Знакомство детей с малыми фольклорными формами.
план-конспект занятия (младшая группа)
Конспект занятия во второй младшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_detey_s_malymi_folklornymi_formami.docx | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство детей с малыми фольклорными формами.
К бабушке Варварушке в гости на оладушки.
Примерный конспект занятия во второй младшей группе.
Цели и задачи: знакомить с фольклорными произведениями. Воспитывать любовь к родному языку. формировать познавательную активность. Создать у детей радостное настроение.
Материал: плоскостные изображения персонажей потешек «Кошкин дом», «Котя-котенька-коток», «Две тетери», «Как на дубе, на дубочке», «Петушок», «Из-за леса, из-за гор», «Сидит белка на тележке», «Пошел котик на торжок»; кот и белка (мягкие игрушки); русская изба, сундучок с книжками и костюмами.
Предварительная работа: воспитатель разучивает с малышами песенки, потешки.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям поиграть, говорит что в детский сад прилетела сорока.
Сорока:
Я сорока-белобока, по лесу летала,
По полю скакала, малых детушек искала.
Принесла я вам письмо, вот (показывает) от бабушки оно.
В гости к ней вы собирайтесь, быстро, быстро наряжайтесь,
Ведь у бабушки, у Варварушки день рождения!
Воспитатель: (читает письмо – приглашение)
«Ко мне в гости собирайтесь да в дорогу отправляйтесь,
Жду вас с нетерпением, уж готово угощение!
Бабушка Варварушка».
Дети и воспитатель наряжаются в русские народные костюмы.
Воспитатель: Поехали скорей к бабушке. У нас и лошадки есть. Только нужно сказать волшебные слова:
Еду, еду на лошадке, на лошадке в красной шапке
К бабушке Варварушке в гости на оладушки.
Дети произносят волшебные слова и верхом на лошадке отправляются к бабушке в гости. Если они затрудняются в самостоятельном чтении песенки, то делают это вместе с воспитателем. Начало всех песенок, потешек, произносит педагог, дети продолжают.
Воспитатель: Тпру, стой, лошадка! Кто же это на пути? (обращает внимание детей на мостик, на котором стоит кошечка).
Через речку брошен мостик, там мелькнул пушистый хвостик,
Бархатная спинка, в лапке хворостинка.
Дети: (вместе с воспитателем)
Вышла кисонька на мост, четыре лапки, пятый хвост,
Бархатная спинка, в лапке хворостинка.
Воспитатель: А дорога еще далека! Поехали дальше! Но, лошадка!
Дети едут дальше на лошадке, повторяя волшебные слова.
Воспитатель: Тпру, стой, лошадка!
Останавливаются, воспитатель обращает внимание детей на дуб.
Вот на поле дуб стоит, кто на дубе том сидит?
Дети: (читают потешку)
Как на дубе, на дубочке тут сидят два голубочка,
У них шейки голубые, у них перья золотые,
Красные кафтанчики, синие карманчики.
На дубу они сидят, меж собою говорят
Все про ребяточек, все про ребяточек…
Воспитатель: А нам пора в путь. Поехали, но, лошадка!
Едут на лошадке, повторяя волшебные слова. Останавливаются около чашки с двумя птицами.
Воспитатель: Ой, смотрите!
Вот две птички прилетели,
прилетели и запели…
Дети:
Как на нашем на лугу стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери, поклевали, улетели.
Воспитатель: Улетели птички! И мы с вами поедем дальше к бабушке! Но, лошадка!
Едут дальше, воспитатель обращает внимание детей на домик.
Воспитатель:
Ой беда, беда, беда! Собирайся, детвора,
Все бегите-ка сюда, кошкин дом тушить пора!
Дети:
Тили-тили! Тили- бом! Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом! Идет дым столбом!
Кошка выскочила, глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром заливать кошкин дом,
А лошадка с- с фонарем, а собачка – с помелом,
Серый заюшка – с листом. Раз! Раз! Раз! Раз!
И огонь погас.
Воспитатель: Молодцы! Помогли кошке огонь потушить! Пора дальше ехать.
Путешествие продолжается. По пути воспитатель обращает внимание детей на дедушку.
Воспитатель:
Кто на ярмарку верхом едет на лошадке,
Сам с седою бородой, вспомните, ребятки?
Дети:
Из-за леса, из-за гор, едет дедушка Егор:
Сам на лошадке, жена на коровке,
Дети на телятках, внуки на козлятках.
Воспитатель: Поехали дальше, домик бабушки уже совсем близко.
Едут, на дороге видят тележку.
Воспитатель: А это что за тележка, полная орешков?
Дети:
Сидит белка на тележке, продает она орешки:
Лисичке- сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.
Кому в платок, кому в зубок, кому в лапочку.
Едут дальше.
Воспитатель:
Посмотрите-ка, с деньгами кот ходил за пирогами.
Но один их есть не стал, всех ребяток угощал.
Как вы думаете, куда кот ходил?
Дети:
Пошел котик на торжок, купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку, купил котик булочку.
«Самому ли съесть? Иль ребяткам отнесть?
Я сам откушу, и ребяткам отнесу».
Воспитатель: Ребята, котик хочет с нами поиграть. А вы хотите? Давайте мы будем мышками, а кота выберем считалкой.
