, лёжа в луже,

        Поскользнулся и упал,         Ты ничуть не огорчён -

        Покажи на друга пальцем         Настоящий друг не любит

        И хватайся за живот.         Огорчать своих друзей.

Во время чтения дети при помощи пантомимы изображают по очереди каждого из геро­ев. Затем педагог предлагает мимически оценить действия каждого мальчика. В конце заня­тия предлагается изобразить своё отношение к другу.

ЦЕЛЬ: содействовать формированию эмоциональной децентрации у детей.

«ОБЩЕНИЕ В ПАРЕ»

Дети разбиваются на пары, спина к спине. Один ребёнок шепотом рассказывает о чём либо, потом спрашивает другого, о чём И что он говорил. (Рассказывая, ребёнок должен попытаться описать свои ощущения).

ЦЕЛЬ: развивать умение внимательно слушать и запоминать. 2. «СИДЯЩИЙ - СТОЯЩИЙ»

Ребёнок, стоя и глядя на сидящего, говорит предложенную логопедом фразу - весело,

со страхом, сердито, спокойно.

ЦЕЛЬ: развивать эмоциональную сферу. З. «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»

Ребёнок ложится на одеяло. Дети поднимают его, держась за одеяло со всех сторон.

Говорят: «Море волнуется раз» (тихо), «Море волнуется два» (громче), «Море волнуется три» (громко), ребёнок старается перекричать: «А я не боюсь моря!»

ЦЕЛЬ: помочь преодолеть робость, страх, формировать уверенность в себе.  «ЧТЕНИЕ ЭМОЦИЙ»

Подбираются фото из журналов, газет, домашних архивов (не рисунки). Дети рассматри-

вают их. Педагог задаёт вопросы:

-Что сучилось с этим человеком?

- Что он чувствует?

- Можно ли ему помочь?

- Тебе хотелось бы с ним познакомиться?

ЦЕЛЬ: учить понимать эмоции, застывшие на лицах (злость, гнев, удивление, радость, страх, страдание, грусть и т. д.)

 «ЖИВОТНЫЕ»

Педагог предлагает детям изобразить кого либо из животных (шустрому ребёнку - мед-

ведя; медлительному - зайца, белку; трусливому - тигра, льва и т. д.) ЦЕЛЬ: развивать воображение, двигательные навыки.

 «РИСОВАНИЕ С ПАРТНЕРОМ»

Дети делятся на пары, садятся за столы. На столе альбомный лист, разделенный на две части вертикальной линией. Каждый ребёнок начинает рисовать на стороне партнёра.

(Тема - любая. Условие: соблюдать тишину, не тянуть время.)

.ЦЕЛЬ: разобраться в межличностных отношениях в группе, развивать коммуникатив­ность

 «ТАНЕЦ ПОД МУЗЫКУ»

Дети делятся на две подгруппы. Первая подгруппа делится на пары, вторая - отгадыва­ет, каких животных и их детенышей изображает первая подгруппа. Затем команды меняются местами.

ЦЕЛЬ: развитие воображения, выразительности движений, коммуникативных навыков. 8. «ПРОРВИСЬ В КРУГ»

Ребёнка, испытывающего наибольшие сложности в общении со сверстниками, отводят в сторону. Остальные дети встают в круг, крепко взявшись за руки. Ребёнок должен разбе­жаться, прорвать круг и проникнуть в него .

. ЦЕЛЬ: помочь поверить в себя, преодолеть робость, войти в коллектив сверстников.

 «СЛУШАЕМ СЕРДЦЕ»

Дети разбиваются на пары. Один ребёнок лежит на спине с закрытыми глазами, руки вдоль туловища. Второй стоит на коленях напротив него. Первый кладёт ступни на грудь второго, который придерживает его ноги руками. Лежащий ребёнок вслух считает удары сердца сидящего (чувствует ступнями). Педагог проверяет.

ЦЕЛЬ: развивать коммуникативные умения, чувствительность, умение чувствовать парт­нёра.

 «ЦВЕТОЧНЫЙ ДОЖДЬ»

Выбирается ребёнок - герой игры. Педагог спрашивает у него, готов ли он принять в по­дарок от ребят группы нечто такое, что могло бы улучшить его настроение. Проводить это уп­ражнение только тогда, когда ребёнок согласится на это. Дети окружают выбранного ребёнка, поднимая вверх руки, произносят: «Я дарю тебе дождь из роз, мимоз, хризантем и т.д.»

ЦЕЛЬ: содействовать повышению самооценки детей и установлению атмосферы дове­рия в группе.

 «КОНКУРС ХВАСТУНОВ»

Педагог предлагает детям посоревноваться в умении хвастаться. Они хвастаются по очереди, например, одна говорит: «Я - красивая», другой: «А я - смелый», следующий: «А я ­доброжелательный» и т.п. педагог при этом подбадривает детей. Нужно стремиться к тому, чтобы сказать про себя как можно больше хорошего.

ЦЕЛЬ: способствовать осознанию ребёнком своих положительных качеств.

 «Я МОГУ»

Дети перебрасываются мячиком и громко перечисляют то, что они умеют хорошо де-

лать. Например: «Я умею хорошо рисовать!», «Я умею хорошо плавать!», и т. п.

ЦЕЛЬ: способствовать развитию самоуважения детей. 14. «МАТЕРИК»

Ребёнок - водящий ложится на живот. Он - материк (или просто земля, если ребёнок маленький). На нем расположены два государства: на голове и на ногах. Государства начина­ют воевать друг с другом, причем побеждает то одно, то другое. Поле боя - спина ребенка, на которой ведущий руками изображает сцены сражений. Остановить войну может только мате­рик (земля). Он устраивает землетрясение (ребенок пытается скинуть руки ведущего). Руки ­воины разных государств сначала расходятся по домам, затем снова встречаются на поле (спине), заключают мир и благодарят материк (землю) за помощь.

ЦЕЛЬ: содействовать формированию доверия в группе.

Картотека игр направленных на развитие коммуникативной компетентности на основе доверительных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы развития коммуникативных умений у детей 4-5 лет в подвижной игре.

В дошкольном возрасте завершается дифференциация центров ассоциативных зон, интенсивно созревает мозжечок, подкорковые образования, кора. улучшается механизм сопоставления  слова с воспринимаемой...

Презентация на тему: "Картотека игр, направленных на развитие коммуникативных умений дошкольников"

Представляю вашему вниманию презентацию на тему: "Картотека игр, направленных на развитие коммуникативных умений дошкольников"....

«Подвижная игра как средство развития коммуникативных умений у дошкольников 4 -5 лет».

Данная статья посвящена вопросу развития коммуникативных умений у дошкольников 4 – 5 лет по средствам подвижной игры в логике ФГОС ДО. Проведенное исследование подтверждает эффективность формиров...

Тренинговое занятие на развитие общения и развитие коммуникативных умений. Тема: Развитие общения и коммуникативных умений.

Тренинговое занятие на развитие общения и развитие коммуникативных умений.Тема: Развитие общения и коммуникативных умений. Цели: - Изучение разных стилей общения- Развитие базисных коммуника...

Картотека коммуникативных игр для дошкольников на развитие коммуникативных умений

Картотека коммуникативных игр для дошкольников на развитие коммуникативных уменийИгры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слыша...

«Подвижная игра как средство развития коммуникативных умений у дошкольников

Данная статья посвящена вопросу развития коммуникативных умений у дошкольников 4 – 5 лет по средствам подвижной игры в логике ФГОС ДО. Проведенное исследование подтверждает эффективнос...