Методические разработки в системе коррекционного обучения
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Конспекты занятий на преодоление речевых дефектов у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пальчиковый игро-тренинг. | 19.2 КБ |
Артикуляционная гимнастика | 15.28 КБ |
Наша пища. | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковый игротренинг в системе логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
Подавляющее большинство публикаций (М.М.Кольцовой, М.С.
Рузиной, А.В. Цвынтарного и др. авторов) посвящено формированию и совершенствованию мелкой моторики ребенка обычными упражнениями, тогда как вопросы использования нетрадиционных материалов в развитии мелкой моторики не нашли должного изучения.
Однако, пальчиковый игротренинг с использованием подручного материала является эффективным способом развития следующих функций :
коррекции речи детей (дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко.
Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь);тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук (этого помогают добиться упражнения с перекатыванием карандаша, выкладывания узора из бусин);пространственно-образное мышление и творческие способности (поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, то, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Соответственно на ряду с развиваем моторных и речевых навыков, у детей развиваются и психические процессы. Этому способствуют игры с мелкими предметами.)
Конечно же, основной целью использования нетрадиционных материалов в пальчиковом игротренинге является развитие мелкой моторики рук детей, но если посмотреть глубже, то предметы, которые применяют дети, могут являться и инструментом для обучения детей экологическим и познавательным задачам. Дети знакомятся со свойствами предметов, с их происхождением, с внешними особенностями, узнают о пользе природного материала для людей, устанавливать причинно - следственные связи. Некоторые материалы представляются детям в другом свете, позволяют выполнять определенные упражнения по оздоровлению собственного организма (СУ- Джок, упражнения с крупами, семенами). Тем самым использование данного метода позволяет педагогу заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития.Помимо этого, такие игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.Это обосновано тем, что в этом возрасте (4 - 5 лет) у детей происходит ознакомление с окружающим миром, они учатся использовать приобретенные навыки мелкой моторики в повседневных действиях (например, во время еды и одевания), то тактильное знакомство с предметами будет очень им полезно. Кроме того, настает черед обучения тем видам деятельности, которые требуют более координированной работы мелких мышц и суставов кистей рук, пальцев (особенно большого) и запястий, в частности, рисования и письма. В этом возрасте ребята учатся поворачивать запястье, открывая винтовые крышки, краны в ванной комнате, держать тремя пальцами карандаш (щепотью), поэтому предметы для работы могут быть самыми разнообразными. Основной их принцип - помогать в развитии мелкой моторики рук.
Методика проведения игротренинга: в начале недели логопедом с детьми разучивается пальчиковая гимнастика с использованием нетрадиционных материалов. Оптимальный вариант использования - середина занятия. Именно в этой части занятия пальчиковый игротренинг предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки. Сочетание манипуляции с предметами и речевым сопровождением в стихотворной форме, позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в занятия, играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи. Это позволяет:
*Регулярно опосредовано стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
*Совершенствовать внимание и память - психические процессы тесносвязанные с речью.
*Облегчить будущим школьникам усвоения навыков письма.логопеда, контролирует правильность выполнения (четкое произнесение слов, точность выполняемых движений с предметами).
Так же элементы пальчикового игротренинга реализуются детьми в процессе самостоятельной деятельности, в течении дня. Такой подход обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.
Взрослый при этом находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами.
Определив основное направление в работе, в группе была создана такаяпространственно - предметная среда, которая расширяла мир детей, стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений
пальцев, готовила руку ребенка к письму.
Примерный перечень наполнения коррекционного уголка в группе:
*сухие бассейны со сменными наполнителями;
*пластиковые контейнеры с природными материалами, крупами,
пуговицами;индивидуальные контейнеры с набором для общего комплекса пальчиковойгимнастики;
*зубные щетки;
*мячики-ежики;
*прищепки;
*дыхательные тренажеры;
*шнурки с узелками;
*эспандеры;
*решетки для раковин;
*перчатки и шары с нашитыми на них пуговицами;
*разные по величине бусины;
*материал для нанизывания;
*воздушные шары, наполненные солью, крупой, мелкими камушками;
*бусы, четки;
* пробки от пластиковых бутылок, тюбиков зубной пасты, пуговицы с углублением;
* грецкие орехи и каштаны;
*многогранные карандаши.