Считалки
1. Начинается считалка: на березу села галка,
Две вороны, воробей, две сороки, соловей.
2. За стеклянными дверями стоит мишка с пирогами.
Сколько стоит пирожок?
Пирожок-то стоит три, а водить то будешь- ты!
Проводится подвижная игра «Кот и мыши».
Воспитатель:
А вот и домик небольшой, дым колечком над трубой,
Видно варится обед, есть здесь кто-то или нет?
Выходит бабушка в русском сарафане (взрослый), встречает детей.
Бабушка: Детушки – малолетушки мои пришли! Здравствуйте! Будьте гостями! А мои-то детки, детки-малолетки, уселись, расселись, кто на лавочку, кто на табуреточку! А я чай заварю, печенья напеку! Хорошо у меня в избе, тепло, а сколько добра всякого – видимо-невидимо! И лавочки есть, и стол. А еще что есть?
Дети: перечисляют предметы домашней утвари. Самовар, деревянная посуда, лапти, половики, люлька и т.д.
Бабушка: А я не одна в доме живу. Живет со мной кот Васька. Ночью он мышей ловит, а днем на печке греется и мурлычет.
Как у нашего кота, шубка очень хороша,
Как у котика усы удивительной красы,
Глаза смелые, зубки белые.
Выйдет котя в огород, всполошится весь народ:
И петух, и курица с деревенской улицы,
Станут котю в гости звать, станут котю угощать.
А вы тоже его позовите!
Дети:
Котя, котенька, коток, котя, серенький лобок!
Приди, котик, ночевать, нашу деточку качать!
Уж как я тебе, коту, за работу заплачу:
Дам кусок пирога и кувшин молока.
Бабушка: А еще живут у меня курочки, петушок, гуси и уточки.
Проводится словесная игр: воспитатель говорит первую строчку, дети – вторую и т.д.
Нуши курочки в окно- ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Наши уточки с утра- кря-кря-кря, кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда – га-га-га, га-га-га!
А индюк среди двора – бал-бал-бал, балды-балда!
А как Петя-петушок раным-рано поутру нам споет ку-ка-реку!
Бабушка: Вот как весело я живу! А еще ко мне в гсоти сыновья приезжают, и мы с ними играем.
Проводится русская народная игра «Семь сыновей». Дети сопровождают слова бабушки соответствующими движениями.
Бабушка:
У Варвары, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей,
Все без бровей (показывает брови).
Вот с такими глазами (показывает большие глаза).
Вот с такими ушами (показывает огромные уши).
Вот с такой головой (показывает большую голову).
Вот с такой бородой (показывает длинную бороду).
Ничего они не ели, все на бабушку смотрели,
Делали вот так (бабушка показывает любое движение, дети повторяют).
Игра повторяется по желанию детей, они показывают движения.
Бабушка: Есть у меня волшебный сундук. В этом сундуке сказки живут. Давайте его откроем и отгадаем загадки о русских народных сказках.
1. Трудно дедушке седому, с грядки урожай собрать.
Он решил друзей позвать.
Друг за друга взявшись крепко, тянут все из грядки… (репку).
2. Мышка дом себе нашла, мышка добрая была.
В доме том в конце концов стало множество жильцов. (Теремок)
3. А дорога далека, а корзина нелегка,
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок. (Маша и медведь)
4. От родной своей сторожки убежал он по дорожке.
Бегать он умел без ног. Кто же это? (Колобок)
5. Красна девица грустна, ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка. (Снегурочка)
6. Добрый маленький герой разделил свой дом с лисой.
А лисица злой была и зайчишку прогнала.
Сам вернуть свой дом не смог, петушок ему помог. (Заюшкина избушка).
Бабушка: Молодцы, ребятки, отгадали загадки. Вот вам и подарки – книжки! (Дарит детям красочные книжки русских народных сказок). Ой, засиделись мы, а вот и угощение готово. Испекла я печенье всем на удивление!
Угощает детей чаем с печеньем. После чаепития звучит народная музыка. Дети вместе с бабушкой водят хоровод и танцуют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД "Ознакомление детей с малыми фольклорными формами: загадки,пословицы,скороговорки"
НОД "Ознакомление детей с малыми фольклорными формами: загадки,пословицы,скороговорки"...
Конспект НОД «Знакомство детей 2-3 лет с устным народным творчеством (малыми фольклорными формами). Тема: «Петушок, петушок».
«Знакомство детей 2-3 лет с устным народным творчеством (малыми фольклорными формами).Тема: «Петушок, петушок».Задачи:Познакомить детей с фольклорным произведением «Петушок, петушок». Вызвать у ...
Знакомство детей с малыми фольклорными жанрами
Сценарий фольклорного развлечения в 2 младшей группе...
Консультация для воспитателей «Воспитательная роль русского народного творчества в развитии творческого потенциала малышей и его роль в социализации детей. Использование малых фольклорных форм»
В современной практике дошкольного образования и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к...
Развитие речи детей посредством малых фольклорных форм.
Развитие речи...
Знакомство детей с малыми фольклорными формами в процессе коррекционной работы на дошкольном логопункте
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассм...
Создание условий для речевого развития детей посредством малых фольклорных форм.
. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Наблюдение за детьми показали, что большинство малышей довольствовались лишь рассматриванием картинок в...