"Четыре времени года. Зима".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Это комплексное занятие для подготовительной группы, с использованием элементов триз технологий, где дети развивают сообразительность, умение логически мыслить; творческое (образное) мышление, умение мимикой и жестами передавать характерные чувства, особенности состояния. Закрепляют знания о временах года и их признаках, формируют практические навыки словообразования и словоизменения; уточняют и расширяют запас конкретных представлений о свойствах снега. Учатся подбирать определения и глаголы. Развивают творческое воображение, используя прием активизации мышления – мозговой штурм. Развивают фантазию речь, активность и самостоятельность; а так же желание делать добрые дела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chetyre_vremeni_goda._zima.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие для подготовительной речевой группы
Тема: «Четыре времени года. Зима».
Цель: систематизировать знания детей о зиме.
Задачи:
1. Развивать сообразительность, умение логически мыслить; творческое (образное) мышление, умение мимикой и жестами передавать характерные чувства, особенности состояния.
2. Закреплять знания детей о временах года и их признаках, формировать практические навыки словообразования и словоизменения; уточнять и расширять запас конкретных представлений о свойствах снега. Учить подбирать определения и глаголы. Развивать творческое воображение детей, используя прием активизации мышления – мозговой штурм.
3. Развивать фантазию детей, речь, активность и самостоятельность; желание делать добрые дела.
Ход занятия
Дети заходят в группу и становятся возле стульчиков, расставленных полукругом.
Воспитатель: Ребята, сейчас на стульчик садится тот, кто ответит на мой вопрос:
- какое сегодня число?
- какой сегодня день недели?
- какой день недели был вчера?
- какой будет завтра?
- когда ты вырастешь, кем будешь – мужчиной или женщиной?
- назови день своего рождения.
- кто такая бабушка?
- кто больше – тигр или слон?
И т.д.
Молодцы, все правильно ответили на вопросы. А теперь, давайте улыбнемся друг другу и гостям, и мысленно пожелаем всем здоровья, удачи и хорошего настроения.
- Посмотрим, как вы отгадаете загадку:
Река подо льдом, все бело кругом,
Метелица вьется, как время зовется?
- А почему вы считаете, что это зима?
- А сейчас какое время года? По каким признакам мы узнаем зиму?
Воспитатель: Молодцы, все правильно.
Постаралась зима. Покрыла всю землю белым пушистым покрывалом. Так радостно, так светло стало. А что же это за пушистое покрывало такое?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, ребята. Это снег, а как можно охарактеризовать снег? Какой он?
дети с помощью воспитателя подбирают определения к слову «снег» («белый, холодный, чистый, пушистый, искристый, серебристый, кристаллический, липкий, рассыпчатый, мокрый).
- Снег что делает?
Подбор глаголов к слову «снег» (идет, падает, ложится, кружится, вьется, скрипит, лепится, искрится).
- Что получается, когда нападает много снега? (сугробы)
- Как называется, когда идет сильный снег, такой, что ничего и не видно? (снегопад)
- А когда снег идет, да еще и ветер, холодно, брр, что это? (метель)
Воспитатель: Ребята, сейчас я расскажу вам одну историю. Жил однажды тролль, злющий - презлющий. Но однажды он был в хорошем настроении и смастерил волшебное зеркало, которое решил подарить Снежной Королеве. Давайте посмотрим в окошко и представим, как она пролетает на быстрых, как ветер, санях… Уехала далеко-далеко, на Северный полюс. (Дети смотрят в окно и воображают). А какой вы себе представляете Снежную Королеву?
Высказывания детей.
Воспитатель: вот как, вы представляете себе Снежную Королеву, хорошо.
Только ехала она так быстро, что зеркало уронила, одни осколки остались.
А ведь если хоть один крошечный осколок заколдованного зеркала попадет кому-нибудь в сердце или в глаз, то человек станет злым, все вокруг ему будет казаться уродливым и безобразным. Как это случилось с Каем, добрым мальчиком из сказки Г.Х.Андерсена «Снежная Королева».
- Что же делать, ребята? (Выслушивает ответы детей)
Воспитатель:
- Может, мы попробуем его собрать? А для того, чтобы его собрать, нужно выполнить все задания на осколках, которые придумала Снежная Королева.
«В моём царстве зимы студёные,
Отдыхали лучше бы дома вы.
Я ветром северным засвищу,
Вас я в льдинки превращу.
Снегу сыпаться повелю!
Все пути, дороженьки завалю.
Если встречусь вам на дороженьке,
Заморожу рученьки, ноженьки»!
Воспитатель: ребята, вы не испугались угроз Снежной Королевы?
- Как вы думаете, какими надо быть, чтобы справиться с заданиями?
Дети: (версии детей).
- Да, нам поможет в этом дружба и смекалка. А кто из вас умеет дружить?
- Как вы думаете, кого можно назвать другом?
Ответы детей.
Воспитатель: - Давайте присядем и попробуем все вместе справиться с этим нелегким заданием, попробуем собрать осколки зеркала.
