Проект по взаимодействию с семьями воспитанников ДОУ "Моя семья - мое богатство"
проект (старшая группа)
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Педагоги и родители не умеют или не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать собственную точку зрения, заставить другого изменить установки взамен организации конструктивного диалога. Препятствовать же развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Поэтому мною было принято решение по созданию долгосрочного проекта по взаимодействию с семьей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_vzaimodeystviyu_s_semey.docx | 31.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 15 «СОЛНЫШКО»
ПРОЕКТ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДЕТСКОГО САДА С САМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ «МОЯ СЕМЬЯ – МОЕ БОГАТСТВО»
Автор проекта: воспитатель Кравец Е.Н.
Г.о.г. Бор
2021 – 2022 уч.год
АКТУАЛЬНОСТЬ
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материальных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольного учреждения, как работа с семьей, ее принципов, целей, содержания, форм и методов. Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи, ее традиций, опыта. Поддержка семьи – первая ступень к развитию долгосрочных отношений в системе «педагоги - родители» в пространстве непрерывного образования.
В современной системе дошкольного образования имеет место как поддерживающее взаимодействие педагогов с родителями, которое обеспечивает решение тактических, ближайших задач воспитания ребенка в обновляющемся обществе, так и конструктивное взаимодействие, позволяющее снизить уровень невротизации ребенка в условиях общественного воспитания, обеспечить необходимые глубинные связи между детским садом и семьей. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все. Дети-дошкольники начинают с гордостью и уважением относится к своим родным. Родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребенком, так и с коллективом специалистов: логопедом, психологом, музыкальным руководителем. Педагоги в процессе совместного общения получают бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Творческое название проекта: «Моя семья – мое богатство».
Тип проекта: информационно – практико – ориентированный, по содержанию «ребёнок и его семья».
Возраст детей: старший дошкольный возраст.
Исполнители: родители, дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, ближайшие родственники.
Продолжительность: долгосрочный (9 месяцев) с сентября по май.
Тематическое поле: семья, детский сад.
Проблема: недостаточное участия родителей в работе дошкольного учреждения.
Цель: вовлечение родителей в поле педагогической деятельности и их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
1. Оказание помощи родителям в вопросах воспитания и развития дошкольников.
2. Привлечение взрослых к активному и педагогически грамотному участию в воспитании детей.
3. Развитие коммуникативной компетентности родителей в процессе общения с педагогами и детьми.
4 Обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях
5. Привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребности к формированию семейных ценностей.
- Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
- Формирование и развитие у детей навыков исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
- Создание эмоциональной благополучной атмосферы дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
- Воспитание любви и уважения к членам своей семьи.
- Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
- Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.
- Развитие познавательных способностей у детей, активно включая их в творческо-поисковую деятельность.
- Укрепление детско-родительских отношений.
Этапы реализации проекта:
1 этап (сенябрь) – организационно диагностический (изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений, деятельности педагогов, создание проекта сотрудничества: выбор содержания, форм взаимодействия с семьями воспитанников).
2 этап (октябрь – апрель) – формирующий (реализация проекта взаимодействия с семьями воспитанников).
3 этап (май) – обобщающий (анализ проделанной работы).
Результат:
• Организованы выставки творческих работ детей и семейной гостиной в группе детского сада.
• Повысилось качество образовательного процесса, процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально насыщенным.
• Создана методическая копилка по данной проблеме.
• Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
• Возросла уверенность родителей в их педагогических возможностях.
• Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной.
• Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям.
• Дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.
Презентация проекта: «Моя семья – мое богатство».
Перспективный план проекта
Месяц | Организованная деятельность с детьми | Совместная деятельность педагогов и детей | Совместная деятельность педагога с родителями | Консультация для родителей |
Сентябрь | Организационно – диагностический (посещение семей на дому, анкетирование, родительское собрание, индивидуальные консультации и беседы). Создание проекта сотрудничества. | |||
Октябрь Тема: «Моя семья. Традиции и обычаи». | Познавательное развитие/ознакомление с окружающим миром/ознакомление с социальным миром «Моя семья». Художественно-эстетическое развитие/Аппликация «Мой дом, в котором я живу». Рисование «Мама, папа, я – дружная семья». | Речевое развитие/приобщение к художественной литературе «Хаврошечка», обр. А.Н. Толстого. М. Цветаева. «У кроватки». | Коллективный альбом «Моя семья – мое богатство». Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром/ознакомление с социальным окружением «Моя семья – мое богатство». Презентация семьи (знакомство с укладом, бытом, традициями семьи воспитанников). | Беседа «Совместный труд ребенка и взрослого». Консультация: «Правила хорошего тона за столом». Памятка для родителей «Рекомендуемая литература для чтения родителями детям 5 – 6 лет». Родительское собрание «Начало учебного года. Воспитательно- образовательный процесс в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР». |
Ноябрь Тема «Члены моей семьи» | 1 . Познавательное развитие/ознакомление с социальным миром «Что я знаю о себе», «Кто живёт в моей семье». 2. Художественно-эстетическое развитие/Рисование «Автопортрет». 3. Художественно-эстетическое развитие/Аппликация «Открытка бабушке и маме ко дню матери». Рисование «Портрет мамы». | Беседа на тему: «Самые родные и дорогие люди». Обсуждение ситуаций: «На кого я похож?». Чтение произведений: Я. Акима «Моя родня». В. Драгунского «Моя сестра Ксения». Дидактическая игра: «Родство» Просмотр мультфильмов: «Разноцветная семейка». | Мини проект: «Герб моей семьи».
Практическое задание: Попросить маму и папу рассказать о своих родителях (твоих бабушках и дедушках). Практическое задание: Формирование фотоальбома своей семьи для группы.
Праздник родителей и детей, посвящённый Дню матери. | Консультация «Методика формирования навыков самообслуживания». Консультация по трудовому воспитанию детей в семье. |
Декабрь Тема «Я и мое имя». | Познавательное развитие «Тайна моего имени и фамилии». | Беседа на тему: «Что означает моё имя?», «Откуда произошла моя фамилия?», «Древо семьи». Просмотр сказки: «Морозко». Дидактические игры: «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?». | Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды Мини - проект: «Генеалогическое древо моей семьи». Трудовое воспитание/совместный труд на участке детского сада родителей и детей «Снежные постройки на участке». Новогодний праздник. | Беседа «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой». Консультация «Речевой этикет и правила общения. Пример взрослого ребенку». Папка – передвижка «Профилактика простудных заболеваний». Семейный конкурс «Новогодняя игрушка» (праздничное оформление группы). |
Январь Тема «Мой дом» | 1 .Познавательное развитие/ознакомление с предметным окружением «Мой дом». 2.Художественно-эстетическое развитие/Аппликация «Дом моей мечты». Конструктивно-модельная деятельность «Мой дом». | Беседа: «Папа в доме и дом исправен», «Я - помощник». С/р. игры: «Семья», «Строители», «Новоселье». Заучивание пословиц о родном доме: «Дом без хозяина- сиротинка». Обсуждение ситуаций: «Моя комната», «Мой игровой уголок». | Выставка рисунков: «Комната моей мечты». Конкурс на лучшую кормушку. | Консультация «Спасибо – важное слово! Роль благодарственных слов в воспитании дошкольников». Родительское собрание (онлайн) «Как отвечать на детские вопросы». Папка-передвижка «Зимние игры и забавы». |
Февраль Тема «Мой папа» | 1.Художественно-эстетическое развитие/ Лепка «Мой папа – защитник» | Беседа: «Мой папа в армии служил». Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой Чтение художественной литературы: Т. Бокова « Папа», Т. Шорыгина «Дедушка»; стихи к празднику. Ручной труд: «Поздравительная открытка для папы» Сюжетно-ролевые игры: «Моряки». | Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома Рассказ: «Где служил мой папа, дедушка». Выставка рисунков «Мой папа». Спортивный праздник, посвященный дню защитника Отечества «Папа – самый лучший друг». | Консультация «Значение речевых игр». Консультация «Значение пальчиковой гимнастики для развития речи детей». |
Март Тема «Моя любимая мама» | 1 .Социально-коммуникативное развитие «Как я помогаю маме». 2.Художественно-эстетическое развитие/Рисование «Картинка маме к празднику 8 марта». | Беседа на тему: «Моя мама лучше всех» Просмотр мультфильма: «Мама для мамонтёнка» Чтение стихотворения: Е. Благининой «Посидим в тишине», «Вот какая мама» Настольный театр: «Волк и семеро козлят» Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери». | Конкурс «Мамочка – мой ангел». Конкурс «Портрет любимой бабушки». Праздник, посвященный дню 8 марта. | Консультация «Мама – слово золотое. Роль матери в воспитании дошкольника». Мастер-класс «Математические игры в домашних условиях». Памятка «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста». |
Апрель Тема «Профессии моих родителей». | 1.Познавательное развитие/ознакомление с социальным окружением «Профессии». 2.Художественно-эстетическое развитие/Аппликация «Профессия моих родителей». | Беседа –презентация на тему:«Профессии». Чтение произведений С. Баруздина «Мамина работа», В. Маяковский «Кем быть?», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла». Сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин». Дидактические игры «Что лишнее?», «Кому, что нужно?». | Встреча с близкими людьми: Рассказ родителей о своей работе. (Презентация или фото альбом). Совместный труд родителей и детей на участке детского сада «Благоустройство участка детского сада». День птиц. Выставка поделок и рисунков «О весне и птицах» детей совместно с родителями. Досуг, посвященный дню космонавтики. Фотоконкурс «Семья во всем». Выставка рисунков зеленая планета. | Консультация «Вежливость воспитывается вежливостью». |
Май | Обобщающий (анализ проделанной работы). | Помощь в подготовке экскурсии, возложению цветов к памятнику воинам, погибшим в ВОВ. | Папка-передвижка «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». Беседа «Развивающие игры летом». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в период адаптации
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в период адаптации На современном этапе развития российского общества заметно возрастает ста...
Организация работы по взаимодействию и сотрудничеству ДОУ с семьями воспитанников.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников. Понятие “взаимодействия с семьей” нельзя путать с понятием “работа с родителями”, хотя второе является со...
«Современная модель взаимодействия ДОУ компенсирующего вида с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС».
«Современная модель взаимодействия ДОУ компенсирующего вида с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС»...
Особенности взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Семья и детский сад-два важных социальных института...
Проект взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников «Детский сад и семья – шаги навстречу»
Цель проекта - педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения посредством инновационных форм работы с семьями воспитанников...
Приложение №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 год
Приложение №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 г...
План взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников «Индивидуальная поддержка развития детей в семье»
План взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников «Индивидуальная поддержка развития детей в семье» ...