Особенности речевого развития детей с нарушением зрения.
статья по развитию речи по теме

Медведева Юлия Александровна

При составлении статьи была использована следующая литература:

Выготского Л.С.

Гербовой В.В.

Литвак А.Г.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_ns2.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности речевого развития детей с нарушением зрения.

Успешность обучения детей во многом зависит от уровня овладения детьми связной речи. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.

Развитие детей с нарушениями подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающегося ребенка. Из этого положения следует, что дети, в частности, с сенсорным дефектом имеют большие потенциальные возможности, при условии включения в специальное обучение и воспитание.

Основной контингент детских садов IV вида составляют дети с амблиопией и косоглазием.

Нарушения зрения обычно сопровождаются вторичными отклонениями, природа которых разнообразна. Нарушения зрения отрицательно сказывается на нервно-психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на развитие познавательной деятельности и формирование общего речевого статуса.

Общая особенность таких детей – нарушение словесного опосредования. Это очевидно при дефектах зрения, когда непосредственный зрительный анализ сигналов страдает меньше, чем словесная классификация его результатов. Если ребенок правильно называет предмет, это не значит что, у него имеются четкие представления о нем. Это объясняется трудностями установления предметной соотнесенности слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике. Верно обозначенные словом признаки вычленяются и становятся объектами познания.

Речь - мощное компенсаторное средство, она облегчает сравнение признаков предметов, актуализирует прошлые представления и дает возможность создавать новые, способствует расширению кругозора детей.

Недостаток активного общения с окружающим миром и взрослыми в доречевой период, небольшие возможности подражательной деятельности, сужение познавательного процесса, уменьшение развития двигательной сферы, средовые условия воспитания обуславливают замедленный темп развития речи детей с нарушением зрения.

Ограничение визуального контроля за языковыми и невербальными средствами общения приводит к тому, что у детей с нарушением зрения проблемы с речью и звукопроизношением встречаются в 2 раза чаще, чем в норме.

Дети с амблиопией и косоглазием, хотя и не относятся к слабовидящим, так как у них в большинстве случаев страдает один глаз, а здоровый имеет относительно высокую остроту зрения, но имеют общие с ними особенности.

Монокулярный характер зрения таких детей отрицательно сказывается на формировании зрительно-пространственных представлений об объеме, протяженности и трехмерности пространства. Кроме того, в период лечения методом прямой окклюзии в рабочем состоянии оказывается глаз с наименьшей остротой зрения.

Нарушение зрения детей сказывается, прежде всего, на их восприятии, Отмечается замедленность, фрагментарность, искажение зрительного восприятия изображений на картинах, замена одних предметов другими при экспозии в непривычном ракурсе, что объясняется узостью обзора, особенностями монокулярного зрения, недостатками прошлого чувственного опыта. Неточные представления об окружающем предметном мире провоцируют накопление в речи детей слов без конкретного содержания. Это является причиной недоразвития смысловой стороны речи и трудностей в развитии познавательной деятельности дошкольника. Недоразвитие речи затрудняет осмысливание материала, ведет к механическому его запоминанию и лишает детей возможности применять полученные знания в учебной и игровой деятельности.

В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с амблиопией и косоглазием возникает некоторая обедненность чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимание смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств.

Неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность зрительно-пространственной ориентировки предопределяет общую обедненность предметных представлений и снижение уровня чувственного опыта детей с косоглазием и амблиопией, из-за чего появляются отклонения в развитии двигательной сферы этих детей. При этом наблюдается качественное снижение речевого развития при выполнении заданий на описание объектов реального мира, даже в тех случаях, когда дети с этими объектами находятся практически в постоянном контакте.

Снижение зрения сказывается на формировании понятий и понимания значения слов. Склонность детей с недостатком зрения к чисто словесному знакомству с окружающим особенно опасно в младшем возрасте; образные представления действительности первоначально играют основную роль в формировании полноценных словесных значений, и эту роль выполняет предметное восприятие (Р.М. Боскис, Р.Е. Левина). Словесное знакомство с окружающим приводит лишь к видимости знания. По существу дети понаслышке судят о многих предметах, словесно обозначают их, но неясно себе их представляют и мало знают о них. В результате в процессе обучения и при тщательных обследованиях обнаруживаются бедность этих знаний, пониженный уровень обобщения, абстракции и других мыслительных процессов. Отклонения в речевом развитии, как и другие вторичные отклонения, рассматриваются как «определенное динамическое своеобразие», а не только как негативная характеристика.

В силу нарушения деятельности зрительного анализатора детей может проявляться своеобразие речевого развития, которое часто не укладывается в обычные возрастные границы и выражается в особенностях речи (нарушения словарно-семантической стороны, «формализме», эхололиях и т.д.).

Наличие врожденного или рано приобретенного зрительного дефекта выделяется в качестве усугубляющего, влияния которого может усиливаться или ослабевать в зависимости от наличия других патологических факторов, условий речевого общения и индивидуальных особенностей детей.

Общение является необходимым фактором развития личности ребенка, подростка, взрослого человека. Поэтому при формировании способов неречевого общения (мимики и пантомимики) у детей с нарушением зрения важно установить, каким образом нарушение зрения влияет на их общение со сверстниками, взрослыми, предметным и животным миром. При этом следует опираться на выводы отечественных психологов (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева и др.), свидетельствующих о том, что формирование разных средств общения и их использование  в различных видах человеческой деятельности у детей с нормальным зрением и детей с тяжелыми нарушениями зрения происходит по одним и тем же законам онтогенеза. Следовательно, в основе развития детей с нарушениями зрения также лежат антропологический принцип и принцип природосообразности.

Педагогу важно помнить что, общение с взрослыми вызывает у ребенка большое познавательное и эмоциональное удовлетворение, становясь постепенно его важнейшей социальной потребностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения.

У детей с нарушениями зрения формирование речи с первых дней жизни протекает в особых условиях. Это необходимо учитывать при планировании и проведении лого-коррекционной работы с детьми....

презентация "Особенности сенсорного развития детей с нарушением зрения"

Значение сенсорного развитияСенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы поз...

особености речевой диагности детей с нарушением зрения

необходимым условием качественного логопедического обследования детей с патологией зрения является знание особенностей таких детей и возможное обеспечение условий для их реализации. в данной презентац...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ...

Особенности психического развития детей с нарушением зрения

Адаптивное физическое воспитание строится с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к регулированию физической нагрузки, физической подготовленности и сенсорных возможностей детей, а такж...

Особенности психического развития детей с нарушением зрения. Требования к наглядности.

Дети с нарушениями зрения не могут воспринять окружающий мир во всем его качественном многообразии, т.к. искажается система сенсорных эталонов. Психическое развитие младенца с нарушением зрения по сра...

Особенности речевого развития детей с нарушением зрения

Формирование речи у детей с нормальным и нарушенным зрением происходит в основном одинаково. И все же зрительный дефект оказывает негативное влияние, степень которого зависит от тех речевых процессов,...