1. осколок. Игра « Доскажи словечко»
воспитатель достает свиток
Снежная Королева забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем и подскажем нужные слова.
Тихо, тихо как во сне падает на землю……………………………………… снег
С неба все скользят пушинки серебристые……………………………снежинки
На поселки, на лужок все снижается……………………………………….снежок
Вот веселье для ребят все сильнее………………………………………..снегопад
Все бегут в перегонки все хотят играть в ………………………………….снежки
Словно в белый пуховик нарядился………………………………………снеговик
Рядом снежная фигурка это девочка……………………………………..снегурка
На снегу – то, посмотри – с красной грудкой…………………………… снегири
Словно в сказке, как во сне землю всю украсил……………………………... снег
Воспитатель: Вот и выполнили первое задание, подсказали нужные слова. Давайте найдем осколку его место.
(Ребенок прикладывает осколок к основе зеркала)
2. Осколок: «Старые вещи»
Воспитатель: Прислушайтесь, слышите, кто-то плачет – это старые вещи (бутылка из-под лимонада и фломастер). Дети рассматривают предметы.
- Давайте подумаем, как можно продлить «жизнь» этим предметам? Для чего они еще могут служить?
Ответы детей: - я думаю, что из нее можно сделать горшок для цветов или совок для снега или сыпучих продуктов;
- а я думаю, что можно сделать воронку, а из фломастера я бы сделала качели для куклы или бигуди для волос;
- можно сделать, если распилить на части макароны для игры в «Магазин» и т.д.
Воспитатель: Вот и со вторым заданием справились.
(Ребенок прикладывает второй осколок)
3. осколок. «Метель»
Физкультминутка.
Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:
Закружила метель, словно чудо – карусель,
Все дорожки замела. Нам в подарок принесла…
И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, на кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.
Воспитатель: Справились еще с одним нелегким заданием.
(Ребенок прикладывает третий осколок).
Воспитатель: Нам нужно спешить выполнить все задания и поскорее собрать все осколки. Присаживайтесь.
4. осколок. Игра « Скажи правильно»
(На столе маленькая елочка, у воспитателя в руках снежинка на ниточке)
- Посмотрите - это снежинка, она такая легкая и воздушная, что летает, где захочет. Ребята, вы должны посмотреть на снежинку и сказать, куда она переместилась. Закончите предложение.
(воспитатель перемещает снежинку относительно елочки)
Снежинка упала…………………..под елку.
Снежинка лежит…………………..на ветке.
Снежинка опустилась …………….за елкой.
Снежинка лежит…………………..около елки.
-Молодцы, ребята справились и с этим заданием
.Ребенок прикладывает следующий осколок.
- Снежинка так долго летала, что у нас стало холодно. Ребята, покажите как вам холодно.
(Дети изображают, как они замерзли)
- А как можно согреться?
(дети предлагают свои варианты)
- Правильно, а еще чтобы согреться, надо хорошо потрудиться. Снежная королева предлагает вам создать своими руками заснеженные веточки.
5. осколок «Заснеженные веточки»
- Как можно это сделать? (показ, объяснение)
Сухие веточки деревьев, кустарников; клей ПВА, кисточки, влажные салфетки; шарики пенопласта.
- посмотрите, какие красивые заснеженные веточки у нас получились! И задание Снежной Королевы мы выполнили, приложите последний осколок разбитого зеркала.
Ребенок прикладывает последний осколок.
Воспитатель: какое же чудо произошло?
Ответы детей: Мы справились со всеми заданиями. Собрали из осколков зеркало, и теперь никто не пострадает от злого умысла тролля и Снежной Королевы. Никто не станет злым.
Воспитатель: Что нам помогло справиться с этим нелегким заданием?
Ответы детей: Ум, смекалка, доброта, дружба и т.д.
Воспитатель: правильно, сообща, вместе можно преодолеть любое препятствие, выполнить любое задание, справиться с любыми трудностями.
Итог занятия:
- Молодцы ребята, хорошо сегодня отвечали, были активными и внимательными на занятии.
- А теперь давайте посмотрим в это замечательное зеркало и улыбнемся друг другу.
Спасибо за старание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «Четыре художника – четыре времени года»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.1. Знакомить детей с временами года, с их последовательностью.2. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе....
материал к занятию " Четыре художника- четыре времени года"
картинки, фотографии к занятию...
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по программе «Детство» на тему «Четыре времени года»
Интегрированное занятие (итоговое).Образовательные области: художественное творчество, познание, музыка, здоровье, безопасность, физическая культура.Цель:- создать условия для закрепления знаний...
конспект занятия "Четыре времени года"
Тема занятия: «Четыре времени года». 1.воспитательная задачи:-воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю;-учить заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологичес...
конспект образовательной деятельности "Четыре времени года"
использование элементов мнемотаблиц в экологическом развитии детей...
"Четыре времени года"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме: "Чтение отрывка из сказки Г.Скребицкого "Четыре времени года:Зима"
План-конспект непосредственно образовательной деятельностипо теме «Чтение отрывка из сказки Г.Скребицкого«Четыре времени года: Зима»по образовательной области «Речевое развитие...