«Подвижная игра как средство развития коммуникативных умений у дошкольников
статья
Данная статья посвящена вопросу развития коммуникативных умений у дошкольников 4 – 5 лет по средствам подвижной игры в логике ФГОС ДО.
Проведенное исследование подтверждает эффективность формирования навыков невербального общения в процессе подвижных игр для социальной адаптации воспитанников, определенных ФГОС дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tretyakova_yuliya_olegovna.docx | 38.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Подвижная игра как средство развития коммуникативных умений у дошкольников 4 -5 лет».
Третьякова Юлия Олеговна
Воспитатель ГБДОУ № 14 Московского района Санкт - Петербурга.
Аннотация:
Данная статья посвящена вопросу развития коммуникативных умений у дошкольников 4 – 5 лет по средствам подвижной игры в логике ФГОС ДО.
Проведенное исследование подтверждает эффективность формирования навыков невербального общения в процессе подвижных игр для социальной адаптации воспитанников, определенных ФГОС дошкольного образования.
Ключевые слова: коммуникативные умения, подвижная игра, дошкольники 4 – 5 лет, общение, ФГОС дошкольного образования, интеграция
Общение имеет большое значение для формирования психики, ее развития и становления человека как личности. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с людьми, он никогда бы не стал культурно и нравственно развитым гражданином.
Особенности общения детей дошкольного возраста и закономерности развития изучали такие специалисты как, М.И.Лисина, Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина, В.С.Мухина, Л.Н.Галагузова, А.А.Леонтьев, Е.О.Смирнова, Г.А.Урунтаева, Р.С.Немов, А.А.Люблинская, Л.П.Пономоренко, А.А.Брудный и другие.
Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде.
Освоение образовательной программы дошкольного образования во многом засвистит от сформированности у детей коммуникативных умений. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития. Решение вопроса развития коммуникативных умений лежит в организации процесса совместной деятельности.
Я, как воспитатель, активно реализующий здоровьесберегающие технологии, ориентирую свою работу на взаимодействии с детьми в процессе двигательной деятельности.
В связи с вышеизложенным, я решила проверить, каким образом подвижная игра влияет на формирование коммуникативных умений.
Цель: экспериментально подтвердить эффективность развития навыков невербального общения в процессе подвижных игр для социальной адаптации воспитанников 4 – 5 лет.
Объект деятельности: процесс развития коммуникативных умений у детей 4 – 5 лет.
Предмет деятельности: подвижная игра как средство развития коммуникативных умений.
При построении работы я исходила из гипотезы, согласно которой формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста будет происходить наиболее успешно, если:
-содержание формируемых невербальных коммуникативных умений будет определяться ситуацией общения, реализации задуманного, подбору невербальных средств;
-технология формирования коммуникативных умений будет реализовываться по этапам, включающим:
-создание мотивации на общение и приобретение невербальных коммуникативных умений;
- ознакомление со средствами и способами общения и формирование коммуникативных умений в репродуктивной деятельности;
- применение коммуникативных умений в самостоятельной двигательной деятельности;
-средством формирования невербальных коммуникативных умений будут выступать упражнения и подвижные игры.
В литературе можно найти несколько определений коммуникативных умений, обусловленных направленностью работы. Одно из них: коммуникативные умения дошкольников - это осознанные действия воспитанников (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.
Мне понравилось больше всего данное определение, так как оно наиболее органично включается в двигательную деятельность детей. Отталкиваясь от него я раскрою содержание проделанной работы по заявленной теме.
В процессе работы мною была выделена этапы усвоения детьми коммуникативных умений.
- упражнения, в ходе которых дети присваивают коммуникативные умения.
- автоматизация в ходе подвижной игры
- свободное использование полученных навыков в ходе занятий физической культурой и спортом.
Исходя из структуры неречевого общения:
- прикосновение в ситуации: статические (рукопожатие, дотрагивание); динамические (поглаживание, похлопывание);
- расположение людей в пространстве: дистанция общения, позиция общения;
- переживания чувств и эмоций: мимика, жесты, пантомимика.
Мною была сделана подборка упражнений, способствующих усвоению детьми навыков невербального общения. Эту работу можно считать подготовительной, она тесно связана с работой по реализации программы «Я, ты, мы», технологии «Азбука общения», «Психогимнастикой». При этом осуществляется теснейшая связь со всеми педагогами. Осваиваемые детьми навыки одновременно закрепляются практически во всех видах деятельности.
Параллельно с этой работой дети осваивают подвижные игры и имеют возможность в совместной деятельности закрепить полученные навыки. На основе проведенного анализа мною была выполнена систематизации подвижных игр с учетом формируемых коммуникативных и социальных навыков (Таблица 1).
Таблица 1.
