"Четыре времени года"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Тазалова Наталья Александровна

Конспект  непосредственно  образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chetyre_vremeni_goda.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 35»

Конспект

непосредственно  образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию

(старший дошкольный  возраст)

Тема:  «Четыре времени года»

                                                                           

                                                                                        Подготовила:

                                                                                      воспитатель

                                                                                         Тазалова Н.А.

г. Арзамас, 2014

Программное содержание:

- закрепить представление детей о характерных особенностях разных времен года;

-развивать мышление, фантазию при выполнении аппликационной работы с осенними листочками;

- учить заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде;

- закреплять умение описывать предмет по его основным признакам;

- воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю;

Предварительная работа:

- экскурсия в «лесную зону» в пределах территории детского сада;

- рассматривание альбома «Времена года»;

- проведение д/и «Угадай время года», «Когда это бывает?»;

- беседы с детьми и чтение художественной литературы о временах года; 

- рассматривание иллюстрационного материала;

- рисование пейзажей (самостоятельная деятельность, НОД по рисованию).

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Физкультура», «Безопасность», «Здоровье».

Материал к занятию: фонограмма песни В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам», муляжи овощей и фруктов, мешочек для игры, подбор картинок, репродукции картин о временах года, игрушка Незнайка, мяч, листочки, пуговки, клей, салфетки, ягоды рябины, фломастеры.

Ход проведения непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о нашей природе, о нашей земле. Мы отправляемся в путешествие по разным временам года и вспомним, что мы о них знаем.

       С давних пор человек наблюдал за природой: собирал приметы, придумывал стихи, загадки, пословицы и поговорки и передавал их от отца к сыну, от матери к дочери. Вот и получается, что мы не только о временах года поговорим, но и о нашей земле – России, о нашей Родине.

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Какая в нашем краю осень?

Дети: Холодная, теплая, пасмурная, солнечная, дождливая, разноцветная (просмотр картин осени)

Воспитатель: А какие работы выполняют взрослые в огородах и садах осенью?

Ответы детей:

Воспитатель: А Вы им помогаете?

Дети:

Воспитатель: Ребята, а расскажите, как животные готовятся к зиме? Что они для этого делают?

Дети: Готовят запасы, утепляют жилище, некоторые меняют шубку.

Воспитатель: Что хорошего вы знаете об осени? Что осенью плохо? Что такое урожай?

Игра «Чудесный мешочек»

Воспитатель: Прислала вам осень свои дары – спелые плоды. Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. Постучите по столу. Слышите, как осыпаются с деревьев фрукты? А теперь представьте огород, в котором выросли овощи. Ваши руки превратились в лопаты, выкопайте ими  овощи. Опустели сады и огороды, а все овощи фрукты оказались в чудесном мешочке. Догадайтесь (на ощупь), что в мешочке. Достаньте это и опишите.

Воспитатель: Вот прошла осень и наступила…(Зима)

Воспитатель: Какая зима в нашем краю?

Дети: Снежная, холодная, долгая, белая, веселая.

Физкультминутка «Зимние ветры»

Заметет дорожки пороша: ш-ш-ш

Завьюжит вьюга: в-в-в

Закружит метель: у-у-у-у

Кругом глубокие снега.

Куда я взгляд ни кину,

Метет и кружится пурга.

Воспитатель: Вы узнаете зиму?

     -Что хорошо зимой? Что плохо? Как нужно вести себя во время гололеда?

    Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Дети, когда мы с вами изображали порошу, вьюгу, метель, что мы произносили? (звуки). Какие бывают звуки? (гласные, мягкие согласные, твердые согласные)

Воспитатель: показывает схему слова.

  В этой схеме я зашифровала название своего любимого времени года. Узнайте это время.

  Дети рассматривают схему слова, отгадывают слово – лето.

 -А какое ваше любимое время года? (ответы детей)

Воспитатель: Какие зимние игры вы знаете?

Дети: Санки, лыжи, снежки, коньки.

Воспитатель: А как животные ведут себя зимой? Чем они питаются? Как они выживают, расскажите?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Устали от снегов и буранов

                И из под снега очень нежно

                Появляется подснежник.

