МАТЕРИАЛ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Путешествие в страну чудес"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Цель: Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.
Материалы и оборудование: пылесос, картинки с изображением автомобилей, заводов с трубами.
Литература: рассказ «Экологическая тревога. Дымоловка» из книги А. Дитрих, Г. Юрмина, Р.Кошурниковой «Почемучка». Сказочный герой: Карлсон.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я что-то волнуюсь. Сегодня к нам обещал прилететь Карлсон, помните, он говорил, что вернется? Но его все нет и нет. Может, что- то случилось?Может, у него моторчик забарахлил? Или он объелся сладкого и у него заболел живот?
Раздается стук в дверь. Входит Карлсон с носовым платком в руках. Он очень сильно морщится, чихает и кашляет. Воспитатель сажает его на стул, спрашивает, что скучилось.
Воспитатель. Ребята, Карлсон все-таки вернулся, но, по-моему, он заболел. А я думала, Карлсоны никогда не болеют, ведь они всегда такие румяные, в меру упитанные. Сейчас дадим ему лекарство. Правда, оно горькое, но хорошо лечит (достает большой пузырек).
Карлсон (перестает чихать и кашлять). Лекарство? Да еще горькое? Вы что, забыли, что я выздоравливаю только от варенья? Ну, в крайнем случае, от вкусного торта . А от горького лекарства я совсем заболею, могу даже умереть (становится печальным).
Воспитатель.Ну, хорошо, Карлсон, дорогой, мы будем тебя лечить твоим любимым лекарством, только скажи, что с тобой случилось? Карлсон. Сейчас расскажу. Как вы знаете, я живу... (спрашивает детей и подтверждает) на крыше. Там у меня всегда чистый воздух. А от грязного я сразу становлюсь больным, чихаю и кашляю. Воспитатель. Но где, же ты дышал грязным воздухом? Ребята, как , где у нас в городе (поселке) грязный воздух? Где очутился Карлсон? (выслушивает предположения ребят).
Карлсон. Ну, хорошо, я уже выздоравливаю от свежего воздуха в вашей комнате, вы, наверное, ее недавно проветривали (приходит в себя)? Я пока летел к вам, даже стихи сочинил, правда, они невеселые.
Вот:
Кто от пыли задохнулся, Едким дымом поперхнулся, Будет кашлять и хрипеть, И совсем не сможет петь! Не поможет ни варенье, Ни конфеты, ни печенье!
Ох, и попал я в историю! Летел-летел, к вам спешил, вдруг моторчик мой барахлить начал. Пришлось вынужденную посадку делать. Приземлился я прямо на стоянке автомобилей. Сначала даже обрадовался: здесь мне моторчик быстро починят. И вправду починили. Даже денег не взяли. Сказали: «С Карлсонов денег не берем». Любят меня! Но пока я ждал, машины начали туда- сюда ездить, дым выпускать. Дышать совсем невозможно стало. Чуть не задохнулся. Эти машины - не то, что мой моторчик. Он у меня экологически чистый, воздух не загрязняет. А вы, ребята, видели, как машины дым выпускают? Где это было? (Выслушивает ответы).
Воспитатель. Ребята, как вы считаете, в нашем городе много машин? (Обсуждает это с детьми, напоминает, что на автобусных остановках, вблизи дороги чувствуется, что воздух грязен).
Карлсон. Но на этом мои злоключения не окончились. Только я улетел с автостоянки, только вдохнул чистый воздух, чихать перестал, как прямо передо мной появились трубы, а из них - дым. Как вы думаете, что это было? (Выслушивает ответы). Это был огромный-преогромный завод. И когда ветер подул в мою сторону, я снова оказался в дыму.
Только в заводском. Но от этого мне не стало легче.
Я по воздуху летел
И моторчиком гудел.
Вдруг - труба, над нею - дым, Оказался я над ним. Заблудился я в дыму,
Что со мною - не пойму. Долго кашлял и чихал, Даже видеть перестал.
