Формирование грамматического строя речи
учебно-методический материал (развитие речи, подготовительная группа) по теме
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка — важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь как форма манифестации языка выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, планирования и организации деятельности, самоорганизации его поведения, формирования социальных связей. Все это — важнейшее средство опосредствования психических процессов: памяти, восприятия, эмоций (по данным Л. С. Выготского, д. р. Лурии, М. И. Лисиной, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование грамматического строя речи
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка — важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь как форма манифестации языка выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, планирования и организации деятельности, самоорганизации его поведения, формирования социальных связей. Все это — важнейшее средство опосредствования психических процессов: памяти, восприятия, эмоций (по данным Л. С. Выготского, д. р. Лурии, М. И. Лисиной, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца).
Овладение грамматическим строем языка ребенок осуществляет на основе познавательного развития в тесной связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованной словом, в общении с взрослыми и детьми. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического руководства им.
Формирование грамматического строя языка ребенка — спонтанный (А. В. Запорожец) процесс; ребенок «извлекает» (Д. Н. Кацнельсон) язык, его грамматическую систему из фактов воспринимаемой речи, в которой язык выполняет коммуникативную функцию и представлен несистемно. Педагогическое влияние на этот процесс саморазвития должно учитывать логику и ведущие тенденции естественного (стихийного) овладения языком.
Формирование грамматического строя языка ребенка протекает в общем русле его речевого (языкового) развития; формы и методы педагогического руководства должны учитывать поэтапный характер общего речевого развития, прежде всего диалога и монолога, переход от дословесной смысло-семантической системы к ситуативной фразовой непроизвольной речи (из которой в последующем развиваются как диалог, так и монолог), к освоению диалогической формы речи со сверстниками как сферы речевой самодеятельности детей.
Формирование фонетики, лексики, грамматики протекает у ребенка неравномерно и в определенной степени несинхронно; на различных этапах онтогенеза на первый план — как центральное новообразование — выдвигается та или иная его сторона. В зависимости от этого с развитием разных сторон языка приобретаются специфические тенденции и новые взаимосвязи.)
В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя речи у дошкольника включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменением слова по родам, числам, падежам), словообразованием (созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением простых и сложных предложений).
Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы (за исключением некоторых). Он усложняется с возрастом детей. Самое большое место занимают существительные и глаголы, однако в процессе речевого развития растет употребление других частей речи: прилагательных, местоимений, наречий, числительных.
Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлеченные понятия. Они имеют род, число и падеж, различаются по родам и изменяются в числе и падеже. Необходимо учить детей правильно употреблять падежные формы, среди которых самой трудной является родительный падеж множественного числа (сливы — слив, апельсины — апельсинов, карандаши — карандашей).
В предложении существительное — один из важнейших компонентов. Оно согласуется с прилагательными в роде, числе и падеже и координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами.
Глагол обозначает действие или состояние предмета. Глаголы различаются по виду (совершенные и несовершенные), изменяются по лицам, числам, времени, родам и наклонениям.
Дети должны правильно применять глаголы в форме 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа, особенно так называемые «трудные» глаголы (я хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят). Дошкольники должны правильно употреблять и категорию рода у глаголов прошедшего времени, соотнося действие и предмет женского (девочка сказала), мужского (мальчик читал) или среднего (солнце сияло) рода.
Изъявительное наклонение глагола выражается в форме настоящего, прошедшего или будущего времени (он играет, играл, будет играть). Детей нужно подвести к образованию повелительного наклонения глагола — действия, к которому кто-либо побуждает кого-либо (иди, беги; идем, бежим; пусть бежит, идемте) и к образованию сослагательного наклонения — возможного или предполагаемого действия (играл бы, читал бы).
Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений.
Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает этот признак в грамматических категориях рода, числа, падежа.
Детей нужно знакомить с согласованием существительного и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, весела, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр — добрее, тихий — тише — совсем тихо). В процессе обучения дети овладевают умением правильно применять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные, союзы, предлоги.
Словообразование — создание нового слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано (т.е. выводится из него по смыслу и форме), с помощью аффиксов (окончаний, приставок, суффиксов). Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить — учитель), префиксальный (писать — переписывать), смешанный (застольный, разбежаться). Дети могут подобрать от исходного слова словообразовательное гнездо (снег — снежинка — снежный — снеговик — подснежник).
Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направление действий (ехал — поехал — выехал) и т.п.
В обучение дошкольников необходимо включать такие упражнения, которые показывали бы изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков. Так, в именах существительных слова получают оттенок увеличительности, уменьшительности, ласкательности посредством суффиксов субъективной оценки. Дети должны объяснять смысл и различие слов: дом — домик — домище; береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка. В различении смысловых оттенков глагола основное внимание обращается на включение в предложение приставочных глаголов противоположного значения: бежал — перебежал — выбежал; играл — выиграл — проиграл. Выделение смысловых оттенков прилагательных, образованных с помощью суффиксов, показывает детям, как изменяется (дополняется) значение производящего слова: умный — умненький — умнейший; худой — худущий; полный — полненький — полноватый; плохой — плохонький.
