Методическая разработка "Совместной музыкально-художественной и речевой деятельности в старшей группе"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

 маслова валентина михайловна

Беседа по музыкальным произведениям П.И. Чайковского из "Детского альбома" и составление рассказа "История одного дня из жизни Володи Давыдова" с использованием здоровьесберегающих технологий, музыкотерапии. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект

   Совместный музыкально-художественной и речевой деятельности в  

   старшей группе с использованием  разнообразных технологий:

  1. здоровьесберегающие (пальчиковая игра, динамическая пауза, релаксация, гимнастика для глаз)
  2. музыкотерапия (фоновое музыкальное сопровождение деятельности детей, пантомимо)
  3. личносто-ориентированное взаимодействие педагога с детьми и обучение в сотрудничестве

Воспитатель:  Маслова Валентина Михайловна

                                            ГБДОУ №136 Выборгского района г. Санкт-Петербург

Тема:  «Путешествие в удивительный мир музыки П.И. Чайковского и совмест-

             ное сочинение истории одного дня из жизни маленького мальчика

             Володи Давыдова».

Задачи:  1) Продолжать развивать у детей познавательный интерес к музыкаль-

                    ным произведениям композитора П.И. Чайковского.

                2) Расширять кругозор детей через знакомство  с музыкальной

                    культурой П.И. Чайковского.

                3) Помочь детям почувствовать себя соучастниками тех событий, о

                    которых рассказывает музыка.

                4) Вовлекать дошкольников в разные виды деятельности (художест-

                    венную, речевую, двигательную), выражать своё восприятие музыки

                    эмоциями, жестами.

                5) Упражнять детей в составлении коллективного рассказа, умении

                    грамотно излагать свои мысли, рассуждать, сравнивать, фантазиро-

                    вать.

                6) В творческой деятельности воспитывать доброжелательное отноше-

                    ние друг к другу, способность понимать эмоциональное состояние

                    другого человека.

Материал:  портрет П.И. Чайковского, альбом с рисунками детей по музыкаль-

                     ным произведениям П.И. Чайковского, иллюстрации в «Детском

                     альбоме» П.И. Чайковского, аудиозаписи к произведениям:

                     «Сладкая грёза», «Игра в лошадки», «Марш деревянных

                     солдатиков», «Нянина сказка», «Вальс», «Баба-Яга», «Песнь шар-

                     маньщика», «Старинная французская песня».

Ход:  на центральной стене большой портрет П. И. Чайковского.

Звучит аудиозапись «Старинная французская песня» из «Детского альбома»

П.И. Чайковского.

     

     Тихо-тихо рядом сядем-

     Входит музыка в наш дом

     В удивительном наряде,

     Разноцветном, расписном.

     И раздвинуться вдруг стены-

     Вся земля видна вокруг.

     Плещут волны речки пенной,

     Чутко дремлют лес и луг.    

     Вдаль бегут степные тройки,

     Тают в дымке голубой

     Это музыка торопит и ведёт нас за собой.

Вос-ль:  Ребята, давайте мы ещё раз посмотрим на рисунки в нашем альбоме. Вот рисунок, где шагают деревянные солдатики, а первым идёт барабанщик. А на этом рисунке кукла лежит в кроватке. А вот и другой рисунок — летит «Баба-Яга» в ступе, а в руке у неё метла. Сколько много разных рисунков в нашем альбоме!!!  

Вос-ль: Музыка какого композитора помогла нам нарисовать все эти рисунки?

Дети: П. И. Чайковского из «Детского альбома»

Вос-ль: Для кого написал свой «Детский альбом» П.И. Чайковский?

Дети:  Для маленького мальчика Володи Давыдова.

Вос-ль: П.И. Чайковский учил будущих пианистов и композиторов. Он проявлял большой интерес к жизни детей, сочинял музыку к балетам по разным сказкам, и много музыкальных пьес для детей. Чтобы Володе не скучно было играть только музыкальные гаммы П.И. Чайковский написал для него целый «Детский альбом». Его музыка радует и волнует, она всегда искренна, правдива, и понятна детям.

Вос-ль:  На каком инструменте играл Володя?

