Картотека коммуникативных игр для дошкольников на развитие коммуникативных умений
картотека (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_po_kommunikatsii_detey.docx | 9.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека коммуникативных игр для дошкольников на развитие коммуникативных умений
Игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека.
Данная картотека игр имеет определенные цели и задачи:
•развитие чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров;
•развитие умения устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты;
•развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия;
•создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.
ВОЛШЕБНЫЙ СТУЛ
Цель игры: повышение самооценки.
Дети стоят в кругу, в центре круга - красивый стул. Дети идут по кругу и говорят* «Кто сегодня всех смелей, всех красивей и умней? Появись, покажись, на волшебный стул садись!»
Один из детей занимает место на стуле. Каждый из играющих говорит о нем что-то хорошее.
Примечание: Важно, чтобы как можно большее число детей посидело на стуле.
ВОЛШЕБНИК
Цель игры: развитие умения проявлять внимание к сверстникам и к самому себе.
Дети сидят на стульях. Ведущий предлагает превратиться всем в добрых волшебников. Волшебник может все: отправить в необыкновенное путешествие, подарить сказочный подарок и т. п.
Ведущий задает вопросы:
•Если бы вы были волшебниками, что вы подарили бы другу?
•Что вы подарили бы самому себе?
•Куда отправились бы путешествовать?
Примечание: Важно, чтобы дети высказывались по очереди, не перебивая друг друга.
РУКИ-ЗВЕРИ
Цель игры: развитие умения с помощью тактильных прикосновений устанавливать позитивный контакт с товарищами.
Дети сидят на стульях, поставленных в круг. Правая рука каждого лежит на спине у соседа справа. Ведущий говорит: «Ручка наша веселись и в лягушку превратись!»
Дети рукой на спине соседа изображают лягушачьи прыжки. Затем ручки превращаются в лисичку, зайчика, волка, воробышка и т. п.
Примечание: Важно следить, чтобы дети не делали друг другу больно. Упражнение можно вы-полнять и левой рукой либо двумя руками одновременно.
ПРАЗДНИК ВЕЖЛИВОСТИ (Е. О. Смирнова)
Цель игры: обучение навыку проявлять внимание к окружающим, использовать в речи вежливые слова.
Ведущий объявляет о начале праздника вежливости и спрашивает детей, знают ли они, что вежливые люди — это люди, которые никогда не забывают благодарить окружающих.
Дети передвигаются по комнате, подходят к любому из участников и благодарят его. Например: «Спасибо тебе за то, что ты дал поиграть мне со своей машинкой...»
Примечание
Необходимо обратить внимание детей на то, что подойти следует как можно к большему числу играющих.
ПОМОГИ ДРУГУ.
Цель игры: развитие партнерских отношений, взаимопомощи, умения работать в команде.
Дети делятся на пары. Одному из них завязывают глаза. На полу между двумя стульями расставлены крупные игрушки. Одному ребенку из пары необходимо провести партнера с завязанными глазами от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.
СЛЕПОЙ И ПОВОДЫРЬ
Цель игры: развитие внимания друг к другу, социального доверия.
Дети делятся на пары. Один — «слепой», другой - его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее (воротики, мягкие модули, игрушки, столы, стулья и т. п.). У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» - провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.
ГУСЕНИЦА
Цель игры: обучение согласованию своих действий со всеми детьми.
Дети становятся цепочкой и кладут руки на плечи друг друга. Таким образом они начинают двигаться по комнате, обходят различные предметы, преодолевают всякого рода препятствия (например, наклоняются и пролезают в «воротики»). Примечание Для детей старше 5 лет игру можно усложнить: между детьми «проложить» мячи и передвигаться по комнате таким способом.
КАПИТАН
Цель игры: развитие уверенного поведения.
Выбирается водящий, который на время покидает игровую комнату. Дети договариваются, кто из них будет капитаном. «Капитан» выполняет различные действия (хлопает в ладоши, приседает и т. п.), все дети точности должны повторять движения за ним. Вернувшийся водящий, внимательно наблюдая за группой, должен угадать, кто же капитан
ПЕРЕСЯДЬТЕ ВСЕ, КТО...
Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.
Дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. «Пересядьте все, кто любит мороженое (плавать в реке, ложиться спать вовремя, убирать игрушки, кататься с горки и т. п.)». Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего.
КЛУБОЧЕК
Цель игры: развитие внимания к сверстникам, создание эмоционально положительного фона. Дети сидят на стульях. В руках у ведущего клубок пряжи. Ведущий, намотав вокруг пальца нитку, говорит:
Покатись, клубочек, по дорожке, Расскажи, клубочек, нам немножко
Про Ванюшу, Таню и Наташу,
Про детишек всех красивых наших.
Затем ведущий передает клубочек ребенку, сидящему рядом, и предлагает ему рассказать о себе, например какое у него сегодня настроение.
Примечание Возможные темы для рассказа:
•«Моя любимая игрушка».
•«Мой любимый цвет».
•«Моя любимая сказка».
•«Я люблю играть в...».
ТЕНЬ
Цель игры: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.