Именно систематическое использование на занятиях и в свободной деятельности, закрепление воспитателями, а также просвещение и обучение родителей дошкольников помогли детям в овладении необходимыми навыками мелкомоторной координации и чувствительности.
К концу учебного года у детей возросла познавательная активность, желание узнавать новое, развился интерес к предметам окружающего мира, повысилась работоспособность детей на занятиях, что в свою очередь положительно сказывалась на усвоении навыков, совершенствовании зрительного и слухового восприятия, развитии наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, творческого воображения, речи, мелкой моторики и координации движений руки.
Список литературы.
Бардышева Т.Ю. Пальчиковые игры. – ООО «Карапуз – дидактика», 2006.
Буцикина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников.// Логопед. – 2005. №3
Ганичева И.В. Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М.: Книголюб, 2004.
Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003.
Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых.СПб., 2000.
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика-сказка
«У бабушки с дедушкой»
Жили были дедушка и бабушка.
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ
БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).
БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:
НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).
БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад) НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд). БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)
И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо).
ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),
ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.
ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),
ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу).
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),
ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).
ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),
ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,
ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).И УШЛА.
Вот и закончился день, пора спать.
Завтра опять будем гулять.
Предварительный просмотр:
Цели занятия:
Коррекционно-образовательная:
-учить детей выделять общий признак в словах,развивать умение обобщать.
Коррекционно-развивающие:
-развивать внимание,воображение,мышление детей.
-активизировать,расширять и обобщать знания детей по теме.
-упражнять в составлении предложений,развивать связную речь.
Коррекционно-воспитательная:
-воспитывать у детей навык культурного поведения в общественных местах.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Дети договаривают пропущенные слова,а затем садятся на свои места.
Если мамы дома нет-
Кто сготовит нам…(обед).
Нужно мамочке помочь-
Помогает маме…(дочь).
Дочь наварит свежих щей,
В щи положит…(овощей).
Будет сытно,будет вкусно,
В щи нарезана…(капуста).
Ножик режет очень ловко-
В щи отправилась…(морковка).
И,конечно же,немножко
Бросим мы туда…(картошки).
Чтобы вышли щи на славу,
Добавдяем мы…(приправу).
Только входит мама в дом-
Мы к столу её…(ведём).
А.Герасимова
2.Вводная беседа.
Продукты.
Мы питаемся продуктами,которые дают организму всё необходимое для жизни.Мясо,яйца,фасоль помогают организму оставаться сильным;хлеб,макароны и рис обеспечивают организм энергией;масло,молоко,сыр сохраняют энергию нашего организма.
Организму человека необходимы разные продукты и вода для питья.Особенно необходимы продукты,богатые витаминами,-овощи и фрукты.
3. «Давайте отправимся с вами в магазин покупать продукты».
Развитие общей моторики.
Сумку в руки мы берём(Наклоняются и «как-будто» берут сумку)
В магазин с тобой идём(Шаги на месте)
В магазине же на полках,не шарфы и не футболки(Руки вверх,отрицат.качаем головой)
Вкусно пахнет здесь всегда(Поворот головы направо,налево,вдыхаем воздух)
В доме вкусная еда( «Дом»над головой)
4.Развитие лексико-грамматических категорий.
Дети надевают колпаки.
Игра «Поварята».Пополнение словаря по тему «Продукты».
Логопед: Пять братишек-поварят
У плиты стоят,ворчат:
«Дел у нас невпроворот,
Целый день полно хлопот».
Первый повор говорит:
Чтоб детишек накормить,
Надо кашу мне сварить.
Ребята!Скажите,какие прдукты нужно взять:
-для манной каши----манную крупу,сахар,молоко,масло,соль;
-для гречневой каши----гречневую крупу,сахар,молоко,масло,соль;
-для рисовой каши----рис,сахар,молоко,масло,соль;
-для пшённой каши----пшено,сахар,молоко,масло,соль;
-для геркулесовой каши----овсянные хлопья,сахар,молоко,масло,соль;
Логопед: А второй ему в ответ:
А мне салат из овощей
Надо сделать поскорей.
Ребята!Что нужно положить в овощной салат?(огурцы,помидоры,редис,соль,лук,капусту,подсолнечное масло,сметану).
Логопед:Ну а третий поварёнок говорит:
На обед сварю я щи,
Пусть хлебают малыши.