Синтаксис — это соединение слов в словосочетания и предложения разных типов: простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся:
- повествовательные;
- вопросительные;
- побудительные.
Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным. Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, а затем правильно связывать слова в предложения. Формирование сложных синтаксических конструкций в высказываниях детей проводится в «ситуации письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст.
Особое внимание при обучении детей правильному построению предложений необходимо уделять упражнениям, развивающим применение правильного порядка слов, устранение повторения однотипных конструкций (преодоление синтаксического монотона), правильное согласование слов в предложении. У детей необходимо сформировать элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны усвоить разные способы сочетания слов в предложении, понимать некоторые смысловые и грамматические связи между словами и уметь интонационно оформить предложение, соблюдая интонацию его конца.
Таким образом, при формировании грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания. Необходимо научить ребенка сознательно пользоваться языковыми грамматическими средствами (словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче своих мыслей и при построении высказывания любого типа (описания, повествования, рассуждения), а также понимать уместность применения предложений разных типов в разных контекстах.
Занятие — эффективная форма обучения родному языку в старшем дошкольном возрасте. Их успешность зависит не столько от формы, сколько от содержания, применяемых методов и демократического стиля общения педагога с детьми. Систематические речевые занятия приучают детей к работе с языковой информацией, воспитывают интерес к решению речевых проблемных задач, лингвистическое отношение к слову.
На занятиях в старших группах следует также широко использовать дидактические игры и упражнения, строить их на коммуникативной и игровой мотивации, с элементами занимательности, пластических упражнений (физкультминутки), но более явно применять в их ходе обучающие приемы, особенно при освоении средств и способов построения связного высказывания.
В подготовительной к школе группе работа по формированию грамматического строя направлена на обогащение речи детей разнообразными грамматическими формами и конструкциями. Продолжается также работа по согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, но задания усложняются и даются в таком виде, что дети вынуждены сами находить правильную форму («Спроси у белочки, сколько у нее лап? Спроси про уши, хвост, глаза, рот»); даются сочетания с несклоняемыми существительными (пошел в новом пальто; играл на пианино); предлагается образовать степень прилагательного (умный-умнее; добрый-добрее; тихий-тише); даются задания с помощью суффиксов изменить значение слова, придав ему другой смысловой оттенок (злой-злющий; толстый-толстенный; полный-полноватый).
Дети учатся правильно употреблять «трудные» глаголы (одеть-надеть). При этом их внимание обращается на слова-антонимы (одеть-раздеть, надеть-снять). Усложняются задания по образованию глаголов с помощью приставок и суффиксов (бежал-перебежал на другую сторону, забежал в дом, убежал из дома; веселый-веселится; грустный-грустит). В образовании новых существительных внимание детей обращается на то, как подбирается словообразовательная пара (чистый пол, чистить, тряпка), как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (школа-школьник, огород-огородник) или на предмет (чай-чайник, скворец-скворечник). Закрепляется умение образовывать название детенышей животных в самых разных случаях (у лисы-лисенок; у лошади-жеребенок, а у жирафа, носорога?) и название предметов посуды (сахар-сахарница, но соль-солонка). Дети учатся подбирать однокоренные слова (весна-весенний-веснушки; снег-снежный-подснежник) и конструировать производные слова в условиях контекста: «Какие птицы (зима) в нашем лесу?», «Дрова надо (пила)».
Работа над синтаксисом включает формирование разнообразных сложных предложений при составлении коллективного письма (построение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений), развивает самоконтроль, использование синонимических синтаксических конструкций, что очень важно для дальнейшего овладения письменной речью.
Таким образом, к школьному возрасту, ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.
Список использованной литературы
- Арушанова А. Формирование грамматического строя речи дошкольника: некоторые итоги исследований//Дошкольное воспитание.-1997.-№2.- с. 58-63.
- Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определния уровня речевого развития детей дошкольного возраста/ О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова.-М.: Каисса, 2008.-86 с.
- Ламаева Р.И. Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.-224 с.
- Лозбякова М.И. Учимся правильно и четко говорить: пособие для логопедов, воспитателей, родителей.- М.: Вентана-Графф.2003.-304 с.
- Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи: интегрированные занятия для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).-М.: Мозайка-Синтез.2006.- 160 с.
- Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольников. 100 логопедических игр для детей 4-6 лет.-СПб.: Издательский Дом «Нева», М.: Олма-Пресс Образование, 2003.- 240 с.
- Скоролупова О.А. Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Животный мир жарких стран». – М.: Изд-во Скрипторий 2003, 2006.-112 с.
- Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Честь II». – М.: Изд-во Скрипторий 2003, 2008.-160 с.
- Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников.-2-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2008.-56 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...
Консультация для педагогов «Особенности и формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи»
статья предназначена для педагогов детских чадов....
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.
У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...
Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".
В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении....
Технологическая карта занятия по формированию грамматического строя речи и формированию и активизации словаря «Бабушкин огород».
Технологическая карта занятия по формированию грамматического строя речи и формированию и активизации словаря«Бабушкин огород»....