Конспект итогового НООД в старшей группе на тему: "Весенние картины"
материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Платонова Ольга Федоровна

Комплексное НООД сочетает в себе образовательные области:коммуникацию, познание, художественное творчество, музыку, физическое развитие, безопасность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovoe_vesennie_kartiny.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия «Весенние картины»

Цель: обобщить знания, умения и навыки, полученные в течение года.

Задачи: Обучающие: расширять словарь детей через речевые игры, моделирование. Учить видеть красоту весенней природы; закреплять полученные ранее знания детей о весенних изменениях в природе, приметах, пословиц, поговорок; нетрадиционной технике рисования (пальцеграфии).

Развивающие: развивать чувство эстетического переживания от весеннего пробуждения природы, развивать речевую и познавательную активность, внимание, память; развивать речь, мелкую моторику рук; развивать умение организовать свой труд, умение концентрироваться на задании, сопоставлять результаты с заданием; развивать умение общаться, способность управлять своими эмоциями, поведением; развивать творческое воображение. Вырабатывать диафрагмальный тип дыхания с элементами релаксации.

Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе, насекомым; воспитывать интерес к нетрадиционной технике рисования.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура».

Методическиекие приёмы: организационный момент « На поляне дом стоит», речевая игры: «Один-много», « Определения к слову весна», «Назови ласково»; «Скажи со словом Весенний…» составление предложений по признакам Весны, беседа о весенних месяцах, чтение пословиц, поговорок примет о весенних месяцах, художественное слово воспитателя, положительная мотивация, физминутка «    Весна   », технология ТРИЗ, вопрос-ответ, показ способа выполнения, самостоятельная деятельность, пальчиковая гимнастика « Наши яркие цветы…», анализ, итог.

Материалы и оборудование:

Проектор, ноутбук, аудиозапись музыки П.И. Чайковского “Весна”, презентация «Весна»; сюжетные картинки «Весна», разрезные картинки «Пазлы» с изображением весеннего пейзажа, модели к речевой игре «Назови ласково», модель «Пчела», веночек для речевой игры «Какая весна», тонированный лист бумаги голубово цвета, мяч для игры «Один-много», акварельные краски в, баночки для воды, салфетки.

Словарная работа: нектар, пальцеграфия

1. Орг. момент

- Приветствие гостей.

 Воспитатель.  - Ребята, обратите внимание, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними (дети здороваются с гостями).

- Поздравляю вас ребята с окончанием учебного года, вы стали еще на один год взрослее и старше. Вы получили новые знания, умения и навыки, которые сейчас мы и проверим.

2. Пальчиковая гимнастика. А теперь мы проведем разминку для пальцев, приготовьте свои ладошки и  выполняйте  движения.

На поляне дом стоит

Ну а путь в тот дом закрыт.

Мы ворота открываем,

Всех вас в гости приглашаем.

3. Речевая игра  «Назови ласково» с использованием моделей. А теперь проведем разминку для мышления (солнце-солнышко, ветер-ветерок-ветерочек, дерево-деревце, гриб-грибочек, цветок-цветочек, лист-листочек, пенек-пенечек, ветка-веточка, дерево-деревце ) .

4. Постановка учебной задачи.

Воспитатель: ( на столе лежат разрезные картинки « пазлы») –Ребята, подойдите к столу, вы увидите  разрезные картинки, когда вы их соберете, то узнаете о чем мы с вами будем сегодня говорить.

Воспитатель. Правильно, это весна. И мы сейчас с вами вспомним приметы весны. (Воспитатель приглашает детей занять места возле проектора, при этом следит за осанкой).

Внимание на экран (Презентация о весенних изменениях в природе).

5. Вопрос-ответ. 

  Игра  "Весна, какая?"

Игра с веночком.  Придумайте определения к слову «весна». Какая она?  (шаловливая, теплая, радостная, дружная, звонкая, веселая, ликующая, таинственная, солнечная, хмурая, тихая, робкая, мрачная, сказочная, светлая, голубая, волшебная, шумная, изумрудная, хрустальная, яркая, светло-зеленая, светло-голубая, лучезарная, загадочная, скользкая).

 6. Физминутка

Солнышко, солнышко, золотое донышко, (дети идут по кругу).

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей, (дети бегут по кругу).

Прилетело сто грачей, (дети машут руками, стоя на месте).

А сугробы тают, тают, (дети приседают на месте).

А цветочки подрастают (дети медленно встают).

7. Беседа о весенних месяцах. (используются сюжетные картины).

- Назовите первый месяц весны. (март).

Ребенок рассказывает. (Март - месяц переменчивый. В народе говорят «То снегом сеет, то солнцем греет». Еще кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно. После метели деревья стоят белые, как зимой, а потом подуют теплые ветры - и начинается оттепель).

-Как в народе называют март (предвесенье, протальник);

- Назовите второй месяц весны. (апрель).

Ребенок рассказывает.  Апрель - почками красен. Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. У вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все дерево словно окутано желто-зеленым облаком;

 - как в народе называют апрель (капельник, снегогон).

-Назовите третий весенний месяц. (май).

-А какой месяц в народе прозвали  «Месяц Ай»?  

Ребенок. В народе месяц май прозвали месяц «Ай». Оттого, что и тепел, и холоден. Днем солнышко, а ночью бывает ай! - какой морозец...

-А как в народе называют месяц май? (травень, цветень, песенник)

-А какие   пословицы, поговорки, приметы о весенних месяцах вы знаете?

В марте и курица из лужицы напьётся.

