Моя семья - мое богатство
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе
«Моя семья – моё
богатство»
Выполнила: Ждамарова Елена Ивановна
воспитатель МАДОУ детский сад №23 «Золотой ключик»
Город Березовский, Кемеровская область
2014 год
Тема: «Моя семья»
Цель: Формировать представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга.
Задачи:
• Сформировать элементарные представления о родственных связях в семье.
•Расширять представление детей о семье
• Закреплять умение выразительно декламировать стихи, понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье; развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.
•Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению.
Предварительная работа:
• выставка фотографий на тему «Семейный фотоальбом»
• обсуждение пословиц о семье
• сюжетно – ролевые игры «Семейные хлопоты», «Дочки матери»
• чтение стихов Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлева «Мама»
Литература:
"Говорим правильно" О. С. Гамзяк . Москва. Издательство " Гном и Д" 2010
Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов Москва " АЗЪ" 1995 2-е издание
НОД
Воспитатель: Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты- мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Елена Ивановна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Машенька,Варенька…).
Ребята, по дороге в детский сад я встретила добрую Фею и она мне рассказала такую сказку о маленькой девочке, мне сказка очень понравилась и я бы хотела её рассказать вам. Садитесь пожалуйста поудобней и послушайте:
-Маленькая девочка горько плакала на улице, ей было одиноко и холодно. Добрая волшебница фея увидела её в своём волшебном зеркальце, и ей стало так жалко бедную девочку. Она подошла к девочке и спросила: - Что с тобой, милый ангелочек?
-Я совсем одна, у меня нет никого. - и девочка ещё горше заплакала
- Иди сюда скорее мой милый ангелочек, я сделаю тебе подарок, я подарю тебе близких людей.
- А кто это такие? - спросила девочка
- Это люди, самые добрые на свете, они будут тебя любить и заботиться о тебе.
- А как мне их называть?
- А называть ты их будешь папа и мама
- А как мы будем вместе называться?
- А вместе вас будут звать семья.
Фея взяла девочку за руку и привела её в семью. Мама с папой встретили её ласково и приветливо. На заплаканном лице девочки появилась благодарная и счастливая улыбка.
Глядя на неё фея подумала: «Какое счастье, что на свете у всех людей есть семья»
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, бывает так, что у человека никого нет?
Дети: Ответы
Воспитатель: А как мы можем назвать одним словом родных нам людей, которые живут с нами вместе.
Дети: Семья
Воспитатель: правильно. Давайте, сегодня поговорим о семье. Что же такое семья?
Дети: - Это когда есть рядом мама, папа и другие любящие люди и т. д.
Воспитатель: Послушайте стихотворение, которое приготовила вам Юля Л..
Ребенок:
Что такое семья? Вам скажу по секрету
- Это папа и мама всех дороже на свете!
Это с ними прогулки, поездки на море,
Это брат и сестра, та с которой я в ссоре.
Это бабушка с дедом, пирожки и конфеты,
Но конечно люблю их я совсем не за это!
Что такое семья? Вот оно мое счастье!
Где я нужен всегда, где добро и участие,
Где меня понимают, ждут в любую погоду.
Их люблю я сильней с каждым днем год за годом!
Воспитатель: так зачем человеку нужна семья?
Дети: чтобы жалели, хвалили, любили
Воспитатель: А как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье?
Дети: Уважать, защищать, ухаживать, любить.
Воспитатель: Ребята, а еще всех членов семьи называют родственниками.
Воспитатель: Кто такие родственники?
Дети: -Это люди, родные друг другу: сестры, братья, дедушки, бабушки, папы, мамы.
Воспитатель: - Ребята, вы все молодцы, все знаете про семью и родственников ! Давайте с вами поиграем в игру кто из этих людей не является родственником?
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Мама, соседка, бабушка, сестра
Бабушка, подруга, сестра, мама
Сестра, продавец, бабушка, брат
Дворник, папа, брат, дедушка.
Воспитатель: - Молодцы, занимайте свои места. А мы продолжаем.( Рассказ сопровождается показом слайдов.)
Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки . проведенные в древних пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами.( Слайд №1) Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь, добывали себе еду и защищались от диких зверей. ( Слайд №2)
Потом образ жизни людей стал меняться.( Слайд №3) Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях.( Слайд №4) Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.
Воспитатель: - А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Развитие лексико-грамматических категорий. (Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч каждому ребенку и задает вопрос, а ребенок бросает мяч воспитателю с ответом)
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).