Ребята!Какие продукты понадобятся для щей?(капуста,морковка,картошка,лук,приправа).
Логопед: Тут четвёртый подоспел,
И,довольный,пропыхтел:
«Плов готов уже давно.
Кушайте скорей его!»
Какие продукты положил повар в плов?(рис,морковь,лук,мясо).
Логопед: А пятый поварёнок говорит:
«Я пожарил вам котлет
Будет вкусным ваш обед».
Какие котлеты пожарил вам пятый повар?
Котлеты из мяса-мясные котлеты.
Котлеты из курицы-куриные котлеты.
Котлеты из рыбы-рыбные котлеты.
Котлеты из капусты-капустные котлеты.
Котлеты из моркови-морковные котлеты.
Котлеты из свеклы-свекольные котлеты.
Котлеты из риса-рисовые котлеты.
5. «Это для нас готовили поварята,а теперь давайте попробуем все вместе представить,что мы-пекари и попробуем что-нибудь испечь».
Мелкая моторика.
Пекарь,пекарь ---->хлопаем в ладоши
Из муки испеки нам колобки---->печём колобки
Да сушки-Ванюшке---->соединить большой и указательный пальцы
Да баранки-Танюшке----> соединить большой и средний пальцы
Да бублики-Гришке----> соединить большой и безымянный пальцы
Да крендель-Маришке----> соединить большой палец и мизинец
6.Ну,а теперь раз у нас получилось столько вкусной еды надо подготовиться к приёму пищи.Дети снимают колпаки и садятся за столы.Берут зеркала.
Развитие артикуляционной моторики.
-Для челюсти-движения вправо-влево.
-Для губ-по тексту:Подражаю я слону,губы хоботком тяну.
Чтоб понравиться лягушкам,тянем губки прямо к ушкам.
-Для языка:Упереть кончик языка в левую,правую щёку.
Поднимать кончик языка к верхним/нижним зубам.
7. «Ну,вот а теперь давайте представим,что мы в магазине и ходим по разным отделам.Я буду называть вам отделы,а вы мне расскажите,какие продукты там можно купить».Дети встают из-за столов,образуют полукруг вокруг логопеда.Игра с мячом.
Закрепление знаний по теме.
В мясном отделе---мясо,колбасу,сосиски.
В рыбном отделе---рыбу,крабы,раки.
В молочном отделе---молоко,сметану,творог,сыр.
В хлебном отделе---булки,батоны,сушки,бублики.
В кондитерском отделе---конфеты,шоколад.
8.Итог занятия.
Логопед:Как называется магазин в котором можно купить продукты?
В каком отделе продают мясо,колбасу,сосиски?
В каком отделе продают рыбу,кальмары,креветки,раки?
Как нужно вести себя в магазине?
Оценка работы детей на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам
За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...
методические разработки в системе дошкольного образования "Путешествие на остров сокровищ"
Методические разработки в системе дошкольного образования "Путешествие на остров сокровищ"...
Методические разработки "Педагогическая система формирования географо-краеведческого понимания особенностей окружающей среды"
Методические разработки географических занятий и игр...
Методическая разработка "Внутренняя система оценки качества образования"
Перед вами результаты работы большого авторского коллектива. Это практики: педагоги, методисты, старшие воспитатели детских садов города Урая. Материалы были разработаны в рамках Лаборатории «Си...
Методическая разработка организации системы досугов здоровья с использованием технологии раннего музыкального развития детей «Музыка с мамой» С. и Е. Железновых для работы с детьми 1-й младшей группы ДОУ.
Методическая разработка организации системы досугов здоровья с использованием технологии раннего музыкального развития детей «Музыка с мамой» С. и Е. Железновых для работ...
Методическая разработка. Конспект комплексного коррекционного занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и обучению грамоте в группе для детей с ТНР подготовительного возраста «Удивительное рядом».
Конспект составлен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (с тяжелым нарушением речи), ГБДОУ детского сада № 25 компенсирующего вида ...
Методическая разработка. Использование «Системы коррекционной работы с целью профилактики нарушений письма у детей дошкольного возраста» .
Актуальность выбранной мной темы подтверждается выявленной проблемой у детей школьного возраста: нарушение письма- наиболее распространённый вид речевой патологии у учащихся. По данным А.Н...