Здесь вопрос любому ясен: Грязный воздух нам опасен. Не летайте над трубой-
Вы рискуете собой!
Воспитатель. Карлсон, но что, же делать? Ведь мы не можем прожить без заводов и автомобилей? Как вы думаете, ребята? (Дети высказывают свои предположения.)
Карлсон. Поскольку я великий мыслитель и изобретатель, то знаю, что надо делать. Но сначала пусть ребята придумают что-нибудь. Может, и среди них есть ученые. Конечно, не такие великие, как я, но все же... (Дети высказывают свои предположения.)
А теперь я расскажу о своей гениальной мысли. Однажды фрекен Бок во время уборки в комнате чистила ковры такой специальной машиной, она еще так шумит, и воздух у нее из дырки выходит. А с одной стороны есть большой шланг, на змею похож. Может быть, у вас дома тоже такие имеются? Вот только я забыл, как она называется (дети подсказывают, обсуждают, откуда произошло это название). Правильно, пылесос. А почему у нее такое название? Вот я и подумал: раз она сосет пыль, то почему бы такую машину не поставить прямо на заводе? В трубе? Тогда воздух будет чище. Правда, пылесос у фрекен Бок тяжелый, его в трубу даже пять Карлсонов не затащат, но можно что- нибудь придумать. Кстати, у вас есть пылесос? Давайте его сюда.
Все вместе - дети и взрослые - рассматривают устройство пылесоса. Расскажете ребятам, что специальные пылесосы есть даже в космических кораблях. Ведь там тоже бывает пыль, только «космическая». Включите пылесос, пусть дети подставят ладошки сначала к отверстию, через которое воздух всасывается, а затем - к тому, через которое он выходит. Куда воздух входит и откуда выводит? Как они это почувствовали? Что получается? Пылесос всасывает грязней воздух, с пылью, а выпускает - чистый. Куда же исчезает пыль? Обратите внимание ребят на плотный материал. На нем наверняка будут видны следы пыли. Именно здесь оседает пыль с ковра, мебели. Ткань позволяет воздуху пройти сквозь нее, но пыль не выпускает. Поэтому воздух очищается.
Воспитатель. Ты, Карлсон, конечно, молодец. Но вынуждена тебя огорчить: пылесосы для труб люди уже придумали. Правда, они не такие, как наш домашний пылесос, но тоже отсасывают из воздуха пыль и грязь. Их вставляют в трубу, воздух проходит через нее и становится чище, как в пылесосе.
Карлсон. Ну вот, опять без меня все придумали. Я считал, что это мое личное открытие и очень теперь огорчен. Хотите, чтобы я повеселел? Только банка малинового варенья может меня спасти!
Дети дают Карлсону банку варенья.
Воспитатель. Дорогой Карлсон, мы хотим сделать тебе еще один подарок, правда, необычный.
Карлсон (радостно). Подарок? Еще одна банка варенья или праздничный торт? Это просто замечательно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал из опыта работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "В стране Добрых Дорог".
Материал предназначен для детей и родителей старшей группы.Знакомит с появлением правил дорожного движения,светофором,понятиями: пассажир, пешеход, водитель, правилами поведения в обществе...
Семинар практикум для родителей "Песочная страна - страна чудес"
Показать значимость взаимодействия ДОУ и семьи....
«Песочная страна — страна чудес»
Конспект занятия в средней группе«Песочная страна — страна чудес»Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка....
«Песочная страна — страна чудес»
Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка....
Конспект вечера развлечений "Путешествие в страну чудес" по мотивам произведения Л.Кэрролла "Алиса в стране чудес"
конспект вечера развлечений с использовнием ИКТ....
«Путешествие в страну чудес» по мотивам произведения Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес».
В данном конспекте продемонстрированы возможности использования настольных игр для достижения развивающих и психокоррекционных задач в работе с детьми в ДОУ....
«В стране чудес». Интегрированное занятие в подготовительной группе «В стране чудес».
Интегрированное занятие в разновозрастной группе Цель: закрепление ранее изученного материала....