Упражнение «Из семени в дерево» (поставить спокойную музыку, «Музыка Цветов»)
Воспитатель: Давайте, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Из семени в дерево»
Я буду Садовник, который ухаживает за семенем, родители-вода, без которой не может расти семечко, а вы будете семечко.
Вы превращаетесь в маленькое семечко, сморщенное, сжимайтесь в комочек, закрывайте голову руками. Я, Садовник, очень бережно отношусь к семенам, поливаю их водой (поглаживает по голове)
С теплым весенним солнышком семечко начинает расти (дети поднимаются)
У него раскрываются листочки (руки тянутся вверх, растет стебелек (вытягивается тело, появляются веточки с почками (руки разводятся в стороны, пальцы сжимаются в кулачки, и наступает момент когда почки лопаются (пальцы резко разжимаются, и росток превращается в прекрасное дерево.
Наступает лето, дерево хорошее, любуется собой, улыбается деревьям-соседям.
Воспитатель: Вот и вы для своих родителей, как эти маленькие семечки, за которыми они ухаживают, оберегают их от всех бед и невзгод.
- У каждого в семье есть родные и дорогие люди.
Дидактическая игра "Подбери признаки"( со стульчиком) Дети по очереди подходят к стульчику садятся на него и называют одним словом, какие они родные люди
- А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
Папа - строгий, умный, сильный:
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
Дедушка - старый, мудрый, седой:
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:
Воспитатель: - Ребята, про семьи пишут картины, сочиняют сказки, песни, а еще в народе слагают пословицы, вот например:
«При солнышке тепло, при матери – добро»
Воспитатель: Ребята, а вы знаете пословицы о семье?
Дети: «Нет милее дружка, чем родная матушка».
Когда семья вместе… (так и душа на месте).
«Мой дом -моя крепость».
«Не красна изба углами, а красна пирогами».
«Как родители жили, так и нас благословили».
«Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют».
«Согласье в семье — богатство».
«Человек без семьи, что дерево без плодов».
«Семья в куче, не страшна и туча».
«Материнская молитва со дна моря достает».
«Дерево держится корнями, а человек семьей».
«В дружной семье даже в холод тепло».
Воспитатель: Какие вы молодцы!
Воспитатель: Давайте с вами еще раз поиграем, на этот раз мы поиграем пальчиками.
Пальчиковая гимнастика (стоя)
- Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стихотворения в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это – мама,
Это – я,
Это – бабушка моя.
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.
Воспитатель: - Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе
1-Ребенок: Семья – это труд, друг о друге забота,
2-Ребенок: Семья – это много домашней работы.
3-Ребенок: Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
3-Ребенок: Всегда будьте вместе, любовь берегите,
4-Ребенок:Обиды и ссоры подальше гоните,
5-Ребенок: Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Воспитатель: - А давайте с вами нарисуем свою семью.
Дети самостоятельно выбирают материал для изображения. Нарисованные портреты семьи помещаем на выставку.( Включает не громко детские песни о семье)
Страница из
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Моя семья - мое богатство"
проект для детей старшего возраста . работа расчитана на 2 месяца совместная с родителями....
Программа социально-педагогической помощи неполным семьям «Моя семья – мое богатство»
Настоящая программа предназначена для работы социального педагога с неполными семьями....
«МОЯ СЕМЬЯ – МОЁ БОГАТСТВО» сценарий праздника, посвящённого дню семьи для детей старшего дошкольного возраста
Семья – это маленькая Вселенная. Создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем написать, например, книгу или сделать открытие. Поскольку семья - Вселенная, пусть и маленькая, должны быть и з...
Логическая игра для детей дошкольного возраста «Моя семья – моё богатство» (Ребусы о семье)
Материал для детей старшей и подготовительной групп детского сада.Логическая игра предполагает обучение детей разгадыванию простых ребусов на примере знакомых слов и значений. Это развивающее...
Участие в окружных конкурсах "Семья - основа государства", Моя семья - моё богатство", методический материал.
Участие в окружных конкурсах "Семья - основа государства", Моя семья - моё богатство", методический материал....
Проект по взаимодействию с семьями воспитанников ДОУ "Моя семья - мое богатство"
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Педаг...
Логическая игра для детей дошкольного возраста «Моя семья – моё богатство» (Ребусы о семье)
Логическая игра для детей дошкольного возраста «Моя семья – моё богатство» (Ребусы о семье)...