Особенности речевого развития детей с нарушением зрения
статья по логопедии

Формирование речи у детей с нормальным и нарушенным зрением происходит в основном одинаково. И все же зрительный дефект оказывает негативное влияние, степень которого зависит от тех речевых процессов, которые связаны со зрительным восприятием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности речевого развития у детей с нарушением зрения

Нарушения зрения обычно сопровождаются вторичными отклонениями, природа которых разнообразна.

Глубокое нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на развитие познавательной деятельности и формирование общего речевого статуса.

Формирование речи у детей с нормальным и нарушенным зрением происходит в основном одинаково. И все же зрительный дефект оказывает негативное влияние, степень которого зависит от тех речевых процессов, которые связаны со зрительным восприятием.

Слабовидение затрудняет подражание и наблюдение за движением речевых органов собеседника, отрицательно сказывается на формировании речедвигательных и речеслуховых представлений.

Таким образом, расстройство зрения предрасполагает к расстройствам звукопроизношения, косвенно способствует им. В связи с этим нарушение звуковой стороны речи встречается у слабовидящих значительно чаще, чем у нормальновидящих. Наиболее выраженным оказывается влияние зрительного восприятия на словарно-семантическую сторону речи, проявляющуюся в накоплении значительного количества слов, так называемых «пустых» слов, не связанных с конкретным содержанием.

В раннем возрасте, в котором преобладают образные представления, зрительное предметное восприятие имеет большое значение в формировании первых словесных значений. Неполноценное зрение весьма ограничивает детей в необходимой для этого основе. Поэтому нередко у них начало развития речи наблюдается позже, чем у зрячих. В дальнейшем в речевом развитии слабовидящих детей отмечается некоторое преобладание слов с отвлеченным значением над конкретным. Еще более трудным, чем понимание конкретных значений слов, для слабовидящих является осознание слов с переносным смыслом (сравнений, метафор, эпитетов). Слабовидящие объясняют образные выражения конкретно.

Трудности формирования представлений, бедность жизненного и сенсорного опыта из-за неполноценного зрения недостатки в развитии общей и мелкой моторики ведут к тому, что и лексическая, и семантическая стороны языка у слабовидящих отстают по сравнению с нормально видящими сверстниками. Причем, большее отставание наблюдается в понимании значения слов.

Спецификой развития речи у слабовидящих является особенности слабого усвоения и использования ими неречевых средств общения, таких как мимика, пантомимика, которые являются обязательным компонентом устной речи.

Затрудненность дистантного восприятия мимических и пантомимических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию реальных характеристик и состояний субъекта, а также вызывает трудности в формировании речевой функции.Хочу такой сайт

У слабовидящих детей выявляются нарушения и в письменной речи (дисграфические ошибки). У таких детей на письме часто встречаются ошибки оптического характера, связанные с неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений, фрагментарностью восприятия, недоразвитием зрительно-пространственного восприятия, памяти, пространственной ориентировки) и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв.

Присутствуют замены, смешения по акустико-артикуляционному сходству, которые связаны с недифференцированностью слухового восприятия, недостаточным развитием звукового анализа и синтеза. Частыми являются смешения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме. Нередко встречаются аграмматизмы, связанные с неадекватным использованием предлогов, особенно выражающих пространственные отношения. Присутствуют ошибки словообразования и словоизменения.

Речь – мощное компенсаторное средство: она облегчает сравнение признаков предметов, актуализирует прошлые представления и дает возможности создавать новые, способствует расширению кругозора детей. Компенсаторная функция речи проявляется во всех видах психической деятельности детей с патологией зрения при восприятии. Большое значение она имеет в формировании личности слабовидящих. Благодаря речи они общаются с окружающими людьми, ориентируясь в обществе, являясь полноправными его членами, активно участвуют в общественной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения.

У детей с нарушениями зрения формирование речи с первых дней жизни протекает в особых условиях. Это необходимо учитывать при планировании и проведении лого-коррекционной работы с детьми....

презентация "Особенности сенсорного развития детей с нарушением зрения"

Значение сенсорного развитияСенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы поз...

Особенности речевого развития детей с нарушением зрения.

При составлении статьи была использована следующая литература:Выготского Л.С.Гербовой В.В.Литвак А.Г....

особености речевой диагности детей с нарушением зрения

необходимым условием качественного логопедического обследования детей с патологией зрения является знание особенностей таких детей и возможное обеспечение условий для их реализации. в данной презентац...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ...

Особенности психического развития детей с нарушением зрения

Адаптивное физическое воспитание строится с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к регулированию физической нагрузки, физической подготовленности и сенсорных возможностей детей, а такж...

Особенности психического развития детей с нарушением зрения. Требования к наглядности.

Дети с нарушениями зрения не могут воспринять окружающий мир во всем его качественном многообразии, т.к. искажается система сенсорных эталонов. Психическое развитие младенца с нарушением зрения по сра...