Звучит спокойная музыка. Дети разбиваются на пары. Один ребенок - «путник», другой - его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «путника», который ходит, делает неожиданные повороты и приседания, нагибается, кивает головой, скачет на одной ножке и т. Потом игроки меняются ролями.
ЗАКОЛДОВАННАЯ ТРОПИНКА
Цель игры: развитие умения работать в команде, оказывать поддержку товарищам.
Один из детей — ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут.
Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды - спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.
Я ХОЧУ С ТОБОЙ ПОДРУЖИТЬСЯ
Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.
Из участников игры выбирается водящий, который произносит слова: «Я хочу подружиться с...», а дальше описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком говорят, нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать руку. Далее водящим становится он.
ПЕРЕДАЙ НАСТРОЕНИЕ
Цель игры: развитие умения . распознавать эмоциональное состояние других людей по мимике, позе, жестам.
Дети стоят в кругу. Ведущий, наклоняясь к рядом стоящему ребенку, шепотом говорит ему, какое настроение нужно передать веселое, грустное, удивленное и т. п.). Первый участник с помощью мимики и жестов передает эти эмоции следующему, а тот по цепочке — дальше. Когда круг завершен, ведущий спрашивает у последнего игрока, какое настроение он «получил».
МАСКИ
Цель игры: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.
Каждому из участников дается задание — выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление и т. д. Остальные должны определить, удалось ли изобразить маску.
Примечание Задание детям можно давать с помощью слов, пиктограмм, сюжетных картинок
УГАДАЙ МЕНЯ
Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.
Дети сидят на стульях. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, кладет руки на плечи сидящих и угадывает, кто это. Если он угадал правильно, тот, кого назвали, говорит: «Да, это я... Ванечка».
Примечание: После того как водящему завязали глаза, дети могут тихонечко поменяться местами на стульях.
ЛАСКОВЫЕ ИМЕНА
Цель игры: установление положительного контакта между детьми.
Взрослый предлагает детям: «Назови своего соседа ласковым именем так, чтобы ему было приятно».
Примечание В игре можно использовать какой-ни- будь предмет (например, игрушку, цветок ит. п.). Передавая предмет соседу, ребенок называет его ласковым именем.
ЖМУРКИ
с колокольчиком
Цель игры: создание эмоционально положительного фона.
У ведущего завязаны глаза, он — «жмур-ка».
Дети, передвигаясь по игровой комнате, передают друг другу колокольчик. Колокольчиком подается сигнал «жмурке», в ка-ком направлении надо искать. Пойманного ребенка водящий должен узнать по голосу.
Примечание: Взрослому важно следить, чтобы колокольчик передавался как можно большему числу детей.
ЖМУРКИ (по методике А. И. Захарова)
Цель игры: создание эмоционально положительного фона.
Из числа участников выбирается водящий - «жмурка». Ему завязывают глаза. Все остальные игроки находят себе в игровой комнате место, закрываются какой-нибудь игрушкой, приседают, как бы прячась от водящего, и сидят молча и неподвижно. «Жмурка» начинает двигаться по комнате. • Обязательное условие — игрокам нельзя сходить со своего места, как бы близко «жмурка» ни подошел. «Жмурка» прислушивается к шорохам в комнате и на ощупь ищет
ЦЕПОЧКА
Цель игры: развитие умения внимательно слушать друг друга.
Дети сидят на стульчиках. Ведущий предлагает поиграть в цепочку ласковых имен. Каждый ребенок называет свое имя « так, чтобы оно звучало ласково, и говорит о своем настроении. Например: «Я - Настенька, сегодня я веселая!»
Второй участник повторяет то, что сказал первый, и говорит о себе.
Далее игра продолжается по кругу.
Варианты игры: назвать любимую игрушку, еду, напиток, цвет и т. п.
ПОШЛИ письмо
Цель игры: развитие наблюдательности, внимания к сверстникам.
Играющие стоят в кругу, крепко держась за руки. Водящий - почтальон - в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать «письмо» - он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены.
Цель почтальона - «перехватить» письмо: то есть увидеть, у кого из детей оно находится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Картотека игр, направленных на развитие коммуникативных умений дошкольников"
Представляю вашему вниманию презентацию на тему: "Картотека игр, направленных на развитие коммуникативных умений дошкольников"....
Конспект НОД «Социально - коммуникативное развитие» «Диалоговое общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников». «Путешествие
общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников, позитивная социализация детей, приобщение детей к культурным нормам общества....
Тренинговое занятие на развитие общения и развитие коммуникативных умений. Тема: Развитие общения и коммуникативных умений.
Тренинговое занятие на развитие общения и развитие коммуникативных умений.Тема: Развитие общения и коммуникативных умений. Цели: - Изучение разных стилей общения- Развитие базисных коммуника...
Коммуникативные игры для дошкольников на развитие коммуникативных умений
Картотека коммуникативных игрдля дошкольников на развитие коммуникативных умений...
Картотека игр для застенчивых детей по развитию коммуникативных умений и навыков
Цель таких игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе, а стеснительным и замкнутым ...
Коммуникативные игры для дошкольников на развитие коммуникативных умений
Игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека....
Коммуникативные игры для дошкольников на развитие коммуникативных умений
Игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека....