Методическая разработка "Совместной музыкально-художественной и речевой деятельности в старшей группе"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
Беседа по музыкальным произведениям П.И. Чайковского из "Детского альбома" и составление рассказа "История одного дня из жизни Володи Давыдова" с использованием здоровьесберегающих технологий, музыкотерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sovmestnoy_muzykalno-khudozhestvennoy_i_rechevoy_deyatelnosti_v_starshey_gruppe.odt | 17.74 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект
Совместный музыкально-художественной и речевой деятельности в
старшей группе с использованием разнообразных технологий:
- здоровьесберегающие (пальчиковая игра, динамическая пауза, релаксация, гимнастика для глаз)
- музыкотерапия (фоновое музыкальное сопровождение деятельности детей, пантомимо)
- личносто-ориентированное взаимодействие педагога с детьми и обучение в сотрудничестве
Воспитатель: Маслова Валентина Михайловна
ГБДОУ №136 Выборгского района г. Санкт-Петербург
Тема: «Путешествие в удивительный мир музыки П.И. Чайковского и совмест-
ное сочинение истории одного дня из жизни маленького мальчика
Володи Давыдова».
Задачи: 1) Продолжать развивать у детей познавательный интерес к музыкаль-
ным произведениям композитора П.И. Чайковского.
2) Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной
культурой П.И. Чайковского.
3) Помочь детям почувствовать себя соучастниками тех событий, о
которых рассказывает музыка.
4) Вовлекать дошкольников в разные виды деятельности (художест-
венную, речевую, двигательную), выражать своё восприятие музыки
эмоциями, жестами.
5) Упражнять детей в составлении коллективного рассказа, умении
грамотно излагать свои мысли, рассуждать, сравнивать, фантазиро-
вать.
6) В творческой деятельности воспитывать доброжелательное отноше-
ние друг к другу, способность понимать эмоциональное состояние
другого человека.
Материал: портрет П.И. Чайковского, альбом с рисунками детей по музыкаль-
ным произведениям П.И. Чайковского, иллюстрации в «Детском
альбоме» П.И. Чайковского, аудиозаписи к произведениям:
«Сладкая грёза», «Игра в лошадки», «Марш деревянных
солдатиков», «Нянина сказка», «Вальс», «Баба-Яга», «Песнь шар-
маньщика», «Старинная французская песня».
Ход: на центральной стене большой портрет П. И. Чайковского.
Звучит аудиозапись «Старинная французская песня» из «Детского альбома»
П.И. Чайковского.
Тихо-тихо рядом сядем-
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинуться вдруг стены-
Вся земля видна вокруг.
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тройки,
Тают в дымке голубой
Это музыка торопит и ведёт нас за собой.
Вос-ль: Ребята, давайте мы ещё раз посмотрим на рисунки в нашем альбоме. Вот рисунок, где шагают деревянные солдатики, а первым идёт барабанщик. А на этом рисунке кукла лежит в кроватке. А вот и другой рисунок — летит «Баба-Яга» в ступе, а в руке у неё метла. Сколько много разных рисунков в нашем альбоме!!!
Вос-ль: Музыка какого композитора помогла нам нарисовать все эти рисунки?
Дети: П. И. Чайковского из «Детского альбома»
Вос-ль: Для кого написал свой «Детский альбом» П.И. Чайковский?
Дети: Для маленького мальчика Володи Давыдова.
Вос-ль: П.И. Чайковский учил будущих пианистов и композиторов. Он проявлял большой интерес к жизни детей, сочинял музыку к балетам по разным сказкам, и много музыкальных пьес для детей. Чтобы Володе не скучно было играть только музыкальные гаммы П.И. Чайковский написал для него целый «Детский альбом». Его музыка радует и волнует, она всегда искренна, правдива, и понятна детям.
Вос-ль: На каком инструменте играл Володя?
Дети: на фортепиано
Показать иллюстрацию фортепиано
Пальчиковая игра на макетах клавиатуры фортепиано.