Зима весну пугает, да все равно тает.

Весна водой богата.

Март сухой да мокрый май - будет каша да каравай.

Апрель с водою, а май с травою.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Май холодный - год голодный.

Грач на горе – весна на дворе.

Частые туманы в марте предвещают дождливый год.

Апрель – пора большой воды.

Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.

Холодный май предвещает много сена.

Первый весенний гром – к наступлению тепла.

8. Игра "Скажи со словом "весенний". 

Я говорю слово "погода", а вы мне отвечаете "весенняя погода" и т.д. (бросаю мяч ребенку и говорю слово). Слова: день, дождь, настроение, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо, цветы, веснушки.

9. Игра  «Один - много» (по цепочке)

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Воспитатель – в центре с мячом в руках.

- Ребята, давайте поиграем в игру “Один и много”. Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали:

Ручей – ручьи

Дождь – дожди

Солнце – солнце

Скворец – скворцы

Гнездо – гнёзда

Сосулька – сосульки

Проталина – проталины

Лист – листья

Капель – капели

Насекомое – насекомые

Дерево – деревья  и т.д.

10.   Релаксация, развитие диафрагмального типа дыхания.

Звучит музыка для релаксации. Дети садятся на свои места.

Воспитатель. Сядьте ближе к краю стульчиков, обопритесь об их спинки, руки свободно положите на колени, закройте глаза. Не открывая глаз, положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете. Плечи не поднимайте. Вдох — выдох, вдох — выдох, вдох — выдох... (Дети выполняют движения).

Весной природа пробуждается от зимнего сна, и мы с вами сейчас откроем глаза, опустим руки, встряхнем ими... (Дети открывают глаза и выполняют движения.)

Весной появляются первые весенние цветы, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимем руки вверх, встанем и потянемся... (Дети потягиваются.)

11. Постановка темы занятия.

 Воспитатель: -Ребята, послушайте, что это за звук?. (пчела жужжит)

- Посмотрите на экран. Что делает пчела? (собирает нектар с цветов).

Ребята, пчелы одни из первых насекомых, которые просыпаются и сразу же берутся за работу. На Руси пчелу считали одним из символов весны и плодородия. Какую пользу приносит  пчела? ( Опыляет растения, приносит нам полезный мед, воск).

-Скажите пожалуйста, если бы не было пчел, хорошо было или плохо? (плохо)

-А кому плохо?(людям, цветам, животным).

-А что было бы если бы вы поймали пчелу в ладони?

-Как мы должны относиться к ним ? (бережно).

 Работа по модели «Пчела»

-Ребята, опираясь на модель расскажите мне о строении пчелы (голова, глаза, хоботок, грудка, брюшко, крылья, ноги, жало).

-Ребята, сегодня я вам хочу предложить, украсить наши цветущие веточки пчелами, согласны? (да).

12. Объяснение способа выполнения работы. ТРИЗ

 Дети сели за столы( воспитатель следит за осанкой).

-Воспитатель: -Ребята, скажите, что лежит на столах? (перечисляют).

- А как вы думаете, чего еще не хватает вам для рисования? (ответ).

-Скажите, а чем мы будем рисовать когда нет кисточек? А чем еще можно? (ответы детей).

- Правильно ребята, сегодня мы будем рисовать пальчиком.

Тело пчелы нарисуем желтым цветом; голову – черным, а крылья – белым цветом. Не забывайте, что после каждого цвета, краску с пальца следует вытереть салфеткой.

13. Пальчиковая гимнастика « Этот пальчик… »

14. Самостоятельная деятельность (звучит музыка).

15. Анализ работ. Анализ работ проводится детьми. Итог подводит воспитатель.

16. Итог

-что мы делали?

-в какие игры играли?

-что понравилось?

-как вы думаете, все справились с заданиями?

Литература:

  1. Кондратьева Л.Н. «Мы». Программа экологического образования детей. СПб: «Детство-пресс», 2001.
  2. Николаева С.Н. Юный эколог .  «Мозаика-синтез», 1999.
  3. Грехова Л.И. В союзе с природой. М.:Илекса, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Весенние чудеса в природе»

Данное занятие помогает расширять представление детей о характерных признаках весны, об особенностях весенней природы, жизни зверей и птиц весной. Дать знания о первоцветах (подснежник, мать-и-мачеха»...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: « Весеннее путешествие»

Коррекционно-обучающие цели:– обогащать словарный запас, развивать речь, умение связно и последовательно составлять рассказ с опорой на картинки о весне;-  учить узнавать и называть при...

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Весенняя капель».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Труд».Задачи:Образовательная область"Познание":- закрепить знания воспитанников о весенних изменениях в природе(п...

Конспект итогового занятия в средней группе по формированию целостной картины мира "Путешествие в осенний лес".

Конспект итогово занятия в средней группе по формированию целостного картины мира "Путешествие в осенний лес"....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Весенние цветы»

Данный конспект будет интересен для педагогических работников....

Конспект комплексного занятия в старшей группе по теме «Весенние чудеса

Программные задачи: учить составлять сказку на предложенную тему и изображать её на бумаге, передавая особенности сказочного жанра. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданн...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности детей по познанию (целостная картина мира), коммуникации (развитие речи), художественному творчеству (рисованию) в старшей группе по теме: «Весеннее путешествие»

Закрепить знания детей о весне, её признаках, особенностях, уметь понимать приметы весны. Продолжать учить ориентироваться по карте, микро ориентировки на плоскости. Учить анализировать расположени...