Дети: на фортепиано

Показать иллюстрацию фортепиано

Пальчиковая игра    на макетах клавиатуры фортепиано.

Пластический этюд  «Игра на фортепиано»

Вос-ль:   Ребята, изобразите, вы играете нотки то поднимаясь, как по лесенке, наверх, то опускаясь вниз. Пальчики скользят по клавишам, обгоняя друг друга.

Звучит аудиозапись: « Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла», «Кукла заболела», «Лошадка», «Баба-Яга».

Вос-ль:  Вы ещё раз послушали знакомые вам музыкальные произведения и я приглашаю вас поиграть в игру с нашими картинками.

Игра «Угадай, назови и покажи».

Вос-ль:  Возьмите в руки свои рисунки из нашего альбома. Как только услышите знакомую музыкальную пьесу, по которой вы рисовали, поднимите рисунок повыше и расскажите: как называется это музыкальное произведение, к какому жанру оно относится?

Вос-ль:  С помощью музыки П.И. Чайковского мы с вами смогли попасть в прошлое и узнали, как жили люди давным давно. Какую слушали музыку, какие танцы танцевали, какую носили одежду. Сегодня я приглашаю вас в путешествие. Мы будем слушать музыкальные произведения из «Детского альбома» и сочинять историю одного дня из жизни Володи Давыдова. Вы будите рассказывать, а я буду записывать. Потом мы сможем прочитать её сами когда захотим, сможем прочитать её своим друзьям, и познакомить их с музыкой П.И. Чайковского и с маленьким мальчиком Володей Давыдовым.

А чтобы путешествие было интересным, мы будем выполнять разные задания!

Готовы? Тогда садитесь рядышком друг с другом.

Зрительная гимнастика

Проведи глазами влево незаметно, невзначай.

Кто с тобою рядом слева громко, быстро отвечай?

А теперь глазами вправо ты внимательно смотри

Кто с тобою рядом справа тихо-тихо говори.

А теперь посмотрим вверх -там высокий потолок

А сейчас прикроем веки и посмотрим на носок.

Музыка «Сладкая грёза» из «Детского альбома»

Вос-ль:

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство

Осторожней, осторожней-

Не спугнуть бы нам его.

Ребята, расскажите, какие события происходили утром, когда Володя проснулся?

Дети:  Утром мама разбудила мальчика, помогла ему умыться, одеться, вместе с мамой Володя пошёл в Храм.

Музыка «Утренняя молитва» (показать иллюстрацию из «Детского альбома»)

Дети: В Храме горели свечи, пел хор, играла музыка. Люди стояли и слушали музыку.

Они молились, просили у Бога здоровья, и чтобы никто никого не обижал. Чтобы день был хороший.

Вос-ль: Кто вспомнил, что делал Володя, когда возвращался из Храма?

Дети:  Когда Володя приходил из Храма домой он завтракал и быстрее бежал в комнату к своим любимым игрушкам.

Музыка «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»

Дети: Володя очень любил играть в лошадок. Он скакал по комнате, выбегал во двор и бегал по площадке. А ещё он очень любил своих деревянных солдатиков. Выстраивал их в ряд, вперёд ставил барабанщика и устраивал настоящее сражение.

Динамическая пауза 

1)« Лошадка»  ( дети изображают, что скачут на лошадях, некоторые делают упражнения язычком).

Все вместе:

Любим мы играть в «Лошадки»,

Лихо скачем по площадке.

Дёргаю за вожжи: стоп!

Быть лошадкой — мой черёд!

2) «Деревянные солдатики» (дети строятся друг за другом, маршируют, изображая пальчиками игру на барабане)

Все вместе:

Чётко чеканя твёрдый шаг-

Нет, не страшен нам лютый враг.

Вос-ль:  Ребята, вспомните пожалуйста, я рассказывала вам о том, что в те далёкие времена не было детских садов, школ. Дети учились письму, грамоте, танцам на дому с учителем.  

   А может быть вы вспомните как назывались эти танцы и попробуете показать руками, движениями головы музыкальный рисунок этих танцев.

Пантомима

Музыка «Вальс», «Полька», «Мазурка».