№ | Классификация подвижных игр | Коммуникативные умения | Социальный навык |
Игры в кругу | Расположение детей в пространстве | Умение видеть друг друга, взаимодействовать в коллективе | |
Сюжетные игры | Жесты, переживание чувств и эмоций: мимика, пантомимика, тональность, модуляция голоса, разделительные речевые звуки: смех, шепот, вздохи. | Умение самостоятельно регулировать конфликты | |
Бессюжетные игры | Прикосновение в ситуации, умение управлять своими эмоциями | Умение избегать конфликтных ситуаций | |
Игры с выбором водящего (самостоятельный, при помощи считалок) | Умение вызывать желание общаться у партнеров | Умение устанавливать и поддерживать контакты | |
Игры с делением на группы (самостоятельный, при помощи жеребьевки) | Умение взаимодействовать | Умение кооперироваться и сотрудничать | |
Оценка игры | Умение высказывать свое мнение | Анализ причин межличностных конфликтов. |
В дошкольный период игра – ведущая, основная форма деятельности ребенка. Это объясняется тем, что игра наиболее созвучна с «природой» ребенка, то есть максимально соответствует его возрастным особенностям (реализует потребность ребенка в активности, общения, самостоятельности).
Игровая деятельность развивает как вербальные и невербальные средства общения, так и коммуникативные умения (умение управлять своими эмоциями, умение высказывать свое мнение, умение вызывать желание общаться у партнера).
Как мы это осуществим через подвижную игру? Сама методика обучения подвижным играм направлена на развитие коммуникативных умений. По ходу сбора на игру, объяснения игры происходит непосредственное общение взрослого и ребенка. Здесь идет, главным образом, развитие вербальных средств коммуникации, т.е речи. Во время объяснения дети слушают речь взрослого, воспринимают и анализируют ее. После объяснения игры идет закрепление правил, а значит развитие диалогической речи. Происходит обмен информацией между ребенком и взрослым, т.е взрослый задает вопросы – дети отвечают. Так же коммуникация может идти между детьми, это когда один ребенок объясняет правила другому ребенку или группе детей.
Кроме того, любая подвижная игра, имеет название и текст. За счёт стихов, которые содержатся в игре, у ребёнка 4 – 5 лет развивается вербальные и невербальные средства коммуникации. При повторении стихов у детей расширяется словарный запас, а следственно и активный словарь, идёт обмен между детьми и взрослым, т.к. дети должны вовремя вступать, дружно говорить после определённых слов взрослого. Часто текст игры должен сопровождаться характером персонажа, который дети передают по средствам мимики, жестов и пантомимики. Непосредственно во время игры происходит тактильный контакт между детьми, где каждый ребёнок должен быть эмоционально уравновешен- легонько касаться друг друга, не толкаться. По окончанию игры подводятся итоги, где оценку дает не только взрослый, но и дети, высказывают своё мнение, оценивают себя, друг друга. Так же для развития невербальных средств коммуникации, можно использовать этюды, как подводящий этап к театрализованной, ролевой, подвижной играм. Этюды будут учить ребёнка передавать настроение, повадки, черты того или иного персонажа.
В игровой деятельности развивается потребность в общение. Ребенок сталкивается с необходимостью:
- устанавливать контакты в игре;
- соблюдать нормы поведения;
- приспосабливать свое поведения к конкретной ситуации;
- владеть навыками игровой деятельности.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношение, соответствуют формированию воли. В играх много юмора, шуток, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми, и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение.
Эффективность работы обусловлена системой взаимодействия со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. Работа над развитием коммуникативных умений будет тогда полной, когда будет вестись в интеграции с педагогами ДОУ и родителями.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что поставленная цель реализована, гипотеза подтверждена.
Проделанная работа по теме, помогла собрать интересный практический материал, который может оказать помощь в работе моим коллегам.
Список литературы:
1. Нормативно-правовые акты
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года/ "Российская газета", N 303, 31.12.2012;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"/"Российская газета", N 30384, 25 ноября 2013 г.
- Книги
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. Практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М.: изд. центр «Академия», 2003. – 240с.
- Галанов А. С. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 96с.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль., «Академия развития», 1996
- Кожухова Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. – М.: изд. центр «Академия», 2002 – 320с.
- Лисина М.И., Тихомирова. Учим детей общению. – М., 1986
- Мухина В.С. Возрастная психология. Учебник для студентов вузов. – М.: изд. центр «Академия», 2004 – 456с.
- Шипицина Л.М., Защиринская О.В., и др. Азбука общения. – С-Пб., 1998
- Статьи:
- Клименкова О.А. Игра как средство развития общения. Дошкольное воспитание №4, 2002.
- Кравцова, Бережковская. «Ребенок внутри общения». Дошкольное образование №2, 2005
- Пазухина И.А. Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста.//Дошкольная педагогика – 2004. - №3. С -36-40.
- Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения №1, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Подвижная игра как средство развития коммуникативных умений у дошкольников 4 -5 лет».
Данная статья посвящена вопросу развития коммуникативных умений у дошкольников 4 – 5 лет по средствам подвижной игры в логике ФГОС ДО. Проведенное исследование подтверждает эффективность формиров...
Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие дошкольника - это целостный и непрерывный процесс. Каждый ребенок уникален, неповторим. Он открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость. К сожалению, сейчас в...
Русские народные подвижные игры, как средство развития двигательных умений детей среднего дошкольного возраста
Актуальность темы: В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннег...
ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
На сегодняшний день анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста свидетельствует о тревожных тенденциях. Данные которые представляют следующие ...
Подвижная игра как средство развития двигательных умений и навыков
Консультация для родителей о подвижных играх....
Сценарий развлечения в рамках инновационного проекта «Дворовая игра как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников в ДОУ». «Дворовые подвижные игры летом в детском саду»
Игры – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с ...
Сообщение на педагогическом совете "Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи".
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...