Пластический этюд «Игра на фортепиано»
Вос-ль: Ребята, изобразите, вы играете нотки то поднимаясь, как по лесенке, наверх, то опускаясь вниз. Пальчики скользят по клавишам, обгоняя друг друга.
Звучит аудиозапись: « Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла», «Кукла заболела», «Лошадка», «Баба-Яга».
Вос-ль: Вы ещё раз послушали знакомые вам музыкальные произведения и я приглашаю вас поиграть в игру с нашими картинками.
Игра «Угадай, назови и покажи».
Вос-ль: Возьмите в руки свои рисунки из нашего альбома. Как только услышите знакомую музыкальную пьесу, по которой вы рисовали, поднимите рисунок повыше и расскажите: как называется это музыкальное произведение, к какому жанру оно относится?
Вос-ль: С помощью музыки П.И. Чайковского мы с вами смогли попасть в прошлое и узнали, как жили люди давным давно. Какую слушали музыку, какие танцы танцевали, какую носили одежду. Сегодня я приглашаю вас в путешествие. Мы будем слушать музыкальные произведения из «Детского альбома» и сочинять историю одного дня из жизни Володи Давыдова. Вы будите рассказывать, а я буду записывать. Потом мы сможем прочитать её сами когда захотим, сможем прочитать её своим друзьям, и познакомить их с музыкой П.И. Чайковского и с маленьким мальчиком Володей Давыдовым.
А чтобы путешествие было интересным, мы будем выполнять разные задания!
Готовы? Тогда садитесь рядышком друг с другом.
Зрительная гимнастика
Проведи глазами влево незаметно, невзначай.
Кто с тобою рядом слева громко, быстро отвечай?
А теперь глазами вправо ты внимательно смотри
Кто с тобою рядом справа тихо-тихо говори.
А теперь посмотрим вверх -там высокий потолок
А сейчас прикроем веки и посмотрим на носок.
Музыка «Сладкая грёза» из «Детского альбома»
Вос-ль:
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство
Осторожней, осторожней-
Не спугнуть бы нам его.
Ребята, расскажите, какие события происходили утром, когда Володя проснулся?
Дети: Утром мама разбудила мальчика, помогла ему умыться, одеться, вместе с мамой Володя пошёл в Храм.
Музыка «Утренняя молитва» (показать иллюстрацию из «Детского альбома»)
Дети: В Храме горели свечи, пел хор, играла музыка. Люди стояли и слушали музыку.
Они молились, просили у Бога здоровья, и чтобы никто никого не обижал. Чтобы день был хороший.
Вос-ль: Кто вспомнил, что делал Володя, когда возвращался из Храма?
Дети: Когда Володя приходил из Храма домой он завтракал и быстрее бежал в комнату к своим любимым игрушкам.
Музыка «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»
Дети: Володя очень любил играть в лошадок. Он скакал по комнате, выбегал во двор и бегал по площадке. А ещё он очень любил своих деревянных солдатиков. Выстраивал их в ряд, вперёд ставил барабанщика и устраивал настоящее сражение.
Динамическая пауза
1)« Лошадка» ( дети изображают, что скачут на лошадях, некоторые делают упражнения язычком).
Все вместе:
Любим мы играть в «Лошадки»,
Лихо скачем по площадке.
Дёргаю за вожжи: стоп!
Быть лошадкой — мой черёд!
2) «Деревянные солдатики» (дети строятся друг за другом, маршируют, изображая пальчиками игру на барабане)
Все вместе:
Чётко чеканя твёрдый шаг-
Нет, не страшен нам лютый враг.
Вос-ль: Ребята, вспомните пожалуйста, я рассказывала вам о том, что в те далёкие времена не было детских садов, школ. Дети учились письму, грамоте, танцам на дому с учителем.
А может быть вы вспомните как назывались эти танцы и попробуете показать руками, движениями головы музыкальный рисунок этих танцев.
Пантомима
Музыка «Вальс», «Полька», «Мазурка».
Вос-ль: Давайте продолжим сочинять наш рассказ. А для какой цели Володя обучался танцам?
Дети: После игры с «Лошадками» и «Солдатиками» Володя занимался музыкой, учил движения танцев, потому что готовился к новогоднему балу. А когда уроки танцев заканчивались, он очень любил рассматривать книги, заходил в папину библиотеку, брал книгу о путешественниках и представлял себя где-нибудь в далёкой стране.
Музыка «Песнь шарманщика»
Вос-ль: Расскажите, что это за музыка? Где Володя услышал эту музыку?
Дети: Однажды Володя рассматривал папину книгу и услышал из окна чудесную музыку. Во дворе он увидел музыканта. На одном плече у музыканта висел ящик с ручкой. Он крутил ручку, а из ящика была слышна музыка. На другом плече сидела обезьянка. Она была не простая, учёная. Когда люди слушали музыку и за это давали музыканту монетку, то обезьянка доставала из мешочка заветный билетик с предсказаниями о будущем и отдавала билетик людям.
Вос-ль: Что же Володя так и остался стоять у окна или побежал во двор, посмотреть на музыканта?
Дети: Володя побежал во двор и захватил с собой монетку. Во дворе он близко подошёл к музыканту и спросил: «Как называется этот инструмент?» Володя узнал, что это шарманка, а музыканта звали шарманщиком. Музыка шарманки очень понравилась Володи и, конечно же, он получил заветный билетик от обезьянки.
Вос-ль: День подходил к концу. Володя вместе с мамой шёл на вечернюю молитву в Храм,а вернувшись из Храма, ложился спать.
Музыка «Нянина сказка»
Вос-ль: О чём подсказывает вам эта музыка? Что любите слушать вы перед сном и все маленькие дети?
Дети: Перед сном Володя любил слушать сказки, а особенно он любил слушать сказки про «Бабу-Ягу» добрую и злую.
Музыка «Баба-Яга»
Вос-ль: Какая волшебная музыка П.И. Чайковского. Она помогла нам нарисовать такие замечательные рисунки, сочинить целый рассказ для нашего альбома. Сейчас я вам прочитаю, что же у нас с вами получилось.
Повторное чтение без сопровождения музыки.
Правда, замечательный получился рассказ? Вы все ребята молодцы, помогали друг другу сочинять рассказ, вместе играли, танцевали и замечательно провели время, слушая великолепные произведения гениального композитора
П.И. Чайковского.
Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная социально-коммуникативная и речевая деятельность в старшей группе «Урок доброты и вежливости»
С помощью игровых упражнений, инсценирования стихотворения "Вежливая лошадь", дидактических игры "Что такое хорошо и что такое плохо", дети знакомятся с вежливыми словами....
Совместная социально-коммуникативная и речевая деятельность в старшей группе «Учим творить добро»
Cовместная деятельность педагога и детей. Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательных отношений к друг другу и окружающим людям, вежливое общение с окружающими....
Перспективный план работы по формированию речевой деятельности детей старшей группы (лексико-грамматической стороны речи)
Перспективное планирование в старшей группе для детей с ОНР I и II уровня , разработано по программе Н.В. Нищевой. Перспективное планирование отличается тем, что из него исключены обучение грамоте и о...
Конспект контрольного занятия по коммуникативно-речевой деятельности в старшей группе на тему: « Путешествие на ковре-самолете»
Развивать у детей внимание, память, мышление, речь.Воспитывать патриотические чувства.Закрепить знания: о республике Татарстан, его символике, о городе Казани;о геометрических формах и фигурах;о ...
Консультация для педагогов ДОУ на тему «Использование методического пособия И.С. Батовой «Живое слово как основа развития речи дошкольника» в развитии речевой деятельности детей» (Старшая группа)
Материал содержит описание пособия И.С. Батовой «Живое слово как основа развития речи дошкольника», которое входит в серию методических пособий «Карточное планирование в ДОО&raq...
Методическая разработка по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Животные Севера и жарких стран. Звук и буква [К]»
Расширять словарный запас по теме:"Животные Севера и жарких стран. Учить четко произносить звук [К]"....
Методические рекомендации по созданию развивающей речевой среды в старшей группе.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) ...