Вос-ль:  Давайте продолжим сочинять наш рассказ. А для какой цели Володя обучался танцам?

Дети:  После игры с «Лошадками» и «Солдатиками» Володя занимался музыкой, учил движения танцев, потому что готовился к новогоднему балу. А когда уроки танцев заканчивались, он очень любил рассматривать книги, заходил в папину библиотеку, брал книгу о путешественниках и представлял себя где-нибудь в далёкой стране.

Музыка «Песнь шарманщика»

Вос-ль:  Расскажите, что это за музыка? Где Володя услышал эту музыку?

Дети:  Однажды Володя рассматривал папину книгу  и услышал из окна чудесную музыку. Во дворе он увидел музыканта. На одном плече у музыканта висел ящик с ручкой. Он крутил ручку, а из ящика была слышна музыка. На другом плече сидела обезьянка. Она была не простая, учёная. Когда люди слушали музыку и за это давали музыканту монетку, то обезьянка доставала из мешочка заветный билетик с предсказаниями о будущем и отдавала билетик людям.

Вос-ль:  Что же Володя так и остался стоять у окна или побежал во двор, посмотреть на музыканта?

Дети:  Володя побежал во двор и захватил с собой монетку. Во дворе он близко подошёл к музыканту и спросил: «Как называется этот инструмент?» Володя узнал, что это шарманка, а музыканта звали шарманщиком. Музыка шарманки очень понравилась Володи и, конечно же, он получил заветный билетик от обезьянки.

Вос-ль: День подходил к концу. Володя вместе с мамой шёл на вечернюю молитву в Храм,а вернувшись из Храма, ложился спать.

Музыка «Нянина сказка»

Вос-ль: О чём подсказывает вам эта музыка? Что любите слушать вы перед сном и все маленькие дети?  

Дети:  Перед сном Володя любил слушать сказки, а особенно он любил слушать сказки про «Бабу-Ягу» добрую и злую.

Музыка «Баба-Яга»

Вос-ль:  Какая волшебная музыка П.И. Чайковского. Она помогла нам нарисовать такие замечательные рисунки, сочинить целый рассказ для нашего альбома. Сейчас я вам прочитаю, что же у нас с вами получилось.

Повторное чтение без сопровождения музыки.

Правда, замечательный получился рассказ? Вы все ребята молодцы, помогали друг другу сочинять рассказ, вместе играли, танцевали и замечательно провели время, слушая великолепные произведения гениального  композитора

П.И. Чайковского.

       

Всем спасибо!

                           

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная социально-коммуникативная и речевая деятельность в старшей группе «Урок доброты и вежливости»

С помощью игровых упражнений, инсценирования стихотворения "Вежливая лошадь", дидактических игры "Что такое хорошо и что такое плохо", дети знакомятся с вежливыми словами....

Совместная социально-коммуникативная и речевая деятельность в старшей группе «Учим творить добро»

Cовместная деятельность педагога и детей. Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательных отношений к друг другу и окружающим людям, вежливое общение с окружающими....

Перспективный план работы по формированию речевой деятельности детей старшей группы (лексико-грамматической стороны речи)

Перспективное планирование в старшей группе для детей с ОНР I и II уровня , разработано по программе Н.В. Нищевой. Перспективное планирование отличается тем, что из него исключены обучение грамоте и о...

Конспект контрольного занятия по коммуникативно-речевой деятельности в старшей группе на тему: « Путешествие на ковре-самолете»

Развивать у детей внимание, память, мышление, речь.Воспитывать патриотические чувства.Закрепить знания: о республике Татарстан, его символике, о городе Казани;о геометрических формах и фигурах;о ...

Консультация для педагогов ДОУ на тему «Использование методического пособия И.С. Батовой «Живое слово как основа развития речи дошкольника» в развитии речевой деятельности детей» (Старшая группа)

Материал содержит описание пособия И.С. Батовой «Живое слово как основа развития речи дошкольника», которое входит в серию методических пособий «Карточное планирование в ДОО&raq...

Методические рекомендации по созданию развивающей речевой среды в старшей группе.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)    ...