                Растопило солнце лед,

                В гости к нам весна идет.

Воспитатель: Что происходит весной?

Дети: Все просыпается, появляются первые цветы, набухают почки у деревьев, все оживает: животные, насекомые, птицы.

Все радуется весне.

Загадки о весне.

Тает снежок,

Ожил лужок,

    День прибывает,

Когда это бывает?

(весной)

Синенькая шубка покрыла весь мир.

(небо)

Он в берлоге спит зимой,

Под большущею сосной,

А когда придет весна

Пробуждается от сна.

(медведь)

Воспитатель: За весной какое время года идёт?

Дети: Лето.

Воспитатель: Какое лето у нас?

Дети: Теплое, солнечное, ясное, красное, ласковое, зеленое, долгожданное.

Воспитатель: Чем вам нравится лето? Приглашает нас лето поиграть.

Игра «Кто лишний» (выбрать несоответствующую картинку)

Слышится стук в дверь, появляется Незнайка.

Незнайка: Ой – ой – ой! Я так спешил, так бежал, а все равно опоздал! Мы с друзьями помогали взрослым красить заборчик около дома. А вы, ребята, что сделали полезного для своего садика?

Дети: Сажали цветы на участке, рыхлили их, убирали листья, собирали семена цветов, поливали цветы, подметали дорожки своего участка и собирали мусор.

Незнайка: Я вот нашел листья, но знаете, они какие – то очень грустные. Посмотрите на них. Они не умеют улыбаться. А вы умеете? Ну, скорее улыбнитесь. А как же нам их развеселить? Что же такое радость? Покажите, рассмешите.

Воспитатель: А давайте, ребята, сделаем веселое лицо листочкам и оставим в нашей теплой группе, чтобы им всегда было весело. Пройдём - те за столы, там вас ожидает всё что нужно для работы.

Воспитатель: А что нам нужно для работы?

Дети: листочки, пуговки, клей, салфетки, ягоды рябины, фломастеры, кисточки для клея, клеёнки.

Воспитатель: Давайте сначала попробуем сделать глазки. А теперь что мы сделаем? (носик) Но и конечно дорисуем улыбку. Пусть теперь это все подсохнет, а мы посмотрим, что у нас получилось. Листочки получились у нас очень веселыми.

Незнайка: А я на прощанье хочу поиграть с вами в мяч. Я буду вам его бросать, а вы рассказывать, что вам на этом занятии понравилось. (Незнайка прощается с детьми)

Воспитатель: 

Вот какое увлекательное путешествие мы с вами совершили.

Жила – была танцующая Земля,

И вокруг солнца кружилась она.

Времена года меняла

И людей забавляла.

Как хорошо, что есть

Весна, лето, осень и зима!

-Но вот о чем я подумала: что было бы, если бы вдруг времена года поменялись местами?

Ответы детей.

Воспитатель: 

Будем надеяться, что такого не произойдет, за зимой вновь придет весна, и это прекрасно. Ведь такая весна, такое лето, такая осень и зима бывают только у нас. В других странах все по - другому. А как? Мы узнаем, если в следующий раз отправимся в кругосветное путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «Четыре художника – четыре времени года»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.1.     Знакомить детей с временами года, с их последовательностью.2.     Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе....

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по программе «Детство» на тему «Четыре времени года»

Интегрированное занятие (итоговое).Образовательные области: художественное творчество, познание, музыка, здоровье, безопасность, физическая культура.Цель:- создать условия для закрепления знаний...

конспект занятия "Четыре времени года"

Тема занятия:   «Четыре времени года». 1.воспитательная задачи:-воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю;-учить заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологичес...

"Четыре времени года. Зима".

Это комплексное занятие для подготовительной группы, с использованием элементов триз технологий, где дети развивают сообразительность, умение логически мыслить; творческое (образное) мышление, умение ...

конспект образовательной деятельности "Четыре времени года"

использование элементов мнемотаблиц в экологическом развитии детей...

"Четыре времени года"

Конспект  непосредственно  образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста....